ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2263
Скачиваний: 1
права. Высказывается также утверждение, что «законодательство и су-
дебная практика многих государств могут
вспомогательным
средством для установления существования тех или иных обычных
норм международного права» (Международное право:
Под
ред. Г. И. Тункина. М., 1974, с. 71).
Какова Ваша позиция по проблеме основных и вспомогательных
источников? Попытайтесь ее аргументированно обосновать.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ НА 2007/2008 УЧЕБНЫЙ год
Тема 1. Основные принципы современного международного права
План:
Понятие и функции основных принципов международного права.
2. Исторический характер основных принципов международного
права и их источники.
3. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных
отношениях.
В контрольной работе должна быть дана характеристика важней-
ших составных частей понятия «основные принципы международного
права», которые придают этому юридическому институту качества
универсальности и основополагающего инструмента регулирования
международных отношений, безусловно обязательных к исполнению
правил поведения участников международного общения. Следует про-
анализировать важнейшие из международно-правовых актов, закре-
детализирующих и развивающих перечень юридических
норм данной категории, включая положения Устава СНГ.
В работе должно быть проведено и разъяснено различие между
основными и специальными принципами международного права.
Задача. 3 и 8 марта 1998 г. в столице Латвийской Республики г. Риге по
отношению к участникам митинга протеста — представителям
сячной группы русскоязычного населения, постоянно проживающего
этой стране, с санкции либо по прямому указанию местных властей
была осуществлена силовая акция — разгон, сопровождающаяся из-
биением манифестантов, в основном лиц пенсионного возраста
В связи с этим обе палаты Федерального Собрания Российской Фе-
дерации — Государственная Дума и Совет Федерации — опубликовали
заявления, в которых имевшие место инциденты характеризуются как
произвол, насилие, грубое нарушение прав человека, целенаправленное
ущемление прав российских соотечественников, откровенное прояв-
ление дискриминационной политики правящих кругов Латвии.
В постановлениях подчеркивается, что оба инцидента не могут быть
оправданы с точки зрения общепризнанных принципов международ-
ного права, что они свидетельствуют о нарушении законодательством
Латвийской Республики конкретных положений Всеобщей декларации
прав человека, а также применимых актов Совета Европы.
Вопросы к задаче.
Какая юридическая аргументация обвинительных
тезисов, содержащихся в упомянутых постановлениях Федерального
Собрания, может быть дана с учетом конкретных положений приме-
нимых многосторонних международно-правовых актов?
Нормативные источники
Устав ООН 1945 года;
Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН 1970 года;
Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во
внутренние дела государств 1982 года;
Декларация о предоставлении независимости колониальным стра-
нам и народам 1960 года;
Декларация об усилении принципа отказа от угрозы силой или ее
применения в международных отношениях 1987 года;
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе 1975 года;
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года «Определение
агрессии»;
197
Конвенция о мирном разрешении международных столкновений
года;
Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия нацио-
нальной политики 1928 года (Пакт Бриана-Келлога);
Решение Международного Суда ООН по делу о военной и полуво-
енной деятельности в и против Никарагуа (Никарагуа против
от 27 июня 1986 г.
V.
/СУ
1986. р.
Литература
А.
Некоторые вопросы теории международного права:
императивные нормы
Тбилиси, 1982.
Бараташвили Д. И.
Принцип суверенного равенства государств в
международном праве. М., 1978.
с.
Бобров Р. Л.
Мирное сосуществование и международное право.
1978.
И.
Нерушимость границ — новый принцип международ-
ного права. Ростов-на-Дону, 1987.
Захарова
В.
Выполнение обязательств, вытекающих из между-
народных договоров.
1987.
Р. А.
Принцип добросовестности в современном между-
народном праве.
1991.
В. А.
Права человека в международном и внутригосу-
дарственном праве.
1995.
Ковалев А. А.
Самоопределение и экономическая независимость
народов.
1988.
Левин Д. Б.
Принцип мирного разрешения международных споров.
1977.
В. А.
Принципы Хельсинки и международное право.
1980.
В. И.
Неприменение силы в международных отноше-
ниях.
1976.
Тиунов О. И.
Принцип соблюдения
обязательств.
1979.
198
Г. И.
Теория международного права. М., 2000.
Ушаков Н. А.
Невмешательство во внутренние дела государств.
Он же.
Правовое регулирование использования силы в
на-
родных отношениях.
1997.
Фельдман Д. И.
Система международного права. Казань. 1983.
К.
1998.
Тема 2. Соотношение международного
и внутригосударственного права
(Для студентов, фамилии которых начинаются
с букв от «Ж» до «К» включительно)
План:
1. Взаимосвязь международного и внутригосударственного права:
доктринальные позиции (дуализм и монизм) и позитивное право —
и международное.
2. Влияние внутригосударственного права на международное пу-
право.
3. Влияние международного публичного права на внутригосудар-
право.
В работе следует показать, что, несмотря на ряд существенных
различий между двумя правовыми системами — международной и
внутригосударственной, обе они весьма тесно связаны между собой,
взаимодействуют, оказывая одна на другую заметное и все возраста-
ющее влияние. Необходимо проиллюстрировать конкретными при-
мерами, как протекает процесс восприятия норм, сформировавшихся
в рамках одной из этих систем, другой из них — путем инкорпорации
и рецепции.
Студент должен высказать свою позицию в связи с длительно суще-
ствовавшей теорией трансформации положений международного права
в нормативный массив национальных правовых систем и разъяснить
сущность понятия имплементации первых в рамках последних.
Задача.
В доктрине высказывалось и обосновывалось мнение, со-
гласно которому нормы международного права могут влиться в состав
внутригосударственного лишь в порядке, который устанавливается
каждым государством в отдельности и совершенно самостоятельно
(процесс
Современный взгляд на эту проблему
состоит в том, что «никакого «превращения» одних норм в другие
не происходит и произойти не может» (Учебник под ред. К. А. Бе-
кяшева, с. 87).
С учетом изменений в позиции сторонников теории трансформации
в контрольной работе необходимо проанализировать высказывавшу-
юся ранее точку зрения о том, что «международные договоры СССР
не являются источниками международного права», а взаимодействие
норм международного права и права внутригосударственного могло
осуществляться лишь в соответствии с нормативными актами высших
органов законодательной и исполнительной власти СССР, определяв-
шими «порядок применения в нашей стране отдельных международ-
ных договоров» (Учебник под ред. Н. Т. Блатовой, с. 62).
Вопросы к задаче.
На базе положений каких национальных и между-
народных нормативных актов следует подходить к решению проблемы
соотношения международного и внутригосударственного права?
2. Нет ли противоречия между положением о примате международ-
ного права над внутригосударственным и принципом суверенитета
государства, его верховенства и независимости в международных от-
ношениях?
Нормативные источники
Международное публичное право. Сборник документов. Том М.,
1996. Глава
С. 1- 20.
Литература
В. Г.
Соотношение внутригосударственного и междуна-
родного права. Киев, 1981.
Г. В.
Взаимодействие внутригосударственного и между-
народного права. Свердловск, 1981.
200