ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 373
Скачиваний: 1
Классификация:
-
Политические (избирательные права, свобода слова – смежные права вместе с личными правами)
-
Социальные
-
Экономические
-
Культурные
-
Гражданские (уважение чел достоинства)
В зависимости от ценностей:
-
Достоинства (право на психическую и физ целостность личности – запрет на медицинские исследования, запрет клонирования)
-
Свободы (частной, семейной жизни, творчества, профессиональной деятельности)
-
Равенство (запрет на дискриминацию по любому основанию – дети, пожилые люди. С ограниченной отв-ю)
-
Солидарность
-
Гражданство (адресуется гр-ам ЕС)
-
Правосудие
-
Права человека
-
Права гражданина
Способы закрепления прав:
1). Позитивные
2). Негативные (запрет любым гражданам)
7 Лекция: Внутренний рынок.
-
Понятие и принципы внутреннего рынка.
-
Принцип свободного передвижения товаров.
-
Принцип свободного движения лиц и свободы предоставления услуг.
-
Принцип свободы передвижения капитала и платежей.
1.Понятие и принципы внутреннего рынка.
Внутренний рынок с одной стороны явл экономической основой деятельности ЕС. До Лиссабонского договора до учреждения европейского сообщества м было встретить такие понятия, как «общий рынок», «внутренний рынок» и «единый рынок» (подумать, разграничить данные понятия!!!).
Сущность ВР – образование единого рынка за счет стирания внутренних таможенных барьеров. ВР с другой стороны закрепляется в ДФЕС (п.2 ст. 26). ВР должен представлять собой пространство без внутренних границ, в кот обеспечивается свободное движение лиц, товаров, услуг и капиталов. Теоретики выделяют 3 составляющие внутреннего рынка:
-
Пространство, на кот действуют данные принципы (Принцип свободы одновременно участие лиц) Обозначает вместе комплекс правоотношений
-
Общие политики, кот обеспечивают принципы свобод (антимонопольная политика, транспортная, аграрная, региональная и т.д.). принцип позитивной интеграции и негативной интеграции
-
Таможенный союз (свобода движения товаров внутри и проведения общей торговой политики по отношению к 3м странам). На основании этого применяет общий таможенный тариф.
2.Принцип свободного передвижения товаров.
В учредительных договорах нет понятия ВР. Дается в судебных решениях. Товар – все измеряемое в денежной стоимости. В дальнейшем суд по конкретным делам уточнил. К товарам не относ-я: денежные средства и товары, сопутствующие оказанию услуг. В 2004г. был принят регламент Е парламента, где также было дано определение «товара». Товар – все движимое имущество, включая электрический ток.
Принцип регулируется ст. 30 ДФЕС. Данный принцип состоит из данных запретов:
-
Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт между государствами и запрет равнозначных сборов (сборов, имеющих равнозначный запрет таможенных пошлин).
Положение распространяется не только на продукцию ЕС, но и на страны 3х стран, если он был заплачен при пересечении границ. Меры имеющие равнозначный эффект. Что такое? Источником данного вопроса явл прецеденты. Дело 1969г. дело комиссии против Италии. Любой денежный сбор, как бы мал он не был, какого бы не были его назначения и способы применения, наложенные в одностороннем порядке при пересечении границ, кот не явл таможенной пошлиной, даже если он не приносит прибыли гос-ву, даже, если он не явл дискриминирующим и протекционистским и продукция не явл конкурирующий в строгом смысле слова явл равнозначным эффектом таможенной пошлины.
В дальнейшем суд решил, что не явл сбор:
1). Сбор, кот имеет внутригосударственный налог
2). Плата за оказание услуг при пересечении границ (столовая, стоянка, туалет и т.д.)
-
Запрет количественных ограничений на экс и импорт товаров, имеющие количественные ограничения.
Существовала директива 1970г. Был предложен принцип – тест эффетка – на сколько эффект развивается торговля, если какая-то мера затрудняет ограничение, то это и явл этой мерой. Решение суда 1974г. по делу Дассанвиль. Любые торговые правила прямо или косвенно м затруднить продажу (передвижение) данного товара. Дело 1979г. Кассист-де-Дежон. Правило взаимного товара – товар под наименованием ликер д продаваться в любой стране, даже если это противоречит национальным стандартам.
