ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2109
Скачиваний: 22
ГИЛЬДИЯ
ЛИНГВИСТОВ-ЭКСПЕРТОВ
Е.
И. Галяшина
Москва
СТЭНСИ 2003
ПО
ДОКУМЕНТАЦИОННЫМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ
СПОРАМ
УДК
343.148:81 ББК 67.5 Г17
Утверждено
к печати Научно-методическим советом
при Правлении Гильдии лингвистов-экспертов
по документационным и информационным
спорам
Ответственный
редактор — доктор филологических наук,
профессор
М. В. Горбаневский
Издание
выпущено в свет благодаря содействию
Российского союза «Деловой мир и
безопасность» (президент — генерал-лейтенант
ФСБ запаса В. В. Каширских)
Рецензенты:
доктор
филологических наук, профессор факультета
иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова
Ю.
А. Бельчиков
кандидат
филологических наук, доцент факультета
журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова
Е.
С. Кара-Мурза
кандидат
филологических наук, доцент, главный
редактор интернет-портала «Русский
язык» Ю.
А. Сафонова
Г17
Основы судебного речеведения: Монография
/ Под ред. проф. М. В. Горбаневского. - М.:
СТЭНСИ, 2003. - 236 с.
Монография
знакомит читателя с основами нового
научного направления — судебного
речеведения, — активно формирующегося
на основе обобщения практического
опыта проведения лингвистических
экспертиз. В центре внимания автора —
известного специалиста в области
судебной экспертизы и лингвистики —
находятся методологические проблемы,
лежащие в основе судебно-экспертной
деятельности лингвиста или речеведа.
Что определяет объем и пределы специальных
познаний эксперта, осуществляющего
лингвистическую экспертизу? Какими
теоретическими знаниями и практическими
навыками он должен обладать для того,
чтобы дать обоснованное заключение по
вопросам, разъяснение которых необходимо
для разрешения конкретного судебного
дела? Отвечая на эти вопросы, автор дает
экспертам практические рекомендации
научного и организационного характера.
Автор предлагает совершенствование
методик исследования речевых произведений
и повышения эффективности выводов
экспертов с учетом судебной перспективы.
ISBN
5-8137-0113-3
©Галяшина
Е. И., 2003
©
РОО «ГЛЭДИС», 2003
©
Издательство «СТЭНСИ», оформление,
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки
возникновения
Язык
и речь в аспекте судебно-экспертного
исследования текста 40
Понятие
речевой деятельности
и
языковой личности в аспекте речеведения
63
Устная
и письменная речь: общее и особенное
. . .77
Признаки
различения спонтанности
или
подготовки устной и письменной речи
94
Криминалистическая
фоноскопия
и
лингвистическая экспертиза звучащей
речи . . . 124
Элементы
АРМа эксперта-речеведа 153
3
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
Речь
— великая сила: она убеждает, обращает,
принуждает.
Р.
Эмерсон
Наука
для выражения, переработки и передачи
знаний не может обойтись без языка, но,
пользуясь языком, она видоизменяет
его, приспосабливает его к своим целям,
переделывает обычный человеческий
язык иногда до неузнаваемости. Но на
каком бы, естественном или искусственном,
языке ни выражала она свои знания, эти
знания всегда относятся к объектам
внешнего мира и отвечают некоторым
особым критериям — критериям научности.
А.
И. Ракитов
1.
Предпосылки возникновения судебного
речеведения
Социальная
ситуация современного российского
общества требует привлечения
высококвалифицированного профессионала
в любой сфере человеческой деятельности,
особенно связанной с судопроизводством,
где от судебного решения зачастую
зависит не только материальное
благосостояние человека, но и его жизнь
и свобода.
Несмотря
на обилие публикаций по различным
аспектам речевой коммуникации,
механизм ее восприятия и описания в
аспекте судебно-экспертных приложений
изучен явно недостаточно. Нет
специальных исследований, посвященных
проблеме определения валидности
лингвистических методов и аудитив- ных
методик, не выработаны четкие правила
принятия решений по различным
идентификационным и диагностическим
задачам речевых исследований для
судебных целей.
Недостаточно
разработаны технологические модели
лингвистического обеспечения
судебно-экспертного исследования
устных и письменных текстов (технология,
процедура, требования, методология).
Вне поля зрения исследователей остаются
вопросы эффективности инструментальных
и перцептивных методов анализа речевых
произведений.
В
данной работе, вводя понятие «судебное
речеведение», автор исходит из
теоретической концепции профессора
Р. К. Потаповой, которая впервые предложила
ввести понятие
«речеведение»,
понимая под ним интегрированную область
изучения речи, возникшую в связи с
существенным расширением сферы
знаний о речевом поведении и текстовой
деятельности. Как отмечает Р. К.
