Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2792

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с общей установкой государственной школы боль­шое значение придается влиянию природной среды на общественное развитие. Чичерин подчеркивает, что влияние географических условий не абсолютно: в одних и тех же природных условиях, например, народ Греции прошел различные этапы исторического развития. С другой стороны, освоение новых природных зон не меняет характера народа. Влияние природы на общество вообще признается весьма существен­ным. На первое место при этом выделяется строение почвы, влияющее на складывание естественных границ государств, на развитие путей сообщения. Далее определяется значение климата, а также наличие или отсутствие природных богатств. В качестве особого фактора вы­ступает демографический количество и качество населения, его плотность и характер. От вопросов народонаселения ученый переходит далее к характеристике так называемых естественных союзов семьи, рода, племени. Центральной проблемой является при этом разложение традиционных кровных основ общества и образование новых, осно­ванных на частных интересах, структура общества.

Предметом специального рассмотрения становится экономика. Здесь вводится понятие человеческой деятельности в экономической области. Ученый останавливается при этом на вопросах производства, оборота, распределения доходов и потребления. Именно в области эко­номической деятельности он ищет основу возникновения классов. Считая, что общественные классы имеют происхождение не только экономическое, но и юридическое, политическое и даже религиозное, Чичерин в своей «Социологии» прослеживает «отношение юридических форм к экономическим началам»

Исходя из того, что экономические воззрения, господствующие в обществе, находятся в зависимости от действующих в нем духовных сил, Чичерин видит задачу общественной науки в исследовании различных факторов социальной жизни. Он не считает поэтому научно оправданным непосредственный переход из области экономики в сферу права, нравственности и государства. Однако раздел об экономике в его работе включает в себя размышления о формировании обществен­ных классов, которые рассматриваются именно с точки зрения развития экономики, причем в исторической перспективе.

Появление классов он связывает уже с формированием родовой аристократии. Выделение общественных классов происходит при рас­паде родовых союзов и создании теократических или светских госу­дарственных образований. Чичерин пишет о появлении класса свободных земледельцев, а потом его исчезновении и замене классом богатых рабовладельцев, установлении, далее, средневекового сослов­ного порядка с его крепостным правом, о последующем разрушении сословного порядка и развитии общества экономической свободы. В этом, гражданском, обществе в свою очередь также образуется опре­деленная иерархия слоев или групп, которая возникает как результат «свободного движения экономических сил». Высшие классы данного общества, согласно Чичерину, сильны своим экономическим богатст­вом владением природными ресурсами, промышленными предприятиями, капиталами. Данные классы в наибольшей степени связаны с управлением, вообще публичной деятельностью.


Продолжая анализ общественных структур уже на материале сво­его времени, Чичерин уделяет большое внимание таким общественным группам, как земельная аристократия, владеющая поземельной соб­ственностью, средние землевладельцы низшее дворянство, в том числе основная масса уездных русских помещиков, общественное призвание которых усматривается в осуществлении местного управ­ления. От его внимания не ускользают противоречия и борьба среднего дворянства и бюрократии; причем «русский помещичий класс бессилен против натиска бюрократии, не способен стоять за свои права»40.

Внимание Чичерина привлекает такой новый социальный элемент общественной структуры, как «класс фермеров, который вкладывает свой капитал в арендуемую ими землю»; денежная аристократия или «крупные капиталисты», составляющие необходимый противовес позе­мельной или родовой аристократии. Отметим, что особое внимание уделяется такому новому общественному слою, как интеллигенция, ко­торую он называет «умственной аристократией». Чичерин отмечает такие ее признаки, как особое экономическое положение интеллигенции, живущей доходами от своего умственного труда, противоречивость ее положения в обществе, где она связана, с одной стороны, с техническим прогрессом и представляющим его промыш­ленным капитализмом («техника»), а с другойс теми сферами практической деятельности, которые не связаны с экономикой (медики, адвокаты, журналисты, учителя). С этой противоречивой и неоднородной природой интеллигенции Чичерин совершенно спра­ведливо связывает и противоречивость идейных позиций и убеждений интеллигенции.

В широких массах населения Чичерин сумел раскрыть наличие таких специфических слоев, как, например, рабочая аристократия, бо­лее высокий статус и благосостояние которой связаны с высоко­квалифицированным техническим трудом. Интересно, что в этом слое ученый усматривает «будущность рабочего класса» , по существу, развивая своеобразную теорию конвергенции, которая, по его мнению, происходит с развитием индустриальных отношений и научно- технического прогресса. Здесь несомненно присутствует прообраз сов­ременного социологического подхода, смысл которого состоит в выделении прежде всего тех социальных слоев, которые являются вы­ражением серьезных социальных конфликтов, угрожающих существо­ванию консенсуса. Именно в сохранении этого социального равновесия видит Чичерин задачу правящих классов, цель политики государства. Идеалом такой организации общества представляется, как мы видели, демократическое государство Запада.