-
Запрет на дискриминационное налогообложение
Дело Ублуо.
Также есть исключения (ст. 36 ДФЕС). Госу-ва м создавать препятсвия по ряду причин:
-
По соображениям общественной морали
-
Связанное с общественного порядка и общественной безопасности
-
Охрана здоровья жизни людей, животных и растений
-
Запрет на вывоз национальных сокровищ
-
Защита промышленной и торговой собственности
Эти ограничения не д явл средством произвольной дискриминации, т.е дб веские причины.
3.Принцип свободного движения лиц и свободы предоставления услуг.
Ст. 45-48 ДЕФС + шенгенские договоры и многочисленные акты . регламент 1968г. регламент 1970г. «о праве рабочих оставаться на территории гос-тв членов после осуществления трудовой деят-ти» Директива 2004 «О праве гр-н союза и членов их семей проживать на территории государств членов». Директива 2009г. от 25 мая «о установлении условий въезда на территории….».
-
неработающие граждане (студенты, пенсионеры)
-
иностранные граждане
-
юр лица
мы рассматриваем только физические лица, а также работников.
Работник – лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого государства члена.
ДФЕС (ст. 45 ) гарантирует внутри союза внутри союза отмену любой дискриминации по признаку национального гражданства, заработной платы и др условий труда. Принимать реально предлагаемую работу, свободно перемещаться по территории государств членов. Проживать на территории для осуществления трудовой дея-ти (в соответствии с законодательством национальным и законодательством ЕС), а также оставаться на территории государства члена после завершения трудовой деятельности.
Ст. 45 п. 3 (ограничения трудящихся) в 3х случаях:
-
по соображениям общественного порядка
-
общественная безопасность
-
общественное здоровье
Директива 2004г. – кто относится к членам семьи, кот получил работу, какие условия выезда и въезда в семье, какая административная от-ть.!!!
Ст. 49 ДФЕС – свобода предприятия и заниматься ПД. Запрет ограничений свободы организации. Данный запрет распространяется на прдприятия, дочерние предприятия и т.д. исключения из данного положения:
-
не распространяются на виды дея-ть с осуществлением публичной власти
-
соображения общественного порядка, здравоохранения мб предусмотрен спец режим
-
предоставления услуг (ст. 56, 58, 59)
4.Принцип свободы передвижения капитала и платежей.
ст. 63 ДФЕС, ст. 64, ст. 65 (исключения и какой принцип!!!).
8 Лекция: Экономический и валютный союз.
-
Понятие, содержание и этапы формирования.
-
Правовой режим единой денежной единицы евро.
-
Правовой статус банков.
НПА:
-
ДФЕС (раздел 7),
-
Регламенты о евро 1997-1998гг.
Литература:
-
Шиленкова «Единая европейская валюта» //
1.Понятие, содержание и этапы формирования.
В ДФЕС такого понятия как «ЭВС» не существует, там употребляется абвиатура «экономическая денежная система» – это высшая форма интеграции ЕС. Впервые единая валюта была предусмотрена в Маастрийском догворе, но предпосылки единой валюты были предложены в 1960г. карл I сумел объединить Австрию, Бельгию, Люксембурга, Франции, Нидерландов и северной Италии была введена единая валюта … . Затем после соединения Германии также была ввдене единая валюта. Стремление объединение государств к единому целому, но не всегда наличие единой системы явл итогом создания единого государства. 1865г. – между бельгия. Италия. Франция. Швейцария. Греция до 1966г. – цель – прировнять к французскому франку, для того, чтобы были стабильные отношения в государстве и чтобы легче проводился торговый обмен.
Этапы ЭВС:
1 этап – с 50-х годов до 1992г. – экономическое сотрудничество, направленное на создание общего рынка, создание таможенного союза
2 этап – с 1992 года – создание ЭВС, переход к единой валюте
ЭВС включает в себя 2 составляющие:
-
Экономическая политика ЕС
Основные составляющие экономической политики:
-
Координация экономической политики (каждое гос-во экономически самостоятельно определяет свою экономику, то данную политику необходимо координировать, т.е. направлять).
