Файл: pravovoe-regulirovanie-dogovora-mezhdunarodnogo-faktoringa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

Бизнес в законе 

2’2014 

 
 

140 

10.2. ПРАВОВОЕ 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА 

МЕЖДУНАРОДНОГО 

ФАКТОРИНГА 

Пузырёва  Евгения  Николаевна,  кандидат  юридических 
наук.  Преподаватель  кафедры  Международного  част-
ного права. 

Место  работы:  Московский  Государственный  Юриди-
ческий Университет имени О.Е. Кутафина 

evgeniya_puzyreva@mail.ru 

Аннотация:  Задача.  Статья  посвящена  рассмотрению 
правого  регулирования  договора  международного  факто-
ринга.  Причиной  написания  данной  статьи  послужило  ре-
шение  Правительства  РФ  о  присоединении  к  Конвенции 
УНИДРУА по  международным факторным  операциям  и  вне-
сение соответствующих предложений по изменению суще-
ствующего  отечественного  законодательства  в  данной 
сфере. При изучении указанного вопроса были использованы 
работы Лазаревой Т., Овсейко С., Приходько А. А., Феррари 
Ф. и др. 

Модель: В статье проанализированы положения Конвенции 
УНИДРУА по международным факторным операциям, выяв-
лены особенности применения данного документа. Изучены 
нормы  законодательства,  посвященные  отдельным  вопро-
сам,  связанным  с  данным  договором,  а  также  положения 
законопроектов о «О присоединении Российской Федерации 
к  Конвенции  УНИДРУА  по  международным  факторинговым 
операциям». 

Выводы: Сделан вывод о необходимости включения предло-
женных  в  проектах  норм  в  отечественное  законодатель-
ство  РФ,  что  позволит  в  значительной  степени  упро-
стить и увеличить объем факторинговых операций. 

Ключевые  слова:  факторинг,  договор  международного 
факторинга, международное частное право 

STATUTORY REGULATION OF 

THE INTERNATIONAL FACTORING 

AGREEMENT 

Puzyryova  Evgeniya  Nikolaevna,  faculty  member  of  the  Pri-
vate international law department  

Work place: Kutafin Moscow State Law University 

evgeniya_puzyreva@mail.ru 

Annotation:  Problem:  The  article  is  devoted  to  the  review  of  the 
statutory  regulation  of  the  international  factoring  agreement.  The 
preparation  of  this  research  was  caused  by  the  decision  of  the 
Russian Government to accede to the UNIDROIT Convention on 
International Factoring and the alteration of the existing domestic 
legislature on the matter. During the research works of Lazareva 
T.,  Ovseyko  C.,  Prihodko  A.A.,  Ferrari  F.  and  others  were  ana-
lyzed.  

Model: The article contains analysis of the UNIDROIT Convention 
on  International  Factoring,  specific  rules  of  its  application  are 
studied. The civil provisions dedicated to separate issues related 
to the agreement are examined. The article also contains analysis 
of  the  provisions  of  the  draft  on  the  acceding  of  the  UNIDROIT 
Convention on International Factoring.  

Conclusion: The author makes conclusion on the necessity of the 
inclusion  of  the  draft  norms  into  domestic  legislation  of  the  Rus-
sian Federation, which will expedite and increase extent of factor-
ing operations. 

Keywords:  factoring,  international  factoring  agreement,  pri-
vate international law 

В  последнее  десятилетие,  в  условиях  глобализации 

мировой  экономики  и  расширения  внешнеэкономиче-

ской  деятельности,  наблюдается  постоянное  увеличе-
ние  числа  международных  факторинговых  операций. 
Несмотря на длительную историю развития и многове-
ковую  практику  использования  договора  факторинга  в 
международной торговле в науке до сих пор не сложи-
лось  единого  подхода  к  регулированию  таких  отноше-
ний.  

Большинство  национальных  кодификаций  не  содер-

жат  специальных  положений  о  договоре  факторинга. 
Только  в  ряде  стран  (Англия,  Белоруссия,  Молдова, 
США)  можно  встретить  нормы,  прямо  посвященные 
данному договору

1

.  

В  других  странах  для  урегулирования  складываю-

щихся отношений по аналогии применяются нормы об 
уступке  требования

2

,  суброгации

3

  и  отдельных  видов 

договоров  (например,  купли-продажи  права  требова-
ния

4

).  

ГК  РФ  определяет  факторинг  как  договор  финанси-

рования  под  уступку  денежного  требования,  где  одна 
сторона  (финансовый  агент)  передает  или  обязуется 
передать другой стороне (клиенту) денежные средства 
в  счет  денежного  требования  клиента  (кредитора)  к 
третьему  лицу  (должнику),  вытекающего  из  предос-
тавления клиентом товаров, выполнения им работ или 
оказания  услуг  третьему  лицу,  а  клиент  уступает  или 
обязуется уступить финансовому агенту это денежное 
требование  (ст.  824  ГК  РФ)

5

.  При  этом  денежное  тре-

бование  к  должнику  может  быть  уступлено  также  в 
целях  обеспечения  исполнения  обязательств  клиента 
перед финансовым агентом.  

