Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право Европейского Союза (зачет)

  1. Состав, территория и официальные языки Европейского Союза. Условия и порядок вступления новых государств-членов.

Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составивших «первую волну» расширения, уже присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.


Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.


Основных требования к государству-кандидату:

государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;

государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.


Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:

1) стабильность государственных и общественных институтов;

2) гарантии демократии;

3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.


В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.


Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет.


Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.


Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.



Договор о присоединении 2003 г.

Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.


В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата — Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.

Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.





Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

Так же, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского Союза (Treaty on the Functioning of the European Union), cтраны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Данией — Гренландия.

Францией — Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.

Нидерландами — Аруба, Нидерландские Антильские острова.

Соединенным Королевством — Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.



Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.


В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.

Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими тремя документами:

  1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) – географические и общие политические критерии

  2. Декларация европейского Совета июня 1993 в Копенгагене, т.е. Копенгагенские критерии - более детальное описание общей политики

    • политические

    • экономические

    • законодательные

  3. Структура переговоров с государством-кандидатом

  • определение и детализация условий

  • утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.

Географические критерии



Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным. Однако, определение, является ли страна "европейской", может присвоить например Еврокомиссия или Европейский Совет. По этому поводу были дебаты на счёт Кипра – острова, который является географически азиатским; но обширные исторические, культурные и политические связи с другими европейскими странами позволяют его рассматривать, как европейскую страну в негеографическом контексте. Есть также части государств членов ЕС, находящихся вне Европы - например, французской Гвианы находится в Южной Америке и входит в состав ЕС, будучи неотъемлемой частью французской Республики. Остров Гренландия, будучи частью североамериканского континента, присоединился к Европейскому Экономическому Сообществу в 1973 как зависимая часть Дании, но решили покинуть ЕЭС в 1983, спустя четыре года после обретения полной независимости.

Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство. Есть также много других экономических и политических аргументов, которые выступают против турецкого членства. ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются 'открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее.'


Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.

Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.



Политические критерии

  1. Демократия

Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

  1. Верховенство закона

Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

  1. Права человека

Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлечены к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы. Многие изменения, имеют отношение к свободам и правам этнических и религиозных меньшинств, или устранению неравенства в обращении между разными политическими группами.

  1. Уважение и защита прав меньшинств

Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации


Соответствующая конвенция Совета Европы по этому вопросу было крупным прорывом в этой области. Однако, конвенция до сих пор не включает четкое определение таких меньшинств. Как результат, многие из подписавших его государств, добавили официальные разъяснения, описывающим, кто в их стране причисляется к меньшинству. Некоторые примеры представлены ниже. Заявления, сделанные в связи с договором № 157. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, включает:

в Дании: «немецкое меньшинство в Южной Ютландии»;

в Германии: «Датчане немецкого гражданства и члены лужицких сорбов людей с немецким гражданством …. этнических групп, традиционно проживающих в Германии, фризы немецкого гражданства и синти и рома немецкого гражданства»;

в Словении: «итальянского и венгерского национальных меньшинств»

в Соединенном Королевстве корниш меньшинства в Корнуолл и ирландские националисты и республиканцы в Северной Ирландии.

в Австрии, сербские, хорватские, словенские, венгерские, чешские, словацкие, цыганские и синти группы.

в Румынии (Румыния признает, 20 национальных меньшинств - избирательный закон гарантирует им парламентское представительство)

в Ирландии: Ирландские путешественники.

Многие другие подписавшие просто заявили, что они не имеют каких-либо национальных меньшинств.

Был достигнут консенсус (среди экспертов-юристов, так называемых групп Венеции), что эта конвенция относится к какой-либо этнической, языковой или религиозной группе, которая определяет себя как отличительная, которая формирует историческую часть населения и нынешнего меньшинства в четко определенной области, и которая поддерживает стабильные и дружественные отношения с государством, в котором оно живет. Некоторые эксперты и страны хотят идти дальше. Тем не менее, некоторые группы меньшинств, как, например, иммигранты, которые нигде не упоминаются, обеспокоены этой конвенцией.

Экономические критерии

Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

Юридическое выравнивание

И наконец, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.



  1. Европейский Союз и Совет Европы: соотношение и взаимодействие.

ЕС сближает с СЕ не только сходство в названиях, идентичная символика, но и общность целей. «Целью СЕ является достижение единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава СЕ).