Сущность координация экономических политик (ст. 120, ст. 121, ст. 122, ст. 126 ДФЕС):
-
Установление принципов единой экономической политики (принцип стабильности цен)
-
Выработка Главных ориентиров экономической политики (ГО – это документ. Кот разрабатывает Совет ЕС по рекомендации комиссии. Данный проект обсуждается в Европейском Совете на основе доклада совета, в конечном итоге Совет принимает главные ориентиры и информирует европейский Парламент. Там прописаны процедуры. Кот дб исполнены на данный год 9н-р6 инфляция на текущий год. Госуд-ва получая данные ориентиры д ориентироваться на данный документ)
-
Процедура многостороннего наблюдения (Совет наблюдает за экономическими ориентирами. Совет, действую по рекомендации комиссии м дать по конкретному гос-ву, они сущ для данного государства. Контролируется деятельность государств).
-
Меры содействия и помощи государствам-членам, испытывающим экономические трудности (ст. 122 ДФЕС) – фин помощь, кот мб направлена другим гос-вам, кот испытывают экон помощи. Оказывается Советом по предложению Комиссии.
-
Меры по обеспечению бюджетной дисциплины (Пакт стабильности и роста с 1997г. + ст. 126 ДФЕС. Чрезмерный бюджетный дефицит – годовой дефицит (доход) бюджета превышает 3% бюджета ВВП и когда внешний долг свыше 60% ВВП. Другие – долгосрочная норма процента в течении 1 года вступления в ЕС не должна превышать 2 % . процентная ставка рефинансирования не д б более 2% ставки рефинансирования с наименьшей ставкой трех государств; стабильность валютного курса.
В марте 2005 года в пакте были изменения – был увеличен дефицит бюджета, в 2008г. на саммите все бюджетные ограничения были сняты. Но все программы были направлены на показатели.
2 марта 2012 был подписан договор между государства «договор о бюджетной стабильности» (Великобритания и чезия) – превышения дефицита более 3% вводится система автоматических санкций в размере 0,1 от ВВП данного гос-ва.
Эти средства б вноситься в постоянный механизм финансовой стабильности и затем б получать те страны, кот имеют денежные затруднения. Договор предусматривает ведение правила сбалансированного бюджета, кот предполагает нулевой дефицит (профицит) в каждой стране ЕС.
-
Внутренний рынок (пространство единой территории, где нет препятствий)
-
Определение общих целей и + принцип экономической конкуренции
-
Валютный союз
Содержание валютной политики:
-
Единая денежная единица
-
Проведение единой денежной политики и валютных курсов
-
Поддержание стабильности цен
2.
История создания валютного рынка:
-
Предварительная стадия – 70е гг
1969г – план Барра – координация экономических политик д сочетаться с мерами валютной поддержки их экономик. В то время предлагалось зафиксировать обменные курсы валют.
1970г – был создан комитет Вернера. Он создал проект, по кот национальные валюты планировалось заменить единой валютой к 1980г.
1971г. – экономический кризис – кризис государств и на европейские валюты стал влиять доллар
Март 1972 – совет принимает резолюцию. Кот фиксирует обменный курс государств, он фиксирует принцип «валютной змеи» двух государств не дб более 2,5%, а колебание валют в отношении к доллару не более 2,5%. Существовал до 1979г. падение и рост курсов валют – это колебание.
Январь 1979г. – учреждается европейская валютная система. Кот предусматривала создание зоны валютной стабильности, а также вводила новую валютную единицу ЭКЮ и не явл единой валютой (виртуальная валюта). Но она была расчетной единице в данной единицы выражался бюджет сообществ. Были установлены пределы колебаний до 2,5% и данный механизм получил название «механизм обменных курсов». Экю и моп подготовили следующий этап.
Этапы перехода на единую валюту (по Делору) (план Делора) : (поискать в инете!!!)
