Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2469

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.С. Ахременко 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ 

АНАЛИЗ 

и прогнозирование 

Учебное пособие 

Рекомендовано УМО по классическому 

университетскому образованию 

в качестве учебного пособия 

для студентов высших учебных заведений, 

обучающихся по направлению подготовки 

ВПО 030200 - «Политология» 

Москва 

Г А Р Д А Р И К И 

2006 


background image

УДК [316.74:32](075.8) 
ББК60.561.3я71-1 

А 95 

Р е ц е н 

доктор философских наук, 
доктор политических наук, 

з е н т ы: 

профессор

 Т. А. Алексеева; 

профессор

 И. А. Василенко 

Ахременко, А. С. 

А 95 Политический анализ и прогнозирование : учеб. пособие / 

А. С. Ахременко. — М.: Гардарики, 2006. — 333 с. 

ISBN 5-8297-0292-4 (в пер.) 

Агентство  C I P РГБ 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандар­

том высшего профессионального образования. В нем рассматриваются кон­

цептуальные и методологические проблемы политического анализа и прогно­
зирования, множество конкретных аналитических и прогнозных техник 
с учетом их прикладного использования. Издание ориентировано на студен­
тов, обучающихся по специальности «Политология». Многие его материалы 
представляют интерес также для получающих профессиональную подготовку 
по специальностям «Международные отношения», «Связи с общественнос­
тью», «Социология». 

УДК [316.74:32](075.8) 

ББК 60.561.3я73-1 

I S B N 5-8297-0292-4 

© «Гардарики», 2006 
© А.С. Ахременко, 2006 

ВВЕДЕНИЕ 

Политический анализ и прогнозирование как научная дисциплина в 
России пока что делает только первые шаги: это касается и сферы пре­

подавания, и сферы теоретических и прикладных разработок. Далек от 
окончательного формирования единый подход к определению модели 
специалиста по политическому анализу, в чрезвычайно широком диа­

пазоне колеблются оценки предметного поля этой дисциплины. 

Позицию автора данного учебного пособия, если опустить некото­

рые нюансы, можно определить в нескольких тезисах: 

• Политический анализ и прогнозирование является

 научной

 дис­

циплиной. Такие свойства научного знания, как обоснованность, спо­
собность быть подтвержденным или опровергнутым, устремленность к 
пониманию и объяснению, одинаково присущи и теоретическому, и 
прикладному направлениям политического анализа и прогнозирова­
ния. Ответу на вопрос «Каким образом?» должен предшествовать ответ 
на вопрос «Почему?». Это принципиально отличает политического ана­

литика от политического технолога: последний может действовать, опи­

раясь на типовые стратегии поведения в типовых ситуациях и не слиш­
ком задумываться над вопросом «Почему?». 

• Политический анализ и прогнозирование —

 многоуровневая

 дис­

циплина, ориентированная на решение как познавательных, так и 
практических задач. Ее уровни тесно связаны между собой прежде 
всего общностью методологических подходов и методического инст­
рументария. Наука и практика в политическом анализе и прогнозиро­
вании имеют множество точек взаимопроникновения и соразвития. 

• И теория, и практика политического анализа и прогнозирования 

имеют

 опору в виде эмпирически наблюдаемых фактов, процессов дейст­

вительности.

 Любая теория, любая практическая рекомендация тес­

тируются не просто на логическую непротиворечивость, но на соот-


background image

Введение 

ветствие реалиям политических процессов (в частности, совершенно 
недостаточным аргументом является ссылка на сложившееся, пусть и 
авторитетное, мнение). Любое знание либо вытекает из фактов, либо 
проверяется ими «на прочность». В этом принципиальное отличие 
специалиста по политическому анализу и прогнозированию от поли­

тического философа или публициста. 

Таким образом, предметное поле политического анализа, совокуп­

ность применяемых исследовательских техник остаются очень об­
ш и р н ы м и . Политическая реальность, отличаясь чрезвычайно высо­
кой сложностью, испытывает воздействие со стороны всех других 
сфер общественной жизни и, в свою очередь, оказывает на них влия­
ние. Отсюда богатый арсенал парадигм, методов и конкретных техник 
анализа и прогнозирования развития политических процессов. 

Собственно говоря, «набор рабочих инструментов» политического 

аналитика — от аналитических стратегий парадигмального уровня до 
приемов обработки данных — является в данной книге приоритет­
ным. Такие рабочие инструменты окажутся полезными при решении 
задач как познавательных, так и практических. 

