Файл: shpargalka_evropeiskoe_pravo-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 947

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • COREPER пришел к консенсусу по проекту решения, проект включается в часть А повестки дня Совета. => Совет, как правило, автоматически утверждает решение.

  • COREPER не пришел к консенсусу по проекту решения, проект включается в часть Б повестки дня Совета. => Совет рассматривает проект решения, утверждает или отклоняет его.

Совет действует большинством своих членов – простое большинство из списочного состава (14 из 27).

Все важные решения Совет принимает единогласно или квалифицированным большинством. При квалифицированном большинстве члены Совета имеют различный вес голосов. Решение Совета, принятое квалифицированным большинством, д. опираться на поддержку min 62% населения. Простым большинством принимаются решения. Когда иное не предусмотрено.


31. Полномочия Совета.


Римский договор 1957 г., учредивший ЕЭС, уполномочил именно Совет принимать почти все нормативные акты по вопросам, отнесенным к ведению Сообщества.

1.Законодательные полномочия - «ядро» компетенции Совета, одноименная функция выступает главным направлением его деятельности. Европарламент тоже законодательный орган. За единичными исключениями, ни один нормативный акт, а также — по ряду вопросов — индивиду­альные акты не могут быть приняты без согласия Совета.

2. «Разделенными» с Европарламентом в настоящее время явля­ются и финансовые полномочия — полномочия по утверждению бюджета Сообществ:

-утверждение «обязательных расходов» бюджета ЕС, который может отклонить любую предложенную Европарла­ментом «модификацию». «Необязательные расхо­ды»: Европарламент вносит в представленный Комиссией проект бюджета «поправки», а Совет предлагает «модификации». Однако решающее слово здесь имеет Европарламент, который вправе отвергнуть или изменить любую «модификацию» Совета.

3. К полномочиям Совета Договор о ЕС относит также заключение международных договоров (в зависимости от предме­та — единолично или совместно с Европарламентом). Хотя речь идет о «заключении», точнее было бы говорить об утверждении или ратификации, т.к. переговорный процесс от имени Сообщества осу­ществляет Комиссия. Совет уполномочивает Комиссию на эти дей­ствия и утверждает (с согласия Парламента или, когда не требует­ся, без такового) текст соглашения, выработанный ею совместно с другими государствами и/или международными организациями. Это является окончательным согласием ЕС на обязательность меж­дународного договора для него и его государств-членов.

В ряде случаях Совет назначает членов некоторых институ­тов и иных органов Союза: Счетной палаты, Экономического и со­циального комитета и др.

Право Совета на обраще­ние в Суд (Евр. суд) с исками к другими институтам ЕС. Это право не распространяется на иски к государствам-членам. Та­кая возможность зарезервирована только за Комиссией.


Может делегировать Комиссии законодательные функции.


32. Европарламент: состав и порядок формирования, организация работы.


Состав и порядок формирования.

Граждане избирают своих представителей раз в 5 лет. Депутаты избираются в гос-чл.

Количество депутатов, избираемых на территории каждой страны, определяется на основе квот. Формирующихся в соответствии с численностью населения соответствующего государства.

Депутаты обладают свободным мандатом. Объединяются в Парламенте не по национальному, а по партийному признаку в политические группы.

Политические фракции на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейского сознания и выражению политической воли граждан Союза. Европарламент может совместно с Советом издавать законодательство по вопросам партийного строительства.

Внутренняя организация.

А)Руководящие органы и д.л.

  1. Председатель избирается на 2,5 года тайным голосованием (т.е. на ½ легислатуры парламента). Направляет всю деятельность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Парламент. Обычно – поочередно представители крупнейших фракций.

  2. Заместители Председателя осуществляют отдельные полномочия Председателя в порядке их делегирования или его замещения. При их избрании д. учитываться необходимость справедливого представительства гос-чл и политических взглядов.

  3. Квесторы отвечают за административные и финансовые вопросы, непосредственно касающиеся депутатов, в соответствии с указаниями бюро.

  4. Бюро. 27 депутатов (Председатель + 26 замов) + квесторы с правом совещательного голоса. Принимают организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, его секретариат и органы.

  5. Конференция председателей. Председатель Парламента + представители политических групп. Планирует текущую деятельность. К компетенции относятся отношения с другими институтами и органами Союза и гос-чл, а также с иностранными государствами.

Б) Вспомогательные органы.

  1. Постоянные комитеты. Предварительно рассматривают все внесенные в Парламент документы законодательного характера. Всего 17 ( например, бюджетный; по правовым вопросам, социальным делам и занятости, петициям).

  2. Временные комитеты. Комитет по расследованию расследует предполагаемые противоречия или нарушения порядка управления в процессе имплементации права Сообщества. Предмет расследования – действия/бездействия органов и д.л. Сообщества, любого публичного административного органа гос-чл. Комитет завершает свое существование предоставлением отчета Парламенту.

В) Вспомогательный аппарат. Насчиты­вает около 3 тыс. должностных лиц. Индивидуальный аппарат по­мощников имеется у каждого депутата, а также у фракции.


Порядок работы и принятия решений.

Работает сессионно. На ежегодную сессию собирается без созыва во второй вторник марта.

Созыв чрезвычайной сессии – по требованию большинста членов Европарламента, Комиссии или Совета, в исключительных случаях – по просьбе 1/3 депутатов с согласия Конференции председателей.

Пленарные заседания – ежемесячно (кроме августа) в течение 1 недели. Комитеты собираются по мере необходимости.

Принимают решения простым большинством голосов присутствующих депутатов. Вопрос о кворуме решает Парламент.

Способы принятия решений по вопросам большой важности:

  • Абсолютное большинство ( при даче согласия на вступление в Союз нового гос-чл);

  • 3/5 поданных голосов ( утверждение отдельных статей бюджета Сообщества);

  • 2/3 ( в случае применения санкций к гос-чл; вотум недоверия Комиссии).


33. Полномочия Европейского Парламента.


Законодательные, контрольные, финансовые функции.

Часть нормативных актов ЕС в настоящее время принимается на основе процедуры совместного принятия решений Парламентом и Советом.

В отношении некоторых вопросов полномочия Парламента сводятся к праву отлагательного вето (процедура консультации) или к этому же праву, преодоление которого возможно только единогласным решением Совета ( процедура сотрудничества). Процедура совместного принятия решений используется, например, для издания законодательства о защите прав потребителей, в области внутреннего рынка, консультативная процедура — в сфере уголовного, налогового права.

Принимает и утверждает исполнение общего бюджета Сообществ:

  • обязательные расходы – расходы, осуществление которых предусмотрено учредительными договорами и законодательными актами Сообществ. Пр их утверждении приоритет имеет Совет.

  • Не обязательные расходы. Парламент вносит в представленный Комиссией проект бюджета поправки, а Совет предлагает модификации. Решающее слово имеет Парламент.

Может отклонить проект бюджета в целом – 2/3 голосов, составляющих абсолютное большинство.

Утверждает исполнение бюджета Комиссией.

Через специальные органы осуществляет прямой и косвенный контроль.

Главный объект парламентского контроля – деятельность исполнительного органа ЕС – Комиссии. Члены Комиссии не только вправе присутствовать и получать слово на заседаниях Парламента, но и обязаны письменно или устно отвечать на вопросы, поставленные Парламентом.

Косвенный контроль: комитеты по расследованию, комитет по петициям ( может проводить слушания, отправлять членов для анализа ситуации на месте, требовать от Комиссии предоставления необходимых документов).

Омбудсман назначается Парламентом, но независим от него.

Внешнеполитические полномочия – согласие на заключение международных договоров, дает согласие на вступление в Союз новых гос-чл.


Не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, a может делать это лишь с одобрения Совета ЕС.

Европарламент в настоящее время самостоятельно или совместно с другой частью легислатуры Союза — Советом — осуществляет все основ­ные виды деятельности, входящие в классическую «триаду» парла­ментских функций: законодательная — контрольная — финансо­вая.

  • инвеституру испол. органу Сообщества — Комис­сии, которая искл. перед ним несет политическую отв-сть в форме вотума недоверия.

  • часть НА принимается на основе процедуры со­вместного принятия решения, в ходе которой Парламент и Совет выступают в роли «созаконодателей».

  • есть полномочия Европарламента, которые сводятся к праву отлага­тельного вето (процедура консультации) или тому же праву, пре­одоление которого возможно лишь единогласным решением Сове­та (процедура сотрудничества.

  • права прини­мать и утверждать исполнение общего бюджета Евр. сооб­ществ.

