ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1875
Скачиваний: 3
6
назначения и производства судебных речеведческих экспертиз, а также о
возможностях применения криминалистических средств и методов в уста-
новлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения;
— обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам
работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам
производства судебных речеведческих экспертиз;
— распространение и внедрение современных достижений науки,
техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;
е) в области научно-исследовательской деятельности:
— проведение прикладных научных исследований в области рече-
ведческой экспертизы;
ж) в области профилактической деятельности:
— выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики
причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разра-
ботка предложений, направленных на их устранение.
В ходе изучения дисциплины студенты формируют следующие обще-
культурных и профессиональных компетенции:
1. Общекультурные компетенции (ОК):
•
способность действовать в соответствии с Конституцией Рос-
сийской Федерации, руководствуясь принципами законности и патрио-
тизма (ОК-1);
•
способность понимать и анализировать мировоззренческие,
социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы цен-
ностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценно-
стей, свободы и демократии (ОК-2);
•
способность понимать движущие силы и закономерности исто-
рического процесса, способность уважительно и бережно относиться к
историческому наследию и культурным традициям, толерантно восприни-
мать социально-культурные различия (ОК-3);
•
способность ориентироваться в политических, социальных и
экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных,
экономических и социальных наук при решении социальных и профессио-
нальных задач (ОК-4);
•
способность понимать социальную значимость своей будущей
профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять граждан-
ский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нор-
мами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
•
способность проявлять непримиримость к коррупционному
поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
7
•
способность к толерантному поведению, к социальному и про-
фессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфес-
сиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к
предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций
в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
•
способность проявлять психологическую устойчивость в слож-
ных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и ког-
нитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психо-
логического состояния (ОК-8);
•
способность к логическому мышлению, анализу, систематиза-
ции, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке
исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
•
способность креативно мыслить и творчески решать професси-
ональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска,
принимать оптимальные организационно-управленческие решения в
повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них
ответственность (ОК-10);
•
способность анализировать свои возможности, самосовершен-
ствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной
деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать
новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультур-
ный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции,
изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
•
способность организовывать свою жизнь в соответствии с соци-
ально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять
методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов
организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физи-
ческой подготовленности, необходимого для обеспечения социальной
активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-12);
•
способность осуществлять письменную и устную коммуникацию
на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить уст-
ную и письменную речь, публично представлять результаты исследований,
вести полемику и дискуссии (ОК-13);
•
способность к деловому общению, профессиональной коммуни-
кации на одном из иностранных языков (ОК-14);
•
способность применять естественно-научные и математические
методы при решении профессиональных задач, использовать средства
измерения (ОК-15);
•
способность работать с различными источниками информации,
информационными ресурсами и технологиями, использовать в професси-
ональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные
8
средства, современные средства телекоммуникации, автоматизирован-
ные информационно-справочные, информационно-поисковые системы,
базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
2. Профессиональные компетенции (ПК):
а) в области экспертной деятельности:
•
способность использовать знания теоретических, методических,
процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, крими-
налистики при производстве судебных речеведческих экспертиз и иссле-
дований (ПК-1);
•
способность применять методики судебных речеведческих экс-
пертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
•
способность использовать естественно-научные методы при
исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
•
способность применять технические средства при обнаружении,
фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных дока-
зательств, а также в процессе производства судебных речеведческих экс-
пертиз (ПК-4);
•
способность применять познания в области материального и
процессуального права (ПК-5);
б) в области технико-криминалистической деятельности:
•
способность применять при осмотре места происшествия тех-
нико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фик-
сации, изъятия и предварительного исследования материальных объек-
тов — вещественных доказательств (ПК-6);
•
способность участвовать в качестве специалиста в следствен-
ных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных дей-
ствиях (ПК-7);
в) в области информационной деятельности:
•
способность использовать справочно-информационные фонды,
принимать участие в организации справочно-информационных и инфор-
мационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различ-
ных видов экспертной деятельности (ПК-8);
•
способность соблюдать в профессиональной деятельности
требования правовых актов в области защиты государственной тайны
и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима
секретности (ПК-9);
г) в области организационно-управленческой деятельности:
•
способность организовывать работу группы специалистов и
комиссии экспертов (ПК-10);
•
способность организовывать профессиональную деятельность
в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведом-
9
ственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ дело-
производства (ПК-11);
•
способность выявлять и устранять причины и условия, способ-
ствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);
•
способность составлять планы и отчеты по утвержденным фор-
мам (ПК-13);
•
способность выявлять, распространять и внедрять передовой
опыт использования научно-технических методов и средств в правопри-
менительной практике (ПК-14);
•
способность к организации и осуществлению мероприятий по
технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств
в экспертной практике (ПК-15);
•
способность выполнять профессиональные задачи в особых
условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в
условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать
первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и без-
опасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-16);
д) в области организационно-методической деятельности:
•
способность обучать сотрудников правоохранительных органов
приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и веществен-
ных доказательств и использования последних в раскрытии и расследова-
нии правонарушений (ПК-17);
•
способность консультировать субъектов правоприменительной
деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспер-
тиз, а также возможностям применения криминалистических методов и
средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых право-
нарушений (ПК-18);
е) в области научно-исследовательской деятельности:
•
способность анализировать судебно-экспертную практику, науч-
ную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике иссле-
дования (ПК-19);
•
способность применять методы проведения прикладных науч-
ных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
•
способность обобщать и формулировать выводы по теме иссле-
дования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных иссле-
дований (ПК-21);
ж) в области профилактической деятельности:
•
способность выявлять на основе анализа и обобщения эксперт-
ной практики причины и условия, способствующие совершению правона-
рушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение
(ПК-22).
10
2.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к базовой
части профессионального цикла ООП.
Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер.
Необходимость в ней объясняется тем, что, прежде чем приступить к изу-
чению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить пред-
ставление обо всех государственных и об иных органах (организациях),
осуществляющих правосудие, правоохранительную или иную юридиче-
скую деятельность, — о судах, прокуратуре, об органах предварительного
расследования, адвокатуре и о других, о выполняемых ими функциях и об
их организации (устройстве). Студент обязан знать место каждого из них в
системе этих органов (организаций), а также понятие и разграничение их
функций и полномочий.
Данная дисциплина изучается на первом курсе юридических вузов.
Студенты, приступающие к ее изучению, должны иметь первоначальные
общеправовые знания, полученные при изучении ряда предметов, входя-
щих в школьную программу. К ним относятся основы государства и права.
Обязательный минимум Государственного образовательного стандарта
общего образования по праву предусматривает изучение в рамках этого
предмета тем «Правоохранительные органы, их виды и полномочия», «Пра-
восудие», «Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судо-
производство». Другим предметом, в рамках которого школьники изучают
основы деятельности правоохранительных органов, является общество-
знание. Согласно Обязательному минимуму содержания основных обра-
зовательных программ школьники изучают следующие темы: «Правоохра-
нительные органы», «Судебная система», «Адвокатура», «Нотариат». Таким
образом, студент, приступающий к изучению данной дисциплины, должен
знать основы судоустройства и деятельности правоохранительных орга-
нов, соответствующие содержанию вышеуказанных школьных программ.
Наряду с этим студент должен уметь работать с источниками соци-
альной информации, использовать современные средства коммуникации,
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные ситуации, применять полученные знания для определения
рационального, правомерного и социально одобряемого поведения в кон-
кретных ситуациях, аргументированно защищать свою позицию, оппони-
ровать иному мнению, участвуя в дискуссиях, и т.д.
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с
фундаментальными (теоретическими) юридическими дисциплинами, изу-
чаемыми одновременно
с ней на первом курсе юридических вузов.