ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
-
Источники права ЕС.
Источники – внешние формы выражения права. Модно выделять нормативные договоры, нормативные акты, судебные прецеденты, и даже правовые обычаи, но с большими оговорками.
Очень часто к источникам относят документы программного характера.
Все источники права ЕС образуют систему которая построена на принципах иерархии.
-
Источники первичного права – обладают высшей юридической силой, это учредительные договоры и акты к ним приравненные
-
Источники вторичного права – документы изданные органами европейского союза на основании учредительных договоров, это основной массив нормативных актов
-
Источники прецедентного права – решения судов, которые обязательны для исполнения.
-
Характеристика источников первичного права
это основополагающие документы учредительного характера, на основе которых действует ЕС.
Можно рассмотреть в узком и широком смысле.
В узком – договор о функционировании ЕС 1957 года в редакции лиссабонского договора 2007 года; договор о ЕС 1992 года в редакции лиссабонского договора; договор об учреждении европейского сообщества по атомной энергии.
В широком – ревизионные договоры, международные договоры которые вносили поправки в договоры. Единый европейский акт 1986 года; амстердамский договор 1997; Ниццкий договор 2001 года; Лиссабонский договор 2007 года. Относятся договоры о присоединении государств к евро союзу. Протоколы к договорам – в них содержаться переходные положения, которые нецелесообразно включать в текст договора, но являются важными для исполнения договора. Бюджетный договор 70 и 75 года.
Ряд актов органов ЕС – решения совета, которые проходили процедуру ратификации (акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим голосованием.)
Хартия ЕС об основных правах – лиссабонский договор приравнял статус хартии к учредительным документам
Особенность актов первичного права:
- это документы, которые имеют международно-правовую природу и при вступлении в силу подлежат ратификации
- это основное начало права ЕС, на которых основывается вторичное право.
-
Характеристика источников вторичного права.
Это акты, которые изданы на основе учредительных документов, и акты которые созданы не самими государствами, а органами ЕС. Все источники делим на группы:
-
Нормативные правовые акты – издаются институтами ЕС на основании учредительных документов. Все акты д иметь определенную структуру (название, преамбула, основная часть, заключительные положения), несоблюдение структуры могут привести к аннулированию акта. К ним отнесем: регламенты и директивы.
Юр свойства регламента:
Регламенты – ст. 288
-
Регламенты имеют общеобязательную силу на территории всех государств-членов ЕС
-
Регламент является нормативным актом прямого действия – напрямую наделяет правами юр и физ лиц и заставляет все публичные органы выполнять предписания
-
Для вступления в силу регламент не нуждается в ратификации
-
Вступает в силу с момента опубликования
-
Из всех источников вторичного права обладает высшей юр силой. Является актом унификации.
Директива – ст. 288
-
не нуждается в ратификации.
-
содержит в себе нормы, является источником права
-
обязательна для исполнения на всей территории. Обязательность установлена в отношении результата. Установлена цель, которую нужно достичь, и срок. Способы достижения государство может выбирать самостоятельно. Имплементация – приведение национального законодательства в соответствие с директивой. Директива – акт сближения.
Директива имеет прямое действие, если:
Положения директивы должны быть точны и безусловны
Необходимо, чтобы истек срок имплементации
Директива должна быть не исполнена в срок
Директива должна регулировать только вертикальные правоотношения – если одним из участников являются гос органы
-
акты ненормативного характера – решения и акты мягкого права
Решения – являются формой индивидуальных актов. Являются обязательными в полном объеме.
-
акты мягкого права – рекомендации и заключения, не имеют общеобязательной силы.
-
акты особого рода – те правовые акты, формы которых не предусмотрены. Нормативные договоры – договоры ЕС с третьими странами
ЕС регламент ЕС директивы
Физ лица юр лица гос-во Гос-во Закон
Физические лица Юридические лица
Акты законодательные и незаконодательные.
Вступают в силу на 20 день после опубликования. Индивидуальные решения – при уведомлении адресата.
-
характеристика источников прецедентного права
по юридической силе являются посредником между первичным и вторичным правом. развивает и дополняет положения учредительных договоров. Суды имеют право отменить нормы вторичного права, если они противоречат учредительным договорам.
Решения суда являются обязательными для национальных судов.
3. система права ЕС
-
предметный подход, по предмету выделяются отрасли. Публичного, частного и комплексного права.
-
функциональный подход, главный критерий – причины принятия норм, их назначение. Институциональное и материальное право. Институциональное – нормы, регулирующие устройство, компетенцию, статус органов ЕС. Материальное право – группы отраслевых норм, определяющих реализацию ЕС стоящих перед ним задач.
4 Лекция: Компетенция и сферы деятельности ЕС.
