Файл: TRI_IPOSTASI_GOSUDARSTVA_Chirkin_V_E.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 276

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТРИ ИПОСТАСИ ГОСУДАРСТВА

Чиркин В.Е.*

Государство и право.1993. №8. С.107-116.

История политической мысли знает немало попыток объяснить: что такое го­сударство? Многие из них (например, органические теории, исходившие из ана­логии с человеческим организмом, колониями пчел и муравьев) почти целиком относятся к прошлому. В современной же научной литературе можно выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко исполь­зуется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата), классический (государство как совокупность трех слагаемых —власти, территории, населе­ния), юридический (государство — юридическая персонификация нации), социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении) и кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Не все из этих подходов, школ, направлений сосредоточивали внимание на сущности государства, понимаемой в философском, а не социологическом, точнее — социальном смысле этих слов. Некоторые из них анализировали скорее ус­ловия его существования (например, классический подход), другие — формы, по­лагаемые идеальными (мусульманские фундаменталистские учения), третьи — рациональные структуры его организации (теория разделения властей) и т.д. Тем не менее в большинстве из них содержится “рациональное зерно”, которое за­частую игнорировалось скованной догмами отечественной литературой.

Многие ученые, писавшие о государстве, в том числе автор настоящей статьи, к сожалению, сожалению, недооценивали, а нередко прямо игнорировали богатое насле­дие прошлого, как отечественное, так и зарубежное, выпячивая, в частности, роль государства как “машины угнетения” (в капиталистическом обществе), или, напротив, его хозяйственно-организаторскую деятельность (в условиях тотали­тарного социализма). Многие стороны государства и его качества детальному анализу не подвергались, другие рассматривались схематично или упрощенно. При исследовании государства как политической организации акцент делался на первое слово, а качества “организационное™”, ее характер, пределы оставались вне поля зрения (идея единства государственной власти под раз и навсегда данным руководством одной партии и не требовала особого внимания к “органи­зационным вопросам”). Оговорка о выполнении государством “общих дел” произ­носилась мимоходом, из этой констатации не делалось должных выводов, идея неограниченного насилия, государства-диктатуры как данности исключала вни­мание к вопросам его легитимности.

Конечно, было бы недопустимой ошибкой зачеркнуть все, что было внесено в государствоведение марксистским направлением. Сформулированные Энгельсом признаки государства на основе сопоставления его с родовым строем раскрыли многие существенные стороны государственной организации (хотя администра­тивно-территориальное деление, что Энгельс считал одним из главных призна­ков, отсутствовало в государствах монголов-кочевников; нет такого деления и в современных карликовых государствах, например в Науру и Тувалу, насчитыва­ющих каждое 7—9 тыс. человек). Марксистские исследования различных исто­рических типов государства, переходной государственности, политических режи­мов, функций государства, его форм, различных видов государственных органов, методов деятельности государства, даже если те или иные выводы оказались сомнительными или прямо ошибочными, стимулировали научный спор и тем са­мым в той или иной мере способствовали поиску истины. Большую роль в развитии общих понятий сыграли исследования конкретных государств на уровне “кейз-стади”. Ошибки и неверные акценты не могут перечеркнуть все это, тем более что некоторые положения марксистского государствоведения, хотя и по- своему, вошли в арсенал ученых Запада.


В настоящей статье внимание читателя обращено не на признаки, а на неко­торые качества государства. При этом разделяя точку зрения о многокачественности явлений (есть и другие философские позиции), мы считаем, что государство как сложный общественный институт не может быть ограничено каким-то одним, хотя и основным, качеством.

Традиционно в марксистской литературе государство исследовалось преиму­щественно как государство – аппарат. В социалистической литературе бытовали также и идеи государства-коммуны, и положения о государстве-диктатуре. В современной западной литературе часто излагаются взгляды о государстве-ме­неджере (оно понимайся как беспристрастный управляющий), в целом же обще­принятой считается концепция государства как формы правовой организации и деятельности политической власти.

В последние годы стала разрабатываться и проблема постсоциалистического государства, понимаемого как “государство-ассоциация”, т.е. сложный социально- организационный институт, представляющий собой систему взаимодействия мно­гообразных социальных общностей и аппарата. Если в этом институте домини­рующие позиции занимает аппарат, то это — «аппаратное государство». Если же доминируют управляемые на основе права социальные общности и индивиды, то это — “государство-ассоциация”, где государственный аппарат — лишь его рабо­чий орган[1].

Научная литература располагает и другими характеристиками государства, отражающими различные его качества. Настоящая статья посвящена трем из них, требующим, на мой взгляд, особого внимания в современных условиях пере­живаемой Россией и другими государствами СНГ разрухи. Это три ипостаси госу­дарства: государство-организация, государство-арбитр, государство как легали­зованное принуждение.

Государство — универсальная организация

Что касается марксистской литературы, то качества государства как органи­зации неоднократно отмечались в работах В.И. Ленина (присутствовало и само слово “организация”)[2]. Термины «государство — машина угнетения», «аппарат», даже “дубина” в руках одного класса против другого широко использовались в марксистской литературе. Исследовались и некоторые отличия этой организации, скажем, от родового строя, но основное внимание уделялось ее социальному ха­рактеру. На социальном признаке в марксистской литературе основаны все глав­ные классификации государственности.

Обычным было понятие государства как политической организации, но трак­товалось оно тоже неодинаково. В определениях, приводимых в философских и политических словарях, издававшихся в СССР, понятие государства как поли­тической организации нередко расширялось по существу до отождествления его с самим обществом, политически (государственно) организованным, говорилось, что “… государство — политическая организация общества[3]. При этом речь шла, разумеется, об обществе в целом, а не об одной из его политических организаций. Такой подход в известной мере коренился в некоторых высказываниях основоположников марксизма в тот период развития, когда политические партии еще не приобрели большого влияния, а другие объединения не играли значитель­ной политической роли.


Ныне в государствоведческих исследованиях на первый план все чаще стали выдвигаться не вопросы политической организации общества, а проблемы политической власти в нем. При этом определение государства как политической) организации или даже как одной из политических организаций в обществе не раскрывает в достаточной мере всего набора его организационных свойств. Часто встречающаяся характеристика государства как политического учрежде­ния, института (особой формы организации) тоже не вполне самодостаточна — ведь существует множество других политических институтов. В поисках дефини­ции не помогают, как отмечалось, и ссылки на разделение населения по адми­нистративно-территориальным единицам, ибо этот признак не имеет универсаль­ного характера. Иерархическая структура государственных органов, на которую иногда ссылаются, не может служить критерием разграничения: она имеется и в других организациях (хотя и с неодинаковым значением этой иерархии). Не помо­гают также ссылки на принудительный характер власти (хотя и по-своему, но родительская и корпоративная власти тоже имеют принудительный характер).

На наш взгляд организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для данного общества (очерченного государственными границами) характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной терри­тории лица, независимо от того, желают или не желают они этого: граждане, лица без гражданства, с двойным (множественным) гражданством, иностранцы. Они уплачивают на содержание этой организации не добровольные (как во многих партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых, да и то не всегда, они могут, лишь покину! территорию данной организации. Во мно­гих случаях различные сборы уплачиваюТ’1ГТра:я^^     за пределами своего государства, если они, например, получают заработную плату от государства или имеют определенные виды собственности на территории государства (последнее относится и к иностранцам). Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации невзирая на то, разде­ляют они ее цели и задачи или борются против нее (их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). В зависимости находят­ся и все юридические лица, сами органы государства. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из стра­ны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве останется, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.

В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсальная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения существуют в иных усло­виях и построены на иных принципах, имеющих неполитический характер. “Уни­версальные” международные организации (например, ООН) в принципе никогда не являлись универсальными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.


Лишь в некоторых африканских странах как социалистической ориентации (ориентированных на тоталитарный социализм), так и ориентации капиталисти­ческой (формы искаженного, тоталитарного капитализма в политическом строе) были предприняты попытки создать еще более универсальную организацию, чем государство. Так, Гвинейская Народная Революционная Республика при режиме Секу Туре была провозглашена ”партией-государством” (это нашло отражение и в конституции 1982 г.). Согласно этой концепции, как было сказано в преамбуле упомянутой конституции, государство отождествляется с партией. Были созданы единые, слитные партийно-государственные структуры и органы власти в масштабе страны и на всех уровнях административно-территориального деления. Аналогичный порядок (также при существовании единственной партии) был конституционно закреплен в Республике Заир, где лозунг капиталистического развития в экономике сочетался с тоталитарным режимом. Согласно ст. 32 кон­ституции 1980 г. (аналогичный порядок устанавливали и другие, более ранние конституционные акты) в обществе существовал единственный политический институт — Народное движение революции. Все жители страны автоматически считались его членами, а парламент, правительство, суды — его органами. Эти суперуниверсальные формы были во многом искусственными явлениями и, про­державшись по два с половиной десятилетия, исчезли (в Гвинее — в результате военного переворота 1984 г., в Заире — в итоге массовых народных выступ­лений в начале 90-х годов). Качества государства как универсальной организации предполагают исследование вопроса о пределах и эффективности такой универсальности. В отечественной послеоктябрьской литературе вопрос о пределах универсальности связывался чаще всего с социальными аспектами: с исследова­нием роли государства как главного орудия по преобразованию общества на но­вых началах. Пределам его вмешательства в общественную, а иногда и личную жизнь в государствоведческой литературе почти не ставилось преград. Лишь в правовой литературе в связи с обсуждением вопроса о правовом регулировании говорилось об объективных пределах последнего. Что же касается вопросов о влиянии количественных параметров государства (численность населения, разме­ры территории и др.) на его эффективность, то они в такой постановке вопроса фактически не обсуждались.

В зарубежной литературе пределы универсальности государства связывались с двумя аспектами: его ролью и количественными критериями, причем последние рассматривались обычно в связи с процессами возникновения новых государств в результате краха колониализма. Вопрос о роли государства в разные периоды решался неодинаково: от концепции невмешательства и роли “ночного сторожа” до тотального огосударствления жизни, включая многие частные стороны (фа­шистские концепции, мусульманские фундаменталистские доктрины). Количест­венные критерии использовались преимущественно на базе опыта малых афри­канских стран. В частности, утверждалось, что государство может быть эффек­тивной универсальной организацией, если численность его населения не менее 15 млн. человек. Были и другие взгляды, касавшиеся плотности населения на территории, но в целом они опирались на частичный опыт, высказывались по­путно и имели в основном умозрительный характер.


Более основательно, в основном в международно-правовой литературе, разра­ботан взгляд о соотношении универсальности государства и этноса. Считается, что любой этнос, сознающий себя в качестве нации, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной политической власти, и это право признается и защищается мировым сообществом. Не может быть никаких юридических аргументов против политического самоопределения любой, даже

самой малочисленной, нации, если при этом не нарушаются права человека и права проживающих вместе с ней других этносов[4]. Правда, вопрос об эффектив­ности и даже жизнеспособности малого государства при этом не ставился, а само понятие этноса, народности, нации и особенно этноса, осознающего себя нацией, остаются в литературе довольно неопределенными (правда, эти последние проб­лемы уже выходят за сферу юридических наук).

Из сказанного видно, что проблема универсальности государства, ее различ­ные аспекты на конкретном страноведческом материале в государствоведении в должной мере еще не разработаны. Между тем многие из таких вопросов в ус­ловиях современных тенденций “суверенизации”, распада ряда федераций и обра­зования новых малых (а иногда и очень малых, преимущественно островных) государств имеют весьма важное практическое значение. Актуальны они и для России, стран СНГ, на территории которых проживают многие десятки наций и этносов, стремление отдельных лидеров которых максимально отгородиться от своих соседей часто приводит к общей разрухе.

Словом, исследование разносторонних качеств универсальности государствен­ной организации, ее пределов и эффективности приобретает важнейшее теоре­тическое и практическое значение. Однако, совокупный предмет общей теории государства и права очерчен определенными рамками, общая же политология вряд ли имеет возможность заниматься этим: у нее свои задачи. Видимо, лишь формирование особой отрасли знаний — сравнительного государствоведения может продвинуть нас вперед в решении этих теоретических и прикладных задач.

Государство — социальный арбитр

На это качество государства в классической государствоведческой литературе обращалось меньше всего внимания, хотя у Ф. Энгельса и В.И. Ленина есть положения об особой, по существу, арбитражной роли государства, которое, возникнув на базе классовых антагонизмов, призвано обеспечить такой порядок, чтобы классы ” не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе”[5], высказывания не о примеряющей, а об умеряющей эту борьбу роли государства[6]. Эти положения были высказаны попутно, их авторами не развивались, да и речь при этом шла о роли государства только в связи с классовой борьбой. В советской литературе, исходившей из принципиальной оценки роли государства как органа господства одного класса над другим (другими), концепция государства-арбитра, естественно, отрицалась. Появившаяся в 60-х годах ХХ в. концепция общенародного социалистического государства не исключала его клас­сового характера и не ставила вопроса о социальном арбитраже государства (кстати, сама эта идея подвергалась критике, в том числе и автором данной ста­тьи).