ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 517
Скачиваний: 2
1) Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса.
Поо-учебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо
2) Место курса в системе дисциплин.
Место курса поо определяется прежде всего тем, что эта дисциплина юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами. Дисциплина ПОО связана с общей ТГиП. Последняя является теоритической базой всех правовых наук. Значение курса поо для изучения других юридических дисциплин определяется её вводным характером, позволяющим предварить освоение прочих предметов юриспруденции. Особенно важны взаимосвязь и значение данной дисциплины с курсами гражданского процесса, уголовного процесса и прокурорского надзора, поскольку дисциплина поо подводит к изучению указанных дисциплин. Курс поо связан с дисциплиной «Административное право», особенно в вопросах организационного обеспечения судов и деятельности МВД.ПОО широко применяют в своей деятельности уголовное,гражданское,земельное,а так же ряд других отрослей права,содержащие ин-цию о признаках преступлений и правонарушений о видах наказания.Уч.курс так же связан с такими дисциплинами как криминалистика,криминология которые содержат ин-цию о преступности,ее кач-ных и количественных х-тиках,тактике и методике борьбы с преступностью.Учебный курс ПОО РФ опирается на обширную теоритическую и нормативную базу,которая дает возможность последовательно и логично изложить общую и особенную части в их единстве и взаимосвязи.
3) Правоохранительная система, её звенья.
Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка. Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений. Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1.Органов внутренних дел РФ.2.Органов федеральной службы безопасности.3. Федеральных органов налоговой полиции.4. Федеральных органов государственной охраны.5.Органов пограничной службы Российской Федерации.6.Таможенных органов Российской Федерации.7.Службы внешней разведки Российской Федерации.8. Министерства юстиции Российской Федерации.
4) Основные источники курса.
Основные источники курса – законодательные источники. Это нормативные акты, в которых содержаться нормы конституционного, административного, процессуального и других отраслей права, регулирующие построение суда, прокуратуры, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций. Все нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения, подразделяются на законы и подзаконные акты, последние издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами. Законы: первая группа н.а. – конституция рф, конституции республик в её составе, а так же уставы других субъектов рф; вторая группа н.а.- законы, принятые в рамках текущего законодательства законодательными органами РФ, республик в её составе и других субъектов РФ. Подзаконные акты: третья группа – указы президента РФ и президентов республик в составе РФ; четвёртая группа – постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемы им на основе конституции РФ, федеральных законов, указов президента; пятая группа – ведомственные акты руководителей систем поо. Например указы ген. Прокурора РФ; шестая группа- международные акты, пакты, декларации, договоры РФ с другими государствами.КРФ закрепляет основополагающие общественные и экономические отношения,является ключевым элементом правовой основы на которой строится законодательство о ПОО,создает предпосылки к принятию законов охватывающих весь комплекс мер по образованию,реформированию и упразднению поо.в соотв.с КРФ признаются и гарантируются права человека и гражданина.н аоснове конституционных положений разработаны,приняты Фед.собр.РФ и вступили в действие ФКЗ,ФЗ,указы Президента и постановления правительства.(см.схему в лекциях)
5) Суд как орган судебной власти.
Понятие "суд" имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела. Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарнизона).Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово "суд" - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и Закон "О судебной системе РФ" предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи. Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1.Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебнаявласть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды (статьи 125 – констит. 126 – общ. Юрисдикц. 127 – арбитраж). Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе (Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" ) говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. 2.Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. 3.Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.
6) Судебная власть как вид государственной власти, её общая характеристика.
Гос.власть-политическое руководство обществом при помощи гос.аппарата в соотв.со ст.10 КРФ гос.власть в РФ организуется на принципе разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.Судебная власть-разновидность ос.власти.означающая способность и возможность воздействия на поведение людей через суды и посредством их д-ости на основе демократических принципов в порядке установленным законом. Признаки судебной власти:1)Подзаконный х-тер д-ости(суды и судьи действуют только но основании КРФ,ФЗ,подзаконные акты применяются судами в случае установленном законом.2)Правоприменительный х-тер д-ости(суды не издают законы а лишь применяют их нормы к обстоятельствам конкретного дела.3)Исключительность судебной власти(Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О судебной системе РФ"). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются КРФ и ФКЗ.4)Независимость(означает недопустимость вмешательства в д-ость судьи при осущ-ии своих полномочий со стороны лиц как заинтересованных так и не заинтересованных в их д-ости)различают внешнюю и внутреннюю независимость.Внешняя выражается в законодат.устонавлив.запрет на вмешательство в д-ость судьи.судьи никому не подотчетны и не обязаны давать объяснения по поводу дел находящихся в его производстве и принимаемых решений.Внутренняя выражается в моральных к-вах отдельного судьи и его способности противостоять внешнему воздействию.5)Полнота суд.власти(выражается в широких полномочиях суда не только осущ.правосудие но и принимать меры гос.принуждения к правонаруш.только суд может признать лицо виновным в совершении преступления)6)Осущ.полномочий путем судопроизводства(в соотв.с КРФ судебная власть осущ.посредством конституционного,уголовного,гражданского административного судопроизводства.
