ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1817

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Фундаментальные (теоретические) дисциплины изучают основные, 

наиболее общие юридические понятия. В предмет «Теория государства 
и права» входят такие вопросы, как сущность государства, его функции, 
механизм государственной власти, сущность права, правоотношения, 
законность, правопорядок и др. Эти же понятия, но в историческом аспекте 
изучаются по истории государства и права.

Фундаментальные дисциплины позволят студенту получить более 

обобщенное и полное знание основных юридических понятий и категорий. 
С другой стороны, дисциплина «Правоохранительные органы» более кон-
кретно изучает некоторые аспекты функционирования механизма госу-
дарственной власти — деятельность судов, правоохранительных органов 
и др. 

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» является обе-

спечивающей для дальнейших дисциплин программы: «Конституционное 
право Российской Федерации», «Административное право Российской 
Федерации», «Гражданское процессуальное право», «Арбитражный про-
цесс», «Уголовно-процессуальное право», «Прокурорский надзор», «Адво-
катура», «Нотариат».

Между дисциплинами «Правоохранительные органы» и «Конституци-

онное право России» существует тесная связь. Многие базовые положения 
изучаемого предмета закреплены непосредственно в Конституции РФ. 
В ней имеется глава 7, специально посвященная судебной власти, которая 
регламентирует, в частности, основные положения статуса судей, полно-
мочия высших судебных органов, а также содержит ст. 129, посвященную 
прокуратуре. В Конституции РФ закреплены основы конституционного 
судебного контроля, основные полномочия Конституционного Суда РФ. 
Непосредственно в Конституции РФ закреплены также принципы право-
судия, права личности при осуществлении судопроизводства и др. Все эти 
вопросы входят в качестве составной части и в предмет конституционного 
права.

Курс административного права изучает деятельность органов госу-

дарственного управления, к которым относятся правоохранительные и 
некоторые другие органы, входящие в предмет данной дисциплины. Кроме 
того, административное право содержит нормы, касающиеся администра-
тивных правонарушений и ответственности за их совершение, которые 
применяются в практической деятельности правоохранительных органов 
и судов. Курс административного права дает также понятие администра-
тивных правоотношений, с которым студент столкнется при изучении этой 
дисциплины. Так, одна из категорий дел, рассматриваемых арбитражными 
судами, — дела об экономических спорах, возникающих из администра-
тивных правоотношений.


background image

12

Тесная связь этой дисциплины существует и с процессуальными 

отраслями права — гражданским процессом, арбитражным процессом и 
уголовным процессом. Эти отрасли права регулируют отношения, возни-
кающие при осуществлении соответствующего судопроизводства — граж-
данского, арбитражного и уголовного, а по уголовным делам — включая 
также и отношения в ходе досудебного производства (в частности, пред-
варительного расследования). Названные учебные дисциплины подробно 
изучают установленный законом процессуальный порядок рассмотрения 
гражданских и уголовных дел в различных стадиях процесса, производства 
предварительного расследования, права и обязанности участников судо-
производства и др. Полученные при изучении данного курса знания (о 
понятии судебной власти, о судебной системе, о судебных инстанциях, о 
понятии и видах правоохранительных органов, их функциях и др.) послужат 
основой для освоения процессуальных дисциплин.

Курс «Прокурорский надзор» неразрывно связан с рассматриваемой 

учебной дисциплиной и более углубленно изучает ее разделы о прокура-
туре — принципы ее организации и деятельности, отрасли прокурорского 
надзора, иные ее функции и направления деятельности и др.

Курсы «Адвокатура» и «Нотариат» по кругу изучаемых вопросов также 

тесно связаны с дисциплиной «Правоохранительные органы», в предмет 
которой входят разделы, посвященные строению и основам деятельности 
адвокатуры и нотариата в Российской Федерации. Более углубленно эти 
вопросы будут изучаться студентами в рамках соответствующих курсов.


background image

13

3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Правоохранительные 

органы» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

3.1. Тематический план

п

/

п

Раздел

 (

тема

)

учебной

 

дисциплины

Виды

 

учебной

 

деятельности

и

 

трудоемкость

 

(

в

 

часах

)

Образо

-

вательные

 

технологии

Формы

 

текущего

контроля

Л

екции

Прак

тиче

ские

 

занятия

СР

С

Вс

ег

о

 

часов

1

Понятия

 

судебной

 

власти

правосудия

судопроизводства

Суд

 

как

 

орган

 

государственной

 

власти

Принципы

 

правосудия

4

6

2

12

Опрос

.

