Файл: Gosudarstvennoe_i_munitsipalnoe_upravlenie_Chirk.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4634

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

§ 2. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления

§ 3. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении: Государственное и муниципальное управление — наука и искусство.

§ 4. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина

Глава 2 - ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

§ 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление

§ 2. Государственная власть и государственное управление

§ 3. Государственный аппарат и государственная служба

§ 4. Регулятивные нормы в государственном управлении

§ 5. Институты непосредственной демократии в управлении государством

Глава 3 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО

§ 1. Государственное управление и человек

§ 2. Государственное управление и коллектив

§ 3. Государственное управление и общество

Глава 4 - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Территория и управление

§ 2. Общегосударственное управление

§ 3. Государственное управление субъекта федерации

§ 4. Государственное управление и территориальная автономия

§ 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования

Глава 5 - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

§ 1. Функции государства

§ 2. Государственное управление в сфере экономики

§ 3. Государственное управление в сфере социальных отношений

§ 4. Государственное управление в административно-политической сфере

§ 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии

§ 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека

§ 7. Межотраслевое государственное управление

Глава б - ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль Президента РФ в государственном управлении

§ 2. Полномочия и деятельность Президента РФ

§ 3. Досрочное освобождение Президента РФ от должности и его ответственность

Глава 7 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль законодательной власти в государственном управлении

§ 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента

§ 3. Законодательный процесс

§ 4. Формы парламентского контроля

Глава 8 - ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении

§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ

§ 3. Полномочия Правительства РФ и его деятельность

§ 4. Ответственность Правительства РФ

Глава 9 - СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении

§ 2. Судебная система в России

§ 3. Конституционные принципы правосудия

Глава 10 ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении

§ 2. Прокурорский надзор

Глава 11 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

§ 1. Понятие местного самоуправления

§ 2. Основы местного самоуправления

Глава 12 - ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

§ 1. Предметы ведения

§ 2. Полномочия и компетенция органов местного самоуправления

Глава 13 - ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

§ 1. Муниципальные выборы

§ 2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

§ 3. Местный референдум

§ 4. Общие собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление

Глава 14 - ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Выборные должностные лица местного самоуправления

§ 4. Исполнительные органы местного самоуправления

§ 5. Муниципальная служба

Глава 15 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

§ 1. Правонарушения и ответственность

§ 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

§ 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

Неправовые (но не противоправные) формы и методы — это главным образом повседневная организационно-техническая, оперативная деятельность (учет, беседы с подчиненными и начальниками, совещания и т.д.). Их процедуры детально правом не регулируются. От неправовых следует отличать противоправные формы и методы управления (насилие, угрозы, унижение достоинства подчиненных, требования выполнять незаконные действия и т.д.). За применение противоправных методов в нарушение закона может нести ответственность и само государство. Это возможно во внутригосударственных отношениях (например, за причинение ущерба лицу незаконными актами, за судебную ошибку), в сфере международно-правовых отношений за агрессию, преступления против человечества, использование методов принуждения, запрещенных международным правом. Современная Германия выплачивает государственную компенсацию лицам, насильственно угнанным фашистами в Германию во время Второй мировой войны из оккупированных территорий, за их подневольный труд.

С точки зрения особенностей волеизъявления государства, его органов различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др.

Стимулирование широко применяется в государственном управлении. Оно используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений (граждан, юридических лиц, органов государства и т.д.) в таком направлении, которое государство считает необходимым. Это одна из форм «мягкого» государственного руководства. Так, путем установления льгот стимулируется объединение крестьян в кооперативы любого уровня (это повышает производительность труда, обеспеченность населения товарами, да и государственным органам удобнее иметь дело с организациями, чем с распыленными мелкими хозяйствами). Формой стимулирования являются государственные награды, премии, присвоение почетных званий за успехи в труде.

В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения в определенной мере характеризует нейтральную, но благожелательную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их — граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения широко используется при регулировании основных прав и свобод личности.

Метод охраны используется прежде всего для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительная деятельность государства осуществляется специализированным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.) и его другими органами, выполняющими эту задачу попутно. Для защиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внутренних угроз — внутренние войска.


Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенных действиях со стороны физических и юридических лиц, государственных служащих, учреждений, организаций, коллективов, в развитии общественных отношений в таком направлении, которое оно считает необходимым. В данном случае воля государства проявляется более отчетливо и в жестких формах. Данный метод прежде всего возлагает на участников отношений обязанности от имени государства. Он используется в конституционном праве (требование информации от должностного лица в «час вопросов» в парламенте), административном (требование регистрации общественного объединения для получения прав юридического лица) налоговом (платить налоги) и других отраслях права.