Разумеется, автор не ставил перед собой цели описать все подходы 

и методы, используемые для анализа и прогнозирования политичес­
ких процессов и ситуаций. Первой его задачей было показать много­
цветную

 палитру возможностей —

 разнообразие подходов и методов, 

применяемых в рамках данной научной дисциплины. Политический 
анализ и прогнозирование может работать в рамках как дедуктивной, 
так и индуктивной логики; способен обрабатывать как количествен­
ную, так и качественную информацию; использует такие принципи­
ально разные методы, как искусственные нейронные сети и креатив­
ные экспертные оценки. 

Второй задачей (по порядку, но не по значимости) было научить 

основам

 практической работы

 если не со всеми, то с большинством 

изложенных методов, а также продемонстрировать возможности их 
применения в прикладном и теоретическом анализе политики. По­
этому в учебном пособии практически каждое положение иллюстри­
руется конкретными примерами. 

Наконец, третьей задачей автора было внушить читателям понима­

ние политического анализа и прогнозирования как

 особого стиля науч­

ного мышления.

 Наверное, это самая главная задача, хотя в книге ей не 

посвящено отдельных глав или параграфов. Автор надеется, что такое 
понимание придет к читателю по изучении всего представленного 
здесь материала. 

ГЛАВА 1 

Политический анализ и прогнозирование: 

предметное поле 

Политический анализ и прогнозирование как научная  д и с ц и п л и н а 
начинает интенсивно развиваться после Второй мировой войны. 
Период самого бурного ее роста приходится примерно на 1960-е — 

1970-е гг. и определяется тремя ключевыми факторами. 

П е р в ы й  ф а к т о р — становление мировой политической сис­

темы как системы биполярного противостояния двух политических 
лагерей, возглавляемых Советским Союзом и Соединенными Штата­
ми Америки. Одним из важнейших процессов, затронувших все сфе­
ры общественной жизни, стала при этом

 гонка вооружений —

 соревно­

вание двух сверхдержав за стратегическое военное превосходство. 
Процесс гонки вооружений требовал не просто колоссальных затрат 
ресурсов, но и ясного  п о н и м а н и я того, куда и каким образом эти ре­
сурсы следует направлять, что, в свою очередь, требовало максималь­

но точной оценки текущей политической ситуации на мировой арене 
и  п о н и м а н и я возможных перспектив ее развития. В числе первых 
крупных заказчиков и потребителей разработок по политическому 
анализу и прогнозированию были структуры, связанные с обороной и 

военно-промышленным комплексом (в частности, Пентагон). 

М о ж н о ожидать следующего возражения: крупные политические 

альянсы складывались и раньше, и всегда они стремились опередить 
политических оппонентов с точки зрения военной мощи. Почему же 
резкий взлет интереса к созданию научно обоснованных разработок в 
области политического анализа происходит именно в это время? 
Здесь следует назвать  в т о р о й  ф а к т о р , тесно связанный с первым 

и заключающийся в

 изменении качества вооружений.

 В конце Второй 

мировой войны появляется невиданное по своей разрушительной си­

ле оружие массового поражения — ядерное. В условиях глобального 

противостояния сверхдержав его применение грозило не просто боль-


background image

Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле 

шими или меньшими потерями сторон, но тотальным уничтожением 
одного из противников, а то и обоих вместе с остальной частью чело­
вечества. Таким образом, специфическое сочетание факторов воен­
но-технического развития с факторами устройства мировой полити­
ческой системы обусловило высочайший уровень планки требований, 
предъявляемых к политическому анализу и прогнозированию. По­
следствия политических ошибок, возникающих из-за недостатка на­

дежности и качества в аналитическом обеспечении принятия реше­

ний, стали в прямом смысле слова витальными. 

Т р е т и й  ф а к т о р носит сугубо технический характер и связан с 

появлением и развитием

 электронной вычислительной техники.

 Она 

открыла перед исследователями целый спектр принципиально новых 
возможностей в сфере использования статистических и математичес­
ких методов, новых подходов к обработке информации. К примеру, 
чрезвычайно активно применяемые в современном политическом 
анализе статистические методы, использующие сравнительно про­
стой математический аппарат, требуют огромного массива вычисле­
ний. С этой задачей даже первые, маломощные ЭВМ справлялись 
значительно лучше, чем самый одаренный математик. Появление же 
соответствующих компьютерных программ сделало статистический 
инструментарий доступным для широкого круга политологов, не об­

ладающих фундаментальной математической подготовкой. 