Задание

 

по

 

анализу

 

отменен

-

ных

 

судебных

 

решений

 

вслед

-

ствие

 

несоблю

-

дения

 

принципов

 

правосудия

 

2

Судебная

 

систе

-

ма

 

РФ

общая

 

характеристика

2

2

1

5

Коллективное

 

составление

 

схемы

 

судебной

 

системы

 

на

 

доске

Опрос

3

Суды

 

общей

 

юрис

-

дикции

4

4

4

12

Доклад

 

студен

-

та

 

об

 

организа

-

ции

 

деятельно

-

сти

 

конкретного

 

районного

 

суда

 (

мирового

 

судьи

по

 

месту

 

его

 

жительства

 

Опрос

.

Анализ

 

ре

-

гионального

 

законодательст

-

ва

 

о

 

мировых

 

судья

 (

каждый

 

студент

 — 

по

 

своему

 

региону

)

4

Арбитражные

 

суды

2

2

1

5

Опрос


background image

14

5

Конституционный

 

Суд

 

РФ

Конститу

-

ционные

 (

устав

-

ные

суды

 

субъек

-

тов

 

РФ

2

2

1

5

Деловая

 

игра

 — 

заседание

 

Кон

-

ституционного

 

Суда

 

РФ

Анализ

 

решений

 

Конституционно

-

го

 

Суда

 

РФ

6

Дисциплинарное

 

судебное

 

присут

-

ствие

2

1

3

Опрос

7

Статус

 

судей

при

-

сяжных

 

и

 

арби

-

тражных

 

заседа

-

телей

 

2

2

1

5

Деловая

 

игра

 — 

приобретение

 

статуса

 

судьи

Письменная

 

работа

8

Органы

 

судейского

 

сообщества

2

1

3

Опрос

9

Федеральная

 

служба

 

судебных

 

приставов

 

2

2

Опрос

10

Судебный

 

департа

-

мент

 

при

 

Верхов

-

ном

 

Суде

 

РФ

Опрос

11

Министерство

 

юстиции

 

РФ

1

1

Опрос

12

Организация

 

вы

-

явления

 

и

 

рассле

-

дования

 

престу

-

плений

2

2

1

5

Дискуссия

 

по

 

вопросам

 

соот

-

ношения

 

орга

-

нов

 

дознания

 

и

 

предваритель

-

ного

 

следствия

Письменная

 

работа

13

Прокуратура

 

РФ

2

2

2

6

Опрос

14

Адвокатура

 

в

 

РФ

 

2

4

2

8

Опрос

15

Нотариат

 

в

 

РФ

Опрос

Экзамен

 36

ИТОГО

22

32

18 108


background image

15

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 1. 

Понятия судебной власти, правосудия, 
судопроизводства. 
Суд как орган государственной власти. 
Принципы правосудия

Предмет курса. Понятие, задачи, функции.
Нормативные источники к курсу. Конституция РФ, Федеральные 

законы, иные нормативные акты.

Система курса: последовательность изучения вопросов.
Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими отрас-

лями науки и учебными дисциплинами.

Понятие судебной власти, ее сущностные характеристики и свой-

ства, соотношение судебной власти с другими ветвями государственной 
власти. Назначение судебной власти и ее функции разрешения дела и 
судебного контроля.

Судья — носитель судебной власти. Суд как орган, осуществляющий 

судопроизводство по конкретному делу, и суд как орган судебной системы 
государства.

Понятие судопроизводства как средства (формы) осуществления 

судебной власти.

Понятие правосудия как содержания судебной власти, его признаки.
Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроиз-

водство».

Понятие принципов правосудия и их значение.
Характеристика принципов правосудия:
— законность;
— осуществление правосудия только судом;
— независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и 

федеральному закону;

— обеспечение прав личности (неприкосновенность личности, 

неприкосновенность жилища и др.);

— обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
— презумпция невиновности;
— равенство всех перед законом и судом;
— право каждого на судебную защиту его прав и свобод;
— обеспечение государством доступа к правосудию;
— осуществление судопроизводства в разумный срок;
— открытое разбирательство дел во всех судах (гласность судебного 

разбирательства);