ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1814

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

назначения и производства судебных речеведческих экспертиз, а также о 
возможностях применения криминалистических средств и методов в уста-
новлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения;

— обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам 

работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам 
производства судебных речеведческих экспертиз;

— распространение и внедрение современных достижений науки, 

техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;

е) в области научно-исследовательской деятельности:

— проведение прикладных научных исследований в области рече-

ведческой экспертизы;

ж) в области профилактической деятельности:

— выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики 

причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разра-
ботка предложений, направленных на их устранение.

В ходе изучения дисциплины студенты формируют следующие обще-

культурных и профессиональных компетенции: 

1. Общекультурные компетенции (ОК):

• 

способность действовать в соответствии с Конституцией Рос-

сийской Федерации, руководствуясь принципами законности и патрио-
тизма (ОК-1);

• 

способность понимать и анализировать мировоззренческие, 

социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы цен-
ностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценно-
стей, свободы и демократии (ОК-2);

• 

способность понимать движущие силы и закономерности исто-

рического процесса, способность уважительно и бережно относиться к 
историческому наследию и культурным традициям, толерантно восприни-
мать социально-культурные различия (ОК-3);

• 

способность ориентироваться в политических, социальных и 

экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, 
экономических и социальных наук при решении социальных и профессио-
нальных задач (ОК-4);

• 

способность понимать социальную значимость своей будущей 

профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять граждан-
ский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нор-
мами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

• 

способность проявлять непримиримость к коррупционному 

поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);


background image

7

• 

способность к толерантному поведению, к социальному и про-

фессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфес-
сиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к 
предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций 
в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

• 

способность проявлять психологическую устойчивость в слож-

ных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и ког-
нитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психо-
логического состояния (ОК-8);

• 

способность к логическому мышлению, анализу, систематиза-

ции, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке 
исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

• 

способность креативно мыслить и творчески решать професси-

ональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, 
принимать оптимальные организационно-управленческие решения в 
повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них 
ответственность (ОК-10);

• 

способность анализировать свои возможности, самосовершен-

ствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной 
деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать 
новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультур-
ный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, 
изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

• 

способность организовывать свою жизнь в соответствии с соци-

ально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять 
методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов 
организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физи-
ческой подготовленности, необходимого для обеспечения социальной 
активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-12);

• 

способность осуществлять письменную и устную коммуникацию 

на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить уст-
ную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, 
вести полемику и дискуссии (ОК-13);

• 

способность к деловому общению, профессиональной коммуни-

кации на одном из иностранных языков (ОК-14);

• 

способность применять естественно-научные и математические 

методы при решении профессиональных задач, использовать средства 
измерения (ОК-15);

• 

способность работать с различными источниками информации, 

информационными ресурсами и технологиями, использовать в професси-
ональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные 


background image

8

средства, современные средства телекоммуникации, автоматизирован-
ные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, 
базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).

2. Профессиональные компетенции (ПК):

а) в области экспертной деятельности:

• 

способность использовать знания теоретических, методических, 

процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, крими-
налистики при производстве судебных речеведческих экспертиз и иссле-
дований (ПК-1);

• 

способность применять методики судебных речеведческих экс-

пертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);

• 

способность использовать естественно-научные методы при 

исследовании вещественных доказательств (ПК-3);

• 

способность применять технические средства при обнаружении, 

фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных дока-
зательств, а также в процессе производства судебных речеведческих экс-
пертиз (ПК-4);

• 

способность применять познания в области материального и 

процессуального права (ПК-5);

б) в области технико-криминалистической деятельности:

• 

способность применять при осмотре места происшествия тех-

нико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фик-
сации, изъятия и предварительного исследования материальных объек-
тов — вещественных доказательств (ПК-6);

• 

способность участвовать в качестве специалиста в следствен-

ных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных дей-
ствиях (ПК-7);

в) в области информационной деятельности:

• 

способность использовать справочно-информационные фонды, 

принимать участие в организации справочно-информационных и инфор-
мационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различ-
ных видов экспертной деятельности (ПК-8);

