Файл: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3529

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение принимается на открытом заседании Суда. Стороны должны быть приглашены и извещены о дате и месте заседания. Оригинал решения, подписанный председателем, судьями, участвовавшими в рассмотрении дела, и канцлером, запечатывается и передается на хранение в канцелярию. Стороны получают заверенную копию решения. Канцлер отмечает на оригинале решения дату его рассылки сторонам. На канцлера возложена обязанность публикации решений, принятых Судом.

Решение Суда европейских сообществ вступает в силу в день его рассылки сторонам.

Решения Суда европейских сообществ обязательны как для сторон, участвовавших в разбирательстве исков, так и для национального суда, обратившегося за предварительным решением. Приведение в исполнение решений Суда определено условиями учредительных договоров. Как сказано в Договоре о ЕЭС, принудительное исполнение осуществляется в соответствии с гражданско-процессуальными нормами того государства, на территории которого оно имеет место (ст. 192).

Если положение об обязательном характере решений Суда европейских сообществ по искам с теоретической точки зрения не вызывает сомнений, то по отношению к предварительным решениям такие сомнения вполне возможны. Ведь правовая система сообществ не знает иерархического подчинения судов государств-членов Суду европейских сообществ. Вместе с тем нельзя не заметить, что национальные суды в известной мере сравнимы с судами сообществ, наделенными общей компетенцией. Суд европейских сообществ как главный их суд не стоит прямо над ними, но тем не менее выполняет своего рода дополнительные функции по обеспечению единообразного применения права сообществ в государствах-членах, по согласованию и, более того, по сближению права сообществ и национального права. Суд европейских сообществ явно играет более значимую роль, чем просто координатор. Интересы укрепления правопорядка сообществ прямо диктуют необходимость того, чтобы предварительные решения Суда воспринимались национальными судами в качестве не только общего руководства, исходной позиции, своего рода «ключа» для рассмотрения конкретного дела, но и правового акта, который они обязаны строго выполнять.

Разумеется, следует постоянно учитывать, что в сфере предварительных решений, как и в других сферах, Суд европейских сообществ осуществляет свою деятельность в условиях, при которых в принципе есть два правопорядка, сохраняющих свои особенности: правопорядок сообществ и правопорядок государств-членов. И они не просто соседствуют или сопрягаются друг с другом, а оказывают друг на друга заметное влияние. Через предварительные решения Суд активно участвует во взаимодействии этих двух процессов. В свою очередь взаимодействие данных процессов предопределяет содержание и характер предварительных решений Суда, позволяет ему играть активную роль в формировании единого правопорядка.


Повышению роли Суда европейских сообществ способствовали положения Маастрихтского договора. В новой редакции статьи 171 сказано о том, что государство-член обязано принимать все необходимые меры для выполнения решения Суда по поводу нарушения этим государством обязательств, вытекающих из Договора. Если Комиссия сочтет, что такие меры не приняты, она, после предоставления государству возможности дать свои замечания, издает обоснованное заключение, определяющее пункты, по которым это государство не выполнило решение Суда.

Если это государство не принимает необходимых мер по решению Суда в срок, установленный Комиссией, последняя может передать дело в Суд. Поступая таким образом, она определяет единовременную сумму или размер штрафа, подлежащие уплате государством-членом, которые она считает уместными в данных обстоятельствах. Если Суд находит, что государство-член не выполнило его решения, он может наложить на это государство обязательство уплатить единовременную сумму или штраф.

Надо сказать, что в принципе решения Суда европейских сообществ выполняются относительно неплохо. Это прежде всего предопределяется авторитетом, приобретенным Судом, его общей достаточно высокой правовой культурой. Тем не менее вопрос об исполнении решений Суда отнюдь не снят с повестки дня. На, казалось бы, достаточно позитивном общем фоне были и остаются свои проблемы. Европарламент в постановлении от 13 февраля 1996 г. выразил даже свое осуждение случаев невыполнения государствами-членами решений Суда европейских сообществ. Некоторые судебные решения остаются на бумаге очень долго, о чем свидетельствуют примеры тринадцатилетнего игнорирования государствами-членами конкретных решений. Европарламент потребовал, чтобы по отношению к таким государствам-членам были незамедлительно применены финансовые санкции, предусмотренные учредительными договорами.

Европарламент высказался и по поводу предварительных решений. Он обратил внимание на неравномерность их использования в практике государств-членов. В то время как из одних стран идет все увеличивающийся поток обращений национальных судов в Суд европейских сообществ, в других странах возможности преюдициальной процедуры остаются нереализованными. Европарламент запросил у Комиссии подробный анализ состояния дел в данной сфере деятельности Суда европейских сообществ, высказав при этом свое предположение о том, что основная причина кроется в неосведомленности судей национальных судов.

