ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2020

Просмотров: 759

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1649г. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича разграничило функции органа совершающего сделку и органов, регистрирующего его.

Петр 1 (в 1699г.) упразднил институт площадных подьячих, а крепостные дела были переданы в ведение ратуш, юстицколлегий, губернаторов, а затем совершение сделок было перенесено в особые присутственные места. Но проявленное их чиновниками взяточничество и некомпетентность заставили Петра Великого вернуть крепостные дела в веденье площадных подьячих.

В дальнейшем (в период царствования Екатерины Великой, Александра I и др.) нотариальные дела (их условно можно так называть) неоднократно передавались различным учреждениям, гражданским, уездным судом, крепостным отделениям, экспедициям гражданских судов.

И только в 1866г. (как продолжение судебной реформы 1864г), в период царствования Александра II, произошло коренное преобразование российского нотариата. Согласно принятому Положению о нотариальной части учреждались должности нотариусов, которые состояли при окружных судах и назначалось на должность старшим председателем судебной палаты. Возникли две обособленные части нотариальных учреждений – крепостная и нотариальная. Это Положение действовало до 1917 года.

После октябрьских событий 1917 г. Декрет № 1 “О суде” от 24 ноября 1917г., упразднил все ранее действовавшие до этого времени судебные установления, и хотя ничего не было сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего до этого времени институт нотариата, он перестал существовать. Нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных советов, которые возглавляли народные нотариусы; отделы юстиции; отделы социального обеспечения и записей актов гражданского состояния, т.е. различные административные органы.

Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 г. в Декрете №2 “О суде”, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, а в случае их отсутствия лицами их заменяющими. В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами.

4 октября 1922 года было принято Положение о государственном нотариате, которое завершило создание нотариата в России после 1917 года, как самостоятельного государственного учреждения. В период с октября 1922 года по июль 1973 года был принят ряд положений и нормативных актов, касающихся системы нотариата в СССР и РСФСР.

19 июня 1973 года был принят закон СССР “О государственном нотариате”, который содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал Закон РСФСР “О государственном нотариате” от 1 ноября 1974 года.


В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, возникла необходимость реформирования нотариата и, как следствие, 11 февраля 1993 года был принят новый Закон о нотариате “Основы законодательства РФ о нотариате”. 



5. Нотариат как институт превентивного (предупредительного) правосудия.

Нотариальная деятельность имеет превентивный (предупредительный) характер, защищая права и законные интересы граждан о г возможных нарушений в будущем, придавая нотариальным документам бесспорный характер. Сделка, удостоверенная в нотариальном порядке, гарантирует приобретателя прав от всяких неожиданностей, является правомерной и устойчивой. 

Превентивная роль нотариата проявляется при:

-совершении нотариальных действий

-при отказе в их совершении

-при  разъяснении  сторонам   последствий  совершаемых действий.

Таким образом, институту нотариата в правовом государстве отводится одна из ключевые ролей не только в оказании правовой помощи гражданам, юридическим лицам и в обеспечении их правовой безопасности, но и в предотвращении споров между участниками договорных отношений. Участие нотариуса при выработке условий сделки в преддверии ее практического исполнения позволяет избежать возникновения споров о праве между сторонами по заключенной и нотариально удостоверенной сделке.

Нотариальная форма обеспечивает доказательственную силу правам, фактам и документам, что облегчает при необходимости в последующем процесс рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде, установление фактов, входящих в предмет доказывания по данному делу.

Чтобы заключение любого договора считалось законным, необходимо обязательное соблюдение нескольких предпосылок: не должны вызывать сомнений подлинность подписей договаривающихся сторон, их дееспособность, время и место заключения договора; условия заключаемых соглашений (сделок) не должны противоречить требованиям закона; должны быть обеспечены свобода волеизъявления при сделках и соответствие сформулированных в договоре положений действительным намерениям сторон, чем охраняются права и интересы и гарантируется независимость даже более экономически слабой стороны.

Нотариат значительно облегчает установление обстоятельств дела в судебной процедуре, поскольку юридическая сила выданных нотариусом документов чрезвычайно высока И хотя закон не дает преимуществ никаким доказательствам (ст. 62 ГПК), тем не менее нотариальные документы обладают определенными особенностями. Они объективно вызывают доверие у суда, поскольку выданы независимым, беспристрастным, компетентным лицом, не заинтересованным в исходе спора. И если можно оспаривать показания одних свидетелей с помощью показаний других, то большинство нотариально оформленных документов можно оспаривать только путем предъявления соответствующего иска, например, о признании недействительным завещания, свидетельства, договора и т.п.


Таким образом, в основу характеристики нотариата как института превентивного правосудия положено понимание нотариата как органа, признанного не осуществлять судебные функции, а способствовать достижению задач правосудия и предотвращать возникновение судебных споров посредством предупреждения нарушения гражданских прав и интересов, обеспечения их надлежащей реализации, что можно назвать превентивной защитой.



6. Доказательственная и исполнительная сила нотариального акта.

Нотариус как публичное должностное лицо своим удостоверением подтверждает аутентичность и тем самым реально упрощает исполнительное производство.

Доказательственная сила нотариального акта 

Влияние на производство 

Нотариальный акт облегчает представление доказательств

* - тот, кто предъявляет правильно составленный и заверенный нотариусом документ не обязан доказывать его достоверность.

* - для суда нотариально удостоверенный документ является достоверным.

Нотариальный акт облегчает работу судьи при отправлении правосудия

* - он служит неопровержимым доказательством соглашения между сторонами.

* - априорный контроль качества, выполненный нотариусом, отвечающим за составление акта, избавляет суд от некоторых предварительных проверок

* - не подлежащая оспариванию дата акта является доказательством момента возникновения права или обязательства, на который указывает одна из сторон.