Запреты — действенная форма отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форм^ запретов государство исключает вредную, нежелательную для него общества, человека деятельность. В конституционном праве, например, запрещена пропаганда религиозной нетерпимости, в административном — несанкционированные демонстрации, мешающие прохожий и движению транспорта, в уголовном — посягательства на жизнь человека, в земельном — изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском — торговля частных лиц ядами и т.д. Метод установления ответственности — это предостережение государства о вредных последствиях, которые могут последовать для лица, организации, иного субъекта при несоблюдении требований или запретов государственных органов, должностных лиц, а также санкций (сами неблагоприятные последствия). Юридическая ответственность предусмотрена многими правовыми актами и имеет разные формы: ограничение свободы правонарушителя, роспуск общественного объединения, систематически нарушающего свой устав, уплата пени или штрафов при просрочке платежа и т.д. Наиболее острая форма ответственности — репрессия, связанная с прямым насилием. Незаконна демонстрация может быть рассеяна с применением технических средств. Возможна конфискация доходов, с которых не уплачены налоги. По решению суда лицо может быть лишено родительских прав. Используя те или иные методы государственного управления, органы государства, должностные лица применяют конкретные способы административного воздействия. К их числу относятся: адресные задания, назначение или освобождение от должности, регистрация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д.1


С методами и формами управленческой деятельности тесно связаны также управленческие процедуры. Среди них выделяют, во-первых, подготовку, принятие и исполнение решений. Решение и его осуществление — один из узловых моментов государственного управления.

1 См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М, 1999. С. 289-290.

Оно может быть коллегиальным или единоличным. Управленческое решение должно быть тщательно подготовлено, взвешены возможности его осуществления, просчитаны последствия, предусмотрено его обеспечение и, если необходимо, ответственность за выполнение, причем все эти компоненты, включая ответственных лиц или органы, должны быть конкретизированы.

Во-вторых, управленческие процедуры зачастую тесно связаны с координацией управленческой (а если необходимо, то и иной) деятельности. Координация обеспечивает экономию ресурсов и средств, позволяет более эффективно выполнять соответствующие задачи. Поэтому, принимая решение, следует проанализировать возможности координации с другими вышестоящими, подчиненными и неподчиненными органами или должностными лицами.

В-третьих, управленческая деятельность связана с организационными, регистрационными, разрешительными или учетно-уведомитель-ными формами работы. Органы государства проводят организационные мероприятия по обеспечению выборов в представительные органы (парламент, законодательные собрания в субъектах федераций, органы местного самоуправления). Они регистрируют политические партии (обычно это делают органы министерства юстиции, а в Болгарии, Польше — городские суды столицы), частные предприятия, выдают лицензии (разрешения) на определенные виды деятельности, разрешают или не разрешают (например, в случае угрозы публичному порядку) массовые уличные демонстрации, обеспечивают проведение митингов и т.д. При регистрации взимается пошлина и плата за услуги.

В-четвертых, органы государства, государственные учреждения, государственные служащие занимаются консультативной и информационной деятельностью. Она осуществляется в отношении нижестоящих органов, граждан, неподчиненных государственных учреждений, негосударственных организаций. Государственные служащие обязаны разъяснять гражданам законы, внимательно относиться к их нуждам, объяснять, почему конкретный орган или должностное лицо приняло именно такое решение по вопросу, касающемуся гражданина. Органы государства должны представлять информацию вышестоящим органам, а также средствам массовой информации. Информационные регулярные сообщения о ситуации в стране пребывания регулярно направляют в министерство иностранных дел дипломатические представители государства.

В-пятых, сферой деятельности государственного управления являются учетные, аналитические, программные формы работы, а также отчетность. В некоторых государственных органах, их подразделениях учет имеет очень важное значение (например, в отделах районных


военных комиссариатов, в паспортных отделах милиции). Аналитической работой занимаются все органы государственного управления по крайней мере когда представляют периодические годовые отчеты с своей работе. Прогнозы и программы служат для ориентации деятель; ности того или иного органа, выявлению перспектив, направлений работы.

Наконец, все государственные органы и государственные служащие в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоящие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятельность нижестоящих, контролируется ситуация на определенной территории и т.д.