34. Европейская Комиссия: состав и порядок формирования, организация работы.


Место нахождения – Брюссель.

Состав и порядок формирования.

Коллегиальный орган (27 членов), которые выбираются на основании их общей компетенции и чья независимость не вызывает сомнений.

5 этапов процесса формирования:

  1. выдвижение кандидатуры Председателя на основании квалифицированного большинства.

  2. утверждение Председателя Парламентом.

  3. Совет назначает других членов после консультации с Председателем.

  4. получение парламентской инвеституры: состав Комиссии должен получить вотум доверия со стороны Парламента.

  5. окончательное утверждение Председателя и членов Комиссии Советом на основе квалифицированного большинства.

Срок – 5 лет.

Досрочное прекращение – только на основе вотума недоверия Парламента. Только Парламент может привлекать Комиссию к политической ответственности.

Очень важна независимость членов. Не могут совмещать с другой деятельностью. Члены должны действовать в общих интересах Сообщества, быть полностью независимыми в осуществлении своих обязанностей. Членам Комиссии запрещено искать или принимать инструкции от любых субъектов, а также в период своего пребывания в составе этого органа заниматься любой иной деятельностью, оплачиваемой или нет. Вступая в должность каждый из них дает торжественное обещание эти обязанности как во время пребывания в Комиссии, так и после этого, в частности. Вести себя осторожно и благоразумно в отношении принятия определенных назначении или выгод после прекращения своих полномочий. Члены несут юридическую ответственность. Принудительная отставка члена Комиссии, если он:

  • более не выполняет условий, требующихся для выполнения его обязанностей (нарушение независимости => м.б. лишен права на пенсию);

  • виновен в серьезном проступке.


Внутренняя организация.

А) Комиссары. Для обеспечения эффективности каждый из них имеет личный персонал – кабинет, руководитель которого – шеф кабинета – доверенное лицо данного члена Комиссии (могут замещать их на заседаниях). Это члены Комиссии.

Б) Департаменты.

  1. Генеральные директораты – органы отраслевого управления в Комиссии ( по вопросам с/х, транспорта, бюджета и т.д.). определение основных задач, координацию и контроль за деятельностью осуществляет соответствующий комиссар. Члены Комиссии имеют право давать указание определенным департаментам и их руководителям.

  • Директораты

  • Отделы.

  1. Другие департаменты, в т.ч. юридическая служба. Д.л. и иной персонал департаментов – гражданские служащие Сообществ.

В)Генеральный секретариат обеспечивает необходимую координацию работы всех генеральных директоратов и других департаментов. Возглавляет генеральный секретарь.

Генеральный секретарь:

  • Содействует Председателю в подготовке и проведении заседаний Комиссии;

  • Подписывает вместе с Председателем аутентичные копии решений;

  • Обеспечивает официальное обнародование и опубликование документов, утвержденных Комиссией;

  • Несет ответственность за поддержание официальных отношений с другими институтами Сообщества.

Г)Председатель осуществляет общее политическое руководство. Назначается отдельно от Комиссаров. Кандидат должен получить вотум доверия Парламента. Обладает правом решающего голоса в подборе кандидатур на должности остальных членов Комиссии.

Председатель:

  • Определяет политические ориентиры всей работы комиссии;

  • Устанавливает внутреннюю организацию Комиссии;

  • Распределяет обязанности между членами Комиссии;

  • Осуществляет надзор за индивидуальной работой каждого члена;

  • Назначает своих замов;

  • Имеет право требовать от любого члена Комиссии досрочно подать в отставку;

  • От имени Комиссии проводит переговоры и консультации с иностранными государствами и международными организациями;

  • Представляет Сообщество в тех вопросах, в где другие страны представляют их главы государств;

  • Является членом Европейского Совета.

+ 1-2 заместителя

Порядок работы и принятия решений.

Комиссия принимает решения на заседаниях.

Письменная процедура – при условии согласия заинтересованных генеральных директоратов и юридической службы.

Индивидуальные комиссары могут единолично принимать административные меры. Одному или нескольким членам Комиссии с согласия Председателя может делегироваться право принятия решений Комиссии. Допустима и субделагация, например, Генеральному директору.

Заседания созываются Председателем и должны проходить каждый четверг, дополнительные заседания – по мере необходимости. Кворум большинство списочного состава – 14 человек. Способ принятии решений – простое большинство всех членов.