ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 372

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Право Европейского союза

Учебник Кашкина

Ольга Александровна

1 Лекция: Основные этапы исторической эволюции ЕС и его правовой системы.

  1. Устройство ЕС.

  2. Понятие права ЕС.

1.Устройство ЕС.

Откуда произошёл ЕС? Из истории:

Началась интеграция объединения ЕС началось после Второй мировой войны, но идеи ещё начались в средневековые времена. Идеологи интеграции Жан Монне и Роббер Шуман – идеологи интеграции.

Они предложили объединить франко-германское производство угля и стали и создать орган, кот стал бы производить этот уголь и сталь. План возник 9 мая 1950г. Роббер Шуман огласил план Монне.

9 мая – День Европы. В 1951 г. был подписан договор в результате кот было создано европейское объединение угля и стали. Участниками стали 6 европейский государств (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксенбург).

Договор вступил в 1952г и был подписан на 50 лет. Цель объединения: создать общий рынок угля и стали. Одновременно были созданы наднациональные органы. Этими органами были: Верховный орган, Ассамблея, Совет и Суд, кот наделялись властными полномочиями.

Вскоре участники процесса поняли, что экономику Европы просто так не расширить с помощью угля и стали и в 1957г. был подписан Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Также в 1957г. был подписан ещё один договор. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Участники – 6 государств. В результате появилось 3 сообщества:



В соответствии с договорами:

  1. Создавался общий рынок – пространство, в кот реализуется 4 основные свободы: свободное движение товаров, лиц, услуг, капиталов (платежей)

  2. Создавались единые наднациональные органы – Ассамблея, Совет, Комиссия, Суд, кот наделялись властными полномочиями.

Количественные изменения:

В 1973г присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия. В 1981г. участницей сообщества становится Греция. В 1986г. присоединяются Испания и Португалия. В Европейских Сообществах 12 государств.



Качественные изменения - это расширение компетенции Сообществ:



  • Региональная политика

  • Научно-техническая политика

  • Экологическая политика

  • Идеи внешнеполитического и правоохранительного сотрудничества



В 1992г. 12 государств Европейских сообществ подписали Договор о Европейском Союзе (вступил в силу 1 ноября 1993года).

Структура Европейского Союза по Договору 1992 года:



Е вропейский Союз









I

Сотрудничество полиции и судебных органов и уголовно- правовой

I опора I опора III опора

Европейские

сообщества

Общая внешняя

Политика и политика безопасности











(Политическая и воен интеграция) (экон интеграция) (судеб и правоохр интеграция)

Количественные изменения:

В 1995 году к ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция. 1 мая 2004г. членами ЕС стали 10 государств: Венгрия, Кипр, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия.


1 января 2007 года в европейский Союз вошли Болгария и Румыния. В настоящее время в ЕС входит 27 государств.

6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория.

Реформа ЕС: в 2004 году была выдвинута идея Конституции, но идея Конституции провалилась. Отказались от термина Конституция и в 2007 году был подписан Договор о реформе (Лиссабонский договор) вступил в силу договор 1 декабря 2009г. договор о функционировании ЕС 1957г. в редакции Лиссабонского договора. Договор 1992г. также были внесены изменения в редакции Лиссабонского договора. Также ЛД изменил структуру ЕС.

2.Понятие права ЕС.

Право ЕС мы можем рассматривать с 3х т.з.:

  • Правовая система – совокупность взаимосвязанных средств для поведения

  • Комплексная область научных знаний

  • Научная дисциплина

Особенности права ЕС:

  • Право ЕС – интеграционное право (то что важно входит в право ЕС, а то что не важно, то не входит)

  • Право ЕС – это особая правовая система – т.е. наднациональное право, кот имеет приоритет национальным правом (принцип верховенства и прямого действия)

  • Нормы права ЕС создаются в рамках ЕС, в пределах кот они имеют обязательную силу

  • Сочетают в себе черты англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Право ЕС – это особая наднациональная правовая система нормы, кот регулируют отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов между странами и народами в рамках организации «ЕС»

Метод прав ЕС:

  • Метод унификации (метод единства норм). Издаётся единый НПА, кот принимается в ЕС и действует на всей территории ЕС.

  • Метод гармонизации (принимать самостоятельно НПА в рамках тех норм, кот установлены ЕС)

2 Лекция: Правовое регулирования взаимоотношений РФ и ЕС.

  1. История взаимоотношений РФ и ЕС.

  2. Соглашение между РФ и ЕС.

  3. Законодательство ЕС об отношениях с РФ и законно-во РФ об отношениях с ЕС.

  4. Отношения РФ и ЕС на современном этапе (на семинаре).

НПА (в течение лекции)

Литература:

  • Колиниченко П. «ЕС: право и отношения с Россией» М. 2012г.

