Файл: shpargalka_evropeiskoe_pravo-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 943

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительная компетенция:

  1. Подразумеваемые полномочия- означают право принимать решения, в том числе НПА, по тем вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС учредительным договором, но имеют значение для реализации его целей и задач.

  2. Механизм продвинутого сотрудничества- совокупность правил и процедур, в рамках которых отдельные государства-члены делегируют Европейскому СОЮЗУ дополнительную компетенцию.(суть механизма- те государства-члены, которые способны и желают двигаться вперед быстрее- могут это делать не дожидаясь остальных ). Предметом продвинутого сотрудничества в рамках Европейского Сообщества может служить « одна из областей, которая предусмотрена» учредительным договором Сообщества, например Сообществу могут быть делегированы полномочия по установлению и/или взиманию прямых налогов ( с желающих государств-членов), коими она в настоящее время не располагает.


Особую группу актов Союза образуют Рекомендации и Заключения. Их объединяет общий признак: отсутствие обязательной силы. Как сказано в статье 155 Договора о функционировании ЕС, Комиссия выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с настоящим Договором. Делается это в двух случаях: когда Договор прямо предусматривает подобные действия и когда так считает сама Комиссия. О заключениях говорится в статье 118, определяющей задачи Комиссии в сфере социальной политики: «С этой целью Комиссия будет действовать в тесном контакте с государствами-членами путем проведения исследований, выработки заключений и организации консультаций в отношении как проблем, возникающих в национальных рамках, так и проблем, которыми занимаются международные организации». Как видно, для выработки заключений установлено лишь одно предварительное условие – консультации. Особенно важны консультации с Экономическим и социальным комитетом.

Различия между рекомендацией и заключением ни в учредительных договорах, ни в последующих актах первичного права, в том числе в Маастрихтском договоре, не предусматриваются. Наблюдатели стремятся, хотя и без особого успеха, обращаться к анализу практики, отмечая особо, что заключение в большинстве случаев формулируется в ответ на заданный вопрос. Специфика усматривается также в том, что рекомендации являются косвенным средством обеспечения изменений в законодательстве, отличаясь от регламентов только отсутствием юридической силы[24].

Выше были перечислены пять основных актов вторичного права. Их перечень дается в ст. 249 Договора о функционировании ЕС. Как представляется, это положение образует четкую систему, в которой формальные обозначения соответствуют функциональным различиям. Однако указанная система актов не является такой четкой, как может показаться. Определенные трудность возникают из-за того, что «Суд ЕС отметил, что перечень статьи 249 не носит исчерпывающего характера: возможны юридически обязательные акты, которые не относятся ни к одной из перечисленных в Договоре категорий. Акты этой группы, пока не найдено другое название, обычно называются sui generis, акты особого рода»[25]. Наличие такой неопределенности в системе актов вторичного права, по моему мнению, вносит нестабильность в работу Союза, поэтому в дальнейшем необходимо исключить возможность использования актов sui generis.


Итак, в первой главе была изложена действующая система источников права ЕС. Данная система не является статичной: источники права постоянно изменяются под влиянием внешних условий. Это изменение позволяет развиваться Европейскому Союзу, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современной действительности. Ясно, что не возникает никаких проблем с изменением источников вторичного права: при устаревании какого-либо акта, необходимо принять новый акт соответствующим институтом Союза. Что касается источников первичного права, то тут возникают некоторые сложности, связанные с «жесткостью» «конституции» ЕС. Существует, по моему мнению, три способа изменения источников первичного права: прямое изменение учредительных договоров, изменение толкования норм учредительных договоров, пересмотр системы учредительных документов. Эти способы будут подробно рассмотрены во второй главе моего исследования.

18. Правовые основы ОВПБ.


ОВПБ не представляет собой отдельную организацию с собственной правосубъектностью ( хотя правовые акты в этой области издаются как акты ОВПБ).

Предмет ОВПБ охватывает все сферы общей внешней политики и политики безопасности.

Раздел 5 Договора о Евр. Союзе, в нем закрепляются основные сферы деятельности. Деятельность ЕС на международной арене осуществляется по двум направлениям: внешняя политика Европейских Сообществ и ОВБП., в рамках ОВБП ЕС осуществляет те мероприятия, которые выходят за пределы компетенции Сообществ. ОВПБ это и отдельная сфера деятельности Союза и в то же время «вторая опора» и это не отдельная организация, а представляет собой компетенцию Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Нет таких сфер международных отношений, которые бы составляли исключительную компетенцию государств-членов и в которые Союзу запрещено было бы вмешиваться в рамках ОВБП.