Далее, с учетом рассмотренных трех основных факторов генезиса 

политического анализа и прогнозирования в качестве научной дисцип­

лины, разделим основное ее понятие — «политический анализ и про­

гнозирование» — на две составные части: «политический анализ» и 
«политическое прогнозирование», а затем определим их соотношение. 

В современном языке термин «анализ» (от

 греч.

 analysis — расщеп­

ление, разложение на составляющие) понимается в широком смысле 

как рассмотрение, разбор чего-либо; в более узком — как метод

 науч­

ного исследования,

 состоящий в расчленении целого на составные эле­

менты, определении состава и свойств объекта изучения. Понятию 
«анализ» нередко противопоставляется понятие «синтез» (от

 греч.

 syn­

thesis — соединение, сочетание) — исследование какого-либо явления 
в единстве и взаимосвязи его частей. Синтез представляет собой обоб­
щение, сведение в единое целое данных, добытых анализом, поэтому 
анализ и синтез — неразрывные, дополняющие друг друга составляю­
щие научного исследования. В дальнейшем

 политический ана­

лиз мы будем понимать как аналитико-синтетическую процедуру, соче­

тающую расчленение исследуемого объекта на составные части и 
соединение этих частей на новом познавательном уровне. 

1.1. От проблемы к знанию: теоретический и прикладной уровни. 

Оценив процедуру анализа с несколько иной точки зрения, устано­

вим, что она прежде всего представляет собой определенный набор 
способов и методов

 преобразования информации.

 На «выходе» этого 

преобразования всегда появляется некое

 новое знание.

 Отправной точ­

кой, «толчком» для осуществления процедуры анализа можно считать 

определенную проблему — нечто, требующее решения, некое проти­
воречие, которое следует преодолеть. Характер проблемы всегда явля­
ется главным фактором, определяющим получаемое знание. 

Таким образом, в наиболее общем виде анализ — это преобразова­

ние информации с целью получения нового знания, направленного 
на решение определенной проблемы. Однако мы рассматриваем не 
просто абстрактный «анализ», но анализ политический, имеющий де­

ло с процессами распределения и использования власти. И в этой свя­

зи закономерно возникают четыре вопроса: 

• Какие проблемы решает политический анализ? 
• Какое новое знание он продуцирует? 
• В чем специфика информации, которая конвертируется в новое 

знание? 

•  К а к о в ы особенности самого процесса преобразования 

информации? 

1.1. От проблемы к знанию: теоретический и прикладной уровни 

политического анализа 

Можно выделить три основных класса проблем, имеющих отношение 

к политическому анализу. Первый из них —  п о з н а в а т е л ь н ы е 
п р о б л е м ы , образуемые несоответствием между достигнутым уров­
нем знания о политических явлениях, их связи с явлениями неполи­

тическими и требуемым уровнем знания. Их решение предполагает 
уменьшение неопределенности относительно связей между полити­
ческими явлениями и процессами. Формулируя познавательную про­
блему, мы задаемся следующими вопросами: какие факторы влияют 
на протекание данного процесса и существует ли связь между данны­
ми явлениями, каков ее характер? 

Преобразуя в ходе политического анализа информацию в соответ­

ствии с данным классом проблем, мы получаем в результате знание 
теоретическое, которое отличается: 

•качеством генерализации (обобщения), способностью распро­

страняться на широкую совокупность явлений. Конечной целью при 
этом является формулирование теории — системного знания о зако-


background image

10 

Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле 

номерностях, действующих в определенной области реальности. 
В политической науке теоретическое знание объясняет не отдельные 
политические явления, а классы политических явлений и процессов. 
Конкретная политическая ситуация или процесс интересны не сами 
по себе, а как носители некой общей закономерности; 

•долгосрочной актуальностью сформулированных выводов и за­

кономерностей. Объектом теоретического исследования выступают 
политические процессы, не лимитированные (точнее, ограниченно 

лимитированные) с точки зрения временных характеристик; 

• ориентацией на интересы общества в целом, которое выступает 

(пусть косвенно) «заказчиком», «клиентом» политического аналити­
ка, продуцирующего теоретическое знание; 

• сравнительно низким уровнем активности, преобразовательного 

потенциала, особенно на коротких временных интервалах. Теорети­
ческое знание не рассчитано на непосредственное применение в кон­
кретной политике, достижение ощутимого политического эффекта в 
ближайшей перспективе. 