Потапова, термин «речеведение» не
тождественен термину «фонетика» в
традиционном смысле этого слова. Он
охватывает всю структуру речи в целом,
а не только сторону, связанную с тем,
как передается лингвистическая
информация посредством акустической
волны. Отправным пунктом для речеведа
является индивид — его состояние,
причины, побудившие к общению,
намерение, а также все приемы и способы,
которыми он пользуется в акте
коммуникации1.
Судебное
речеведение,
по нашему мнению, представляет собой
раздел прикладной лингвистики,
посвященный изучению речевой
деятельности и ее результатов в целях
решения родовых задач судебной экспертизы
устных и письменных произведений речи.
Предметом
судебного речеведения являются
качественно своеобразные модусы
организации языковой способности,
речевого поведения и текстовой
деятельности, когерентные задачам
экспертного исследования устных и
письменных текстов.
Данное
определение непосредственно продолжает
и развивает определение речеведческой
науки и обладает научным приоритетом.
Судебное
речеведение органически входит в
вышеназванную интегративную область
знаний, называемую профессором Р. К.
Потаповой «речеведение», которое
характеризуется антропоцентрической
доминантой и охватывает не только
специальную область ее приложения,
регламентированную жесткими правилами
юриспруденции, но и расширяет саму
сферу знаний о процессе речепроизводства,
восприятии и активной интерпретации
текста реципиентом с учетом разнообразных
экстралингвистических источников
информации (речевой ситуации, контекста,
невербальных средств и т. д.).
Однако
систематическая разработка лингвистических
аспектов в теории судебного речеведения
и экспертизы устных и письменных текстов
до настоящего времени не проводилась.
Судебное
речеведение как научная парадигма
принципиально отличается от других
прикладных отраслей лингвистического
знания следующими позициями:
1
Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов
В.В., Трунин-Донской ВН.
Общая и прикладная фонетика. — М.: МГУ,
1997.
4
11
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
специальные
познания в области судебного речеведения
составляют основание для их процессуального
использования в судопроизводстве, где
речевед может выступать в двух
процессуальных качествах: эксперта
и специалиста;
экспертиза
устных и письменных текстов осуществляется
с соблюдением специальной процедуры,
предусмотренной соответствующим
процессуальным законом (УПК РФ, ГПК
РФ, АПК РФ, КоАП РФ), определяющей права,
обязанности и ответственность
эксперта, лица, ее назначающего, а также
иных участников уголовного или
гражданского судопроизводства по ее
назначению;
разъяснение
специалистом вопросов, интересующих
участников судопроизводства, на базе
специальных знаний в области судебного
речеведения регламентировано
процессуально: ст. 188 ГПК РФ, ст. ст.
58, 168, 270 УПК РФ, 25.5 КоАП РФ; специалист
в области судебного речеведения
использует имеющиеся у него
профессиональные знания и навыки для
содействия в обнаружении, закреплении
и изъятии предметов и документов,
применении технических средств,
оказывает помощь в постановке вопросов
эксперту, а также дает суду и сторонам
разъяснения, входящие в его профессиональную
компетенцию;
заключение
эксперта после лингвистического
исследования устных и письменных
текстов обязательно оформляется в
письменной форме с соблюдением
определенных правил его подготовки и
оформления; после составления письменного
заключения эксперт может быть вызван
к следователю или в суд для дачи устных
показаний, поясняющих данное им
письменное заключение;
разъяснение
вопросов, интересующих участников
судопроизводства, специалиста, как
правило, дается в устной форме в процессе
его участия в следственном действии
или судебном заседании и фиксируется
в протоколе; разъяснение специалиста
может быть составлено и письменно, в
форме научной консультации;
заключение
эксперта и его показания имеют статус
источника судебных доказательств1;
разъяснение
специалиста носит вспомогательный
характер, способствуя исследованию
материалов дела и оцен-
1
Россинская Е.Р.
Судебная экспертиза в уголовном,
гражданском, арбитражном процессе.
— М., 1996.
ке
собранных доказательств, в том числе
и заключения эксперта.
В
отличие от судебно-экспертного
исследования текстов, ставших предметом
судебного разбирательства, специальные
знания в судебном речеведении могут
использоваться и в непроцессуальных
формах, по инициативе граждан, общественных
организаций и т. д., что не исключает в
дальнейшем возможности приобщения
полученных таким способом результатов
к материалам дела1.
Исходя
из приведенных выше положений можно
сформулировать следующие цели,
задачи, предмет и объекты судебного
речеведения как научной основы
судебно-экспертного исследования
устных и письменных произведений речи
(лингвистической, фоноскопической,
автороведческой экспертиз)2.
Цели
судебного речеведения — систематизация
имеющихся и получение новых знаний о
структуре, содержании, результатах,
участниках и компонентах акта речевой
коммуникации для обеспечения широкого
применения специальных лингвистических
знаний в судебной практике.
Задачи
судебного речеведения — в широком
смысле изучение языковой личности и
речевого поведения индивида, исследование
формальной и содержательной сторон
речи как результата вербальной
коммуникации (включая толкование,
интерпретацию, перевод, объяснение
употребления языкового знака с точки
зрения плана содержания и плана
выражения, авториза- цииит.д.).
Предмет
судебного речеведения — установление
научно-достоверных фактов, объясняющих
специфику закономерностей существования
и функционирования естественного или
искусственного языка в структуре
коммуникативного акта.
Объекты
судебного речеведения — речевые
произведения, вовлекаемые в сферу
судебного спора (разбирательства) в
качестве документов или вещественных
доказательств с целью подтверждения
или опровержения позиции участвующих
в деле сторон. Это могут быть письменные
доказательства, официальные документы,
содержащие письменную речь, фонограммы
1 Непроцессуальные
формы использования специальных
филологических познаний будут
рассмотрены далее более подробно.
2 Здесь
наименование «Судебная лингвистическая
экспертиза» дано условно. В дальнейшем
мы подробнее остановимся на названии
данного класса судебных экспертиз.
6
11
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
(видеофонограммы)
с зафиксированной устной речью (и
видимой ее артикуляцией).
Таким
образом, исследуемыми объектами являются
вещественные доказательства,
официальные документы, образцы для
сравнительного исследования, а также
материалы дела, по которому проводится
судебная экспертиза1.
Бурное
становление новой отрасли научного
знания, называемого нами
судебнымречеведением,
было стимулировано тремя тенденциями:
социальным запросом на лингвистические
экспертизы, теоретическими идеями
об инвариантности речевых навыков
индивидуума и способностью носителя
языка строить и понимать бесчисленное
число речевых высказываний, практикой
решения конкретных задач исследования
текста в интересах судопроизводства.
Высокая практическая потребность и
комплексность, связанная с близостью
предмета с другими науками (филологией,
речевой акустикой, психологией, общей
теорией судебной экспертизы) сократили
обычный для развития иных наук
предварительный период вызревания и
обсуждения методологических проблем.
Методология любой науки выполняет
не только функцию определения специфики
и логики науки, ее упорядочения, но и
проблематизации. Методология судебного
речеведения базируется на
общеметодологических принципах
гуманитарного и естественно-научного
знания, в ее структуру органично входят
методологические принципы и аксиомы,
проблемные вопросы, еще не решенные,
но уже обозначившиеся перспективные
задачи.
Становление
и формирование судебного речеведения
как новой отрасли науки можно разделить
на несколько этапов. На первом этапе
проходило накопление эмпирических
знаний о произведении речи как объекте
судебно-экспертного лингвистического
исследования, выделение методологических
принципов, лежащих в основе решения
конкретных экспертных задач. Затем в
общей теории судебной экспертизы,
речеведе- нии, филологии и криминалистике
намечается тенденция к особому выделению
методологических принципов и комплексных
проблем, пограничных областей знаний,
побуждающих и содействующих
становлению судебного речеведения. На
современном этапе происходит активное
формирование
1
Статья 10 Федерального закона «О
государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации»
от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3.
судебного
речеведения как новой отрасли прикладной
науки, определяется ее предмет,
формулируются специальные методологические
принципы, их связи и функции.
Перспективы
судебного речеведения связаны с
формулировкой методологических
проблем, отражающих сложности ее
развития, методологических задач,
которые перед ней ставит судебная и
экспертная практика в порядке опережения
стремительного развития традиционных
лингвистических знаний.
Сразу
оговоримся, что объект изучения судебного
речеведе- ния — это речевое произведение,
то есть результат порожденной и
актуализированной речи (в частности,
на русском языке) в конкретных условиях
коммуникации. Мы сознательно здесь
ограничиваемся изучением речи только
на русском языке), прекрасно понимая,
что сегодня мы находимся только у порога
создания общей теории судебного
речеведения. Предпосылками такой
работы служат совместные усилия по
обобщению эмпирических и экспериментальных
данных, глубокий анализ реальных
произведения речи, осуществляемый
юристами и криминалистами, языковедами,
психолингвистами, социолингвистами
и экспертами-практиками.
Методология
судебного речеведения — это система
общеметодологических принципов,
комплексного системного подхода к
изучению речевого произведения в
аспекте его судебно-экспертного
лингвистического исследования.
Комплексность исследования речевого
произведения нацелена на интеграцию
и синтез знаний различных областей
науки и техники в целях решения конкретных
судебно-экспертных задач. Системный
подход позволяет определить предмет
судебного речеведения как онтологически
неоднородную, но функционально единую
систему научного знания о речевом
произведении как продукте речемыслительной
деятельности человека.
Констатация
факта возникновения нового перспективного
научного направления, возникшего на
стыке естественных, гуманитарных и
общественных дисциплин, призванного
интегрировать знания о речевой
деятельности личности и конкретного
индивида, может рассматриваться как
стартовая позиция для более глубокого
научного поиска и качественного прироста
обобщаемых с научных позиций эмпирических
данных, дает мощную перспективу для
формирования системы лингвистической
безопасности при использовании русского
языка.
8
11