ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 496

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


69) Принесение представлений на незаконные и необоснованные судебные решения.

Правовой основой прокурорского надзора за законностью приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел и не вступивших в законную силу, является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст.354 УПК РФ. Согласно п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. «Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали». Возможность применения этого полномочия различается в зависимости от должностного положения прокурора и его участия в судебном заседании. Прокурор и его заместитель могут опротестовать любой незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда независимо от того, участвовали или нет они в рассмотрении судом данного конкретного дела. Помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут принести протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.


70) Акты прокурорского надзора (общая характеристика).

Акты прокурорского надзора (реагирования) — документы, закрепляющие специальное решение прокурора, которое выражает его реакцию на выявленные нарушения закона (постановления, протесты, представления, письменные требования).

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений на.

71) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) 2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.


Книга: Организация и деятельность российской прокуратуры







72) Органы предварительного рассмотрения расследований. Система, задачи, функции и компетенция.

Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.

Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность. Задачи стадии ПР:

Общие: защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;

защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;

отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.

Специфические: привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого; выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обеспечение гражданского иска; подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде. Значение стадии ПР: в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;

в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;

в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

Общие условия – это установленные законом положения, которые характеризуют стадию предварительного расследования и регламентируют порядок деятельности. УПК устанавливает формы предварительного расследования, место его производства, подследственность, правила соединения, выделения уголовных дел и другие условия, в которых осуществляется расследование, именуя их общими условиями предварительного следствия (глава 21, ст. 150–161 УПК). Данные положения касаются и производства дознания, за исключением тех обстоятельств, которые особо оговорены в законе. Поэтому вполне правомерно говорить об общих условиях предварительного расследования, отражающих характерные черты и специфические особенности содержания этой стадии процесса.

Наиболее полный перечень общих условий включает:

формы предварительного расследования (ст. 150, 151, 157 УПК);

соблюдение подследственности (ст. 151, 152 УПК);

правила соединения и выделения уголовных дел (ст. 153, 154, 155 УПК);

начало производства и окончание предварительного расследования (ст. 156, 158 УПК);


обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 УПК);

меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК);

недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161УПК).
















73) Органы предварительного следствия. Следователь. Следственный аппарат

Статья 5. Система органов предварительного следствия Российской Федерации

    1. Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные Следственные управления, научные и образовательные учреждения образуют систему органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют органы предварительного следствия, Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации с согласия Генерального прокурора Российской Федерации расследование преступлений может быть возложено на специально откомандированных следователей других территориальных органов предварительного следствия либо управлений и отделов Федеральной службы расследований.
     2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации, определение их статуса и компетенции осуществляются Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации.
     3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов предварительного следствия, не входящих в единую систему Федеральной службы расследований Российской Федерации, не допускается.
ГЛАВА 3. СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ Статья 14. Полномочия следователя 1. Следователь - должностное лицо, наделенное полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам иназначенное в установленном настоящим федеральным законом порядке на должность следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам либо старшего следователя по особо важным делам. Производство предварительного следствия по уголовным делам иными, кроме следователей, должностными лицами не допускается.
     2. Полномочия следователей при расследовании уголовных дел определяются Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации и одинаковы независимо от занимаемых ими должностей.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



74) Органы предварительного следствия при МВД РФ

Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном су1 допроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации. Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи: обеспечение в пре­делах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном.121 судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутрен­них дел РФ". В соответствии с приказом МВД РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 года» от 4 января 1999 г. разработана типовая структура следственного управления (отдела) СУ, СО МВД республик в составе России, УВД, УВДТ: 99 См.: Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г.

75) Следственный аппарат органов прокуратуры.

Указ Президента РФ от 1 августа 2007 г. N 1004"Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации"(с изменениями от 23 октября, 17 ноября 2008 г., 4 января 2009 г.)

cовокупность всех следственных подразделений. Система С.а. достаточно разветвленная, в нее входят следственные структурные образования органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции, которые в свою очередь образуют свои подсистемы (напр., систему следственного аппарата органов прокуратуры). Внутреннее строение подсистем имеет некоторую схожесть и определяется по следующим признакам: 1) территориальный, как правило, представлен тремя звеньями (напр., следственный аппарат Министерства внутренних дел, следственные подразделения УВД (МВД) субъектов Федерации, следственные горрайорганов внутренних дел); 2) линейный связан со спецификой обслуживаемой территории (напр., следственные подразделения органов внутренних дел на транспорте (железнодорожном, воздушном, речном и др.); 3) специальный связан с расследованием преступлений определенной категории или с субъектом совершенного преступления (напр., следственные подразделения экологической военной прокуратуры). Органы предварительного следствия (кроме районных), входящие в С.а., имеют внутреннюю структуру. Существует концепция создания в РФ единого С.а.









76) Система органов предварительного следствия при Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств.

Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Опубликовано 11 августа 2004 г. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976


В соответствие со ст.41 Закона, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий. Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

77) Следственный аппарат ФСБ РФ.





78) Органы дознания. Начальник органа дознания. Дознаватель.

начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;";

УПК ст. 40 Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"Обязанности органов дознания На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления. Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель — согласно уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, уполномоченное на проведение предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно.

79) Государственные органы обеспечения безопасности (общая характеристика).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ).

Из-за невозможности определить конечный перечень органов безопасности непосредственно из закона, обратимся к Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации»[2] (с изменениями от 7 августа 2004 г.). На основе анализа данного Указа, авторы учебника под ред. О.А. Галустьяна, к числу органов безопасности относят: