ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2469
Скачиваний: 17
А.С. Ахременко
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
и прогнозирование
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по классическому
университетскому образованию
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки
ВПО 030200 - «Политология»
Москва
Г А Р Д А Р И К И
2006
УДК [316.74:32](075.8)
ББК60.561.3я71-1
А 95
Р е ц е н
доктор философских наук,
доктор политических наук,
з е н т ы:
профессор
Т. А. Алексеева;
профессор
И. А. Василенко
Ахременко, А. С.
А 95 Политический анализ и прогнозирование : учеб. пособие /
А. С. Ахременко. — М.: Гардарики, 2006. — 333 с.
ISBN 5-8297-0292-4 (в пер.)
Агентство C I P РГБ
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандар
том высшего профессионального образования. В нем рассматриваются кон
цептуальные и методологические проблемы политического анализа и прогно
зирования, множество конкретных аналитических и прогнозных техник
с учетом их прикладного использования. Издание ориентировано на студен
тов, обучающихся по специальности «Политология». Многие его материалы
представляют интерес также для получающих профессиональную подготовку
по специальностям «Международные отношения», «Связи с общественнос
тью», «Социология».
УДК [316.74:32](075.8)
ББК 60.561.3я73-1
I S B N 5-8297-0292-4
© «Гардарики», 2006
© А.С. Ахременко, 2006
ВВЕДЕНИЕ
Политический анализ и прогнозирование как научная дисциплина в
России пока что делает только первые шаги: это касается и сферы пре
подавания, и сферы теоретических и прикладных разработок. Далек от
окончательного формирования единый подход к определению модели
специалиста по политическому анализу, в чрезвычайно широком диа
пазоне колеблются оценки предметного поля этой дисциплины.
Позицию автора данного учебного пособия, если опустить некото
рые нюансы, можно определить в нескольких тезисах:
• Политический анализ и прогнозирование является
научной
дис
циплиной. Такие свойства научного знания, как обоснованность, спо
собность быть подтвержденным или опровергнутым, устремленность к
пониманию и объяснению, одинаково присущи и теоретическому, и
прикладному направлениям политического анализа и прогнозирова
ния. Ответу на вопрос «Каким образом?» должен предшествовать ответ
на вопрос «Почему?». Это принципиально отличает политического ана
литика от политического технолога: последний может действовать, опи
раясь на типовые стратегии поведения в типовых ситуациях и не слиш
ком задумываться над вопросом «Почему?».
• Политический анализ и прогнозирование —
многоуровневая
дис
циплина, ориентированная на решение как познавательных, так и
практических задач. Ее уровни тесно связаны между собой прежде
всего общностью методологических подходов и методического инст
рументария. Наука и практика в политическом анализе и прогнозиро
вании имеют множество точек взаимопроникновения и соразвития.
• И теория, и практика политического анализа и прогнозирования
имеют
опору в виде эмпирически наблюдаемых фактов, процессов дейст
вительности.
Любая теория, любая практическая рекомендация тес
тируются не просто на логическую непротиворечивость, но на соот-
6
Введение
ветствие реалиям политических процессов (в частности, совершенно
недостаточным аргументом является ссылка на сложившееся, пусть и
авторитетное, мнение). Любое знание либо вытекает из фактов, либо
проверяется ими «на прочность». В этом принципиальное отличие
специалиста по политическому анализу и прогнозированию от поли
тического философа или публициста.
Таким образом, предметное поле политического анализа, совокуп
ность применяемых исследовательских техник остаются очень об
ш и р н ы м и . Политическая реальность, отличаясь чрезвычайно высо
кой сложностью, испытывает воздействие со стороны всех других
сфер общественной жизни и, в свою очередь, оказывает на них влия
ние. Отсюда богатый арсенал парадигм, методов и конкретных техник
анализа и прогнозирования развития политических процессов.
Собственно говоря, «набор рабочих инструментов» политического
аналитика — от аналитических стратегий парадигмального уровня до
приемов обработки данных — является в данной книге приоритет
ным. Такие рабочие инструменты окажутся полезными при решении
задач как познавательных, так и практических.
