ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 347

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Источники права ЕС.

Источники – внешние формы выражения права. Модно выделять нормативные договоры, нормативные акты, судебные прецеденты, и даже правовые обычаи, но с большими оговорками.

Очень часто к источникам относят документы программного характера.

Все источники права ЕС образуют систему которая построена на принципах иерархии.

  1. Источники первичного права – обладают высшей юридической силой, это учредительные договоры и акты к ним приравненные

  2. Источники вторичного права – документы изданные органами европейского союза на основании учредительных договоров, это основной массив нормативных актов

  3. Источники прецедентного права – решения судов, которые обязательны для исполнения.


  1. Характеристика источников первичного права

ИПП - это основополагающие документы учредительного характера, на основе которых действует ЕС.

Можно рассмотреть в узком и широком смысле.

В узком – это договор о функционировании ЕС 1957 (Римский договор) года в редакции лиссабонского договора 2007 года; договор о ЕС 1992 года (Мастрийский договор) в редакции лиссабонского договора; договор об учреждении европейского сообщества по атомной энергии.

В широком – это ревизионные договоры, международные договоры которые вносили поправки в договоры. Единый европейский акт 1986 года; амстердамский договор 1997; Ницкий договор 2001 года; Лиссабонский договор 2007 года. Относятся договоры о присоединении государств к евро союзу. Протоколы к договорам – в них содержаться переходные положения, которые нецелесообразно включать в текст договора, но являются важными для исполнения договора. Бюджетный договор 70 и 75 года.


Ряд актов органов ЕС – решения совета, которые проходили процедуру ратификации (акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим голосованием.)


Хартия ЕС об основных правах – лиссабонский договор приравнял статус хартии к учредительным документам.


Особенность актов первичного права:

  • это документы, которые имеют международно-правовую природу и при вступлении в силу подлежат ратификации

  • это основное начало права ЕС, на которых основывается вторичное право.


  1. Характеристика источников вторичного права.

Это акты, которые изданы на основе учредительных документов, и акты которые созданы не самими государствами, а органами ЕС, международные договоры (наднациональное право ярко проявляется). Все источники делим на группы:

  1. Нормативные правовые акты – издаются институтами ЕС на основании учредительных документов. Все акты д иметь определенную структуру (название, преамбула, основная часть, заключительные положения), несоблюдение структуры могут привести к аннулированию акта. К ним отнесем: регламенты и директивы.

  2. Ненормативные правовые акты

  3. Акты особого рода

  4. Международные договоры с 3ми странами



Юр свойства регламента:


Регламенты – ст. 288

  • Регламенты имеют общеобязательную силу на территории всех государств-членов ЕС

  • Регламент является нормативным актом прямого действия – напрямую наделяет правами юр и физ лиц и заставляет все публичные органы выполнять предписания

  • Для вступления в силу регламент не нуждается в ратификации

  • Вступает в силу с момента опубликования

  • Из всех источников вторичного права обладает высшей юр силой. Является актом унификации.


Директива – ст. 288

  • не нуждается в ратификации.

  • содержит в себе нормы, является источником права

  • обязательна для исполнения на всей территории. Обязательность установлена в отношении результата. Установлена цель, которую нужно достичь, и срок. Способы достижения государство может выбирать самостоятельно. Имплементация – приведение национального законодательства в соответствие с директивой. Директива – акт сближения.


Директива имеет прямое действие, если:

Положения директивы должны быть точны и безусловны

Необходимо, чтобы истек срок имплементации

Директива должна быть не исполнена в срок

Директива должна регулировать только вертикальные правоотношения – если одним из участников являются гос органы


  1. акты ненормативного характера – решения и акты мягкого права

Решения – являются формой индивидуальных актов. Являются обязательными в полном объеме.

  1. акты мягкого права – рекомендации и заключения, не имеют общеобязательной силы.

  2. акты особого рода – те правовые акты, формы которых не предусмотрены. Нормативные договоры – договоры ЕС с третьими странами



Е С регламент ЕС директивы



Ф из лица юр лица гос-во Гос-во Закон

Физические лица Юридические лица


Акты законодательные и незаконодательные.


Вступают в силу на 20 день после опубликования. Индивидуальные решения – при уведомлении адресата.


  1. характеристика источников прецедентного права


По юридической силе являются посредником между первичным и вторичным правом. развивает и дополняет положения учредительных договоров. Суды имеют право отменить нормы вторичного права, если они противоречат учредительным договорам.


Решения суда являются обязательными для национальных судов.



3. система права ЕС

  • предметный подход, по предмету выделяются отрасли. Публичного, частного и комплексного права.

  • функциональный подход, главный критерий – причины принятия норм, их назначение. Институциональное и материальное право. Институциональное – нормы, регулирующие устройство, компетенцию, статус органов ЕС. Материальное право – группы отраслевых норм, определяющих реализацию ЕС стоящих перед ним задач.



4 Лекция: Компетенция и сферы деятельности ЕС.