Международный факторинг, являясь одной из основ-

ных  форм  финансирования  международной  торговли, 
представляет  продажу  недокументированной,  то  есть 
не закрепленной в ценной бумаге, дебиторской задол-
женности  преимущественно  для  целей  финансирова-
ния.  В  практике  международной  торговли  договор  ме-
ждународного  факторинга  заключается  с  целью  фи-
нансирования  одной  организацией  экспорта  другого 
лица при условии передачи последним фактору права 
на 

получение 

денежных 

сумм 

от 

импортера-

должника.

6

  Факторинг  представляет  собой  предприни-

мательскую деятельность, связанную с оказанием фи-
нансовых  услуг  коммерческим  предприятиям,  зани-
мающимся  продажей  товаров,  выполнением  работ, 
оказанием услуг. 

Отсутствие  специальных  норм  о  факторинге  в  на-

циональном  законодательстве  многих  стран  и  разли-
чия  в  практике  применения  факторинговых  операций 
вызвали  необходимость  международно  −  правового 
регулирования  факторинга.  Результатом  явилась  под-
готовленная  УНИДРУА  Конвенция  по  международным 

                                                           

1

 Лазарева Т. Нетрадиционные формы кредитования внешне-

экономической деятельности // Право и экономика. 2001. № 2. С. 
54. 

2

 Овсейко С. Факторинг: сравнительный анализ российского, 

зарубежного и международного законодательства и практики // 
Внешнеторговое право. 2007. № 1. С. 15. 

3

 Там же. С. 16. 

4

 Glinavos I. An Introduction to International Factoring and Project 

Finance. University of Kent and Canterbury. 2002. Paper № 854. P. 7. 

5

 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ 

(с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 

6

 Приходько А.А. Договор международного факторинга в меж-

дународном частном праве. Диссертация на соиск. уч. степ. к. ю. 
н. М. 2005. С. 5. 


background image

 

 

Пузырёва Е. Н. 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА  

МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА 

 
 

141

 

факторным  операциям  (факторингу),  подписанная  в  г. 
Оттаве 28 мая 1988 г. (далее – Конвенция)

7

.  

Данная  Конвенция  выполнила  две  важнейшие  функ-

ции:  выработала,  с  учетом  имеющегося  опыта  нацио-
нального регулирования факторинговых операций, ряд 
унифицированных  норм,  а  также  урегулировала  мно-
гие  вопросы,  не  имевшие  решение  в  национальных 
правовых  системах.  В  частности,  применительно  к 
уступке  денежного  требования  в  рамках  факторинга 
были  уточнены  основные  понятия  «факторинговый 
контракт»,  «товар»,  «письменное  уведомление»  и  т.д. 
Конвенция  регулирует  отношения,  возникающие  при 
использовании  договоров  факторинга  и  уступки  права 
требования,  в  частности,  предусматривает  права  и 
обязанности  сторон  в  отношениях  по  договору  факто-
ринга,  решает  вопрос  о  последующей  уступке  денеж-
ного требования и т.д.  

Конвенция  применяется  для  регулирования  транс-

граничных  договоров  факторинга.  При  определении 
договора  факторинга,  Конвенция  исходит  из  теории  о 
его  трехстороннем  характере.  Что,  в  частности,  всту-
пает в противоречие с положениями российского зако-
нодательства, закрепляющими двусторонний характер 
складывающихся отношений.  

По  смыслу  Конвенции  под  «факторинговым  контрак-

том»  понимается  контракт,  заключенный  между  одной 
стороной  (поставщиком)  и  другой  стороной  (фирма по 
факторным операциям, именуемая в дальнейшем цес-
сионарий), в соответствии с которым: 

а)  поставщик  может  или  должен  уступить  цессиона-

рию  обязательственные  требования,  вытекающие  из 
контрактов  по  продаже  товаров,  заключаемых  между 
поставщиком  и  его  заказчиками  (дебиторами),  за  ис-
ключением  тех,  которые  относятся  к  товарам,  закуп-
ленным  в  основном  для  их  личного  пользования,  се-
мейного или домашнего; 

б) цессионарий должен взять на себя не менее двух 

следующих обязанностей: 

- финансирование  поставщика,  в  частности,  заем  или  дос-

рочный платеж; 

- ведение счетов по обязательственным требованиям; 
- предъявление к оплате дебиторских задолженностей; 
- защита  от  неплатежеспособности  дебиторов  (п.  1  ст.  1 

Конвенции). 