Уровень политического анализа, продуцирующий знание такого 

характера, мы будем называть

 теоретическим уровнем. 

Второй класс образуют  к о н к р е т н ы е  п р о б л е м ы  п о л и т и ­

ч е с к и х  а к т о р о в — значимых субъектов (участников) политиче­
ского процесса. В качестве таковых могут выступать политические 
лидеры, партии, органы государственной власти, лоббистские груп­
пы, задействованные в политике финансово-промышленные компа­
н и и и т.д. Здесь необходимо выяснить, например, оптимальное рас­
пределение  п о л н о м о ч и й и ресурсов между  у р о в н я м и властной 
вертикали: федеральным, региональным и муниципальным; характер 

действий, способных усилить роль института политических партий в 

политической системе общества; политические приоритеты, основ­
ные в данной ситуации для данного актора. 

Третий класс составляют  п р о б л е м ы  о б щ е с т в е н н о й ж и з -

н и, напрямую не затрагивающие властные отношения, но требующие 

для своего решения политических методов. К таковым относится, на­

пример, проблема выработки эффективной государственной полити­
ки в определенной сфере: образовательной, торговой, банковской, в 
области здравоохранения, охраны прав собственности и т.д. 

Преобразование информации для решения второго и третьего класса 

проблем формирует особый тип знания —

 прикладное.

 Если теоретичес­

кое знание отвечает на вопросы о долгосрочных и общих закономернос­
тях, то прикладное — о способах поведения в сложившихся конкретных 
условиях. Главный вопрос прикладного исследования: «Что делать?» Оно 

1.1. От проблемы к знанию: теоретический и прикладной уровни. 

11 

ориентировано на принятие тех или иных политических решений, на 
снижение неопределенности для политических акторов. При этом до­
стигнутое знание не обязательно должно носить рекомендательный ха­
рактер типа «следует совершить действия 1, 2, 3...». Обозначение альтер­
натив поведения актора с учетом их последствий — это уже прикладное 

знание, полезное для лица, принимающего решение. Оно может быть 
сформулировано, например, таким образом: «В рамках данной ситуации 
существуют три стратегии поведения, каждая из которых несет в себе 
следующие риски и ориентирована на следующие выигрыши...» В лю­
бом случае конкретная форма прикладного знания будет обусловлена 
потребностями, интересами, особенностями восприятия того политиче­

ского актора, чья проблема решается аналитиком. 

Прикладное знание характеризуется: 

• утилитарностью, полезностью для решения конкретной пробле­

мы конкретного политического актора. В отличие от теоретического 
знания, ориентированного на долгосрочный общественный интерес, 
прикладное нацелено на удовлетворение потребностей определенно­
го клиента, заказчика (хотя в качестве такого заказчика могут высту­
пать отдельные государства и даже надгосударственные образования). 
Политический анализ, продуцирующий такое знание, нередко назы­

вают клиент-ориентированным; 

• краткосрочной (в той или иной мере) актуальностью полученного 

знания. Объектом прикладного политического анализа являются про­
блемы и ситуации, четко локализованные в пространстве и времени. Со­
ответственно, прикладное знание в гораздо меньшей степени обладает 
свойством генерализации по сравнению со знанием теоретическим. 

Прикладное знание — это знание о данной политической ситуации, дан­

ном объекте, явлении, а не о классе ситуаций, объектов или явлений; 

•высоким преобразовательным потенциалом, активностью. При­

кладное знание имеет целью непосредственное влияние на текущие 
политические процессы, их коррекцию в соответствии с интересами 
клиента. Отсюда тесная связь прикладного политического анализа с 
политическим менеджментом — наукой об управлении политически­

ми процессами

1

Проблема существования двух уровней политического анализа — 

теоретического и прикладного — довольно четко выявляется при пере­

воде термина «политический анализ» с английского языка на русский. 

В английском языке существуют по крайней мере два понятия, отража-

' Это дает повод некоторым авторам считать политический анализ политико-уп­

равленческой  д и с ц и п л и н о й ,  п р и у м е н ь ш а я его роль в создании теорий (см., например: 

Туронок, С. Г.

 Политический  а н а л и з : курс  л е к ц и й . М, 2005).