-
Общие вопросы компетенции.
-
Внутренняя компетенция ЕС.
-
Внешняя компетенция ЕС.
-
Дополнительная компетенция ЕС.
НПА: договор о функционировании ЕС договор о ЕС
1.Общие вопросы концепции.
Компетенция – добиваюсь, соответсвую подхожу. Это юр границы деятельности любого органа либо организации в том числе ЕС. Сама компетенция состоит из 2х составляющих: предметов ведения (сфера общественной жизни в отношении, кот ЕС м принимать НА) и полномочий (права и обязанности в подведомственных сферах).
Особенности компетенции ЕС:
-
По происхождению компетенция ЕС делегирована (носит делегированный характер) в части своих суверенных прав.
-
По своей сущности компетенция ЕС властная компетенция, т.е. предоставлет органами ЕС издание правовых норм
-
Постоянно возрастание компетенции ЕС
-
Компетенция носит комплексный характер (? экон, внешней политики, защиты прав граждан в сфере безопасности)
-
Вся компетенция м поделиться в зависимости от категории компетенции: ст. 2
-
исключительная компетенции (? Изъятые из ведения государств (таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика в рамках зоны евро, сохранение морских ресурсов в рамках политики рыболовства, общая торговая политика) (сравнить с К РФ!!!!)
-
Совместная компетенция (круг ? как членов союза, так и гос-ва м принимать НА).
-
Сверхсовместная (внутренний рынок, соц политика, эк сплочение, с\х и рыболовство, окружающая среда, транспорт, энергия, проблемы безопасности в сфере здравоохранения)
-
Компетенция по осуществлению мер координации (программы, стандарты и финансовая поддержка)
-
Компетенция по определению и осуществлению общей внешней политики и политики безопасности
Принципы компетенции!!!! (самостоятельно) Дополнительная компетенция м возникнуть в 2х случаях:
-
Статьи лазейки, нормы, кот позволяют ЕС издавать ПА по ? прямо не отнесенным к его ведению.
-
Механизм продвинутого сотрудничества (предусмотрено договором 8 государств подписывать к-л соглашения и делегировать союзу дополнительные задачи и компетенции, кот раньше не было предусмотрено)
Содержание компетенции – учение о функциях. Функции делятся на внутреннее и внешние функции.
2.Внутренняя компетенция ЕС.
О функционировании еятельности ЕС (раздел 1). Предметы ведения – сфера общественной жизни м объединить в 3 гр:
-
Внутренний рынок (ч.3 со ст. 26) – это пространсво, кот действуют. Все внутренние таможенные препятсвия ликвидированы, т.е. нет количественных оганичей, но между третьмими госуд есть таможенный тариф. Метод негативной интеграции – отсутсвие препятсвий (установление на препятсвий)
-
Сферы политики (секторная политика) – это комплекс мер, проводимый ЕС в отноешнии определенных сфер общественных отношений.
-
Экономическая и денежная политика – связана с эмиссией Евро и поддержания Евро на определенном уровне.
Законодательнаяе оплномочия
Финансовые полномочия
Исполнительно-распорядительные полномочия – текщее управление, реализуется в форме решений
Юрисдикционные – по разрешению споров
Контрольные
Рекомендательных и поощрительных мер
3.Внешняя компетенция
1 направление ВК – ст. 198 (д о функционировании)
2 – отношение с 3ми странами, в тч с торговыми (общеторговая политика) с внешними странами
Отношения с международными организациями
Общая оборонная политика
5 Лекция: Институты, органы и учреждения ЕС.
-
Организационный механизм ЕС.
-
Европейский парламент
-
Совет ЕС.
-
Европейский Совет.
-
Европейская Комиссия.
-
Суд ЕС.
-
Контрольные органы ЕС.
-
Финансовые учреждения ЕС.
Основные источники:
-
Договор о ЕС (раздел 3 – положения об институтах)
-
Договор о функционировании ЕС (часть 6 раздел 1)
-
Внутренний регламент (порядок процедуры)
-
НА, принятые Советами и Парламентами
-
Сайт ЕС, Европейской Комиссии и т.д. (рекомендация!!!!)
-
Московкий журнал международного права (МГИМО)
-
Международное и публичное частное право
1.Организационный механизм ЕС.
Организационный механизм ЕС – система институтов и др органов ЕС, посредством кот организация осуществляет свою компетенцию. Институты – руководящие, наиболее важные органы ЕС. Институтов всего 7: (европейский Совет, Совет ЕС, европейский парламент, Е Комиссия, суд ЕС, счетная палата, Европейский Центральный банк). Другие органы выполняют какие-то другие функции (Европол (орган, кот заниается с предупреждением преступлений и т.д.), евроюст (прокуратура), экономические и социальные комитеты, комитет регионов, генеральный секретариат, комитет постоянных представителей). Европол, евроюст, эк и соц комитеты, комитет регионов явл учреждениями.
Проклассифицировать:
-
Политические
-
Неполитические
3. По порядку формирования
1). В результате выборов
2). Назначаемые
4. формируемые на поритетной основе
1).поритетные
2).непоритетные
1. Элементы разделения властей
-
Законодательная власть (Совет, Европейский парламент)
-
Исполнительная власть ( Европейская комиссия)
-
Судебная власть (Суд европейского Совета)
2.Теория сбалансированного распределения полномочий (полномочия институтов распространяются сбалансировано (каждый орган выполняет полномочия как законодательные, так и в сфере исполнительной власти в том Vкот подписывают договор)). Во Франкфурте (Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)
2.Европейский Парламент.
Источником – ДоЕС (ст. 223 – ст. 234 ДЕС). Акт об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием (1972г.). Из истории: ЕП самый старый орган. Ранее он назывался Ассамблеей. Входило туда 72 депутата. В 1958г. вступает в силу 2 договора и ассамблея становится больше, как по организационной основе, так и по полномочиям. Понятие было изменено из Ассамблеи в ЕП в 1986г. Здание ЕП находится в Страсбурге, также еть здание ЕП в Брюсселе. Еще одно здание находится в Люксембурге.
Состав ЕП (состоит из представителя гр-н ЕС) не должно превышать 751, но это будет с 2014 года, когда пройдут следующие выборы в депутаты:
751 депутат:
-
Германия – 96
-
Франция – 74
-
Италия, Великобритания – по 73
-
Испания – 54
-
Польша – 51
-
………………………..
-
Кипр, Эстония, Мальта, Люксембург – по 6 депутатов
Теория убывающей
Срок – 5 лет. Последние выборы проходили в 2009г., до вступления в силу Лиссабонского договора. Нет единого акта, кот регламентировал бы четко порядок, но существуют рамки (принципы) – акт об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием (1971г.).
Принципы:
-
Проходят путем выборов. Выборы осуществляются посредством всеобщего, прямого и тайного голосования
-
Члены ЕП избираются в каждом государстве по пропорциональной системе (к семинару!!! Какие сущ полит партии, сколько получили голосов). Этот порок на национальном уровне не д превышать 5 % голосов.
-
Выборы в ЕП проходит в день и часы. Устанавливаемый каждым гос-ом, при чем для каждых государств начинается в один период (с утра четверга по воскресенье).
-
Членство ЕП несовместимо с должностями ЕС, а с 2002г несовместимо с членством национального парламента.
Что касаемо возрастного ценза, то устанавливается каждым государством отдельно (н-р: в Люксембурге с 21 года, германия и Испания с 18 лет). Особенность, т.к. депутаты представляют интересы всего ЕС, то в депутаты можно балатироваться не только от своей страны, но и от другой, но проблема заключается в том, что у нас в ЕС существует ценз оседлости.
Внутренняя организация ЕП:
-
Политическая структура – фракции
-
Административная структура:
-
Председатель (избирается на 2,5 года. Функция руководить ЕП(в настоящее время Мартин Шульц))
-
Бюро (коллегиальный орган, на кот возложены решения технических и финансовых вопросов. Входят как председатель, так и его заместители).
-
Конференция председателей ( возглавляют политические фракции, полит орган руководства)
-
Парламентские комиссии и комитеты (внутренние органы, кот работают по конкретным сферам (соц развития и здравоохранения и т.д.)
-
Квесторы (долж лица, кот отвечают за выполнения административных и финансовых задач).
-
Генеральный секретариат (входят лица, кот работают на постоянной основе)
ЕС проводит одну сессию бес специального решения в один вторник марта, но м собираться и в др дни. Самое первое заседания открывает старейший депутат. Основная работа проводится во фракциях, пленарных заседаниях и т.д. сопсобы принятия решения:
-
Простое большинство
-
Квалифицированное большинство(2/3 или 3/5 состава депутатов)
Формы принятия решения:
1). Личное (поднятием рук, поименное)
2). Тайное голосование
Аккламация (шумное одобрение – вариант решения один)
Полномочия ЕС (к теории сбалансированных…)
-
Законодательные и бюджетные (совместно с Советом)
-
Контрольные
-
В сфере исполнительной власти
-
В формировании других органов и должностных лиц
-
Внешнеполитические полномочия (положения договора о ЕП задание на семинар, в какой сфере либо исполнительной либо во внешнеоплитической!!!!)
-
Ответственность (акт, принятый ЕП мб оспорен в Суде ЕС)