ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 3083

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от по­зиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руко­водствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в пар­тийные списки и непопулярных людей. Однако возможность та­кого рода действий зависит от характера внутрипартийных отно­шений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных вида списков для голосования: жест­кие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты полу­чают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие в этом случае обяза­тельно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный спи­сок, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.


В

Смешанная и консенсусная системы


современном мире применяются различные модификации как мажори­тарной, так и особенно пропорцио­нальной систем. Многие страны, стремясь максимально исполь­зовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, при­меняют
смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна по­ловина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина по пропорцио­нальной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, пар­тии «зеленых» и др.) используют консенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в по­рядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост пре­зидента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е —2, за 5-е—1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосред­ственно влияют на характер партийных систем и всю избиратель­ную кампанию.


В

Основные стадии избирательного процесса. Подготовка выборов


зависимости от временной последо­вательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий:
1) подго­товительный этап, характеризующий ту общественно-политичес­кую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организаци­онные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и под­ведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три эта­па характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.


Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяется их подлин­но демократический или манипулятивный характер. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс, К ним относятся:

наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большин­ства граждан уважать результаты выборов. В частности поэтому свободные выборы либо вообще невозможны, либо становятся инструментом манипулирования в странах, политические элиты и основные общественные группы которых видят в выборах не сред­ство примирения и нахождения баланса политического влияния, а орудие укрепления своего господства и принуждения противни­ков к повиновению;

уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободны­ми, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе су­ществовала атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;

электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. Она предполагает знание назначения и процедур выборов, основ­ных политических партий, их программ и кандидатов, информи­рованность и т.д. Гражданская просвещенность обеспечивает со­знательность и компетентность решений, без которых выборы яв­ляются не волеизъявлением народа, а инструментом массового манипулирования, используемым элитами;

демократический характер регистрации избирателей. Это означает прежде всего отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку. В большинстве демократических стран мира составлением списков избирателей занимаются местные органы власти, которые автоматически вносят в них изменения в связи с переездом гражданина на другое место жительства, достижением им избирательного возраста и т.п. В США участие в выборах рас­сматривается как сугубо личное дело и заботиться о регистрации должен сам голосующий. Точность и полнота списков избирате­лей, а также наличие документов, позволяющих идентифициро­вать каждого человека, предотвращают возможность фальсификаций с помощью лишения одних людей права голоса и многократ­ного голосования других;

демократический порядок регистрации и взаимоотноше­ний партий. Партии главный субъект электоральной активнос­ти, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они основной претендент на формирование парламента и пра­вительства. Во всех стабильных демократических государствах ха­рактер отношений между партиями определяет общую канву и атмосферу выборов. Для свободных выборов крайне важно, что­бы все признающие демократическую конституцию партии име­ли возможность регистрации, выдвижения депутатов и электо­ральной борьбы. Удержать партии от нарушений закона и эти­ческих норм и тем самым укрепить общую атмосферу доверия помогают межпартийные соглашения о кодексе поведения пар­тий, для контроля над соблюдением которых обычно создаются специальные комиссии, представляющие всех участников изби­рательного процесса;


формирование независимых, беспристрастных и компетент­ных органов управления избирательным процессом. К ним отно­сится прежде всего избирательная комиссия. Ее функции разно­образны, хотя и не одинаковы в различных странах. Обычно это: толкование избирательного закона, определение правил и проце­дур проведения выборов, организация избирательных участков, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подпи­сей, регистрация избирателей и кандидатов, подготовка предвыбор­ных материалов и подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, урегулирование возникающих споров, проведение меро­приятий по электоральному просвещению граждан, подсчет и све­дение результатов выборов и их объявление, общий контроль за про­цессом выборов. Беспристрастность и независимость членов изби­рательных комиссий призвано гарантировать наделение их особыми правами (привилегиями) и иммунитетом, как это имеет место у су­дей. Избирательные комиссии могут оказывать большое влияние на протекание и характер выборов, в том числе служить инструмен­том их фальсификации. Помимо избирательных комиссий важ­ные функции по организации выборов выполняют местные орга­ны власти, оказывающие им разностороннюю практическую по­мощь;

наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмот­рения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и неза­висимых органов контроля за соблюдением избирательного зако­на всеми участниками электорального процесса, в том числе чле­нами избирательных комиссий. К этим органам относятся специальные (избирательные трибуналы) или общие суды, а в неко­торых странах избирательная прокуратура. Такая прокуратура была создана, например, во время избирательной реформы в Мексике в 1994 г. для расследования электоральных преступле­ний: в частности использования государственными служащими служебного имущества и средств, в том числе транспортных, для поддержки определенной партии или кандидатов, для давления на подчиненных с целью побуждения их к определенному элек­торальному решению и т.п. Эффективность судебного контроля за выборами предполагает суровые санкции за противоправные действия: тюремное заключение, штрафы, отмену регистрации кандидатов или партий и т.п.


