ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

План:

1. Вклад Венского (1814-1815 гг.) мирного конгресса в становление

 межгосударственных организаций, запрещение работор-

говли, подразделение на классы дипломатических представителей и

 правила альтерната.

2. Решения Парижского мирного конгресса и становление инсти-

тутов нейтрализации и демилитаризации, гуманизации правил ве-
дения морской войны и принципа свободы торгового

 по

международным рекам и в Черноморских проливах.

3. Историческое значение Гаагских конференций мира 1899 г. и 1907 г.

в дело гуманизации средств и методов ведения войны, а также норма-

тивного закрепления принципов мирного разрешения международных
столкновений.

Методические рекомендации

Необходимо осветить содержание важнейших решений, принятых на

вышеназванных международных форумах, показать поступательное раз-

витие

 отраслей современного

 права и

привести конкретные примеры закрепления и совершенствования того,
чем ознаменовался Венский и Парижский мирные конгрессы, а также
Гаагские конференции мира, в международно-правовых документах со-
временной эпохи (Версальская система, Организация Объединенных

Наций и др.).

Задача.

 В московскую милицию поступило заявление от 60-летнего

посла Ганы в России Франсиса Яхая Махома об избиении.

В заявлении ганский дипломат, в частности, указал, что накануне

примерно в 16.20 в районе дома № 4 по улице Генерала Ермолова ше-
стеро избили его, а также нанесли телесные повреждения водителю
посла

 Донлади Эмору. Оба получили гематомы на лицах.

Медицинская помощь им была оказана врачом при посольстве Ганы

 РФ.

Вопросы к задаче.

 Какие обязательства возлагаются на государство

пребывания международным правом в части обеспечения безопас-
ности дипломатических агентов-иностранцев?

191


background image

Нормативные источники

Международное публичное право. Сборник документов: В 2 т. /

Сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшева и А. Г.Ходакова.

 1996.

Литература

 Ю.

 Фельдман Д. И.

 История международного права.

1990. 204 с.

Грабарь В. Э.

 Материалы к истории литературы международного

права России (1647-1917).

 1958.

Кожевников Ф. И.

 Русское государство и международное право.

1947.

Левин Д. Б

 История международного права.

 1962. 197 с.

Левин Д. Б.

 Наука международного права в России в конце XIX

и начале XX века.

 1982.

Стародубцев Г. С.

 Международно-правовая наука российской эми-

грации.

 2000. 293 с.

Тема 4. Субъекты международного права

(Для студентов, фамилии которых начинаются

с букв от

 до «У» включительно)

План:

1. Понятие и виды субъектов международного права.

2. Международная правосубъектность народов (наций), ведущих

борьбу за свою независимость.

3. Вопрос о международной правосубъектности физических и юри-

дических лиц.

Методические рекомендации

Необходимо привести и прокомментировать определение института

субъектов международного права, осветить признаваемые теорией

192


background image

международного права категории участников

 отноше-

нии, включая характеристику правового института каждого из них.

В работе должно быть показано, что понимается под термином

«субъекты международного права» и каковы основные признаки ак-

торов, включаемых в эту правовую категорию, в том числе их внеш-

няя обособленность, персонифицированность, автономность в ча-
сти выражения и реализации своей воли, способности участвовать

в принятии и практическом

 норм международного

права. Следует раскрыть существо общей отраслевой и специальной
международной правосубъектности.

Задача.

 21 декабря 2001 г. официальные власти Туркмении объявили

посла Узбекистана Абдурашита Кадырова персоной нон грата и потре-
бовали, чтобы он в 24 часа покинул страну. Причина, как утверждают

туркменские власти, — доказанная причастность посла к покушению

на президента

 Сапармурада Ниязова.

16 декабря 2002 г. посольство Узбекистана было подвергнуто обыску

туркменскими чекистами. В ответ на что узбекский МИД выступил
с заявлением, обвинив Туркмению в нарушении дипломатической

неприкосновенности здания посольства и непричастности посла

А. Кадырова в помощи участникам заговора.

Вопросы к задаче.

 Какие положения применимых международно-правовых актов

были нарушены властями Туркмении в связи с фактом производства
обыска в помещении посольства Узбекистана?

2. Какие процедурные формы используются для прекращения мис-

сии дипломатического агента в связи с совершением им неблаговидных

действий по отношению к государству пребывания?

3. Какие правовые последствия может иметь отказ дипломатиче-

ского агента подчиниться требованию властей страны пребывания
выехать из нее в связи с объявлением его неблагонадежным лицом?

Нормативные источники

Устав ООН

 Международного Суда ООН 1945 года;

Конвенция о привилегиях и

 ООН 1946 года;


background image

Венская конвенция о праве договоров между государствами и

международными организациями или между международными ор-
ганизациями 1986 года;

Венская конвенция о представительстве государств в их отноше-

ниях с международными организациями универсального характера

1975 года;

Конституция РФ 1993 года.

Литература

 М.

 Правопреемство освободившихся государств М., 1983.

Захарова

 В.

 Правопреемство государств.

 1973.

 Правопреемство государств.

 1957.

Курдюков Г. И.

 Государство в системе международно-правового ре-

гулирования. Казань, 1979.

 И. И.

 Конституции государств и международное право.

 1998.

Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории).

 1971.

 Л. А.

 Основные права и обязанности государств.

 1965.

Признание в современном международном праве / Отв. ред.

Д. И. Фельдман.

 1975.

Ушаков Н. А.

 Государство в системе международно-правового ре-

гулирования. Учебное пособие.

 1997.

Ушаков Н. А.

 Правопреемство государств. Учебное пособие. Уфа,

1996.

Тема 5. Правотворчество в международном праве

1. Понятие источников международного права

2. Международный договор, международный обычай и общие прин-

ципы права как основные источники международного права.

3. Вспомогательные источники международного права

194


background image

Методические рекомендации

В связи с наличием в международно-правовой науке различных

мнений по вопросу о составе источников международного права в
контрольной работе следует

 нормативного, а не

тринального подхода к рассмотрению этой проблемы, основываясь

на положениях позитивного права и реальном влиянии современной

практики регулирования отношений между субъектами этой право-
вой системы.

 должен показать четкое понимание механизмов,

посредством которых образуются международно-правовые нормы,
особенно в части, связанной с деятельностью международных меж-
государственных организаций, а также в связи с влиянием на процесс
нормообразования национальных правовых систем и деятельности
внутригосударственных судебных органов.

Задача.

 Формулировки ст. 38 Статуса Международного Суда ООН

позволяют относить к числу источников международного права, во-
первых, определенно признанные спорящими государствами общие

и специальные международные конвенции, во-вторых, международ-
ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в

качестве правовой нормы, в-третьих, общие принципы права, при-

знанные цивилизованными нациями, в-четвертых, в качестве вспо-
могательного средства для определения правовых норм — судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов

по публичному праву. Однако ряд теоретиков полагает, что в прак-

тике межгосударственного общения исторически сложились лишь
два основных источника международного права — международный
договор и международный обычай (см., например, учебник под ред.

Н. Т. Блатовой. М., 1987, с. 48). Сторонники данной позиции харак-

теризуют попытки рассматривать перечень ст. 38 Статута Между-

народного Суда ООН как нормативный (обязательный) в качестве
несостоятельных.

С другой стороны, в литературе все чаще говорится о возрастающем

значении резолюций

 в процессе фор-

мирования международных правовых норм (Лукашук И. И. Между-

народное право. Общая часть, с. 8) и что «правотворческие решения

организации являются специальным источником» международного