ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1787
Скачиваний: 1
6
— анализировать, толковать и правильно применять правовые
нормы, регулирующие организацию и деятельность судов и правоохра-
нительных органов;
— анализировать судебную практику применительно к вопросам
организации и деятельности судов и правоохранительных органов;
— анализировать возникающие правовые споры в сфере судеб-
ной и правоохранительной деятельности и находить основанные на за-
коне наиболее оптимальные способы их разрешения;
— давать квалифицированные юридические консультации и за-
ключения; правовую оценку действиям и решениям других участников
процесса по вопросам судоустройства и деятельности правоохрани-
тельных органов.
3. Владеть
навыками:
— работы с законодательством о судоустройстве и правоохра-
нительных органах и связанной с ним правоприменительной практикой;
решениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европей-
ского суда по правам человека по вопросам судоустройства и деятель-
ности правоохранительных органов;
— анализа правовых решений, принимаемых в ходе в сфере су-
дебной и правоохранительной деятельности;
— разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности
судебных и правоохранительных органов.
Успешно завершившим изучение дисциплины «Судоустройство
и правоохранительные органы» признается студент, который обладает
следующими компетенциями:
а) общекультурные
компетенции:
— осознает социальную значимость своей будущей профессии,
обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
(ОК-1);
— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению,
уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
б) профессиональные
компетенции:
в правоприменительной деятельности:
— способен осуществлять профессиональную деятельность на
основе развитого правосознания, правового мышления и правовой
культуры (ПК-2);
— способен обеспечивать соблюдение законодательства субъек-
тами права (ПК-3);
7
— способен принимать решения и совершать юридические дей-
ствия в точном соответствии с законом (ПК-4);
— способен применять нормативные правовые акты, реализовы-
вать нормы материального и процессуального права в профессиональ-
ной деятельности (ПК-5);
— способен юридически правильно квалифицировать факты и
обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
— готов к выполнению должностных обязанностей по обеспече-
нию законности и правопорядка, безопасности личности, общества, го-
сударства (ПК-8);
— способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать
преступления и иные правонарушения (ПК-10);
— способен осуществлять предупреждение правонарушений,
выявлять и устранять причины и условия, способствующие их соверше-
нию (ПК-11);
— способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения
и содействовать его пресечению (ПК-12).
8
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Судоустройство и правоохранительные органы» от-
носится к базовой части профессионального цикла ООП.
Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер.
Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что, прежде чем
приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент дол-
жен получить представление обо всех государственных и иных органах
(организациях), осуществляющих правосудие, правоохранительную или
иную юридическую деятельность, — судах, прокуратуре, органах пред-
варительного расследования, адвокатуре и других, о выполняемых ими
функциях и их организации (устройстве). Студент обязан знать место
каждого из них в системе этих органов (организаций), а также понятие и
разграничение их функций и полномочий.
Поскольку данная дисциплина изучается на первом курсе юриди-
ческих ВУЗов, у студентов, приступающих к ее изучению, наличествуют
первоначальные общеправовые знания (в том числе и о судоустройстве
и правоохранительных органах), полученные при изучении ряда пред-
метов, входящих в школьную программу. К этим предметам, в первую
очередь, относится предмет «Основы государства и права». Обязатель-
ный минимум Государственного образовательного стандарта общего
образования по праву предусматривает изучение в рамках этого пред-
мета темы: «Правоохранительные органы, их виды и полномочия», «Пра-
восудие», «Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное
судопроизводство». Другим предметом, в рамках которого школьники
изучают основы деятельности правоохранительных органов, является
«Обществознание». Согласно Обязательному минимуму содержания
основных образовательных программ школьники изучают следующие
темы: «Правоохранительные органы», «Судебная система», «Адвокату-
ра», «Нотариат».
Таким образом, студент, приступающий к изучению данной дис-
циплины, должен знать основы судоустройства и деятельности право-
охранительных органов, соответствующие содержанию вышеуказанных
школьных программ.
Наряду с этим, студент, приступающий к изучению данной дисци-
плины, должен
уметь
работать с источниками социальной информации,
использовать современные средства коммуникации, решать познава-
тельные и практические задачи, отражающие типичные социальные си-
туации, применять полученные знания для определения рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения в конкретных ситуа-
9
циях, аргументированно защищать свою позицию, оппонировать иному
мнению, участвуя в дискуссиях, и т.д.