Палата аудиторов

Палата аудиторов была образована в соответствии с пунктом 1 статьи 7, пунктами «а» – «с» статьи 45 Договора о ЕОУС, пунктами «а» – «с» статьи 188 Договора о ЕЭС и пунктами «а» – «с» статьи 160 Договора о Евратоме. Год рождения Палаты – 1975 г. Многие вопросы организации и деятельности Палаты регулируются также в Договоре об изменении некоторых финансовых условий договоров, учреждающих европейские сообщества, и в Договоре, учреждающем единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ. Для создания Палаты у сообществ были серьезные основания. Сообщества в 70-е годы смогли обзавестись самостоятельным бюджетом, который становится все более и более объемным. Это не могло не вызвать потребности в независимом, профессиональном и авторитетном финансовом контроле. О полезности такого контроля свидетельствовал опыт государств-членов, в которых давно уже функционировали соответствующие специализированные государственные органы. Потребность в Палате аудиторов остро ощущал Европарламент, бюджетные полномочия которого заметно расширились.


Нельзя сказать, что до этого финансовый контроль в сообществах полностью отсутствовал. До 1977 г. в ЕЭС и Евратоме существовало Счетное бюро, а в ЕОУС – счетный инспектор. Но как показала практика, ни их статус, ни реальный авторитет в системе институтов сообществ не отвечали возросшим требованиям к финансовому контролю. Нужно было не только объединить все счетные службы, но и предоставить новому институту более серьезные права.

Первоначально Палата аудиторов состояла из девяти человек, но с увеличением числа государств – членов сообществ ее состав расширился. В настоящее время в соответствии с принципом: от каждого государства – независимо от численности населения и других критериев – по одному члену Палаты, она состоит из 15 членов. В качестве одного из важнейших принципов деятельности Палаты провозглашена ее независимость. Выполняя свои обязанности, ее члены не должны получать никаких инструкций от правительств или иных органов государств-членов. Установлено, что члены Палаты избираются из числа специалистов, работающих или работавших в органах аудиторского контроля в своих странах или являющихся признанными авторитетами в этой области. Назначение производит Совет на основе единогласного голосования после обязательных консультаций с Европарламентом. Срок пребывания в должности – шесть лет, но правила не запрещают нового назначения членов Палаты, завершивших шестой год срока их полномочий.

Палата аудиторов – коллегиальный орган. В принципе все решения в ней принимаются большинством голосов. Отдельным членам Палаты могут даваться поручения как профессионального, так и административного характера. Председатель Палаты избирается ее членами из своей среды сроком на три года, он может быть переизбран на новый срок.

Палата аудиторов наделена широкими полномочиями. Она проверяет правильность всех поступлений и расходов как в отношении сообществ, так и в значительной мере в отношении органов и организаций, ими образованных. Проверка охватывает, в частности, генеральный бюджет европейских сообществ, финансовую деятельность ЕОУС, не включаемую в данный бюджет, а также внебюджетные финансовые операции, основывающиеся на взносах государств-членов на сотрудничество с развивающимися странами, ассоциированными с ЕЭС. Обращает на себя внимание положение о том, что Палате предписано осуществлять проверку под углом зрения «чистого финансового управления».

По требованию Палаты аудиторов институты сообществ и национальные органы обязаны представлять необходимые документы или иную информацию.

При всей тщательности отработки процедур и форм деятельности институтов сообществ Палата аудиторов выделяется регулированием, казалось бы, частностей и редких ситуаций. Специально указывается на то, что проверки должны проводиться до закрытия счетов. Это означает, что они должны быть систематическими и следовать за каждым поступлением или расходом. В конце финансового года Палата обязана представлять институтам сообществ и публиковать в официальном издании свой годовой доклад. Отдельные годовые доклады составляются для руководства ЕОУС и для организаций, созданных сообществами. Палата представляет институтам сообществ свои заключения и наблюдения по специфическим вопросам, а также выполняет их отдельные поручения. Она наиболее тесно связана с Европарламентом, но прямо не подчинена ему.


Доклады и заключения Палаты аудиторов играют немаловажную роль в развитии сообществ. Они внимательно изучаются соответствующими институтами, в первую очередь Европарламентом и Советом. Маастрихтский договор особо отметил, что Палата оказывает помощь Европарламенту и Совету в осуществлении ими своих полномочий в сфере контроля за исполнением бюджета. Особенно важно ее мнение при рассмотрении в Европарламенте вопроса об оценке деятельности Комиссии за финансовый год. Это мнение учитывается Комиссией, сразу же предпринимающей меры по исправлению выявленных недостатков.