Разумеется, автор не ставил перед собой цели описать все подходы
и методы, используемые для анализа и прогнозирования политичес
ких процессов и ситуаций. Первой его задачей было показать много
цветную
палитру возможностей —
разнообразие подходов и методов,
применяемых в рамках данной научной дисциплины. Политический
анализ и прогнозирование может работать в рамках как дедуктивной,
так и индуктивной логики; способен обрабатывать как количествен
ную, так и качественную информацию; использует такие принципи
ально разные методы, как искусственные нейронные сети и креатив
ные экспертные оценки.
Второй задачей (по порядку, но не по значимости) было научить
основам
практической работы
если не со всеми, то с большинством
изложенных методов, а также продемонстрировать возможности их
применения в прикладном и теоретическом анализе политики. По
этому в учебном пособии практически каждое положение иллюстри
руется конкретными примерами.
Наконец, третьей задачей автора было внушить читателям понима
ние политического анализа и прогнозирования как
особого стиля науч
ного мышления.
Наверное, это самая главная задача, хотя в книге ей не
посвящено отдельных глав или параграфов. Автор надеется, что такое
понимание придет к читателю по изучении всего представленного
здесь материала.
ГЛАВА 1
Политический анализ и прогнозирование:
предметное поле
Политический анализ и прогнозирование как научная д и с ц и п л и н а
начинает интенсивно развиваться после Второй мировой войны.
Период самого бурного ее роста приходится примерно на 1960-е —
1970-е гг. и определяется тремя ключевыми факторами.
П е р в ы й ф а к т о р — становление мировой политической сис
темы как системы биполярного противостояния двух политических
лагерей, возглавляемых Советским Союзом и Соединенными Штата
ми Америки. Одним из важнейших процессов, затронувших все сфе
ры общественной жизни, стала при этом
гонка вооружений —
соревно
вание двух сверхдержав за стратегическое военное превосходство.
Процесс гонки вооружений требовал не просто колоссальных затрат
ресурсов, но и ясного п о н и м а н и я того, куда и каким образом эти ре
сурсы следует направлять, что, в свою очередь, требовало максималь
но точной оценки текущей политической ситуации на мировой арене
и п о н и м а н и я возможных перспектив ее развития. В числе первых
крупных заказчиков и потребителей разработок по политическому
анализу и прогнозированию были структуры, связанные с обороной и
военно-промышленным комплексом (в частности, Пентагон).
М о ж н о ожидать следующего возражения: крупные политические
альянсы складывались и раньше, и всегда они стремились опередить
политических оппонентов с точки зрения военной мощи. Почему же
резкий взлет интереса к созданию научно обоснованных разработок в
области политического анализа происходит именно в это время?
Здесь следует назвать в т о р о й ф а к т о р , тесно связанный с первым
и заключающийся в
изменении качества вооружений.
В конце Второй
мировой войны появляется невиданное по своей разрушительной си
ле оружие массового поражения — ядерное. В условиях глобального
противостояния сверхдержав его применение грозило не просто боль-
8
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
шими или меньшими потерями сторон, но тотальным уничтожением
одного из противников, а то и обоих вместе с остальной частью чело
вечества. Таким образом, специфическое сочетание факторов воен
но-технического развития с факторами устройства мировой полити
ческой системы обусловило высочайший уровень планки требований,
предъявляемых к политическому анализу и прогнозированию. По
следствия политических ошибок, возникающих из-за недостатка на
дежности и качества в аналитическом обеспечении принятия реше
ний, стали в прямом смысле слова витальными.
Т р е т и й ф а к т о р носит сугубо технический характер и связан с
появлением и развитием
электронной вычислительной техники.
Она
открыла перед исследователями целый спектр принципиально новых
возможностей в сфере использования статистических и математичес
ких методов, новых подходов к обработке информации. К примеру,
чрезвычайно активно применяемые в современном политическом
анализе статистические методы, использующие сравнительно про
стой математический аппарат, требуют огромного массива вычисле
ний. С этой задачей даже первые, маломощные ЭВМ справлялись
значительно лучше, чем самый одаренный математик. Появление же
соответствующих компьютерных программ сделало статистический
инструментарий доступным для широкого круга политологов, не об
ладающих фундаментальной математической подготовкой.