В социологии Чичерина очень большое место уделяется духовным интересам в общественной жизни. Фактически он рассматривает различные формы общественного сознания, выделяя среди них религию, науку, искусство, нравы и воспитание. Каждая из них явля­ется в настоящее время предметом специальных социологических и историко-культурных исследований, что уже само по себе говорит о широте воззрений мыслителя. Собственно методика социологического исследования может быть раскрыта на примере анализа такого явления, как нравы общества. Чичерин рассматривает, в частности, соотношение нравов с юридическими установлениями, законами, а также обычаями, подчеркивая, что моральные нормы подчас действуют сильнее законов, поскольку их исполнение контролируется социальной средой, окружающей человека, а не властью.


Чичериным показано, каким образом происходит формирование нравов из определенных общественных отношений, свойств людей, уровня их развития, общественного положения, условий, в которые они поставлены. Затронут и такой вопрос, как различие нравов высших, средних и низших классов общества, связь его с эко­номическим и социальным порядком, уровнем потребностей и т. п.

Чичерин отмечает и даже характеризует некоторые типические с точки зрения этнографии и социальной психологии черты нравов рус­ской крестьянской среды, с ее пережитками патриархальных порядков, обрядностью, формами поведения. С другой стороны, дается харак­теристика обычаев аристократической среды, с ее понятиями о светских приличиях, формах, пережитках сословного строя (правила рыцарской чести, боярского местничества, поединков и т. д.). Очевидно, что изложение этих вопросов не являлось для Чичерина самоцелью, а отражало его стремление к выработке новых социальных ценностей, как, например, гласность, публичность, формирование бо­лее определенного общественного мнения как формы социального кон­троля.

В связи с этим понятно специальное обращение мыслителя к проб­лемам воспитания, с помощью которого духовное достояние одного поколения передается другому. В связи с проблемами воспитания за­тронут ряд конкретных проблем и противоречий семейного воспитания, несоответствия интеллектуального уровня молодого поко­ления и родителей, противоречия церкви и государства в области воспитания и другие вопросы, интересующие ^современную социологию. По-видимому, автор при освещении этих вопросов исполь­зовал соответствующие правовые и социологические исследования сво­его времени. Здесь приведены, в частности, данные, изложенные на Международном съезде по социологии во Франции в 1894 г. английским ученым Джоном Леббоком о положительных результатах правительственных субсидий частным школам.

Чичерина занимает, в частности, вопрос о соотношении религии и церкви в вопросах воспитания и образования в начальной и средней школе. Еще одна проблема, которая им здесь затронута, состоит в вы­боре общего направления преподавания. Если переход от средних веков к новому времени характеризовался возрождением классицизма, с его культом памятников древности, то в то время, когда жил Чичерин, возникли новые задачи, связанные со значительным ростом естествен­ных наук и техники. Не отрицая необходимости новых направлений, ученый в то же время твердо стоит на позициях признания необ­ходимости широкой гуманитарной культуры.

Обозначив, как мы видели, ряд социальных слоев, являющихся носителями противоречивых тенденций, прямо поставив некоторые из общественных проблем, возникающих в этой связи, Чичерин не стремится непременно сформулировать окончательный ответ, хотя в принципе его собственное суждение всегда выражено достаточно четко, а иногда даже эмоционально. Однако общий прогресс развития чело­веческого общества видится ему в духе гегелевской философии, «в не­удержимом ходе истории, направляющей человечество к высшей цели его существования, с участием человеческой воли, но по законам, стоящим выше человеческой воли и вытекающим из самой природы духа»4 . Реализации этой идеи и посвящена та часть «Социологии», где излагается учение о развитии человечества и его законах.


Выделяя в истории мысли идею целостного взгляда на мир (в античности), идею эволюции (натурфилософия нового времени), уче­ный подчеркивает, что последовательный взгляд на историю как на развитие не органическое, а направляемое законами разума выработан Гегелем и его последователями. Реалистическое (позитивистское) пос­троение истории, упрекавшее метафизику Гегеля в схематизме, с точки зрения Чичерина, имело те же недостатки. С этих позиций он критикует, в частности, попытку Г. Спенсера на чисто фактографиче­ской основе свести все явления к общим законам бытия, раскрываемым позитивной наукой. Он справедливо отмечает механистичность под­хода Спенсера, оперировавшего в своей социологии такими, например, понятиями, как эволюция, сводя ее к интеграции и дифференциации, и т. д. Со своей стороны Чичерин выдвигает два фактора историче­ского развития общечеловеческий и народный. Первый фактор опре­деляет единство и целостность процесса, а второй разнообразие его форм. Взаимное отношение этих двух начал и составляет сущность общественной жизни.

Рассматривая народность как один из существенных факторов общественной и политической жизни, Чичерин далеко не сводит ее к этнографическому элементу, но включает в него и духовный элемент как определенный склад ума, понятий и чувств, выработавшийся в историческом процессе при взаимодействии с окружающими ус­ловиями. Здесь важно отметить понятие «народность» как определен­ную духовную ценность, единицу измерения культуры, являющуюся, с одной стороны, продуктом истории, а с другой важным самосто­ятельным фактором исторического процесса. С этой точки зрения пред­ставляет интерес обращение Чичерина к некоторым историческим и современным ему проблемам. Смысл новой истории (в отличие от античности, Византии, древнего Востока и пр.) он видит «в живом взаимодействии народов». Возражая Гегелю, Чичерин пишет, что «каждый из них настолько является историческим народом, насколько он участвует в общем процессе и, наоборот, настолько остается на низшей ступени, насколько он уединяется в своей особенности».

