ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2020

Просмотров: 724

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При совершении данного нотариального действия составляется опись. Один экземпляр описи остается у нотариуса, другой экземпляр выдается лицу, сдавшему документы на хранение. Оба экземпляра подписываются нотариусом и лицом, сдавшим документы на хранение. Второй экземпляр свидетельства хранится в делах нотариуса. Опись документов включает в себя подробное описание документов (наименование, физическое состояние). Принятые на хранение документы нотариус складывает в отдельный пакет, который опечатывается и подписывается нотариусом, затем пакет помещается на хранение в сейф. Нотариус несет ответственность за сохранность документов и должен их вернуть в том же виде, в котором они были сданы ему на хранение.

Нотариус, принимающий документы на хранение, должен иметь специальное хранилище, обеспечивающее сохранность документов, так как принятие документов на хранение направлено на обеспечение их сохранности.

Лицу, сдавшему документы на хранение, выдается свидетельство. По просьбе лица, сдавшего документы на хранение, нотариус выдает ему свидетельство о совершении такого нотариального действия с экземпляром описи документов, если они были сданы не в упакованном виде. В свидетельстве указывается место и дата его выдачи, наименование нотариальной конторы или фамилия, имя и отчество нотариуса, выдавшего такое свидетельство; фамилия, имя и отчество лица, обратившегося с просьбой о совершении данного нотариального действия (перечень документов в свидетельство не включается, так как его содержит опись документов, которая прилагается к свидетельству).

По просьбе лица нотариус может принять документы без описи, если они упакованы надлежащим образом (упаковка скрепляется печатью нотариуса, подписывается им и лицом, сдавшим документы). В таких случаях нотариус несет ответственность за сохранность упаковки. Поэтому упакованные документы помещаются нотариусом в другой пакет, который тоже скрепляется печатью нотариуса, подписывается им и лицом, сдавшим документы на хранение.

Срок хранения документов оговаривается в заявлении лица, сдающего их на хранение, и в свидетельстве, выдаваемом нотариусом. Нотариус отвечает за хранение документов в течение этого срока. Получить документы можно и раньше оговоренного срока. Может их получить лицо, сдавшее документы на хранение, или другое лицо (по доверенности) по предъявлении свидетельства и описи. Принятые на хранение документы возвращаются сдавшему их на хранение лицу или законно уполномоченному представителю этого лица по предъявлении свидетельства и описи документов. Принятые на хранение документы могут быть возвращены по решению суда (нотариус выдает принятые на хранение документы по постановлению суда лицу, указанному в этом постановлении).


Хранение документов и выдача свидетельств оплачиваются заинтересованным лицом.





53.Обеспечение доказательств в нотариальном порядке. Сходство и различие нотариального и судебного порядка обеспечения доказательств.

По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.
В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу.

При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.

Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.

В случае неявки свидетеля или эксперта по вызову нотариус сообщает об этом в народный суд по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Нотариус предупреждает свидетеля и эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показания или заключения.
К сожалению, Основы законодательства о нотариате недостаточно регулируют процедуру и порядок оформления данного нотариального действия. Между тем преимущества нотариального обеспечения доказательств абсолютно очевидны и заключаются в следующем:

оперативность в совершении нотариальных действий по обеспечению доказательств;

существенно меньший по сравнению с судом риск отказа в обеспечении доказательств;

с помощью доказательств, добытых таких путем, можно убедить суд совершить те или иные процессуальные действия, например, допросить свидетеля (впрочем, с наличием определенных проблем, охарактеризованных выше)28.

Сами нотариусы называют обеспечение доказательств нотариусом «одним из мощных инструментов нотариального права и процесса», отмечая при этом, что вопрос этот «все же не исследован до конца».

Итак, нотариальный (досудебный) порядок обеспечения доказательственной информации характеризуется тем, что производится по правилам гражданского процессуального законодательства. Отличием предварительного обеспечения доказательств в нотариальном порядке от судебного порядка является то, что первый не ставит возможность обеспечения доказательств в зависимость, в частности, от необходимости подачи искового заявления. При этом, обеспечение доказательств в нотариальном порядке является важным средством укрепления законности в работе судебных органов.






54.Совершение морских протестов.

Нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.


Заявление о морском протесте в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим торговое мореплавание, подается в течение двадцати четырех часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.


Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.


55.Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.

Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом.

Не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.

Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе осуществляется нотариусом путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью нотариуса.


Требования к формату электронного документа устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу означает подтверждение тождественности содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом документ на бумажном носителе имеет ту же юридическую силу, что и электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом.

Представленный нотариусу электронный документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходит документ, должна быть проверена и подтверждена ее принадлежность в соответствии с ФЗ "Об электронной подписи".



56.Удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

Нотариус удостоверяет тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, проставленным с помощью средства механического копирования.

Собственноручная подпись инвалида по зрению и факсимильное воспроизведение его собственноручной подписи проставляются инвалидом по зрению в присутствии нотариуса.

Нотариусом выдается свидетельство об удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

57.Удостоверение сведений о лицах в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" в число нотариальных действий включено удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством (например, избирательным).

  Так, в ЦИК России должен быть представлен список лиц, собиравших подписи в поддержку кандидата. При этом сведения о них и их подписи в указанном списке удостоверяются нотариально.

  Однако на практике нотариусы отказывали в этом, поскольку законодательство наделяло их правом свидетельствовать верность копий документов и подлинность подписи на них. Удостоверение сведений о лицах Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено не было.

  Поправки устраняют данный пробел. Согласно им нотариус удостоверяет фамилию, имя, отчество, место работы и жительства, паспортные данные и другие изложенные в документе сведения о лице. Правом выполнять указанное нотариальное действие наделяются также должностные лица местного самоуправления (при отсутствии в поселении нотариуса) и консульских учреждений.


  Уточняется содержание такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на документе. Согласно поправкам нотариус не подтверждает, а удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом. Тем самым унифицируется терминология, применяемая в различных законодательных актах.

  Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



58.Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества.

Учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, за исключением имущества, залог которого подлежит государственной регистрации или учет залогов которого осуществляется в ином порядке согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, осуществляется путем регистрации уведомлений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.

Регистрацией уведомления о залоге движимого имущества признается внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, направленном нотариусу в случаях, установленных гражданским законодательством. В подтверждение регистрации уведомления о залоге заявителю выдается свидетельство, которое по желанию заявителя может быть выдано в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества подлежит уведомление о внесении сведений о залоге движимого имущества в реестр уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление о возникновении залога), уведомление об изменении сведений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об изменении залога) и уведомление об исключении сведений о залоге движимого имущества из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об исключении сведений о залоге).

В случае изменения залога таким образом, что в залог передается имущество, ранее не находившееся в залоге (за исключением предусмотренных гражданским законодательством случаев, если такое имущество передается в залог без дополнительного соглашения между сторонами залогового правоотношения, в частности, в случае замены заложенных товаров в обороте, переработки или иного изменения заложенного имущества), в отношении такого имущества направляется уведомление о возникновении залога.

Уведомление о залоге может быть направлено нотариусу в электронной форме в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Уведомление о залоге в электронной форме должно быть подписано квалифицированной электронной подписью заявителя. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.