Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2687

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проникновение идей классической немецкой философии в Россию началось еще до оформления государственной школы. Первоначально наибольшее распространение получили идеи Фихте и главным образом Шеллинга, привлекавшие своим мессианским, романтическим харак­тером. Впоследствии их влияние сменилось более глубоким воз­действием Гегеля, которое прочно вошло в сознание эпохи . Философские взгляды определялись степенью развития социальной мысли России и Запада, изучение и интерпретация гегелевской философии было центральным направлением идейной работы времени. Отношение к идеям Гегеля было различным у славянофилов и за­падников, революционеров-демократов и либералов. Оно определялось отношением к социальным проблемам и научной позицией философски мыслящих русских современников. Классическая немецкая философия становилась оружием в идейной борьбе эпохи: она необыкновенно расширяла горизонты мысли, давала единый взгляд на мироздание, выдвигала диалектику бытия и мышления, которая, словно огонь Ге­раклита, уничтожала все временное, преходящее, неразумное, а пото­му недействительное. Важнейший принцип гегелевского идеализма все разумное действительно давал силы для создания идеалов и борьбы за них. Современники (В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, А. И. Герцен) оставили ряд ярких характеристик этих общественных настроений4. Более сдержанную оценку философии Гегеля дал Н. Г. Чернышевский. Выделяя в качестве важнейших открытий Гегеля учение об объективной истине и диалектический метод, он в то же время отмечал консервативные тенденции немецкой идеалистической философии, нашедшие свое законченное выражение в обскурантизме позднего Шеллинга. Как бы связывая философию Гегеля с деятель­ностью государственной школы, Чернышевский писал: «...мы встреча­ем строго ученый взгляд новой исторической школы, главными представителями которой были тт. Соловьев и Кавелин: тут первый раз нам объясняется смысл событий и развитие нашей государственной жизни» . Объективно возникла связь между гегельянством и изу­чением всеобщей истории: существовала настоятельная потребность отказаться от традиционных объясняющих схем и выработать новые, дающие предельно абстрактную картину развития исторического про­цесса. По свидетельству С. М. Соловьева, «время проходило не столь­ко в изучении фактов, сколько в думании над ними, ибо у нас философское направление: Гегель кружил всем голо-

господствовало вы...» .

Государственная школа представляет собой одно из наиболее за­метных явлений в истории русской социальной мысли: сформирован­ный ее представителями подход к изучению общественных явлений отличался цельностью и диалектичностью, а концепция русского исторического процесса долгое время оставалась господствующей в рус­ской историографии.



В качестве определяющих признаков самостоятельного научного направления выделяются, как правило, его предмет и метод, а также наличие длительной научной традиции. Этими признаками обладает государственная школа: предметом ее изучения является главным образом русский исторический процесс, прежде всего история государ­ства и права, методом философия немецкого идеализма, научной традицией несколько поколений философов, историков и юристов. Существовавшие между отдельными авторами разногласия и споры, приведшие к некоторым модификациям основных теоретических поло­жений, скорее подчеркивают преемственность развития государствен­ной школы, чем отрицают ее. Хронологические рамки существования государственной школы могут быть примерно определены следующим образом: начало 40-х —80-е годы XIX в.; наиболее видными пред­ставителями этого направления за все время его существования являлись: К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В. И. Сер­геевич, а с некоторыми существенными оговорками также В. О. Клю­чевский и П. Н. Милюков. В области философии права сходных взглядов придерживались А. Д. Градовский, П. И. Новгородцев и отчасти Н. М. Коркунов. Важно также отметить наличие в философ­ской литературе рассматриваемого периода определенных традиций не­мецкой идеалистической философии, в особенности консервативного гегельянства (С. С. Гогоцкий, Н. Г. Дебольский, а в последующий период, например, И. А. Ильин и др.) .

Государственная школа в лице своих наиболее видных представите­лей рассматривала философскую систему Гегеля как высшее достижение мировой философии и принимала, иногда с оговорками, все его учение, включая и самую консервативную его часть философию права8. Это позволяет говорить о единстве метода рас­сматриваемого направления. Вместе с тем в отношении к философским взглядам Гегеля у различных представителей государственной школы не было полного единства, и со временем они претерпели некоторую эволюцию9.

