ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2268
Скачиваний: 1
План:
1. Вклад Венского (1814-1815 гг.) мирного конгресса в становление
межгосударственных организаций, запрещение работор-
говли, подразделение на классы дипломатических представителей и
правила альтерната.
2. Решения Парижского мирного конгресса и становление инсти-
тутов нейтрализации и демилитаризации, гуманизации правил ве-
дения морской войны и принципа свободы торгового
по
международным рекам и в Черноморских проливах.
3. Историческое значение Гаагских конференций мира 1899 г. и 1907 г.
в дело гуманизации средств и методов ведения войны, а также норма-
тивного закрепления принципов мирного разрешения международных
столкновений.
Методические рекомендации
Необходимо осветить содержание важнейших решений, принятых на
вышеназванных международных форумах, показать поступательное раз-
витие
отраслей современного
права и
привести конкретные примеры закрепления и совершенствования того,
чем ознаменовался Венский и Парижский мирные конгрессы, а также
Гаагские конференции мира, в международно-правовых документах со-
временной эпохи (Версальская система, Организация Объединенных
Наций и др.).
Задача.
В московскую милицию поступило заявление от 60-летнего
посла Ганы в России Франсиса Яхая Махома об избиении.
В заявлении ганский дипломат, в частности, указал, что накануне
примерно в 16.20 в районе дома № 4 по улице Генерала Ермолова ше-
стеро избили его, а также нанесли телесные повреждения водителю
посла
Донлади Эмору. Оба получили гематомы на лицах.
Медицинская помощь им была оказана врачом при посольстве Ганы
РФ.
Вопросы к задаче.
Какие обязательства возлагаются на государство
пребывания международным правом в части обеспечения безопас-
ности дипломатических агентов-иностранцев?
191
Нормативные источники
Международное публичное право. Сборник документов: В 2 т. /
Сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшева и А. Г.Ходакова.
1996.
Литература
Ю.
Фельдман Д. И.
История международного права.
1990. 204 с.
Грабарь В. Э.
Материалы к истории литературы международного
права России (1647-1917).
1958.
Кожевников Ф. И.
Русское государство и международное право.
1947.
Левин Д. Б
История международного права.
1962. 197 с.
Левин Д. Б.
Наука международного права в России в конце XIX
и начале XX века.
1982.
Стародубцев Г. С.
Международно-правовая наука российской эми-
грации.
2000. 293 с.
Тема 4. Субъекты международного права
(Для студентов, фамилии которых начинаются
с букв от
до «У» включительно)
План:
1. Понятие и виды субъектов международного права.
2. Международная правосубъектность народов (наций), ведущих
борьбу за свою независимость.
3. Вопрос о международной правосубъектности физических и юри-
дических лиц.
Методические рекомендации
Необходимо привести и прокомментировать определение института
субъектов международного права, осветить признаваемые теорией
192
международного права категории участников
отноше-
нии, включая характеристику правового института каждого из них.
В работе должно быть показано, что понимается под термином
«субъекты международного права» и каковы основные признаки ак-
торов, включаемых в эту правовую категорию, в том числе их внеш-
няя обособленность, персонифицированность, автономность в ча-
сти выражения и реализации своей воли, способности участвовать
в принятии и практическом
норм международного
права. Следует раскрыть существо общей отраслевой и специальной
международной правосубъектности.
Задача.
21 декабря 2001 г. официальные власти Туркмении объявили
посла Узбекистана Абдурашита Кадырова персоной нон грата и потре-
бовали, чтобы он в 24 часа покинул страну. Причина, как утверждают
туркменские власти, — доказанная причастность посла к покушению
на президента
Сапармурада Ниязова.
16 декабря 2002 г. посольство Узбекистана было подвергнуто обыску
туркменскими чекистами. В ответ на что узбекский МИД выступил
с заявлением, обвинив Туркмению в нарушении дипломатической
неприкосновенности здания посольства и непричастности посла
А. Кадырова в помощи участникам заговора.
Вопросы к задаче.
Какие положения применимых международно-правовых актов
были нарушены властями Туркмении в связи с фактом производства
обыска в помещении посольства Узбекистана?
2. Какие процедурные формы используются для прекращения мис-
сии дипломатического агента в связи с совершением им неблаговидных
действий по отношению к государству пребывания?
3. Какие правовые последствия может иметь отказ дипломатиче-
ского агента подчиниться требованию властей страны пребывания
выехать из нее в связи с объявлением его неблагонадежным лицом?
Нормативные источники
Устав ООН
Международного Суда ООН 1945 года;
Конвенция о привилегиях и
ООН 1946 года;
Венская конвенция о праве договоров между государствами и
международными организациями или между международными ор-
ганизациями 1986 года;
Венская конвенция о представительстве государств в их отноше-
ниях с международными организациями универсального характера
1975 года;
Конституция РФ 1993 года.
Литература
М.
Правопреемство освободившихся государств М., 1983.
Захарова
В.
Правопреемство государств.
1973.
Правопреемство государств.
1957.
Курдюков Г. И.
Государство в системе международно-правового ре-
гулирования. Казань, 1979.
И. И.
Конституции государств и международное право.
1998.
Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории).
1971.
Л. А.
Основные права и обязанности государств.
1965.
Признание в современном международном праве / Отв. ред.
Д. И. Фельдман.
1975.
Ушаков Н. А.
Государство в системе международно-правового ре-
гулирования. Учебное пособие.
1997.
Ушаков Н. А.
Правопреемство государств. Учебное пособие. Уфа,
1996.
Тема 5. Правотворчество в международном праве
1. Понятие источников международного права
2. Международный договор, международный обычай и общие прин-
ципы права как основные источники международного права.
3. Вспомогательные источники международного права
194
Методические рекомендации
В связи с наличием в международно-правовой науке различных
мнений по вопросу о составе источников международного права в
контрольной работе следует
нормативного, а не
тринального подхода к рассмотрению этой проблемы, основываясь
на положениях позитивного права и реальном влиянии современной
практики регулирования отношений между субъектами этой право-
вой системы.
должен показать четкое понимание механизмов,
посредством которых образуются международно-правовые нормы,
особенно в части, связанной с деятельностью международных меж-
государственных организаций, а также в связи с влиянием на процесс
нормообразования национальных правовых систем и деятельности
внутригосударственных судебных органов.
Задача.
Формулировки ст. 38 Статуса Международного Суда ООН
позволяют относить к числу источников международного права, во-
первых, определенно признанные спорящими государствами общие
и специальные международные конвенции, во-вторых, международ-
ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в
качестве правовой нормы, в-третьих, общие принципы права, при-
знанные цивилизованными нациями, в-четвертых, в качестве вспо-
могательного средства для определения правовых норм — судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов
по публичному праву. Однако ряд теоретиков полагает, что в прак-
тике межгосударственного общения исторически сложились лишь
два основных источника международного права — международный
договор и международный обычай (см., например, учебник под ред.
Н. Т. Блатовой. М., 1987, с. 48). Сторонники данной позиции харак-
теризуют попытки рассматривать перечень ст. 38 Статута Между-
народного Суда ООН как нормативный (обязательный) в качестве
несостоятельных.
С другой стороны, в литературе все чаще говорится о возрастающем
значении резолюций
в процессе фор-
мирования международных правовых норм (Лукашук И. И. Между-
народное право. Общая часть, с. 8) и что «правотворческие решения
организации являются специальным источником» международного