• 

способность соблюдать в профессиональной деятельности 

требования правовых актов в области защиты государственной тайны 
и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима 
секретности (ПК-9);

г) в области организационно-управленческой деятельности:

• 

способность организовывать работу группы специалистов и 

комиссии экспертов (ПК-10);

• 

способность организовывать профессиональную деятельность 

в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведом-


background image

9

ственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ дело-
производства (ПК-11);

• 

способность выявлять и устранять причины и условия, способ-

ствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);

• 

способность составлять планы и отчеты по утвержденным фор-

мам (ПК-13);

• 

способность выявлять, распространять и внедрять передовой 

опыт использования научно-технических методов и средств в правопри-
менительной практике (ПК-14);

• 

способность к организации и осуществлению мероприятий по 

технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств 
в экспертной практике (ПК-15);

• 

способность выполнять профессиональные задачи в особых 

условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в 
условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать 
первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и без-
опасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-16);

д) в области организационно-методической деятельности:

• 

способность обучать сотрудников правоохранительных органов 

приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и веществен-
ных доказательств и использования последних в раскрытии и расследова-
нии правонарушений (ПК-17);

• 

способность консультировать субъектов правоприменительной 

деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспер-
тиз, а также возможностям применения криминалистических методов и 
средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых право-
нарушений (ПК-18);

е) в области научно-исследовательской деятельности:

• 

способность анализировать судебно-экспертную практику, науч-

ную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике иссле-
дования (ПК-19);

• 

способность применять методы проведения прикладных науч-

ных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);

• 

способность обобщать и формулировать выводы по теме иссле-

дования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных иссле-
дований (ПК-21);

ж) в области профилактической деятельности:

• 

способность выявлять на основе анализа и обобщения эксперт-

ной практики причины и условия, способствующие совершению правона-
рушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение 
(ПК-22).


background image

10

2. 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к базовой 

части профессионального цикла ООП.

Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. 

Необходимость в ней объясняется тем, что, прежде чем приступить к изу-
чению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить пред-
ставление обо всех государственных и об иных органах (организациях), 
осуществляющих правосудие, правоохранительную или иную юридиче-
скую деятельность, — о судах, прокуратуре, об органах предварительного 
расследования, адвокатуре и о других, о выполняемых ими функциях и об 
их организации (устройстве). Студент обязан знать место каждого из них в 
системе этих органов (организаций), а также понятие и разграничение их 
функций и полномочий.

Данная дисциплина изучается на первом курсе юридических вузов. 

Студенты, приступающие к ее изучению, должны иметь первоначальные 
общеправовые знания, полученные при изучении ряда предметов, входя-
щих в школьную программу. К ним относятся основы государства и права. 
Обязательный минимум Государственного образовательного стандарта 
общего образования по праву предусматривает изучение в рамках этого 
предмета тем «Правоохранительные органы, их виды и полномочия», «Пра-
восудие», «Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судо-
производство». Другим предметом, в рамках которого школьники изучают 
основы деятельности правоохранительных органов, является общество-
знание. Согласно Обязательному минимуму содержания основных обра-
зовательных программ школьники изучают следующие темы: «Правоохра-
нительные органы», «Судебная система», «Адвокатура», «Нотариат». Таким 
образом, студент, приступающий к изучению данной дисциплины, должен 
знать основы судоустройства и деятельности правоохранительных орга-
нов, соответствующие содержанию вышеуказанных школьных программ.

Наряду с этим студент должен уметь работать с источниками соци-

альной информации, использовать современные средства коммуникации, 
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные 
социальные ситуации, применять полученные знания для определения 
рационального, правомерного и социально одобряемого поведения в кон-
кретных ситуациях, аргументированно защищать свою позицию, оппони-
ровать иному мнению, участвуя в дискуссиях, и т.д.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с 

фундаментальными (теоретическими) юридическими дисциплинами, изу-
чаемыми одновременно

 

с ней на первом курсе юридических вузов.