Большое место в социологическом учении Чичерина занимает воп­рос о религии, прежде всего о христианстве, которому он придает осо­бенно важное значение как общечеловеческой религии. Среди различных форм христианства, рассматриваемых ученым по преиму­ществу с этической стороны, он выделяет, в частности, протестантизм как одно из проявлений свободы мысли и совести и в этом смысле выражение не народного, а скорее общечеловеческого начала. Отметим, что в дальнейшем именно эта проблема стала предметом специального внимания М. Вебера, рассматривавшего ее в контексте развития капитализма. С другой стороны, диалектику общечелове­ческих и народных начал Чичерин затрагивает в связи с развитием политической истории, различных форм правления. Народность, таким образом, не представляет собой ступени или момента в развитии че­ловечества, но является определенной исторической силой, участву­ющей в общеисторическом процессе, воспринимая и сообщая движение истории в соответствии со своими особенностями. Исходя из этого и рассматривает Чичерин законы развития человечества.


Если ранее он рассматривал составные элементы общества, а затем их историческое развитие, то в завершение он стремится свести все

это к единству и синтезировать общие законы. Эти законы рас­сматриваются целиком в гегелевском духе: это даже не собственно социологические законы, а скорее общефилософские идеи диалектиче­ского характера, примененные к анализу общества. Примером может служить представление об историческом развитии человечества как движении от первоначального единства через раздвоение к единству конечному. Смысл формулирования этих законов можно увидеть в стремлении Чичерина понять историческое развитие как часть бытия по диалектическому закону, модифицированному в соответствии с философскими воззрениями ученого. ^

Исходя из этого, завершающая задача социологии устанавливается как создание и определение общественных идеалов современного человечества. В свою очередь, реализация этих общественных идеалов, завершая сферу социологии, принадлежит уже к области политики.

§ 3. Другой крупнейший представитель государственной школы К. Д. Кавелин в своем идейном развитии в значительной степени прошел тот же путь, что и Чичерин. Взгляды Кавелина представляют особый интерес, поскольку он более непосредственно, чем другие уче­ные, принимал участие в идейной борьбе эпохи реформ и в ее про­ведении. В то же время деятельность Кавелина была органически связана с его общим мировоззрением. Основу философских взглядов Кавелина, как и Чичерина, составляло учение Гегеля, однако в даль­нейшем они претерпели сильную эволюцию в направлении позитивной науки. Это обусловливало определенную противоречивость всего мировоззрения ученого, который стремился сочетать идеализм с эмпирическим познанием явлений. Конец классической немецкой философии, ощущавшийся современниками, заставлял их искать но­вые пути философского осмысления мира. Отказываясь постепенно от абстрактных принципов гегелевской философии и от последующих субъективистских направлений, ученый обращался к конкретным обла­стям знания праву, политической экономии и истории хозяйства, этнографии. Об эволюции философских взглядов Кавелина в этом на­правлении свидетельствует и круг его чтения в рассматриваемый период. В его заметках по историческим, юридическим и философским вопросам отражены труды И. Ф. Гербарта, Д. С. Милля, а также А. Шопенгауэра, обнаруживающие интерес к психологическому и во­обще позитивистскому направлению43.

Если гегелевская философия с ее цельным взглядом на мир уже содержала в себе идею соотнесения исторических судеб различных на­родов и этим, в частности, была интересна русским историкам, то и позже, в период кризиса философского метода, русские исследователи стремились сопоставить свои философско-исторические взгляды с пред­ставителями западной науки. Примером этого может служить переписка Кавелина с французским историком Альфредом Рамбо за 1873—1874 гг. Переписка началась в январе 1873 г. по инициативе А. Рамбо, которому Кавелин обещал помогать в изучении России и русского языка. Кавелин отвечает на ряд вопросов своего корреспон­дента, рассматривая при этом проблемы философии и политической истории России. В связи с этим он рассказывает о состоявшемся диспуте по диссертации В. С. Соловьева «Кризис западной философии», направленной против позитивизма, и излагает свою точ­ку зрения. «Общей характеристикой пробуждающегося интереса к философии,— считает Кавелин,— можно назвать то, что мысль начинает у нас тяготиться крайне материалистическим, реальным, позитивным направлением последнего времени и ищет других путей. Есть потребность в более идеальном воззрении, хотя трудно предвидеть то, какую оно получит у нас форму. Попытку Соловьева нельзя на­звать удачной при всем его таланте и значении. Но что-нибудь свое, оригинальное должно выработаться, это чувствуется. Немецкий и во­обще европейский идеализм не отвечает нашим национальным наклон­ностям и инстинктам, да и время его прошло...»44