ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2370
Скачиваний: 2
http://ihtika.net/?qwe=freeviewfile&filein=74853
Алексеева ТА СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ ОПЫТ ЗАПАДА Курс лекций
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
Алексеева Татьяна Александровна
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ. ОПЫТ ЗАПАДА.
(Курс лекций)
Москва 2000 г.
ББК 66.2
А 47
Редакционный совет:
А.В.Торкунов (председатель), М.В.Ильин, Ю.М.Колосов,
Н.Н.Ливенцев, А.Ю.Мельвиль, А.К.Сорокин, И.Г.Тюлин,
О.Г.Улыщферов
А 47 Алексеева Т.А.
Современные политические теории. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 479 с. ISBN 5-9228-0008-6, ISBN 5-8243-0135-2
Курс лекций «Современные политические теории» раскрывает наиболее важные направления развития политической мысли на Западе в XX веке. Знакомство с основными «школами» и течениями современной западной политической мысли автор осуществляет через наиболее значимые и яркие фигуры политических мыслителей, представляющие рассматриваемые направления. Так, современный марксизм представлен фигурами Антонио Грамши и Никоса Пуланзаса, бихевиоризм — Гарольда Лассуэлла, постструктурализм — Мишеля Фуко, постмодернизм — Фредерика Джемесона, Энтони Гидденса и других.
Учебное пособие «Современные политические теории» рассчитано на студентов и аспирантов, специализирующихся и области политологии, а также всех интересующихся современными спорами вокруг теории политики.
© Алексеева Т.А., 2000
© Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2000
ISBN 5-9228-0008-6 © «Российская политическая энциклопедия»
ISBN 5-8243-0135-2 (РОССПЭН), 2000
Оглавление
Введение...................................................................................................................5
Лекция 1. Роль теории в политической науке.................................................8
1.1. Место политических теорий
в системе знаний о политике......................................................... 10
1.2. Проблемы методологии.................................................................22
Лекция 2. «Классический» период в развитии
современной политической теории...............................................28
2.1. Карл Маркс и политическая теория..............................................28
2.2. Макс Вебер: власть и бюрократия.................................................45
Лекция 3. Природа человека и политическая теория..................................58
3.1. Современные представления
о природе человека.........................................................................59
3.2. Эрих Фромм: природа человека
и политические реформы............................................................... 63
3.3. Маркузе: природа человека и революция.....................................67
3.4. Жан-Поль Сартр: природа человека
в интерпретации экзистенциальной философии.......................... 71
3.5. Природа человека и политические аргументы............................. 73
Лекция 4. Проблема оснований политической теории:
Позитивизм и бихевиорализм.....................................................76
4.1. Проблема оснований науки...........................................................77
4.2. Логический позитивизм и политическая теория.......................... 84
4.3. Бихевиорализм................................................................................ 90
4.4. Закат позитивизма и возрождение
нормативной политической теории...............................................97
Лекция 5. Институционализм. Рационализм в политике......................... 101
5.1. Государство как институт.............................................................102
5.2. Основные особенности
институционального подхода.......................................................109
5.3. Рационализм в политике...............................................................115
Лекция 6. Нормативные политические теории:
утилитаризм.................................................................................121
6.1. Утилитаризм и телеология благосостояния................................123
6.2. Утилитаризм и политические ценности.......................................130
Лекция 7. Деонтологический либерализм: Джон Роулс............................136
7.1. Современная версия общественного договора...........................137
7.2. Принципы справедливости...........................................................154
Лекция 8. Альтернативы деонтологическому либерализму:
либертаризм и и коммунитаризм..............................................169
8.1. Либертаризм: фон Хайек и Нозик................................................171
8.2. Коммунитаризм.............................................................................201
Лекция 9. Консервативная политическая мысль.........................................221
9.1. Эдмунд Берк против революции..................................................221
9.2. Карл Шмитт против либерализма................................................237
9.3. Культурный консерватизм: группа Солсбери.............................247
9.4. Майкл Оакшотг против рационализма........................................266
Лекция 10. Современная марксистская мысль............................................275
10.1. Антонио Грамши.........................................................................275
10.2. Никое Пуланзас............................................................................279
10.3. Неомарксизм: критическая теория.............................................286
10.4. Юрген Хабермас..........................................................................295
Лекция 11. Структурализм и постструктурализм.......................................302
11.1. Структурализм: Клод Леви-Стросс............................................302
11.2. Постструктурализм: Жак Деррида.............................................305
11.3. Мишель Фуко...............................................................................310
Лекция 12. Модернизм и постмодернизм.....................................................322
12.1. Энтони Гидденс: Модерн — общество риска...........................322
12.2. Современность — незавершенный проект................................329
12.3. Постмодернизм в политической теории....................................330
12.4. Радикальный постмодернизм: ЖанБодрийяр...........................334
12.5. Неомарксистский постмодернизм:
Фредерик Джемесон...................................................................338
12.6. Хабермас против постмодернизма.............................................343
Введение
...Если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок. Если же глупые и низкие управляют благородными и мудрыми, то будет смута. Благодаря этому знаем, что почитание мудрости есть основа управления страной.
