ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 652

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор наделен особыми правами в отношении произведений изобразительного искусства. К ним относятся право доступа и право следования. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. В некоторых странах право доступа относится не только к произведениям изобразительного искусства, но и к другим объектам авторского права, которые существуют в единственном экземпляре, например, рукопись произведения.

Это право неотчуждаемо.

5. Пределы осуществления авторских прав

По общему правилу использование произведения допускается только с согласия автора, но в интересах общества для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации ГК устанавливает случаи свободного использования произведений (без согласия автора). Одним из видов свободного использования является воспроизведение произведения для судебных целей, когда для целей судебного производства произведение может быть воспроизведено, показано, исполнено и т.д. Эта норма относится как к обнародованным, так и не к обнародованным произведениям. Причем,

когда произведение не было обнародовано, и не было получено согласие автора на совершение такого действия, судами проводится закрытые заседания.

Свободное использование произведений не следует путать с использованием экземпляров произведений. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Такой принцип носит название «принцип исчерпания прав». Однако право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;


4) воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей в объеме, оправданном информационной целью;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений в объеме, оправданном информационной целью;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом (для слепых).

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены, утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров, произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

6. Срок действия авторских прав

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Исключение составляют право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, которые охраняются бессрочно.

Охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то авторское право будет действовать в течение 50 лет после смерти автора.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.


7. Права на программы для ЭВМ и базы данных.

Программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Программа для ЭВМ и база данных как объекты авторского права имеют много общего с другими объектами. Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Авторское право возникает в силу создания этих объектов. Для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей. Правообладатель для оповещения о своих правах может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права.

Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных как и в отношении других объектов авторских прав действуют личные и имущественные права. Личные права автора на программу для ЭВМ или базу данных охраняются бессрочно. Срок действия имущественных прав на программы для ЭВМ и базы данных совпадает с общим сроком. Если программа для ЭВМ или база данных выпущена анонимно или под псевдонимом, то авторское право на нее действует в течение 50 лет с момента их выпуска в свет.

Можно выделить ряд особенностей, характерных только для программ для ЭВМ и баз данных:

- право на использование программы (или ее копии) в ЭВМ или хранение в ЭВМ;

- право на создание копий программ любыми средствами и в любой форме;

- право на адаптацию программы;

- право на модификацию, в том числе право на перевод на другие машинные языки или в другой код;

- право на раскрытие содержания программы настолько, насколько это дает возможность создания аналогичной программы;

- право на вознаграждение.

Осуществление авторских прав имеет следующие ограничения.

Так, например, лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения дополнительного разрешения правообладателя осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправление явных ошибок.






Тема 3. Смежные права



1. Объекты смежных прав

К объектам смежных прав относятся постановки, исполнения, радио- и телевизионные передачи, фонограммы.

Под исполнением следует понимать представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств /телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств/; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности /с сопровождением или без сопровождения звуком/.

Фонограмма - это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе неохраняемых авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. Исключительные права на фонограмму подлежат охране независимо от того, записано на ней охраняемое авторским правом произведение или нет.

Передача организации эфирного и кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.

Что касается изготовителей звукозаписей и организаций эфирного и кабельного вещания, то их деятельность носит в большей степени технический характер. Смежные права в большинстве случаев являются производными и зависимыми от авторских. Для осуществления смежных прав необходимо получение разрешения автора /правообладателя/ и соблюдение его прав /как имущественных, так и личных неимущественных/.

2. Субъекты смежных прав

Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.

В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры.

Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.


Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.

Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием.

В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации.

Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.

• Такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления.

• Представительство осуществляет путем предоставления лицензии от имени всех, а не в отношении каждого заключается лицензия.

• Создание организации по коллективному управлению осуществляется по инициативе правообладателей.

Различают виды коллективного управления по характеру прав, которыми управляет организация:

- полное коллективное управление;

- неполное коллективное управление.

Полное коллективное управление относится к управлению исключительными имущественными правами. Неполное коллективное управление относится к праву на вознаграждение как некой составной частью исключительного имущественного права. Неполное коллективное управление имеет место в случаях, когда закон допускает использование произведений и объектов смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения. Кроме того, неполное коллективное управление может иметь место в случаях публичного исполнения аудиовизуального произведения, поскольку предусмотрено право композитора на получение вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуального произведения, а также в отношении права следования.

3. Возникновение и осуществление смежных прав

Смежные права возникают также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:

- латинской буквы P в окружности;

- наименования обладателя исключительных смежных прав;

- года первого опубликования фонограммы.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства - право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя.