Файл: shpargalka_evropeiskoe_pravo-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 949

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на защиту семьи, материнства и детства. Обеспечивается правовая, экономическая и социальная защита семьи)

Право на социальное обеспечение и социальную помощь, включая право на помощь в получении жилья и иную социальную помощь, предоставляемую лицам, не располагающих достаточными доходами.

Право на здравоохранение (определяется законодательством и практикой гос-чл).

Право на доступ к службам общеэкономического значения (напр., общественного транспорта/ коммунального хозяйства).

Свобода искусства и науки (вкл. академическую свободу = свобода преподавания).

Право на образование – содержит несколько правомочий:

  1. Собственно право на образ-е как возможность свободно выбирать для себя, как, где и в какой форме он будет учиться

  2. на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации

  3. на бесплатной основе получить обязательное образование

  4. учреждать образовательные учреждения.

  5. право родителей на выбор способа обучения детей «в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими убеждениями»

Экологические права – не конкретизированы, но во вторичном законодательстве закреплено право на:

  1. информацию о состоянии окружающей среды,

  2. участие в принятии экологических решений

  3. доступ к правосудию по экологическим делам

Права потребителей – не конкретизированы («один из законных интересов всего населения ЕС д.б. обеспечен повышенный уровень охраны.

Обязанности (общие):

  1. уважать и защищать человеческое достоинство других людей;

  2. учитывать мнение ребенка «с учетом его возраста и зрелости»;

  3. получение бесплатного обязательного образования;

  4. защита и повышение качества окружающей среды.



28. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в ЕС.


Система гарантий включает 3 основных элемента:

  1. Институциональные гарантии – связаны с функционированием органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав;

  2. Процессуальные – реализуются при рассмотрении дел в судах, особенно в рамках УП-сса;

  3. Материальные – право лица на компенсацию ущерба и других убытков, причиненных из-за нарушения его прав.

Институциональные.

Орган, играющий ключевую роль в защите П и С человека – Суд + Омбудсман, Еврокомиссия, дипломатические и консульские представительства.

  1. Судебная защита.

Национальные суды гос-чл + приравненные к ним органы административной юстиции (трибуналы) - подведомственны любые дела, кроме юрисдикции судов ЕС.

Национальные суды гос-чл обеспечивают защиту прав от нарушений со стороны частных лиц и гос-чл, приоритет действующим нормам ПЕС перед национальным законодательством. Если неясность приостановить дело + преюдициальный запрос в Суд Сообществ.

  • Суды ЕС обеспечивают защиту П и С, нарушенных его институтами и органами. Право подавать иск имеют любые ФЛ/ ЮЛ, в т.ч. иностранные ( не м. подавать иски с целью отмены нпа (оспаривать м. только индивидуальные предписания, прямо им адресованные/ непосредственно их касающиеся, и бездействие соответствующих органов). Исковая давность – 2 мес. Преодолеть эти ограничения – процедура косвенного обжалования – индивиды м. оспорить любые предписания органов ЕС (в т.ч. нормативные), даже после истечения срока исковой давности (косвенное – т.к. Суд/ Трибунал I инстанции рассматривает законность НПА не по иску об аннулировании, а в связи с рассмотрением другого дела).

  • Европейски суд по правам человека (Страсбург) – ФЛ/ ЮЛ. Рассматривает дела только о нарушении субъективных прав, закрепленных в Конвенции 1950 г. Не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными/ недействующими (в отличии от судов ЕС). Результатом рассмотрения дела в нем может служить «выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне» государством-нарушителем в размере, установленном Судом. Иски к институтам, в т.ч. и по причине нарушения Конвенции 1950г., поступают непосредственно в суды ЕС.


В рамках ЕС защиту гарантированных прав личности осуществляют 3 системы судов:

  1. Национальные (суды гос-чл + трибуналы) – если нарушитель ФЛ/ЮЛ ( при необходимости может направить запрос в Суд Сообществ)

  2. Суды ЕС (Суд Сообществ + Трибунал первой инстанции) – если нарушитель ЕС или его органы, то иски направляются в Трибунал с правом кассационного обжалования в Суде Сообществ.

  3. Европейский суд по правам человека – если индивид пострадал от действии наднациональных институтов ЕС ( если от действий государств, то должен сначала обращаться в национальные суды).

  1. Внесудебная защита

    • Омбудсман – подведомственны дела о нарушении порядка управления в деятельности институтов и органов ЕС. Обращение к нему – одно из основополагающих прав граждан ЕС и др. ФЛ (ЮЛ), имеющих место жительства (нахождения) на территории ЕС. Жалобы на органы и должностных лиц гос-чл ему не подведомственны ( д. рассматриваться национальными омбудсманами).

    • Органы контроля специальной компетенции (рассматривают жалобы ФЛ и ЮЛ на нарушения их отдельных прав, в основном в информационной сфере) – Европейский контролер по защите данных, общий контрольный орган в рамках Европола и др.

    • Комиссия (главный исполнительный орган ЕС, стоящий на страже общих интересов ЕС (ФЛ, ЮЛ). Обращение – повод для возбуждения расследования против гос-чл (в некоторых случаях для предприятий). Результатт – отмена нпа/ прекращение определенной практики (в т.ч. бездействия) по причине несоответствия объективному праву ЕС и нарушения закрепленных в его нормах субъективных прав ФЛ и ЮЛ.

    • Дипломатические и консульские представительства – защита прав гражданина за рубежом на территории третьих стран.

Процессуальные (Хартия, Конвенция).

  • обращение в беспристрастный суд за защитой любых П и С, установленных в юридических. нормах ЕС (с учетом подведомственности: национальные суд, суды ЕС, Европейский суд по правам чел.)

  • справедливое и публичное рассмотрение дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ограничение этого принципа м.б. по соображениям морали, общественного порядка, государственной безопасности, в интересах несовершеннолетних/ защиты частной жизни сторон, если сам суд примет решение, что с учетом особых обстоятельств «гласность нарушала бы интересы правосудия».

  • право на юридическую помощь (адвокат, защитник, представитель), м.б. безвозмездно.

Гарантии для подозреваемого, обвиняемого:

презумпция невиновности,

право на защиту, в т.ч. на незамедлительное и подробное уведомление о характерере и основаниях предъявляемого обвинения; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; право защищать себя лично или через выбранного защитника; право на допрос свидетелей обвинения, н вызов и допрос свидетелей защиты; право пользоваться при необходимости бесплатной помощью переводчика.


принцип законности и пропорциональности преступлений и наказаний (запрет обратной силы закона, устанавливающего/ отягчающего ответственность и придание обратной силы актам, которые ее понижают)

недопустимость повторного привлечения к уголовно ответственности за преступления, в отношении которых лицо уже было осуждено/ оправдано в гос-чл. Отступление –если пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам/ были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

запрет лишения свободы за долги

право на аппеляцию по уголовным делам.

Материальные.

Имущественная ответственность:

  1. ЕС обязано возместить индивидам любой ущерб, причиненный его институтами/ служащими при исполнении своих обязанностей – суды ЕС.

имущественная ответственность гос -чл за нарушение субъективных прав, установленных нормами ЕС, введена недавно Судом Сообществ. Государство будет ответственно не только, если лицо пострадало в результате действий его органов и д.л., но и если властями страны не обеспечено точное и полное соблюдение изданных Сообществом предписаний.

  1. ФЛ/ ЮЛ – законодательство гос-ч (+ законы, изданные во исполнение директив ЕС).

Конституция 2004 г.

В полном объеме инкорпорировала Хартию как свою отд. часть Х. получ. обяз. юрсилу, становится полноценно действующим инструментом по контролю за соблюд. П и С человека и гражданина.

Чтобы не было коллизий Х с др. источниками П и С (конституции гос-в-членов и Евроконв. о защите П человека и осн. С) в спецдекларации к Конституции помещен офиц. постатейный комментарий (разъяснения Х об осн. правах) – судам д/ толкования.

Содержит усл-е (треб.) о присоединении ЕС к Евроконенции о защите прав человека и осн. свобод 1950 г. в кач-ве отд. стороны. Если реализуется д-я и реш-я органов ЕС м. будет обжаловать в Евросуде по правам человека.



29. Организационный механизм Союза. Отличие институтов от других органов ЕС.


После учреждения в 1992 г. Союза во всех Сооб­ществах и Союзе в целом действует -«единый институционный ме­ханизм», основы организа­ции и функционирования которого закрепляются в Договоре о Сообществе.

Каждый институт Сообщества является одновременно институтом Евратома, а также всего Союз.

Институтов ЕС (и одновременно всего Союза) сначала было че­тыре, ныне их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата.

+ немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, ЕЦБ, Агентство (в рамках Евратома), Политический комитет (в рамках ОВПБ), Европол (в рамках III «опоры») и др (Европейское агентство по оценке медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Ко­митет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.

Понятие «орган» в этом случае выступает как родовое, видом которого являются и институты. Институтов у Союза 5, всех же ор­ганов — не один десяток. Каждый институт - это орган Союза, но не каждый орган - институт.


Институты осуществляют за­дачи от имени Союза, наделяются властными полномочиями в отношении гос-чл, ФЛ/ЮЛ, включая издание НА (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.

Понятие «институт»- со­ставное и в то же время относительно обособленное подразделе­ние аппарата Союза, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от его имени и по его пору­чению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законода­тельством Союза объемом властных полномочий, применяет при­сущие ему формы и методы деятельности.

В деятельности каждого из институтов Союза проявляются его специфические функции.

  • Совет и Парламент — представительные органы, в функциях которых преобладают пра­вотворческие начала.

