Файл: Sudoustr_i_pravookhran_organy(2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1741

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

—  анализировать, толковать и правильно применять правовые 

нормы, регулирующие организацию и деятельность судов и правоохра-
нительных органов;

—  анализировать судебную практику применительно к вопросам 

организации и деятельности судов и правоохранительных органов;

—  анализировать возникающие правовые споры в сфере судеб-

ной и правоохранительной деятельности и находить основанные на за-
коне наиболее оптимальные способы их разрешения;

—  давать квалифицированные юридические консультации и за-

ключения; правовую оценку действиям и решениям других участников 
процесса по вопросам судоустройства и деятельности правоохрани-
тельных органов.

3. Владеть 

навыками:

—  работы с законодательством о судоустройстве и правоохра-

нительных органах и связанной с ним правоприменительной практикой; 
решениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европей-
ского суда по правам человека по вопросам судоустройства и деятель-
ности правоохранительных органов;

—  анализа правовых решений, принимаемых в ходе в сфере су-

дебной и правоохранительной деятельности;

—  разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности 

судебных и правоохранительных органов.

Успешно завершившим изучение дисциплины «Судоустройство 

и правоохранительные органы» признается студент, который обладает 
следующими компетенциями:

а) общекультурные 

компетенции:

—  осознает социальную значимость своей будущей профессии, 

обладает достаточным уровнем профессионального правосознания 
(ОК-1);

—  имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, 

уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

б) профессиональные 

компетенции:

в правоприменительной деятельности:

—  способен осуществлять профессиональную деятельность на 

основе развитого правосознания, правового мышления и правовой 
культуры (ПК-2);

—  способен обеспечивать соблюдение законодательства субъек-

тами права (ПК-3);


background image

7

—  способен принимать решения и совершать юридические дей-

ствия в точном соответствии с законом (ПК-4);

—  способен применять нормативные правовые акты, реализовы-

вать нормы материального и процессуального права в профессиональ-
ной деятельности (ПК-5);

—  способен юридически правильно квалифицировать факты и 

обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

—  готов к выполнению должностных обязанностей по обеспече-

нию законности и правопорядка, безопасности личности, общества, го-
сударства (ПК-8);

—  способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать 

преступления и иные правонарушения (ПК-10);

—  способен осуществлять предупреждение правонарушений, 

выявлять и устранять причины и условия, способствующие их соверше-
нию (ПК-11);

—  способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения 

и содействовать его пресечению (ПК-12).


background image

8

2.  МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 

В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Судоустройство и правоохранительные органы» от-

носится к базовой части профессионального цикла ООП.

Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. 

Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что, прежде чем 
приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент дол-
жен получить представление обо всех государственных и иных органах 
(организациях), осуществляющих правосудие, правоохранительную или 
иную юридическую деятельность, — судах, прокуратуре, органах пред-
варительного расследования, адвокатуре и других, о выполняемых ими 
функциях и их организации (устройстве). Студент обязан знать место 
каждого из них в системе этих органов (организаций), а также понятие и 
разграничение их функций и полномочий.

Поскольку данная дисциплина изучается на первом курсе юриди-

ческих ВУЗов, у студентов, приступающих к ее изучению, наличествуют 
первоначальные общеправовые знания (в том числе и о судоустройстве 
и правоохранительных органах), полученные при изучении ряда пред-
метов, входящих в школьную программу. К этим предметам, в первую 
очередь, относится предмет «Основы государства и права». Обязатель-
ный минимум Государственного образовательного стандарта общего 
образования по праву предусматривает изучение в рамках этого пред-
мета темы: «Правоохранительные органы, их виды и полномочия», «Пра-
восудие», «Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное 
судопроизводство». Другим предметом, в рамках которого школьники 
изучают основы деятельности правоохранительных органов, является 
«Обществознание». Согласно Обязательному минимуму содержания 
основных образовательных программ школьники изучают следующие 
темы: «Правоохранительные органы», «Судебная система», «Адвокату-
ра», «Нотариат».

Таким образом, студент, приступающий к изучению данной дис-

циплины, должен знать основы судоустройства и деятельности право-
охранительных органов, соответствующие содержанию вышеуказанных 
школьных программ. 