  1. Общие вопросы компетенции.

  2. Внутренняя компетенция ЕС.

  3. Внешняя компетенция ЕС.

  4. Дополнительная компетенция ЕС.

НПА: договор о функционировании ЕС договор о ЕС

1.Общие вопросы концепции.

Компетенция – добиваюсь, соответсвую подхожу. Это юр границы деятельности любого органа либо организации в том числе ЕС. Сама компетенция состоит из 2х составляющих: предметов ведения (сфера общественной жизни в отношении, кот ЕС м принимать НА) и полномочий (права и обязанности в подведомственных сферах).

Особенности компетенции ЕС:

  • По происхождению компетенция ЕС делегирована (носит делегированный характер) в части своих суверенных прав.

  • По своей сущности компетенция ЕС властная компетенция, т.е. предоставляет органами ЕС издание правовых норм

  • Постоянно возрастание компетенции ЕС

  • Компетенция носит комплексный характер (? экон, внешней политики, защиты прав граждан в сфере безопасности)

  • Вся компетенция м поделиться в зависимости от категории компетенции: ст. 2

  • исключительная компетенции (? Изъятые из ведения государств (таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика в рамках зоны евро, сохранение морских ресурсов в рамках политики рыболовства, общая торговая политика) (сравнить с К РФ!!!!)

  • Совместная компетенция (круг ? как членов союза, так и гос-ва м принимать НА).

  • Сверхсовместная (внутренний рынок, соц политика, эк сплочение, с\х и рыболовство, окружающая среда, транспорт, энергия, проблемы безопасности в сфере здравоохранения)

  • Компетенция по осуществлению мер координации (программы, стандарты и финансовая поддержка)

  • Компетенция по определению и осуществлению общей внешней политики и политики безопасности

Сфер компетенции между

В зависимости от императивности

Принципы компетенции!!!! (самостоятельно) Дополнительная компетенция м возникнуть в 2х случаях:

  1. Статьи лазейки, нормы, кот позволяют ЕС издавать ПА по ? прямо не отнесенным к его ведению.

  2. Механизм продвинутого сотрудничества (предусмотрено договором 8 государств подписывать к-л соглашения и делегировать союзу дополнительные задачи и компетенции, кот раньше не было предусмотрено)

Содержание компетенции – учение о функциях. Функции делятся на внутреннее и внешние функции.

Принцип наделения компетенцией (ст. 7 ЭФСЕ)

Принцип субсидиарности (ЕС действует лишь в той степени, если государства не м достичь соглашения на местном уровне (н-р))

Принцип пропорциональности (вмешательство ЕС в определенные общественные отношения)



2.Внутренняя компетенция ЕС.

О функционировании деятельности ЕС (раздел 1). Предметы ведения – сфера общественной жизни м объединить в 3 гр:

  1. Внутренний рынок (ч.3 со ст. 26) – это пространсво, кот действуют. Все внутренние таможенные препятсвия ликвидированы, т.е. нет количественных оганичей, но между третьмими госуд есть таможенный тариф. Метод негативной интеграции – отсутсвие препятсвий (установление на препятсвий)

  2. Сферы политики (секторная политика) – это комплекс мер, проводимый ЕС в отноешнии определенных сфер общественных отношений.

  3. Экономическая и денежная политика – связана с эмиссией Евро и поддержания Евро на определенном уровне.


Законодательнаяе оплномочия

Финансовые полномочия

Исполнительно-распорядительные полномочия – текщее управление, реализуется в форме решений

Юрисдикционные – по разрешению споров

Контрольные

Рекомендательных и поощрительных мер

3.Внешняя компетенция

1 направление ВК – ст. 198 (д о функционировании)

2 – отношение с 3ми странами, в тч с торговыми (общеторговая политика) с внешними странами

Отношения с международными организациями

Общая оборонная политика

5 Лекция: Институты, органы и учреждения ЕС.

  1. Организационный механизм ЕС.

  2. Европейский парламент

  3. Совет ЕС.

  4. Европейский Совет.

  5. Европейская Комиссия.

  6. Суд ЕС.

  7. Контрольные органы ЕС.

  8. Финансовые учреждения ЕС.

Основные источники:

  • Договор о ЕС (раздел 3 – положения об институтах)

  • Договор о функционировании ЕС (часть 6 раздел 1)

  • Внутренний регламент (порядок процедуры)

  • НА, принятые Советами и Парламентами

  • Сайт ЕС, Европейской Комиссии и т.д. (рекомендация!!!!)

  • Московкий журнал международного права (МГИМО)

  • Международное и публичное частное право



1.Организационный механизм ЕС.



Организационный механизм ЕС – это система институтов и др органов ЕС, посредством кот организация осуществляет свою компетенцию.



Институты – руководящие, наиболее важные органы ЕС. Институтов всего 7:

  • Европейский Совет,

  • Совет ЕС,

  • Европейский парламент,

  • Е Комиссия,

  • суд ЕС,

  • счетная палата,

  • Европейский Центральный банк

Другие органы выполняют какие-то другие функции (Европол (орган, кот заниается с предупреждением преступлений и т.д.), евроюст (прокуратура), экономические и социальные комитеты, комитет регионов, генеральный секретариат, комитет постоянных представителей).

Европол, евроюст, эк и соц комитеты, комитет регионов явл учреждениями.



Проклассифицировать:

  1. Политические

  2. Неполитические

3. По порядку формирования

1). В результате выборов

2). Назначаемые

4. формируемые на поритетной основе

  • поритетные

  • непоритетные

1. Элементы разделения властей

  • Законодательная власть (Совет, Европейский парламент)

  • Исполнительная власть ( Европейская комиссия)

  • Судебная власть (Суд европейского Совета)



2.Теория сбалансированного распределения полномочий (полномочия институтов распространяются сбалансировано (каждый орган выполняет полномочия как законодательные, так и в сфере исполнительной власти в том Vкот подписывают договор)). Во Франкфурте (Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)



2.Европейский Парламент.

Источником – ДоЕС (ст. 223 – ст. 234 ДЕС). Акт об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием (1972г.). Из истории: ЕП самый старый орган. Ранее он назывался Ассамблеей. Входило туда 72 депутата. В 1958г. вступает в силу 2 договора и ассамблея становится больше, как по организационной основе, так и по полномочиям. Понятие было изменено из Ассамблеи в ЕП в 1986г. Здание ЕП находится в Страсбурге, также есть здание ЕП в Брюсселе. Еще одно здание находится в Люксембурге.




Состав ЕП (состоит из представителя гр-н ЕС) не должно превышать 751, но это будет с 2014 года, когда пройдут следующие выборы в депутаты:



751 депутат:

  • Германия – 96

  • Франция – 74

  • Италия, Великобритания – по 73

  • Испания – 54

  • Польша – 51

  • ………………………..

  • Кипр, Эстония, Мальта, Люксембург – по 6 депутатов

Теория убывающей

Срок – 5 лет. Последние выборы проходили в 2009г., до вступления в силу Лиссабонского договора. Нет единого акта, кот регламентировал бы четко порядок, но существуют рамки (принципы) – акт об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием (1971г.).

Принципы:

  • Проходят путем выборов. Выборы осуществляются посредством всеобщего, прямого и тайного голосования

  • Члены ЕП избираются в каждом государстве по пропорциональной системе (к семинару!!! Какие сущ полит партии, сколько получили голосов). Этот порок на национальном уровне не д превышать 5 % голосов.

  • Выборы в ЕП проходит в день и часы. Устанавливаемый каждым гос-ом, при чем для каждых государств начинается в один период (с утра четверга по воскресенье).

  • Членство ЕП несовместимо с должностями ЕС, а с 2002г несовместимо с членством национального парламента.

Что касаемо возрастного ценза, то устанавливается каждым государством отдельно (н-р: в Люксембурге с 21 года, германия и Испания с 18 лет). Особенность, т.к. депутаты представляют интересы всего ЕС, то в депутаты можно балатироваться не только от своей страны, но и от другой, но проблема заключается в том, что у нас в ЕС существует ценз оседлости.

Внутренняя организация ЕП:

  1. Политическая структура – фракции

  2. Административная структура:

  • Председатель (избирается на 2,5 года. Функция руководить ЕП(в настоящее время Мартин Шульц))

  • Бюро (коллегиальный орган, на кот возложены решения технических и финансовых вопросов. Входят как председатель, так и его заместители).

  • Конференция председателей ( возглавляют политические фракции, полит орган руководства)

  • Парламентские комиссии и комитеты (внутренние органы, кот работают по конкретным сферам (соц развития и здравоохранения и т.д.)

  • Квесторы (долж лица, кот отвечают за выполнения административных и финансовых задач).

  • Генеральный секретариат (входят лица, кот работают на постоянной основе)

ЕС проводит одну сессию бес специального решения в один вторник марта, но м собираться и в др дни. Самое первое заседания открывает старейший депутат. Основная работа проводится во фракциях, пленарных заседаниях и т.д. способы принятия решения:

  1. Простое большинство

  2. Квалифицированное большинство(2/3 или 3/5 состава депутатов)

Формы принятия решения:

1). Личное (поднятием рук, поименное)

2). Тайное голосование

Аккламация (шумное одобрение – вариант решения один)

Полномочия ЕС (к теории сбалансированных…)

  1. Законодательные и бюджетные (совместно с Советом)

  2. Контрольные

  3. В сфере исполнительной власти

  4. В формировании других органов и должностных лиц

  5. Внешнеполитические полномочия (положения договора о ЕП задание на семинар, в какой сфере либо исполнительной либо во внешнеоплитической!!!!)

  6. Ответственность (акт, принятый ЕП мб оспорен в Суде ЕС)