ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 680

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут приобрести право на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ).

На противоречие такого подхода самой правовой природе фирменного наименования и отсутствия единого законодательного подхода в регулировании вопроса неоднократно указывалось в специальной литературе.

Для возникновения прав на фирменное наименование не требуется какой-либо специальной регистрации. В учредительных документах юридического лица, заявлении о государственной регистрации юридического лица должно быть указано его наименование (полное и сокращенное).

РФ предусматривает специальную регистрацию фирменных наименований, что не совсем согласуется со ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности, в соответствии с которой «фирменное наименование охраняется во всех странах Парижского Союза без обязательной подачи заявки и независимо от того, является ли оно частью товарного знака».

Прекращение права на соответствующее фирменное наименование возможно в следующих случаях:

- при ликвидации юридического лица;

- при реорганизации в виде слияния, разделения, преобразования, когда вновь возникшие юридические лица не сохраняют права на фирменное наименование ранее существовавшего юридического лица;

- при перерегистрации юридического лица под новым фирменным наименованием, в результате которого прекращаются права на прежнее.

Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лиц, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, приобретает исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию правообладателя обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Российское законодательство практически не содержит предупредительных мер, которые обеспечивали бы исключительное право на фирму.

Защита исключительного права возможна в административном или судебном порядке. Административная форма защиты может выражаться в обращении правообладателя в органы Министерства по антимонопольной политике РФ с заявлением о принятии мер по защите нарушенных прав.

Судебная форма защиты осуществляется путем обращения в арбитражный или третейский суд с требованием о запрете использования повторяющегося фирменного наименования, изменения фирменного наименования и возмещения причиненный убытков.

Защита исключительных прав на фирменное наименование возможна лишь при наличии следующих условий:

? заявление юридического лица о нарушении исключительных прав на фирменное наименование;

? наличие доказательств того, что исключительные права приобретены раньше, чем юридически лицом – «нарушителем»;

? наличие доказательств того, что использование другим юридическим лицом идентичного фирменного наименования нарушает интересы обладателя исключительных прав.


Законодательство не предусматривает каких-либо специальных способов защиты прав на фирменное наименование, в связи с чем применяются те способы, которые указаны в ст. 12 ГК РФ. В отношении защиты прав на фирменные наименования прежде всего могут использоваться такие способы, как:

? признание права на фирменное наименование (например, между вновь созданными в результате разделения юридическими лицами по поводу фирменного наименования ранее существовавшего юридического лица);

? восстановление положения, существовавшего до нарушения права на фирменное наименование, и пресечение действий, нарушающих данное право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет нарушителю выпускать товары с указанием фирменного наименования правообладателя);

? признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки (например, в отношении договора коммерческой концессии);

? признание недействительным акта государственного органа (например, решение Роспатента о регистрации товарного знака, нарушающего исключительные права на фирменное наименование);

? возмещение причиненных убытков (например, при оказании нарушителем услуг под известным фирменным наименованием без

согласия правообладателя) и др.

3. Товарные знаки (знаки обслуживания)

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Товарные знаки могут быть различных видов: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные. Товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании.

Для приобретения исключительных прав на товарный знак необходимо его зарегистрировать в Российском Агентстве по патентам и товарным знакам.

Перечень требований к товарным знакам раскрывается законодателем путем перечисления оснований для отказа в регистрации товарного знака в случае несоблюдения требований к товарному знаку.

Можно выделить пять групп абсолютных оснований для отказа в регистрации. Так, первая группа оснований устанавливает для товарных знаков требование различительной способности, индивидуальности товарного знака (дистинктивность). Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью (например, линия или цифра) или состоящие только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, слово «молоко» для молочных продуктов, изображение яблока для яблок, но возможно, например, для компьютеров);

- являющихся общепринятыми символами и терминами (например, ЗАО, ООО);

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта (например, «супер», «экстра»);


- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Вторая группа оснований характеризует требование недопустимости использования официальных обозначений в качестве товарных знаков. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только и элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходные с ними до степени смешения обозначения. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

Третья группа безусловных оснований для отказа в регистрации направлена на соблюдение прав потребителей, общественных интересов. Не допускается также регистрация обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

? являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

? противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Четвертая группа оснований направлена на защиту прав собственников объектов культурного или природного наследия, в качестве которых могут выступать публичные образования,действующие через соответствующие органы (например, Российская Федерация, от имени которой в этих правоотношениях может выступать Министерство культуры РФ). Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения:

- с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

- либо объектов всемирного культурного или природного наследия;

- а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию в качестве товарных знаков.

Пятая группа оснований устанавливает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков охраняемых в соответствии с международным договором обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с территории государства, в котором охраняется данное обозначение, и имеющие особые качества, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются его происхождением (например, шампанское, коньяк и др.)

Кроме абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака Закон о товарных знаках определяет иные основания, которые характеризуют требование новизны к товарным знакам. Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, в отношении однородных товаров тождественные или сходные до степени их смешения с:


? товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, имеющими более ранний приоритет;

? товарными знаками других лиц, признанными в установленном законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками.

Эти основания не ограничивают право на регистрацию такого товарного знака для других товаров.

Следующая группа ограничений распространяется на регистрацию товарных знаков в отношении любых видов товаров. Так не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных законов обозначения, тождественные:

- охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

- названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

- фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Не существует каких-либо четких критериев определения известности. Под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначения в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Заявление о признании товарного знака общеизвестным может быть подано лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным.

Подача заявления возможна в случаях, когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от того использования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют подача иным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация товарного знака на имя иного лица или использование иным лицом товарного знака, являющегося тождественным или сходным до степени смешения со знаком заявителя и предназначенным для применения в отношении однородных товаров.


В заявлении должно быть указано:

1) с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории Российской Федерации;

2) фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака:

а) об интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации. При этом могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п);

б) о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;

3) сведения о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты):

а) о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;

б) о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанавливаемых Роспатентом.

Общеизвестному товарному знаку предоставляется такая же правовая охрана как и для других товарных знаков. Однако в отличие от других товарных знаков правовая охрана действует бессрочно.

Исключительные права на товарный знак возникают с момента его регистрации в Роспатенте. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Кроме того, заявитель может воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.

Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в частности Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г., в соответствии с которым заявитель может обратиться в Международное бюро интеллектуальной собственности для получения международной охраны товарного знака.

Регистрация товарного знака на одни товары и услуги не препятствует зарегистрировать другим лицам товарный знак на другие товары и услуги. В этом проявляется ограниченный характер исключительных прав на товарный знак. На практике это имеет принципиальное значение, поскольку использование товарного знака применительно к одной категории изделий не препятствует его применению к другой категории.

После подачи заявки в Роспатент любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи. Это необходимо прежде всего для того, чтобы предотвратить подачу заявок на тождественные товарные знаки на однородные товары.