Все возрастающее значение Палаты аудиторов нашло отражение в том, что Договор о Европейском союзе относит ее к основным институтам сообществ (ст. 4). В Договоре указывается, что Палата осуществляет проверку всех отчетов о всех расходах и доходах Сообщества. Она проверяет также правильность отчетов о расходах и доходах всех органов, создаваемых Сообществом, за исключением случаев, когда это прямо запрещается. Аудиторская проверка должна проводиться на основе документов и, если это необходимо, ознакомления с материалами других институтов сообществ и государств-членов. В государствах-членах проверки должны осуществляться во взаимосвязи с их аудиторскими учреждениями.

Амстердамский договор подчеркнул важное значение Палаты аудиторов в институционной системе. О ней теперь говорится в статье «Е» Договора о Европейском союзе, перечисляющей составные части этой системы, равно как и в статье 173, наделяющей Палату аудиторов (а также Европарламент и Европейский центральный банк) дополнительными правами по защите своих прерогатив. Ряд статей Амстердамского договора устанавливают дополнительные права и обязанности Палаты аудиторов в различных сферах. В частности, Палата аудиторов получила доступ к информации, которой владеет Европейский инвестиционный банк. Отдельная декларация предусматривает возможность заключения Палатой аудиторов трехсторонних соглашений с Европарламентом и Комиссией.

Экономический и социальный комитет

Экономический и социальный комитет – один из органов Европейского союза, судьба которого сложилась менее счастливо, чем у многих других. Он был задуман и создан еще Римскими договорами 1957 г. как чисто консультативный орган. Главное его иазначение заключалось в том, чтобы дать возможность выявлять и выражать интересы трех важных слоев населения: предпринимателей, работников и власти. Дискуссии на таком форуме, как Экономический и социальный комитет, призваны способствовать выработке совместных докладов, выводов и проектов по проблемам, затрагивающим эти группы населения. Все разработки Комитета с самого начала носили рекомендательный характер. Именно в таком качестве они направляются в Комиссию и Совет министров.


Собственно говоря, идея создания Экономического и социального комитета не нова, да и родилась она не в сообществах. Примерно в пяти-шести государствах – членах Европейского союза давно уже существуют и достаточно активно действуют аналогичные структуры («тройственные комиссии» и т.п.), состоящие из представителей различных групп населения и призванные выражать интересы этих групп по проблемам экономического и социального развития (подобная комиссия отсутствует, однако, в такой стране, как Германия). Сложилось понятие «триединого союза», объединяющего власти, предпринимателей и работников.

Экономический и социальный комитет с самого начала и до последнего времени действует лишь в ЕЭС и Евратоме. В ЕОУС его нет по той простой причине, что там еще ранее был образован и ныне сохраняется как самостоятельный орган Консультативный комитет. Никакого слияния комитетов не произошло. Вероятнее всего, причина этого коренится в той не очень значительной роли, которая отведена им в соответствии с учредительными договорами. Практика не «поправила» исходные документы и, более того, подтвердила определенную второстепенность Экономического и социального комитета ЕЭС и Евратома, равно как и Консультативного комитета ЕОУС.

В составе Экономического и социального комитета в настоящее время насчитывается 220 членов. Это число членов Комитета распределяется между государствами-членами с помощью «ключа», каковым является численность населения той или иной страны. В соответствии с этим «ключом» четыре наиболее крупные страны – Германия, Великобритания, Франция и Италия – направляют в Комитет по 24 члена; Испания – 21 члена; еще одна четверка: Бельгия, Греция, Голландия и Португалия – по 12; Австрия и Швеция – по 11; Дания, Финляндия и Ирландия – по 9; Люксембург – 6 членов.

Все члены Комитета назначаются правительствами государств-членов, а затем утверждаются Советом министров Европейского союза. При этом каждое национальное правительство представляет список, содержащий вдвое больше кандидатов, чем количество мест, отведенных представителям соответствующего государства в Комитете. Задача Совета министров состоит в том, чтобы отобрать из этих кандидатов членов Комитета по установленным квотам. Члены Комитета назначаются сроком на четыре года с правом быть вновь назначенными после истечения этого срока.

По своему статусу Экономический и социальный комитет существенно отличается от других органов Европейского союза. Он достаточно автономен. Заседания Комитета могут созываться не только по инициативе Совета и Комиссии, но и по его собственной инициативе – чаще всего по проблемам, его интересующим. На аналогичных началах действует Консультативный комитет ЕОУС.

Что же такое консультативное^ Комитета? Если исходить не только из учредительных договоров, но и из практики, то можно сказать следующее. Это, разумеется, прежде всего высказывание Комитетом своего мнения институтам сообществ. Кроме того, особую роль играет прямая и обратная связь с представляемыми группами, что бесспорно в какой-то степени предопределяет формирование общественного мнения. В оценках, анализах, предложениях Комитет отражает также связи с политическими организациями и группировками.