Учебная дисциплина «Судоустройство и правоохранительные ор-
ганы» тесно связана с фундаментальными (теоретическими) юридиче-
скими дисциплинами, изучаемыми одновременно
с ней на первом курсе
юридических ВУЗов.
Фундаментальные (теоретические) дисциплины изучают основные,
наиболее общие юридические понятия. В предмет теории государства и
права входят такие понятия, как сущность государства, его функции, ме-
ханизм государственной власти, сущность права, правоотношения, за-
конность, правопорядок и др. Эти же понятия, но в историческом аспек-
те, изучаются по истории государства и права.
Фундаментальные дисциплины позволят студенту получить более
обобщенное и полное знание основных юридических понятий и катего-
рий. С другой стороны, дисциплина «Судоустройство и правоохрани-
тельные органы» более конкретно изучает некоторые аспекты функци-
онирования механизма государственной власти — деятельность судов,
правоохранительных органов и др.
Учебная дисциплина «Судоустройство и правоохранительные орга-
ны» является обеспечивающей изучение следующих дальнейших дисци-
плин программы для бакалавров: «Конституционное право РФ», «Адми-
нистративное право РФ», «Гражданское процессуальное право», «Арби-
тражный процесс», «Уголовно-процессуальное право», «Прокурорский
надзор», «Адвокатура», «Нотариат».
Существует тесная связь между данной дисциплиной и курсом
«Конституционное право России». Многие базовые положения изучае-
мого предмета закреплены непосредственно в Конституции РФ. Глава
7, специально посвященная судебной власти, регламентирует, в частно-
сти, основные положения статуса судей, полномочия высших судебных
органов, ст. 129, посвящена прокуратуре. В Конституции РФ закреплены
основы конституционного судебного контроля, основные полномочия
Конституционного Суда РФ. В Конституции РФ закреплены также прин-
ципы правосудия, права личности при осуществлении судопроизвод-
ства и др. Все эти вопросы входят в качестве составной части и в пред-
мет конституционного права.
Курс «Административное право» изучает деятельность органов го-
сударственного управления, к которым относятся правоохранительные
и некоторые другие органы, входящие в предмет изучения данной дис-
циплины. Кроме того, административное право содержит нормы, касаю-
щиеся административных правонарушений и ответственности за их со-
вершение, которые применяются в практической деятельности правоох-
10
ранительных органов и судов. Курс «Административное право» дает так-
же понятие об административных правоотношениях, с которым студент
столкнется при изучении этой дисциплины. Так, одна из категорий дел,
рассматриваемых арбитражными судами, — дела об экономических
спорах, возникающих из административных правоотношений.
Тесная связь этой дисциплины существует с процессуальными от-
раслями права — гражданским процессом, арбитражным процессом
и уголовным процессом. Эти отрасли права регулируют отношения,
возникающие при осуществлении соответствующего судопроизвод-
ства — гражданского, арбитражного и уголовного, а по уголовным де-
лам — включая также и отношения в ходе досудебного производства (в
частности, предварительного расследования). Названные учебные дис-
циплины подробно изучают установленный законом процессуальный
порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел в различных ста-
диях процесса, производства предварительного расследования, права
и обязанности участников судопроизводства и др. Полученные при из-
учении данного курса знания
(о понятии судебной власти, о судебной
системе, о судебных инстанциях, о понятии и видах правоохранитель-
ных органов, их функциях и др.) послужат основой для освоения про-
цессуальных дисциплин.
Неразрывно связан с рассматриваемой учебной дисциплиной курс
«Прокурорский надзор», который более углубленно изучает ее разделы
о прокуратуре, — принципы организации и деятельности, отрасли про-
курорского надзора, иные функции и направления деятельности и др.
Курсы «Адвокатура» и «Нотариат» также тесно связаны с дисципли-
ной «Судоустройство и правоохранительные органы», в предмет которой
входят разделы, посвященные строению и основам деятельности адво-
катуры и нотариата в РФ. Более углубленно эти темы будут изучаться
студентами в рамках соответствующих дисциплин.