Изучение влияния Гегеля на государственную школу целесообраз­но проводить по трем направлениям, соответствующим структуре ге­гелевской философской системы и основным компонентам учения государственной школы: общефилософские взгляды (прежде всего отношение к диалектическому методу); философия права (публичное право и концепция государства); философия истории (отношение к русскому историческому процессу). Общефилософские взгляды пред­ставителей государственной школы в их отношении к системе Гегеля наиболее четко проявляются при рассмотрении вопросов о диалектиче­ском методе и теории познания, в полемике с позитивизмом.

В отношении государственной школы в лице ее наиболее видных представителей к основным положениям гегелевской философии феноменологии духа, науке логики, теории познания прослежива­ется определенная эволюция. Центральной проблемой анализа взгля­дов государственной школы явился вопрос об ее отношении к диалектическому методу, который является ядром гегелевской философии и ее важнейшим выводом. Анализ взглядов государст­венников показал сложный и противоречивый характер освоения диалектического метода в философской традиции изучаемого направ­ления. Революционный характер гегелевского учения о противоречиях подменялся эволюционным, а диалектическая триада безысходным кругом. Вместе с тем речь идет о первых попытках интерпретации Гегеля в России, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не могли не носить несколько схоластического характера. В философских работах представителей государственной традиции на­ходим изложение диалектического метода, понятого в духе фундамен­тальной гегелевской идеи о тождестве бытия и мышления. Диалектика мира и диалектика познания рассматривались в соответствии с суще­ством гегелевского учения.


Характерно, что, в отличие от многих западных современников, русские ученые оценили значение идеи диалектического противоречия как источника движения и развития бытия и мышления. Это объяс­няется как состоянием философской мысли этого времени, так и на­калом социальной борьбы, дававшей пищу размышлениям о сущности мира, общества, месте человека в нем10. Определенное значение имела гегелевская диалектика в полемике против позитивизма и неокантиан­ства, особенно в конце XIX— начале XX в. (например, критика субъ­ективно-идеалистической теории А. Шопенгауэра и его русских последователей с позиций гегелевского объективного идеализма). Вме­сте с тем с течением времени кантианская методология оказывает все большее влияние на представителей изучаемого направления. Фило­софские взгляды государственной школы определили ее подход к изу­чению проблем теории государства и права.

Правовые взгляды государственников, большинство из которых были юристами, охватывают широкий круг вопросов общественного развития и, по существу, могут рассматриваться как социологическая теория. Для них характерно последовательное логическое выведение основных социальных институтов общества, государства, семьи из идеи органического развития абсолютного духа.

Стержневая идея философии Гегеля принцип свободного раск­рытия и самореализации, воплощения абсолютного духа лежит в основе философии права: абстрактное право, нравственность, мораль, а также семья, гражданское общество и государство представлены как ступени саморазвития абсолютной идеи. Центр тяжести интерпретации философии права у государственников приходится на анализ диалектики общества и государства, причем с сильным креном в сто­рону последнего. На этой стороне их учения целесообразно оста­новиться, та^ как оно легло в основу методологических воззрений го­сударственной школы.

Б. Н. Чичерин, исходя из гегелевской концепции разделения и «философского различения» гражданского общества и государства, про­водит изучение их взаимоотношений по принципу единства и борьбы противоположностей: «...государственное единство и общественная рознь составляют соответствующие и восполняющие друг друга явления» . В соответствии с Гегелем государство определяется как осуществление нравственной идеи, а его внутренняя цель как «высшее сочетание свободы с разумным порядком», служение идеалу общего блага, охрана свободы и прав личности и собственности. Эти вопросы нашли подробное освещение в «Курсе государственной науки» Чичерина. С позиций либерализма рассматриваются им вопросы вер­ховной власти (ее нераздельность, неотчуждаемость), законодательные прерогативы и законность действий, а также связь с обществом (со­четание прав и обязанностей личности).


В соответствии с правовой традицией того времени право подраз­деляется на публичное и частное, причем последнее рассматривается как подчиненное по отношению к первому. Это связано с гипертрофированным представлением о государстве как «высшем на­значении народа, его историческом призвании», «высшей цели обще­ственного развития» . Государство предстает вечным и «верховным союзом на земле»13. В соотношении общества и государства, как понял его Чичерин, наиболее отчетливо выражается механистичность геге­левского представления о публичном и частном праве, в соответствии с которым «гражданское общество» образуется на основе взаимо­действия частных целей отдельных лиц, а государство является осу­ществлением общественной или коллективной цели. Не случайны поэтому упреки Чичерину в возрождении теорий естественного права и «общественного договора» Руссо, высказывавшиеся в современной ему юридической литературе. В связи с этим понятна также логика критики Чичериным известных правовых теорий того времени, да­ющих определение права с неокантианских позиций (работы Р. Иеринга «Цель в праве» и сочинений С. А. Муромцева).