П

Выдвижение кандидатов


осле проведения подготовительных мероприятий и официального назна­чения сроков выборов начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае
изби­рательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором систему мероприятий, направ­ленных на успех конкретного кандидата или партии.


Первый шаг избирательной кампании выдвижение канди­датов и (или) партий (движений). Существуют различные спосо­бы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взно­са или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например спис­ка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) авто­матическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспари­ваемых на предстоящих выборах постов.

Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, груп­пами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламент­ские, региональные и т.п.), а также от особенностей избиратель­ного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей; в других же, например в Великобритании, для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно по­дать личное заявление, подписанное несколькими избирателями. Большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным препятствием для претендентов, представляю­щих малообеспеченные слои населения, которые обычно не обла­дают большими финансовыми (деньги), информационными (СМИ) и организационными (поддержка партии и (или) других организа­ций) ресурсами. Поэтому для обеспечения демократизма выбо­ров процедура выдвижения кандидатов не должна быть чрез­мерно сложной и дорогой и в то же время должна ограждать избирательную комиссию от претендентов, не пользующихся значительной общественной поддержкой. Слишком большое ко­личество претендентов и депутатов может затруднять проведе­ние выборов, дезориентировать избирателей и требует больших финансовых затрат со стороны государства. Международно при­знанные нормы свободных выборов предполагают ограничения для баллотировки кандидатов лишь по признакам гражданства, возраста, срока проживания в стране, судимости по уголовным делам, психической и физической полноценности.

Стадия выдвижения депутатов непосредственно определяет воз­можности и диапазон электорального выбора. История, в том числе новых государств, образовавшихся на территории СССР, знает не­мало примеров, когда власть имущие отсеивали неугодных кандида­тов еще на этапе их выдвижения, оставляя в списках для голосова­ния лишь «своих людей». В таких случаях создается иллюзия выбо­ра, а само народное волеизъявление превращается в фарс.


В

Агитационная кампания


ыдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начина­ется агитационная (предвыборная)
кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие воз­можности убеждать избирателей в своих преимуществах с помо­щью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного лич­ного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному ок­ругу. Агитационная кампания оказывает большое влияние на ре­шения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание.


Для ведения избирательной кампании и главным образом для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обыч­но входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-сек­ретарь, политический организатор, координатор графика кампа­нии, технический секретарь и помощники. К этому штабу при­мыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профес­сиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имидж­мейкеров (специалистов по политической рекламе), а также акти­висты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некото­рые другие ее активные участники.

Современные агитационные кампании обычно ведутся в соот­ветствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет146.

Любые выборы требуют наличия немалых материальных (день­ги, помещения и т.п.), временных (время, необходимое для подго­товки и проведения выборов, обучения аппарата, печатания бюлле­теней и предвыборных материалов, выработки программы и избира­тельной стратегии, сбора средств и т.п.) и человеческих (люди, уча­ствующие в избирательной кампании) ресурсов. Без таких ресурсов выборы либо вообще не состоятся, либо дадут явные преимущества обладателям электоральных ресурсов: представителям правящей груп­пировки, крупного капитала, владельцам СМИ и т.п.

Главное условие демократического характера агитационной кам­пании примерное равенство или хотя бы справедливое распреде­ление ее ресурсов среди всех основных конкурентов. Это предпола­гает выравнивание избирательных фондов с помощью государствен­ного финансирования, ограничения частных взносов, запрета по­ступлений со стороны корпораций и иностранных граждан, а также с помощью других средств; обеспечение приблизительно равного до­ступа к СМИ, особенно электронным без этого выборы превра­щаются в инструмент манипулирования; строгий запрет использо­вать государственные средства для получения преимуществ на выбо­рах. Последнее, в частности, предполагает недопущение использо­вания для ведения собственной кампании (в том числе для привле­чения внимания прессы) руководителями государства и высшими чиновниками своего служебного положения, государственных слу­жащих, а также помещений, транспорта, техники, телефонов и т.п.; запрет принятия в период избирательной кампании незапланиро­ванных социальных мер и программ, призванных повысить попу­лярность правительства на выборах и др. Нарушениями подобного рода явно изобиловали президентские выборы в России в 1996 г.


А

Голосование и подведение итогов выборов


гитационная кампания, завершаясь за одни или несколько суток до голосо­вания, оставляет избирателям возмож­ность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непо­средственно в день выборов. Голосование и подведение его итогов
кульминационный этап избирательного процесса. В этот пери­од непосредственно выражается воля граждан, определяющая со­став органов власти.