7) Понятие правосудия как особого вида государственной деятельности и формы осуществления судебной власти.
Правосудие-суждение суда о правах,обязанностях и ответсвенности граждан на основе применения закона к обстоятельствам конкретного дела.Правосудие в широком смысле:любая д-ость суда по р-ции своих полномочий.в узком смысле:д-ость суда рассматривающ.уголовные,гражданские дела об административных правонарушениях об оспаривании норм законас т.з.соответсвия конституции с вынесением итогового решения.Назначение правосудия:Разрешение правовых конфликтов возникающих в процессе жизнедеятельности личности,общ.и гос-ва,независимым гос.органом в соотв.с КРФ,правосудие явл.особой гос.ф-цией и осущ.только судом,основывается на принципах демократии закрепленных в КРФ и ФЗ,Формы проявления судебной власти:1)конституционный контроль2)правосудие3)Проверка законности и обоснованности судебных решений вынесенных нижестоящими судами со стороны вышестоящих инстанций суда.4)осуществление судебного контроля за законностью действий и решений органов предварительного расследования5)обеспечение исполнение приговоров и иных судебных решений,разъяснение действующего законодательства на основе анализа судебной практики.6)Р-ция законодательной иницитивы
8) Понятие принципов (основ) организации судебной деятельности и их закрепление в Конституции РФ и законах.
Под судебной системой понимается совокупность всех судов гос-ва имеющих общие задачи,связанных м.у.собой установленными законом взаимоотношениями по осущ-ию правосудия.1) Принцип законодательной регламентации судебной деятельности выражается в том, что судебная система РФ устанавливается конституцией и ФКЗ «о судебной системе РФ» 2) Принцип единства судебной системы обеспечивается путём: - установления судебной системы КРФ и ФКЗ о судебной системе; - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральным законом правил судопроизводства; - применения всеми судами КРФ,ФКЗ,ФЗ,общепризнанных принципов и норм международного права,и так же конституций субъектов РФ.;- признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; - финансирования фед. судов и мировых судий из фед. бюджета. 3) Принцип вертикальной связи однородных судов, что суды общей юрисдикции (территориальные и военные) и арбитражные суды связаны между собой организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, а функциональные – о судопроизводстве.к фед.судам относятся:1)КС РФ(судебный орган конституц.контроля,самост.и независимо осущ.судебную власть посредством конституц.судопроизводства)2)ВС РФ(вс республик,краевые и областные суды,суды городов фед.значения,суды автономных областей составляющих систему фед.судов общей юрисдикции)3)ВАС РФ(фед.арб.суды округов-абр.кассационные суды,арб.апелляционные суды,арб.суды субъектов РФ,составляющие систему фед.арб.судов)К судам субъектов РФ относят:конституционные(уставные)суды субхектов РФ,мировые судьи,являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ)
9) Принцип законности.
Принцип законности - межотраслевой принцип, пронизывающий все отрасли российского права, уголовное и гражданское судопроизводство, но в то же время имеющий свои особенности в третейском разбирательстве. ытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона "О судоустройстве РСФСР" закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК). Так, ст. 10 ГПК указывает, что суд обязан разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со сто- роны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, ст. 225 ГПК обязывает суд выносить частное определение в случае обнаружения нарушения законности гражданами, должностными лицами либо существенных недостатков в деятельности предприятий, организаций.
10) Осуществление судебной власти только судом (судьёй).
Закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона "О судебной системе РФ" определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возможность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд. Попытки создать внесудебные органы в "советское" время оберну- лись беззаконием и произволом. Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов не допускается. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.