Мо-Цзы. Из главы Почитание мудрости.
История человечества насчитывает сотни веков. Столь же длительную историю имеет и политика. Однако только XX столетие получило название века политики. Это связано с переходом многих стран к демократии, вовлечением широких масс в политическую жизнь, с глобализацией международных отношений. Именно в последние десятилетия политическая наука обрела самостоятельность и превратилась в одно из важнейших направлений социального познания. Ее становление и развитие отмечено появлением целого созвездия имен видных политических мыслителей. С некоторыми из них мы познакомимся в предлагаемом Вашему вниманию учебном пособии «Политические теории XX века. Опыт Запада».
Учебное пособие ставит своей задачей познакомить студентов факультета Политологии МГИМО (У) МИД РФ с политическими теориями как формой исследования политики. Студентам предстоит узнать об основных политических теориях не только по учебнику, а через «погружение» в творческую лабораторию политических мыслителей благодаря чтению фрагментов классических и современных работ. В центре каждой темы будут находиться труды одного или нескольких теоретиков, внесших наибольший вклад в ее разработку. Предполагается, что студенты будут много читать в процессе подготовки к семинарским занятиям. Тем самым можно будет избежать формализованного подхода к преподаванию, простого заучивания упрощенных положений и тезисов. Предлагаемый вариант подачи материала даст возможность студентам увидеть альтернативность политических взглядов, концепций и теорий, приобрести широту идеологических воззрений.
Автор пособия видит перед собой две взаимосвязанные цели. С одной стороны, она хочет познакомить студентов с дискуссиями, которые идут сегодня между представителями разных традиций политической мысли. С другой стороны, речь пойдет также и о различиях в методологии политических подходов. В большинстве случаев это не просто методологические споры, которые, впрочем, и сами по себе представляют научный интерес, а отражение множества представлений о целях и природе самого предмета политической теории. Автор данного пособия исходит из того, что исследовательские стратегии, а также методологические технологии тесно связаны с теми спорами, которые разворачиваются сегодня в среде профессионалов. Это объясняет разнообразие рассматриваемых проблем и многовариантность подходов к ним. Очевидно, что к одному и тому же вопросу или проблеме можно подойти к разных сторон в зависимости от того, придерживается ли исследователь институционального, статистического, теоретического, структурно-функционального, психологического, семиотического или герменевтического методов, каждый из которых дает собственный образ мира политического.
Некое единое, систематизированное знание, нередко предлагаемое в отечественных политологических курсах, хорошо маскирует несостыковки и напряженности между различными исследовательскими стратегиями, тем самым формируя некий новый догматический Катехизис. Очевидно, что современные студенты должны знать о возможности разнообразных интерпретаций политических проблем, что само по себе является мощным лекарством от догматизма и манихейской идеологической ангажированности, присущих малообразованным людям.
Основная концепция учебного пособия предполагает совместный поиск преподавателем и студентами ответов на наиболее животрепещущие проблемы политической теории, позволяя студенту самостоятельно определять свою позицию и формировать мировоззрение. Как кажется автору, такой подход будет значительно полезнее в ситуации переходного общества в России, когда многие постулаты, хорошо работающие на Западе, оказываются бесполезными или даже вредными в наших условиях. И, наоборот, отечественный опыт не всегда адекватен нынешнему уровню развития. Иными словами, необходимо переосмысление и переоценка многого привычного и стереотипного.