В учении о государственной власти для Чичерина характерна известная дихотомия, т. е. все формы правления он однозначно под­разделяет на государственные и негосударственные. При этом, в отличие от Гегеля, Чичерин придает самостоятельное значение не только идеалу государственного устройства, но и подготовившим его формам, отмечая, что с исторической точки зрения «все образы прав­ления одинаково правомерны, хотя не все обнаруживают одинаковую степень развития» 4. Однако, как и Гегель, идеальной формой прав­ления Чичерин считал конституционную монархию, позволяющую, по его мнению, совместить сильную власть (монархическое начало) и сво­боду (элемент народного представительства). В этих идеалах нашли

выражение политические устремления либерализма в конкретных ус­ловиях России, отразившиеся в либеральном земскоу движении и публицистике . /

Отмеченная тенденция нашла развитие в трудах государственников более позднего периода. В очерке А. Д. Градовского «Политическая философия Гегеля» последовательно раскрывается гегелевская трехсту­пенчатая формула семья, гражданское общество, государство. Ха­рактерно, что автор делает упор именно на ступенчатый, механистический характер формулы, а не рассматривает ее как вы­ражение диалектической триады, что было свойственно представите­лям государственной школы раннего периода. Вполне в духе гегелевской философии права государство определяется как «продукт сознавшего себя духа, продукт народного самосознания», «действитель­ность идеи воли, действительность конкретной свободы». Эти признаки государства объединяются постулатом единства цели: «...государство... есть само по себе цель. Эта цель есть абсолютная, неподвижная и конечная цель, в которой свобода достигает высочайшего своего права». В отличие от многих других авторов, Градовский склоняется к расширительной трактовке формулы Гегеля о конституционной мо­нархии как форме власти, «которая может получить самое разнооб­разное содержание»16.


Споры о существе гегелевской философии и возможном характере ее соотнесения с действительностью нашли свое концентрированное выражение в дискуссии об интерпретации формулы Гегеля, изложен­ной в его философии права: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Сам Гегель указывал на непонимание смысла этой формулы его современниками. Многие авторы, в том числе некоторые ученики Гегеля, выступили с критикой этого поло­жения, поняв его однозначно, как реакционное оправдание прусской государственности. Так, по мнению Р. Гайма, «Философия права... яснее всего отражает направление или, лучше сказать, эту судьбу Ге- гелева учения превращение абсолютного идеализма в идеализм рес­таврационный»17. К. Д. Кавелин считал формулу Гегеля «туманной идеалистической абстракцией», подчеркивая, что «далеко не все действительное разумно», а современность «достойна не только критики, но и глубокого порицания» . Н. М. Коркунов также интер­претировал эту формулу как консервативную, связывая ее появление с усилением реакционных черт мировоззрения Гегеля в поздний период творчества (с этим связано несколько механистическое противопоставление раннего Иенского и Гейдельбергского периодов позднему Берлинскому, когда была создана «Философия права») . Не­правомерность подобных упрощенных трактовок формулы Гегеля отметил К. Фишер: положение «все действительное разумно» не более консервативно, чем положение «все разумное действительно» рево­люционно . Свою трактовку формулы Гегеля дал П. И. Новгородцев, подчеркнувший многоплановость понятия «действительное»: «...дело в том, что Гейрль не все существующее считал действительным. Под действительностью он понимает ту высшую реальность мирового и исторического процесса, в которой осуществляется закономерное движение духа* .

Государственная школа находила свой идеал разумной действительности в идее правового государства. Под этим углом рас­сматривалась история правовой мысли, смена основных социологических концепций. Гегелевская философия права, ставившая в центр внимания государство, явилась теоретической основой их пос­троений. Выявляя историографическую традицию государственно-пра­вового направления, П. И. Новгородцев рассмотрел вопрос о взаимоотношении философии Гегеля с исторической школой права Савиньи, преодолевшей некоторые метафизические догмы теории есте­ственного права и представившей правовое развитие как длительный исторический процесс постепенного складывания государственных уч­реждений, правовых идей и соответствующего им законодательства22. На место теорий спонтанного, волюнтаристского происхождения пра­вовых норм (например, Вольтера и Руссо) была выдвинута идея об их органическом развитии из опыта и традиций народной жизни. Нов­городцев отметил воздействие гегельянства на позднейшие воззрения представителей исторической школы права, чем объяснял некоторые модификации исторической теории права.