Этапы перехода на единую валюту:
1 этап – с 1 июня 1990г до 31 декабря 1993г – завершение создания единого внутреннего рынка, соблюдение государства бюджетной дисциплины. Государства дб отказаться от всех ограничений на движение капитала как между собой. Так и между др государствами. Согласовывать свои эк политики с Советом.
2 этап – с 1 января 1994года – контроль за экон политиками государств. обязательство избегать чрезмерного дефицита и одновременно проводилась политика контроля над государствами. Были сформированы так называемые критерии сближения государств. именно комиссия проверяла государства к переходу единой валюты (уровень инфляции – высокая ценовая стабильность, дефицит, участие гос в механизме (колебании валют); соблюдение долгосрочных процентных ставок на определенных уровнях). Е комиссия в 1995-96г. проверила состояния экономик, кот находились тогда в ЕС (15 государств) и предоставила отчет в ноябре 1996г. о проведении конвергенции. Итогом послужило то, что многие государства не могут вступить в данную зону ЕВРО (но они не знали еще как назвать). В 1998г. комиссия снова предоставила отчет и переходность к новой валюте, на той основе совет сказал. Что только 11 государств готовы к переходу к новой валюте (3 этапу) (не были допущены: Греция, Великобритания и Дания (отказались участвовать), Швеция не была участвовать, поскольку не участвовала в механизме валютного курса.
3 этап – 1 января 1999г. (периоды)
1 период – безналичная форма – появлялись ценники
2 период – с 1 января 2002г . – наличная форма вводилась
3 период – «зона евро» включает 17 государств.
Монако, Сан-Марино и Ватикан – заключили договор с ЕС, кот позволяли чеканить евро со своими изображениями. Без согласия ЕС евро пользуются – Чехия и Косово.
3.Правовой статус банков.
ЦБ находится во Франкфурте. Е система Цб состоит из Цб и Цб государств. ЦБ цель – поддержание стабильности уен. Задачи – хранение валютных ценностей.
Структура ЕЦБ:
-
Дирекция (правление) – 6 человек – председатель и замы председателя (председатель – Марио Драги). Руководитель ЕЦБ назначается на 8 лет. Кандидатура предлагается советом и одобряется парламентом и главами государств.
-
Совет управляющих – из представителей дирекции и управляющих национальными ЦБ государств.
-
Общий совет – включает председателей всех ЦБ независимо от того входит ли государство в зону евро
Полномочия ЕЦБ:
-
Эмиссия евро – банкноты печатаются ЕЦБ, а чеканить монеты могут государства
-
Издает регламенты для осуществления валютной политики (т.е законодательная дея-ть фактически), но эти регламенты только в сфере валютной политики
-
Кредитная политика – ЕЦБ осуществляет кредитование ЦБ государств
9 Лекция: Шенгенское право.
-
Понятие, источники, содержание ШП.
-
Шенгенская виза: понятие, виды и условия въезда, порядок выдачи виз.
1.Понятие, источники, содержание ШП.
Шенгенское право – это комплекс норм права ЕС, регулирующих порядок пересечения внутренних и внешних границ шенгенского пространства, а также вопросы борьбы с преступностью. Территория шенгенского пространства и территория ЕС не совпадают. Шенгенская зона не употребляемое слово (необходимо шенгенское пространство).
Сначала при пересечении территории паспорта проверяли, а затем не стали проверять(Бельгии, Франции, ФРГ, Люксембург. Почему они не подписали, на чем они обосновывали свое решение:
-
Прозрачные границы создавались не для граждан
-
Открытие внутренних границ требует введение единых правил для внешних границ
-
Свободное передвижение лиц позволяет передвигаться не только законопослушным гражданам, но и преступным элементам
В 1985г. в Шенгене б подписано соглашение о постепенной отмене проверок на общей границе. В 1990г. подписывается Конвенция о применении шенгенского соглашения, в кот закреплялись основные правила пересечения как внутренних. Так и внешних границ. В 1990г. дается понятие шенгенской границы, принципы и т.д. данная конвенция действует в той мере в кот она не отменена. Оба документа получили названия шенгенские соглашения (достижении). Их цели: отмена личных проверок на границах между государствами-членами и введение единой визы на внешних границах. К 1990г. данных государств было 5.