Доказательственная сила нотариального акта обязательна для суда

* - Он имеет силу равную судебному решению

защищенность доказательства

Нотариальный акт придает дополнительную защищенность предъявляемому доказательству благодаря:

его презумпции достоверности

непреходящему характеру нотариального акта

требованию соблюдать определенную форму при составлении нотариального акта.



Исполнительная сила нотариального акта 

Нотариальный акт имеет силу судебного решения, не подлежащего апелляционному обжалованию

Его исполнение не требует предварительного обращения в суд.

автоматическое исполнение нотариального акта происходит в силу его собственной природы

нотариальный акт - это документ исполняемый на основании воли сторон
Беря на себя обязательство выполнять положения нотариального акта стороны заранее добровольно соглашаются с оперативным исполнением взятых ими на себя обязательств.



«Внесудебное» исполнение акта не ставит под угрозу средства защиты должника.

С целью отсрочки или приостановки исполнения должник может использовать средства, которые закон предоставляет в его распоряжение, а именно:

требовать соблюдения сроков, предусмотренных законом

требовать приостановки действия исполнительной силы на основании жалобы о подлоге, квалифицируемым как преступление или заявления в суде о подложности документа, представленного противной стороной


ссылаться на некоторые особые законодательные положения, позволяющие отсрочить исполнение ( оспаривание выбора нотариуса, служащего торговой фирмы, условий купли- продажи и т. д…)



7. Общие и отличительные черты судебной и нотариальной деятельности.

Конечно, вряд ли было бы правильным отрицать сходство многих составляющих судебной и нотариальной деятельности:
- во-первых, суд и нотариат действуют в публично-правовой сфере, осуществляя свои полномочия от имени государства. Суды осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Нотариусы также осуществляют нотариальные действия от имени Российской Федерации.

- во-вторых, имеется ряд общих принципов организации и деятельности судов и органов нотариата. Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, они независимы по самому статусу своей юридической профессии. Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, для них в равной степени действуют правила соблюдения языка судопроизводства и нотариального производства;
- в-третьих, важен общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а нотариат, согласно ст. 72 Конституции РФ, - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем правовое регулирование на федеральном уровне является преимущественным и в нотариате. Такой единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку две указанные системы являются цементирующими факторами сохранения единства России и существования единого правового пространства, обеспечивающего общий стандарт юридической защиты прав граждан и организаций.

В то же время между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные отличия. Так, судебная деятельность представляет собой по содержанию правосудие, которое может осуществляться только судом. Судебные функции носят исключительный характер и, согласно ст. 118 Конституции РФ, осуществляются только судами. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, которая во взаимосвязи с законодательной и исполнительной властью объективирует государственную власть Российской Федерации. Что касается деятельности нотариуса, то она является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте.
Различна степень обязательности судебных и нотариальных актов. Судебные решения, постановления и определения имеют обязательный характер, и их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства. Нотариальные акты, за крайне редким исключением, установленным ФЗ "Об исполнительном производстве" (нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи), исполнительной силы не имеют, и принудить к исполнению другую сторону нотариального действия может только суд.


Судебная деятельность полностью финансируется за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятельности государственных нотариусов. Что касается небюджетного нотариата, то он строится по принципу самофинансирования и отсутствия дотаций со стороны государства.

8. Роль и содержание деятельности Международного союза нотариата.

Международный союз латинского нотариата (The International Union of Notaries) – на сегодняшний день, это международная ассоциация нотариальных палат из 73 стран мира, со всех пяти континентов, который был основан 2-ого октября 1948 года, в Буэнос-Айресе, Аргентине, во время Первого Международного Конгресса Нотариусов.

Создание Международного Союза Латинского Нотариата было обусловлено во имя достижения следующих целей:

  • для представительства нотариата в международных организациях;

  • для сотрудничества с национальными, в том числе нотариальными организациями;

  • для изучения и усовершенствования права в области нотариальной деятельности;

  • для распространения принципов Латинского нотариата;

  • для организации международных нотариальных конгрессов.

Среди основных системных признаков, которые характеризуют любой национальный нотариат латинского типа, можно назвать следующие:

  • основная функция нотариуса – придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса;

  • нотариус – это публичное должностное лицо, получающий полномочия от государства, реализующий их от его имени и под его контролем;

  • нотариус – это лицо свободной юридической профессии в том смысле, что самостоятельно организует свою работу, за собственный счёт приобретает необходимое имущество и нанимает помощников, несёт полную имущественную ответственность за причинённые убытки;

  • нотариус за совершением им нотариальных актов получает нотариальный тариф, размер и порядок уплаты которого устанавливаются государством. Нотариальный тариф является одновременно основным источником для самофинансирования нотариальной деятельности;

  • нотариусы объединяются в коллективные органы: нотариальные палаты, выполняющие административные и контрольные функции. Членство нотариусов в палатах обязательно.



9. Государственный и небюджетный нотариат: сходство и различие.

Общие характеристики:
Деятельность частных и государственных нотариусов регулируется одними и теми же законодательными нормами. Данный вид деятельности находится под тщательным контролем со стороны государства. Нотариус обязан иметь лицензию, разрешающую данную деятельность, а также сдать специализированный экзамен, подтверждающий уровень квалификации. Несмотря на одинаковые требования со стороны государства, среди частных нотариусов чаще встречаются более компетентные специалисты, которые обеспечиват квалифицированную помощь в защите интересов.

Согласно действующему законодательству, частные и государственные нотариусы имеют одинаковые права для осуществления нотариальных действий. Различие заключается только в оформлении прав на наследство, которое за редким исключением является прерогативой государственных нотариусов. Остальные виды операций можно оформить у любого специалиста, в независимости от того, является ли он частным или государственным.