Основные полномочия Союза в сфере ОВПБ закреплены в ст.12 Маастрихтского Договора, который подразумевает принятие следующих решений:

  1. Принципы и общие ориентиры - своеобразная программа внешней политики, определяющая общий курс в международных отношениях Союза в целом и для каждого государства-члена в отдельности ( орган- Европейский Совет). Принципы и общие ориентиры оформляются заключением Е.Совета ( общего или конкретного характера).

  2. Общая стратегия - НПА в сфере ОВПБ, в котором определяется план действий Союза в отношении конкретных стран или регионов планеты. (отличие от п. 1 там внешняя политика в целом, здесь к конкретному региону или к отдельной стране) (орган - Европейский Совет по предложению Совета ЕС. Стратегии вырабатываются на определенный срок. Их утверждает Е.Совет.

Официальная точка зрения ЕС в целом по конкретным внешнеполитическим проблемам выражается в:


3. Общих позициях (она определяет отношение Союза к отдельному вопросу географического или тематического характера, в отличие от общих стратегий она направлена на решение определенных задач внешне политики. Общая позиция это документ, в котором определяется официальная позиция Союза по конкретным внешнеполитическим делам.

П.1-3 это создание программ, высказывания взглядов, а правовой формой , на основании которой предпринимаются реальные действия служит- Совместная акция

4. Совместная акция - это документ, на основании которого Союз осуществляет оперативные действия на международной арене (в этой форме принимается решения о направлении наблюдателей на выборы иностр. Государств, направление разного рода представителей за рубеж, Силы быстрого реагирования когда создадутся- будут действовать на основании этой правовой формы.(орган Совет)

5. Заключение Советом в рамках ОВПБ международных договоров.

Предметом таких договоров могут быть любые вопросы, относящиеся к сфере ОВПБ, а также вопросы борьбы с преступностью (однако в отличие от международных договоров, заключаемых в рамках первой опоры, в качестве стороны таких договоров будет выступать либо Совет, либо Союз в целом)

Общая оборонная политика ЕС

Занимает особое место в ОВПБ, хотели даже выделить ее в отдельную опору…..хотя - различных планов было много как бы создать свою (европейскую армию), но пока ни как. Стратегическая цель (в рамках именно ОВПБ) – есть - прогрессивное формирование общей оборонной политики, которая со временем может привести к общей обороне.

Органы:

1. Европейский Совет - возглавляет оборону деятельность Союза и государств-членов (обсуждение основных вопросов обороны, и т.п.)

2. Совет ЕС (компетенция принятия решения в форме Совместной акции

3. Европейское оборонное агентство (цель деятельности- содействие Совету при проведении миротворческих акций. Возглавляет—в смысле Генеральный секретарь Совета ЕС.

4. Комитет по вопросам политики и безопасности (разработка предложений, направляемых в Совет, на основе мониторинга политической ситуации на международной арене, состоит из представителей государств.

5. Военный комитет (обеспечение практических мероприятий военного

6. Военный штаб (быстрое реагирование, оценка ситуации и стратегическое планирование)

7. Командующий операцией (осуществляет непосредственное управление Силами быстренького реагирования)



19. Правовые основы сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере.


Раздел 6 Договора о Е.Союзе.

СПСО с одной стороны - сфера деятельности Союза в целом, с другой - самостоятельный элемент ее структуры- третья опора.

Предмет уголовной политики (У.П.)- борьба с транснациональной преступностью ( границы- то открыты, перемещение лиц свободное ( разумеется в рамках Союза там же то же много национальностей).


Приоритетная задача- борьба с тяжкими и особливо тяжкими преступлениями.( терроризм, торговля- людьми, оружием, наркотиками, коррупция, мошенничество. По терроризму, торговле наркотиками и организованной преступности есть даже минимальные стандарты признаков состава преступления, закреплены в Маастрихтском договоре.

Цель - Обеспечение гражданам высокого уровня защиты, в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия.

Основные направления У.П. и уголовно-правового сотрудничества

  1. Полицейское сотрудничество. 4 компонента:

    1. оперативно-розыскная деятельность в сфере предупреждения, обнаружения и расследовании

    2. информационная деятельность ( сбор, хранение, обработка, анализ и обмен информацией) усе это делается в основном через ЕВРОПОЛ

    3. подготовка кадров и криминалистическое обеспечение (это сотрудничество в сфере обучения, обмена офицерами по связи, использование оборудования и криминалистических достижений.