  • Сборник Россия и ЕП 2001г. (материалы конференции)

  • Россия и Ес: документы и материалы С.Ю. Кашкин



Сайт: www://eu-law.ru ДЕС ДФЕС

Сайт МГЮА: www.eu.edu.law.ru



1. История взаимоотношений РФ и ЕС.



ЕС наш ближайший сосед. Мы на 3м месте. По росту V с ЕС мы на первом месте. Отношения с ЕС начали развиваться не так гладко, можно выделить 3 этапа:



1 этап: с 1952 г – 1985г – отсутствие официальные взаимосвязей между СССР и европейскими сообществами.

Непризнание идеологической войны. Несмотря на то, что не было международных договоров, сближение связей всё равно было. В СССР считали, что общий рынок просуществует не долго, считалось что капиталисты объединились для общего капитала и развития. В 83г. направили меморандум (памятную записку), но СССР не ответило, в 1974г. комиссия ЕС предложила заключить отдельные торговые отношения с СЭФ, также СССР отреагировало никак. Т.О. и к 1974г. СССР негативно относится негативно, но варианты торгового сотрудничества не рассматривали.


Т.к. СССР не признавало организацию в целом, но СССР заключало договора с теми странами, кот входили в ЕС, СССР решило пойти на уступки. В 1974г. СЭФ и ЕС предложили заключить между СЭФ и ЕС соглашение, определяющие рамки и принципы общественных отношений. Они согласились заключить лишь техническое соглашение о рабочих контактах. С 1979г. отношение к СССР стало плохим, т.к. в 1979г. СССР ввели свои войска в Афганистан. В 1982г., когда СССР (войска) вошли в Польшу, ЕС ввели экономические санкции. Они порождали обязанности не участвовать в торговых отношениях с СССР.

Итог: период очень противоречивым.



2 этап: 1985 – 1994гг. – становление отношений между сообществами и СССР (начало каких-то отношений, становлений).

В марте 1985г. политиком стал Горбачёв. В мае 1985г. Горбачёв заявил, что СССР ищет взаимосвязи с ЕС. 25 и.ня 188 ЕС и СЭФ приняли совместную декларацию «об установлении официальных отношений между СЭФ и ЕС». Декларация – это соглашение, кот провозглашает взаимный интерес. В марте 189г. вручение верительных грамот постоянного представительства ЕС. В декабре 1989г. было подписано соглашение между СССР, ЕС и Евратом «О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничестве».

Предметом соглашения было: ЕС отменяют специфические количественные ограничения (СССР может поставлять любой товар в лбом V) советского экспорта. Особочувствительные (те товары, кот мб конкурентоспособными для товаров ЕС) товары были ограничительными: ограничения в отношении квотирования были отменены. Соглашение предусматривало налаживания сотрудничества в науке, тренспоте и т.д. (1 апреля 1990г – вступило в силу). Программа ТАСИС – была ориентирована на помощь республикам с\х. В декабре 1991 года Ес создают ряд актов политического хар0ра: совместное заявление от 16.12.1991 «О принципах признания новых государств в Восточной Европе». Сообщение государств и сообществ будущих республик и т.д. 9.12.93г. подписана совместная декларация о сотрудничестве между РФ и СССР. 24.06.1997г. в Греции на о. Корфу было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Документ подлежал ратификации всех стран ЕС, вступило в силу 1 декабря 1997г. договор носил срочный характер 10 лет с возможностью автоматической ежегодной промульгации. С момента принятия соглашения начинается новый этап.

3 этап: 1994 – по настоящее время – принятие договора между ЕС и СССР.



Данная классификация условная. Наша кафедра считает, что 2 этап начинается не с 1985, а с 1988г. с принятием договора.



2.Соглашение между РФ и ЕС.

Это 3 этап в отношениях. Система соглашения:

  1. Само соглашение между

  2. Секторные соглашения – соглашения кот заключены на основе СПС

  3. «Дорожные карты 2005г.» – программный документ о перспективе сотрудничества между ЕС и РФ (создать общее пространство)

  4. Иные соглашения – акты политического характера, акты soft law.


1.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994г. Соглашение содержит:

  • преамбулу,

  • 112 статей,

  • 10 приложений

  • 2 протокола,

  • несколько заявлений,

  • переписка.

Соглашение предусматривает партнерство по спектру вопросов:

  • Соц-эк – торговля товарами, трудовая дея-ть, коммерческая, экономическое сотрудничество

  • Внутренняя безопасность и правосудие – цель – сближение правовой безопасности

  • Внешняя безопасность

  • Наука, образование и культура (tempus) – программа для обучения в Европе.

Комитет парламентского сотрудничества, комитет сотрудничества, совет сотрудничества. Устанавливается диалог глав государств (саммиты). Комитеты и встречи явл реальными. Пролонгация

Принятии решение в 2003г., что нужно готовить новое соглашения.