Несмотря на существенные различия в терминологии и методологии, политические теоретики интересуются, по существу, одними и теми же теоретическими проблемами. Их рецепты разрешения этих проблем далеко не всегда противоречат друг другу. Выводы одной теории часто становятся предпосылкой или открывающим тезисом другой теории. Тема, начатая одним автором, может быть продолжена или уточнена другим. Таким образом, политические теории приобретают собственную динамику развития.
Политическая теория — живая область знания об обществе. Ее связь с практической политикой, с политической историей человечества очевидна. Внимание, поэтому, будет в данном курсе уделяться также и раз-
витию навыков сравнительного анализа политических взглядов разных авторов.
Конечно, невозможно гнаться за недостижимым, то есть представить в сравнительно небольшом курсе все без исключения значимые фигуры и течения политической мысли XX века, да к тому же и показать их всесторонне. Так или иначе, автору придется остановиться только на некоторых политических проблемах и теориях, ограничившись лишь упоминанием других. Дополнение яркой, пестрой, противоречивой картины современных политических идей — дело тех будущих профессионалов, которым сегодня предстоит только осваивать азы политической теории.
Лекция 1
РОЛЬ ТЕОРИИ
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Слово теория происходит от греческого «theorem», означающего «рассматривать, созерцать, размышлять». Именно этим и занимались великие мыслители прошлого и продолжают заниматься наши современники — теоретики политики. Они снабдили нас своего рода инструментарием, позволяющим увидеть, что и как происходит в мире политики, дали нам представление о символической картине упорядоченного целого.
Формирование политической теории началось еще в эпоху античности. Эту традицию продолжили такие мыслители как Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант, Монтескье, Милль, Гегель, Маркс, Ленин, Вебер и многие другие. Говоря словами известного средневекового мыслителя Бернара Шартрского,
«мы — карлики, взобравшиеся на плечи гигантов. Мы видим больше и дальше, чем они не потому, что взгляд у нас острее и сами мы выше, но потому, что они подняли нас вверх и воздвигли на свою гигантскую высоту. ..»'.
Поэтому тот, кто хочет познакомиться с современными политическими теориями, должен начинать со знакомства с классическими произведениями политических мыслителей. Повторяя путь признанных мастеров, осмысливая ход их рассуждений, мы неизбежно превращаемся в учеников классиков политической теории. Если нам становятся понятными конкретные заботы, взгляды и мировоззренческие установки, скажем, Платона, Дьюи или Бернштейна, то мы, тем самым, уже преодолеваем некоторую ограниченность подхода к политике как к «статичной фотографии», и можем увидеть ее в движении, в динамике, в эволюции, подобно кинофильму.
1 Цит. по: Жак Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1997. С. 17.
Ничего необычного в этом нет. Именно таким путем будущие профессионалы любой области осваивают свою будущую специальность. Они становятся парикмахерами, плотниками, физиками или математиками следуя примеру мастеров, а отнюдь не только благодаря чтению руководств, справочников или учебников. Профессионализм в политической науке предполагает непосредственное обращение к оригинальным текстам представителей мировой политической мысли. Чтение и осмысление теоретических трудов дает возможность понять процесс развития и становления политических идей, в ходе которого апробируются, оцениваются и отбираются политико-теоретические проблемы, принципы познания политического, идеи и понятия, что обеспечивает не только приращение знания и поступательное развитие политической мысли, но и формирует наши политические взгляды и убеждения.
Таким образом, мы получаем основания, на которых строится политическая деятельность. В этом смысле политическая теория — это одно из наиболее глубоких выражений стремления человека быть действительно рациональным, то есть руководствоваться в своей деятельности разумом, а не эмоциями или инстинктами. Политические теоретики отличаются от других граждан отнюдь не только тем, что у них есть определенные политические взгляды. Их отличает качество этих взглядов. Они стремятся сделать свое видение политики целостным, хорошо обоснованным, опирающимся на современное знание о человеке и окружающем его мире, и, наконец, доступным.
Трудно назвать крупного мыслителя, который бы в той или иной степени не затрагивал бы в своих трудах проблемы политики. Но вряд ли когда-либо в истории существовали политические деятели, которые (подчас бессознательно) не искали бы философско-теоретической поддержки для обоснования своих практических программ и действий. Не случайно, поэтому, сегодня политико-теоретическими исследованиями занят целый ряд авторитетных научных центров в России, США, Франции, ФРГ, Италии и других странах.