    4. совершенствование криминалистических методов расследования преступлений ( совместная оценка специальных методов расследования серьезных форм организованной преступности.

  2. Сотрудничество в сфере уголовной юстиции. 5 направлений:

    1. расследование уголовных дел и исполнение наказаний ( путем «облегчения и активизации сотрудничества между компетентными министерствами, судебными и аналогичными органами государств-членов, в том что касается процедуры и исполнения решений . Даже создали спец. учреждение- ЕВРОЮСТ.

    2. выдача (экстрадиция) преступников ( ввели европейский ордер на арест)

    3. гармонизация норм процессуально права, в том числе уголовного процесса путем обеспечения взаимного соответствия правил, применяемых в государствах-членах

    4. разграничение подведомственности уголовных дел между государствами-членами, призванное предотвратить конфликты в сфере компетенции между государствами-членами

    5. гармонизация уголовного права государств-членов в сфере организованной преступности, терроризма и торговли наркотиками.

Основные полномочия Союза в рамках СПСО

1. Принятие общих позиций (издавать общие позиции, определяющие подход Союза к определенному вопросу), издаются Советом;

2. Разработка конвенций между государствами-членами (разработка текстов конвенций, в рекомендательном порядке направляемых членам для добровольной ратификации;

3. Законодательные и распорядительные полномочия (не имеют прямого действия), реализуются Советом в форме:

3.1 рамочное соглашение (аналогичен директиве)– инструмент гармонизации национального законодательства по определенному вопросу

3.2. решение – тоже юридически обязательный акт, издаются для достижения любой другой цели ( кроме гармонизационной). Как правило, это акты индивидуального применения.


Юрисдикционные полномочия

Правовые конфликты в сфере СПСО попадают под юрисдикцию Суда Европейских сообществ

К делам прямой юрисдикции относятся: иски об аннулировании рамочных соглашений и решений; споры между государствами-членами; споры между государствами-членами и Европейской комиссией

Координация и содействие деятельности правоохранительных служб государств-членов возложены на:

1. Европол (в основном путем информационного обмена),

2. Евроюст ( основная задача - в содействии надлежащей работы деятельности национальных органов, уполномоченных осуществлять уголовное преследование , и помощи в расследовании дел, связанных с организованной преступностью.

В рамках СПСО Совет может заключать международные договора (по типу второй опоры).

20. Цели и принципы деятельности Союза.

Цели

А) Цели создания Союза.

Указаны в преамбуле учредительных договоров (преамбулы не являются источниками правовых норм): Заложить основы для все более тесного союза европейских народов, Создать прочные основы для строительства будущей Европы, Дальнейшее развитие демократических институтов, Экономический и социальный прогресс.

Б) Цели деятельности Союза.

Это то, к чему должен стремиться Союз при осуществлении своей политики в разных сферах.

  1. Общие цели (охватывают все направления деятельности Союза, едины для всего Союза, т.е. по 3 опорам). 5 основных групп целей:

    • Социально-экономические – содействовать экономическому и социальному прогрессу, высокому уровню занятости и достижению сбалансированного и устойчивого развития. Дополнительные цели: высокий уровень социальной защиты, высокий уровень конкурентоспособности хозяйства и сближение экономических показателей, равноправие М и Ж, высокий уровень защиты и улучшение качества окр.среды, повышение уровня и качества жизни. Общий рынок и единая валюта – не цели, а средства. Цели – повышение благосостояния стран и народов гос-чл.

    • Внешнеполитические – способствовать утверждению самобытности Союза на международной арене. Защита общих ценностей, основных интересов, всемерное укрепление безопасности Союза, сохранение мира и укрепление международной безопасности, содействие международному сотрудничеству.

    • Гуманитарные цели – усилить защиту прав и интересов граждан гос-чл посредством введения гражданства Союза.

    • Правоохранительные цели – сохранять и развивать Союз как пространство свободы, безопасности и правосудия.

    • Организационные цели – полностью сохранить достижения Сообщества и опираться на них, чтобы определить в какой мере политика и формы сотрудничества нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообществ.


  1. Специальные цели (относятся к отдельным видам общественных отношений). Закреплены в положениях Договора о сообществе, посвященным конкретным сферам политики ( промышленность, научно-техническая политика, экологическая, культурная).