2.Секторные соглашения – соглашения, кот приняты на основе главных соглашений. В сфере торговли текстильными товарами, некоторыми товарами из стали (2007год), соглашение «узлами и агрегатами моторных средств», соглашение «о введении пошлин на сырьевые товары» и т.д.

Соглашения в правоохранительной сфере: Европол (полицейская организация) 2003г., «о реадмисии» 2006г., соглашение 2006г. «об упрощении выдачи ВИЗ» (прочитать).

Внешней политики: соглашение в Боснии и Герцеговине, Республика ЧАТ.

Развития науки, культуры, образования: в области науки и технологии. (для каких произошла).

3.Дорожные карты были приняты в 2005. Существует всего 4 дорожные карты:

  1. Общеэкономическое пространство – цель - сблизить экономику ЕС и России, открытый интегрированный рынок. Каким путем: сближение законодательства путем гармонизации РФ. !!!существуют ли законы с 2008г.

  2. Общее пространство свободы, безопасности и правосудия – меры – взаимодействие законодательной сферы и иных органов.

  3. Обще пространство внешней безопасности

  4. Общее пространство исследований, образований и культур



4.Иные соглашения – акты политического характера



Можно разделить на три группы:

1.Акты Нормативные – акты органов власти одобряющие международные соглашения, и те которые вносят изменения в законодательство. Акты действуют только на территории РФ и не имеют действия на территории ЕС (ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты …., П, указы президента)

2.Акты Политического характера – программные документы, концепции, стратегии (концепция внешней политики 2008 г., в ЕС в 1999 году принята общая стратегия по отношению к России.)

3.Судебные решения – касаются вопросов правоприменения.



3 Лекция: Право ЕС: понятие, принципы, источники, система.

  1. Понятие и принципы права ЕС.

  2. Источники права ЕС.

  3. Система права ЕС.


  1. Понятие и принципы права ЕС.

Особая наднациональная правовая система. (записывали уже)

Существуют принципы права, можно поделить на общие и специальные.

Принцип – руководящее начало, основное начало данной правовой системы. Эти начало определяют содержание всей деятельности ЕС.



Источниками принципов являются решения суда (прецедентное право) и договоры учредительного характера, где они уже закреплены.


Применяются общие принципы ко всей правовой системе и касаются любых вопросов жизни ЕС, касаются всего человечества, они объединяют начала международного права. В состав входят конституционные принципы ЕС, которые закреплены в договоре о ЕС.


Общие принципы:

  • Принцип сотрудничества, мирного разрешения споров.

  • Свободы

  • Демократии

  • Правового государства

  • Уважения прав и свобод человека и уважения человеческого достоинства.


Роль принципов в том что:

- они являются условиями для вступления государств в ЕС,

- для государств уже находящихся в ЕС договором предусмотрены санкции за несоблюдение этих принципов.


К общим принципам можно отнести такие начала, которые позволяют разграничивать компетенцию ЕС и гарантируют невмешательство в дела государства.

1. Принцип субсидиарности – требует от ЕС воздержать от вмешательства в те вопросы которые государства – члены ЕС могут решить самостоятельно. Есть 2 исключения – данные принцип не распространяется на исключительную компетенцию ЕС; ЕС м решить данный вопрос, если он посчитает, что он лучше решит этот вопрос, чем само государство.

2. Пропорциональности – любые действия и решению публичных властей д соответствовать поставленной перед нами цели и не шли дальше ее, в том числе при наложении санкций.

Эти принципы закреплены в 5 статье договора.

Значение общих принципов – если норма права ЕС противоречит общим принципам, то она будет признана недействительной.

Специальные принципы – отраслевые принципы. Например, принцип экологической политики, равной оплаты труда мужчин и женщин.


Функциональные принципы – начала права ЕС в соотношении с национальными правовыми системами:

- верховенства – появился из прецедента, нормы права ЕС имеют большую юр силу, чем нормы правовых систем государств-членов. Верховенство имеют не только учредительные документы, но и правовые акты органов ЕС. Имеет приоритет, даже если законы национальных государств приняты позже. Имеют приоритет даже над конституциями стран ЕС.

- прямого действия – признание правоприменительными органами государств-членов ЕС норм права ЕС в качестве действующих и обязательных к исполнению. Способность норм права ЕС наделять физических и юридических лиц правами и обязанностями, которые подлежат судебной защите.


Принцип прямого действия имеет особенности, выделяют три группы источников:

- группа источников, которая обладает прямым действием в полном объеме – регламенты

- нормативные акты, прямое действие которых зависит от дополнительных требований, установленных, прежде всего, решением суда.

- нормативные акты, которые не могут иметь прямого действия ни при каких условиях