Далее, с учетом рассмотренных трех основных факторов генезиса
политического анализа и прогнозирования в качестве научной дисцип
лины, разделим основное ее понятие — «политический анализ и про
гнозирование» — на две составные части: «политический анализ» и
«политическое прогнозирование», а затем определим их соотношение.
В современном языке термин «анализ» (от
греч.
analysis — расщеп
ление, разложение на составляющие) понимается в широком смысле
как рассмотрение, разбор чего-либо; в более узком — как метод
науч
ного исследования,
состоящий в расчленении целого на составные эле
менты, определении состава и свойств объекта изучения. Понятию
«анализ» нередко противопоставляется понятие «синтез» (от
греч.
syn
thesis — соединение, сочетание) — исследование какого-либо явления
в единстве и взаимосвязи его частей. Синтез представляет собой обоб
щение, сведение в единое целое данных, добытых анализом, поэтому
анализ и синтез — неразрывные, дополняющие друг друга составляю
щие научного исследования. В дальнейшем
политический ана
лиз мы будем понимать как аналитико-синтетическую процедуру, соче
тающую расчленение исследуемого объекта на составные части и
соединение этих частей на новом познавательном уровне.
1.1. От проблемы к знанию: теоретический и прикладной уровни.
9
Оценив процедуру анализа с несколько иной точки зрения, устано
вим, что она прежде всего представляет собой определенный набор
способов и методов
преобразования информации.
На «выходе» этого
преобразования всегда появляется некое
новое знание.
Отправной точ
кой, «толчком» для осуществления процедуры анализа можно считать
определенную проблему — нечто, требующее решения, некое проти
воречие, которое следует преодолеть. Характер проблемы всегда явля
ется главным фактором, определяющим получаемое знание.
Таким образом, в наиболее общем виде анализ — это преобразова
ние информации с целью получения нового знания, направленного
на решение определенной проблемы. Однако мы рассматриваем не
просто абстрактный «анализ», но анализ политический, имеющий де
ло с процессами распределения и использования власти. И в этой свя
зи закономерно возникают четыре вопроса:
• Какие проблемы решает политический анализ?
• Какое новое знание он продуцирует?
• В чем специфика информации, которая конвертируется в новое
знание?
• К а к о в ы особенности самого процесса преобразования
информации?
1.1. От проблемы к знанию: теоретический и прикладной уровни
политического анализа
Можно выделить три основных класса проблем, имеющих отношение
к политическому анализу. Первый из них — п о з н а в а т е л ь н ы е
п р о б л е м ы , образуемые несоответствием между достигнутым уров
нем знания о политических явлениях, их связи с явлениями неполи
тическими и требуемым уровнем знания. Их решение предполагает
уменьшение неопределенности относительно связей между полити
ческими явлениями и процессами. Формулируя познавательную про
блему, мы задаемся следующими вопросами: какие факторы влияют
на протекание данного процесса и существует ли связь между данны
ми явлениями, каков ее характер?
Преобразуя в ходе политического анализа информацию в соответ
ствии с данным классом проблем, мы получаем в результате знание
теоретическое, которое отличается:
•качеством генерализации (обобщения), способностью распро
страняться на широкую совокупность явлений. Конечной целью при
этом является формулирование теории — системного знания о зако-
10
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
номерностях, действующих в определенной области реальности.
В политической науке теоретическое знание объясняет не отдельные
политические явления, а классы политических явлений и процессов.
Конкретная политическая ситуация или процесс интересны не сами
по себе, а как носители некой общей закономерности;
•долгосрочной актуальностью сформулированных выводов и за
кономерностей. Объектом теоретического исследования выступают
политические процессы, не лимитированные (точнее, ограниченно
лимитированные) с точки зрения временных характеристик;
• ориентацией на интересы общества в целом, которое выступает
(пусть косвенно) «заказчиком», «клиентом» политического аналити
ка, продуцирующего теоретическое знание;
• сравнительно низким уровнем активности, преобразовательного
потенциала, особенно на коротких временных интервалах. Теорети
ческое знание не рассчитано на непосредственное применение в кон
кретной политике, достижение ощутимого политического эффекта в
ближайшей перспективе.