Наряду с этим, студент, приступающий к изучению данной дисци-

плины, должен 

уметь

 работать с источниками социальной информации, 

использовать современные средства коммуникации, решать познава-
тельные и практические задачи, отражающие типичные социальные си-
туации, применять полученные знания для определения рационального, 
правомерного и социально одобряемого поведения в конкретных ситуа-


background image

9

циях, аргументированно защищать свою позицию, оппонировать иному 
мнению, участвуя в дискуссиях, и т.д.

Учебная дисциплина «Судоустройство и правоохранительные ор-

ганы» тесно связана с фундаментальными (теоретическими) юридиче-
скими дисциплинами, изучаемыми одновременно

 

с ней на первом курсе 

юридических ВУЗов.

Фундаментальные (теоретические) дисциплины изучают основные, 

наиболее общие юридические понятия. В предмет теории государства и 
права входят такие понятия, как сущность государства, его функции, ме-
ханизм государственной власти, сущность права, правоотношения, за-
конность, правопорядок и др. Эти же понятия, но в историческом аспек-
те, изучаются по истории государства и права.

Фундаментальные дисциплины позволят студенту получить более 

обобщенное и полное знание основных юридических понятий и катего-
рий. С другой стороны, дисциплина «Судоустройство и правоохрани-
тельные органы» более конкретно изучает некоторые аспекты функци-
онирования механизма государственной власти — деятельность судов, 
правоохранительных органов и др. 

Учебная дисциплина «Судоустройство и правоохранительные орга-

ны» является обеспечивающей изучение следующих дальнейших дисци-
плин программы для бакалавров: «Конституционное право РФ», «Адми-
нистративное право РФ», «Гражданское процессуальное право», «Арби-
тражный процесс», «Уголовно-процессуальное право», «Прокурорский 
надзор», «Адвокатура», «Нотариат».

Существует тесная связь между данной дисциплиной и курсом 

«Конституционное право России». Многие базовые положения изучае-
мого предмета закреплены непосредственно в Конституции РФ. Глава 
7, специально посвященная судебной власти, регламентирует, в частно-
сти, основные положения статуса судей, полномочия высших судебных 
органов, ст. 129, посвящена прокуратуре. В Конституции РФ закреплены 
основы конституционного судебного контроля, основные полномочия 
Конституционного Суда РФ. В Конституции РФ закреплены также прин-
ципы правосудия, права личности при осуществлении судопроизвод-
ства и др. Все эти вопросы входят в качестве составной части и в пред-
мет конституционного права.

Курс «Административное право» изучает деятельность органов го-

сударственного управления, к которым относятся правоохранительные 
 и некоторые другие органы, входящие в предмет изучения данной дис-
циплины. Кроме того, административное право содержит нормы, касаю-
щиеся административных правонарушений и ответственности за их со-
вершение, которые применяются в практической деятельности правоох-


background image

10

ранительных органов и судов. Курс «Административное право» дает так-
же понятие об административных правоотношениях, с которым студент 
столкнется при изучении этой дисциплины. Так, одна из категорий дел, 
рассматриваемых арбитражными судами, — дела об экономических 
спорах, возникающих из административных правоотношений.

Тесная связь этой дисциплины существует с процессуальными от-

раслями права — гражданским процессом, арбитражным процессом 
и уголовным процессом. Эти отрасли права регулируют отношения, 
возникающие при осуществлении соответствующего судопроизвод-
ства — гражданского, арбитражного и уголовного, а по уголовным де-
лам — включая также и отношения в ходе досудебного производства (в 
частности, предварительного расследования). Названные учебные дис-
циплины подробно изучают установленный законом процессуальный 
порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел в различных ста-
диях процесса, производства предварительного расследования, права 
и обязанности участников судопроизводства и др. Полученные при из-
учении данного курса знания 

 (о понятии судебной власти, о судебной 

системе, о судебных инстанциях, о понятии и видах правоохранитель-
ных органов, их функциях и др.) послужат основой для освоения про-
цессуальных дисциплин.

Неразрывно связан с рассматриваемой учебной дисциплиной курс 

«Прокурорский надзор», который более углубленно изучает ее разделы 
о прокуратуре, — принципы организации и деятельности, отрасли про-
курорского надзора, иные функции и направления деятельности и др.

Курсы «Адвокатура» и «Нотариат» также тесно связаны с дисципли-

ной «Судоустройство и правоохранительные органы», в предмет которой 
входят разделы, посвященные строению и основам деятельности адво-
катуры и нотариата в РФ. Более углубленно эти темы будут изучаться 
студентами в рамках соответствующих дисциплин.