§ 5. Институты непосредственной демократии в управлении государством

Современное управление в обществе невозможно без привлечения для этих целей институтов непосредственной демократии. Хотя участие населения в определении путей развития общества, государства территориального коллектива (муниципального образования) в определенных условиях может иметь неорганизованный характер (например, массовые выступления протеста), сами институты непосредственной демократии, их использование урегулированы правовыми нормами и используются в интересах государственного управления. Законодательство детально регулирует порядок проведения митингов и демонстраций, пикетирования, другие формы массовых действий Во всех странах существует детальное законодательство о всеобщих выборах. Это институт, путем использования которого граждане определяют — какая партия будет правящей (будет формировать правительство в парламентарных монархиях и республиках), кто персонально займет должность президента. Выборы могут отстранить от власти ту партию и тех должностных лиц, которые управляли страной, но эти партии и лица обязаны проводить выборы в установлен ные законами сроки. В России выборы Президента РФ проводятся раз в четыре года, такой же срок установлен для выборов нижней палаты парламента — Государственной Думы. В субъектах РФ выборы их законодательных собраний, глав администрации (президентов республик, губернаторов и других глав администраций субъектов Федерации) должны проводиться не реже чем через пять лет (конкретные сроки устанавливаются законами субъектов Федерации). Такой же порядок установлен для представительных органов (советов и др.) муниципальных образований (территориальных коллективов населения) и глав (мэров и др.) муниципальных образований.

Институт непосредственной демократии — досрочный отзыв депутата представительного органа избирателями. На федеральном уровне в России такой институт не предусмотрен: депутата Государственной Думы отозвать нельзя, однако в некоторых субъектах Федерации, во многих муниципальных образованиях отзыв депутатов их представительных органов возможен. Необходимо собрать определенное число подписей избирателей и провести голосование, вопрос решается абсолютным большинством голосов участвовавших в голосовании при условии, что в голосовании участвовал требуемый законом (уставом муниципального образования) процент зарегистрированных избирателей. Граждане отзывают досрочно депутатов, плохо выполняющих свои обязанности, и тем самым отзыв депутата содействует совершенствованию работы государственного аппарата. В некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях возможен досрочный отзыв главы администрации субъекта РФ и главы муниципального образования.


Важнейшим институтом непосредственной демократии является референдум — голосование избирателей за или против какого-либо проекта решения (в том числе проекта закона). Референдум бывает решающий и консультативный (его результаты не обязывают органы государства или — на местном референдуме — органы муниципального образования). На федеральном уровне в России предусмотрен только решающий референдум. Таким путем была принята Конституция РФ 1993 г. В некоторых субъектах РФ возможен и решающий, и консультативный референдум. В любом случае инициатива референдума в России может исходить только от граждан. Для того чтобы поставить вопрос на референдум, инициатор референдума должен собрать в его поддержку определенное число подписей избирателей. Для общероссийского референдума это 2 млн. В субъектах РФ и в муниципальных образованиях свои числовые требования, в некоторых муниципальных образованиях для местного референдума достаточно получить подписи 200—300 избирателей.

Обращения граждан в органы государства, органы муниципального образования со своими предложениями — тоже институт непосредственной демократии, помогающий совершенствовать работу государственного аппарата.

В некоторых субъектах РФ, муниципальных образованиях предусмотрены и действуют другие институты непосредственной демократии: народная законодательная и правотворческая инициатива, гражданская инициатива группы граждан и др. Они рассматриваются в главах, посвященных местному самоуправлению.

Глава 3 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО

Государственное управление — это прежде всего управление людьми. Обращаясь к людям, государственные органы воздействуют на них индивидуально и через их различные коллективы — естественно сложившиеся группировки (например, социальный слой интеллигенции) и созданные по воле людей (например, партии). Многие государственные акты обращены и к всеобъемлющему коллективу — обществу в целом (например, требование соблюдать конституцию). В свою очередь, как говорилось, граждане, их коллективы, общество, реагируют на государственное управление и устанавливают обратные связи с государственными органами, государством в целом.

Для управления поведением личности, коллектива и по отношению к обществу в целом используются методы, перечисленные выше (стимулирования, дозволения, требования, запрета, предоставления прав, возложения обязанностей и др.).

§ 1. Государственное управление и человек

Государственное управление играет огромную роль в жизни человека от рождения (свидетельство о рождении) и до смерти (соответствующая справка). Правда, мы не всегда это замечаем, а иногда и не знаем о скрытой опеке государства. '!

Государственное управление и статус личности. Воздействие государственного управления на человека имеет разные формы. Государственный орган или должностное лицо может непосредственно управлять поведением человека (в рамках закона). Например, судья приговаривает нарушителя общественного порядка к административному аресту в течение 15 суток; начальник направляет работника в служебную командировку; милиционер задерживает на два часа нарушителя общественного порядка для составления протокола и т.д. Государственное управление поведением отдельного человека может осуществляться опосредованно, через различные коллективы (например, признание судом забастовки, в которой участвовал данный гражданин, незаконной с вытекающими из этого негативными, в том числе