Уровень политического анализа, продуцирующий знание такого
характера, мы будем называть
теоретическим уровнем.
Второй класс образуют к о н к р е т н ы е п р о б л е м ы п о л и т и
ч е с к и х а к т о р о в — значимых субъектов (участников) политиче
ского процесса. В качестве таковых могут выступать политические
лидеры, партии, органы государственной власти, лоббистские груп
пы, задействованные в политике финансово-промышленные компа
н и и и т.д. Здесь необходимо выяснить, например, оптимальное рас
пределение п о л н о м о ч и й и ресурсов между у р о в н я м и властной
вертикали: федеральным, региональным и муниципальным; характер
действий, способных усилить роль института политических партий в
политической системе общества; политические приоритеты, основ
ные в данной ситуации для данного актора.
Третий класс составляют п р о б л е м ы о б щ е с т в е н н о й ж и з -
н и, напрямую не затрагивающие властные отношения, но требующие
для своего решения политических методов. К таковым относится, на
пример, проблема выработки эффективной государственной полити
ки в определенной сфере: образовательной, торговой, банковской, в
области здравоохранения, охраны прав собственности и т.д.
Преобразование информации для решения второго и третьего класса
проблем формирует особый тип знания —
прикладное.
Если теоретичес
кое знание отвечает на вопросы о долгосрочных и общих закономернос
тях, то прикладное — о способах поведения в сложившихся конкретных
условиях. Главный вопрос прикладного исследования: «Что делать?» Оно
1.1. От проблемы к знанию: теоретический и прикладной уровни.
11
ориентировано на принятие тех или иных политических решений, на
снижение неопределенности для политических акторов. При этом до
стигнутое знание не обязательно должно носить рекомендательный ха
рактер типа «следует совершить действия 1, 2, 3...». Обозначение альтер
натив поведения актора с учетом их последствий — это уже прикладное
знание, полезное для лица, принимающего решение. Оно может быть
сформулировано, например, таким образом: «В рамках данной ситуации
существуют три стратегии поведения, каждая из которых несет в себе
следующие риски и ориентирована на следующие выигрыши...» В лю
бом случае конкретная форма прикладного знания будет обусловлена
потребностями, интересами, особенностями восприятия того политиче
ского актора, чья проблема решается аналитиком.
Прикладное знание характеризуется:
• утилитарностью, полезностью для решения конкретной пробле
мы конкретного политического актора. В отличие от теоретического
знания, ориентированного на долгосрочный общественный интерес,
прикладное нацелено на удовлетворение потребностей определенно
го клиента, заказчика (хотя в качестве такого заказчика могут высту
пать отдельные государства и даже надгосударственные образования).
Политический анализ, продуцирующий такое знание, нередко назы
вают клиент-ориентированным;
• краткосрочной (в той или иной мере) актуальностью полученного
знания. Объектом прикладного политического анализа являются про
блемы и ситуации, четко локализованные в пространстве и времени. Со
ответственно, прикладное знание в гораздо меньшей степени обладает
свойством генерализации по сравнению со знанием теоретическим.
Прикладное знание — это знание о данной политической ситуации, дан
ном объекте, явлении, а не о классе ситуаций, объектов или явлений;
•высоким преобразовательным потенциалом, активностью. При
кладное знание имеет целью непосредственное влияние на текущие
политические процессы, их коррекцию в соответствии с интересами
клиента. Отсюда тесная связь прикладного политического анализа с
политическим менеджментом — наукой об управлении политически
ми процессами
1
.
Проблема существования двух уровней политического анализа —
теоретического и прикладного — довольно четко выявляется при пере
воде термина «политический анализ» с английского языка на русский.
В английском языке существуют по крайней мере два понятия, отража-
' Это дает повод некоторым авторам считать политический анализ политико-уп
равленческой д и с ц и п л и н о й , п р и у м е н ь ш а я его роль в создании теорий (см., например:
Туронок, С. Г.
Политический а н а л и з : курс л е к ц и й . М, 2005).