  • Комиссия наделена исполнительными функциями, хотя имеет большое влияние на законодатель­ный процесс, поскольку является единственным органом, обладаю­щим правом правотворческой инициативы и может издавать акты в рамках делегированного законодательства.

  • Суд выполняет задачу рассмотрения и разрешения споров, но при этом вносит большой вклад в развитие нормативной базы.

  • Счетная палата — это контрольная власть Союза, обеспечивающая проверку всех финансовых аспектов деятельности институтов Союза и других органов.

В совокупности институты Союза действуют как устойчивый, отлаженный механизм, воплощающий в своей структуре своеобразное «разделение властей».

Качество быть органом публичной власти Союза, «мерой» чего выступает закрепленная в учредительных договорах компетенция последнего в целом и полномочия соответствующего института, яв­ляется главным признаком, отличающим институты от иных его ор­ганов.

Органы иногда называют «неформальными институтами».

К категории учреждений Союза можно отнести и его структурные фонды (Европейский социальный фонд, С/х фонд и др.), Европейский инвестиционный банк и др.

ЕЦБ (не институт) имеет право издавать нормативные и индивидуальные акты по вопросам денежно-кредитной политики.

Местонахождение органов Союза.

Отсутствует единая штаб-кварти­ра в каком-либо из городов гос-чл. Институты Союза располагаются в трех г. Западной Европы — Брюсселе (Комиссия, Экономический и социальный совет, Совет) , Люксем­бурге (Суд, палата аудиторов, Европейский Инвестиционный Банк) и Страсбурге (Парламент). Неофициальной столицей Союза считается г. Брюссель (как место нахождения Комиссии и основное место работы Совета).


30. Совет Европейского Союза: состав и порядок формирования, организация работы.


Состав и порядок формирования.

Состоит из представителя каждого гос-чл на министерском уровне, уполномоченного создавать обязательства для своих правительств.

27 национальных министров + представители Комиссии с правом совещательного голоса.


9 формаций Совета ( в зависимости от ведомственной принадлежности министров):

  1. Совет по общим во общим ? и внешним сношениям;

  2. По экономическим и финансовым ?(ЭКОФИН);

  3. По правосудия и внутренних дел;

  4. По занятости, социальной политики, здравоохранения и по делам потребителей;

  5. По ? внутреннего рынка, промышленности и научно-исследовательской деятельности;

  6. По ? транспорта, телекоммуникаций и энергии;

  7. По ? с/х и рыболовства;

  8. По ? окружающей среды;

  9. По ? образования, молодежи и культуры;

Обычно в специальных Советах принимаются все законодательные акты. Общий Совет решает вопросы, связанные с внешнеполитическими мероприятиями Союза, в т.ч. в сфере ОВПБ.

Заседает в Брюсселе, 3 месяца – в Люксембурге.

Внутренняя организация.

Элементы структуры Совета:

  1. Комитет постоянных представителей (COREPER);

  2. Председатель

+

  1. генеральный секретариат и его руководитель

  2. рабочие группы.

COREPER.

1958 – с начала функционирования ЕЭС начал функционировать COREPER.

С 1962 существуют COREPER I (заместители) и COREPER II ( постоянные представители гос-чл).

Это постоянно действующий орган.

COREPER II рассматривает вопросы большой политической важности. В COREPER согласие => документы выдвигаются на повестку дня в Совете. В этом случае Совет автоматически утверждает решение. В COREPER нет единого мнения => дискуссия переносится в Совет.

Председатель Совета.

Носителями этой должности выступают не конкретные ФЛ, а гос-чл, каждое по 6 мес. Очередность устанавливается Советом единогласно.

Формирует повестку дня, устанавливает порядок рассмотрения вопросов, ставит их на голосование, подписывает принятые решения, представляет Совет перед Комиссией, Европарламентом и другими органами Союза.

Рабочие группы.

Состоят из экспертов в соответствующих областях от гос-чл и COREPER. Утверждаются COREPER или с ее согласия для выполнения определенной подготовительной работы или предварительных исследований.

Генеральный секретариат.

Больше 2500 человек, которые состоят на гражданской службе в Сообществах.

Осуществляет вспомогательные, консультативные, технические функции.

Его глава выступает в качестве Главного секретаря – Верховного представителя по вопросам ОВПБ.

Механизм принятия решений.

Совет не является постоянно действующим органом. COREPER, генеральный секретариат, рабочие группы – постоянно действуют.

Заседания Совета созываются Председателем по мере необходимости ( или по требованию COREPER или любого члена Совета).

Процесс:

  1. поступивший проект решения направляется председателю.

  2. председатель созывает рабочую группу по профильному вопросу.

  3. рабочая группа рассматривает проект решения

    • рабочая группа пришла к согласию по тексту проекта, и он включается в часть 1 повестки дня COREPER I.

    • Рабочая группа не пришла к согласию по тексту проекта. И он включается в часть2 повестки дня COREPER I.

  4. COREPER рассматривает проект решения