При  этом  критерием  определения  «трансгранично-

сти»  таких  соглашений  служит  местонахождение 
«коммерческих  предприятий»  участников  договора  (п. 
1  ст.  2  Конвенции).  Аналогичный  подход  нашел  свое 
закрепление  в  целом  ряде  международных  соглаше-
ний

8

Следует  также  указать  на  диспозитивность  Конвен-

ции.  Так,  согласно  положениям  ст.  3  стороны  вправе 
исключить применение этого документа. Вместе с тем, 
некоторые  авторы  отмечают,  что  по  сравнению  с 

                                                           

 

7

 Конвенция УНИДРУА по международным факторным опера-

циям (факторингу) (заключена в Оттаве 28.05.1988). С текстом 
Конвенции на руссом языке можно ознакомиться на сайте − < 
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=4
48334-6&02> (последнее посещение − 04 апреля 2014 г.). С тек-
стом Конвенции на английском языке можно ознакомиться на 
сайте − < 
http://www.jus.uio.no/lm/unidroit.factoring.convention.1988/portrait.pdf
> (последнее посещение – 04 апреля 2014 г.). 

8

 Например: Венская Конвенция о международной купле-

продаже товаров 1988 г. в ст. 1 при определении договора меж-
дународной купли-продажи; Оттавская Конвенция о международ-
ном лизинге 1988 г. в ст. 3 при определении сферы применения 
Конвенции и др. 

«полной  диспозитивностью»  предусмотренной,  напри-
мер, в Венской Конвенции о договорах международной 
купли-продажи  товаров  1980  г.,  стороны  сильно  огра-
ничены  в  применении  Конвенции  УНИДРУА

9

.  Ведь 

если  применение  Конвенции  исключается,  это  исклю-
чение может касаться только всего документа (п. 2 ст. 
3 Конвенции).  

В целом, следует отметить позитивное влияние Кон-

венции  на  развитие  регулирования  в  данной  области. 
Тот факт, что документ вступил в силу

10

, уже означает, 

что  Конвенция  получила  признание  со  стороны  от-
дельных государств.  

В  гражданском  законодательстве  Российской  Феде-

рации  специальные  нормы  о  договоре  факторинга  от-
сутствуют, а для регулирования соответствующих пра-
воотношений  используются  общие  нормы  обязатель-
ственного  права,  в  частности,  положения  главы  43 
«Финансирование под уступку денежного  требования» 
Гражданского кодекса Российской Федерации, которые 
не  отражают  все  особенности  отношений,  возникаю-
щих при использовании договоров факторинга. 

Конструкция  договора,  отраженная  в  ГК  РФ,

  была

 

разработана  с  учетом  международного  опыта  осуще-
ствления подобных финансовых операций и не проти-
воречит ему. Тем не менее, сложилось общее мнение, 
что  многие  вопросы,  касающиеся  правоотношений 
участников  договора  финансирования,  в  российском 
законодательстве  урегулированы  недостаточно,  что 
создает препятствия для распространения сделок фи-
нансирования в России

11

Все эти причины, а также необходимость приведения 

в  соответствие  законодательства  Российской  Федера-
ции с международными стандартами в области факто-
ринга  стали  основанием  для  принятия  Правительст-
вом РФ решения о присоединении к Конвенции УНИД-
РУА.  Соответствующий  законопроект

12

  был  передан 

на рассмотрение в Государственную Думу РФ 10 фев-
раля 2014 г. 

В пояснительной записке «По проекту Федерального 

закона  «О  присоединении  Российской  Федерации  к 
Конвенции  УНИДРУА  по  международным  факторинго-

                                                           

9

 Ferrari F. General Principles and International Uniform Commer-

cial Law Conventions: A study of the 1980 Viena Sales Convention 
and the 1988 UNIDROIT Conventions on International Factoring and 
Leasing // Pace International Law Review. 1998. Issue 1. Article 6. P. 
177. 

10

 Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г. Конвенцию подпи-

сали следующие государства: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, 
Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, 
Бельгия, США, Словакия, Германия, Великобритания, Панама; 
ратифицировали: Франция, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, 
Нигерия. Согласно статье 13 Конвенции Конвенция открыта для 
присоединения всех государств, которые ее не подписали. К Кон-
венции присоединилась Украина. Более подробную информацию 
можно узнать на сайте − 
<http://www.paclii.org/pits/en/status_pages/1988-21.html>.  

11

 См. например

:

 Алексанова Ю. А.

 

Российское законодатель-

ство о финансировании под уступку денежного требования и 
нормы международного права, регулирующие подобные опера-
ции // Международное публичное и частное право. 2003. № 4. С. 
20.; Рудых С. Н. Институт факторинга в гражданском законода-
тельстве России и зарубежных стран: История и современность // 
История Государства и права. 2007. № 16. С. 11. и др. 

12

 Законопроект № 448334-6 «О присоединении Российской Фе-

дерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинго-
вым операциям». С текстом законопроекта можно ознакомиться 
на сайте − < 
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=4
48334-6&02> (последнее посещение – 04 апреля 2014 г.). 


background image

 

 

Бизнес в законе 

2’2014 

 
 

142 

вым  операциям»

13

  указывается  целесообразность 

присоединения,  а  также  отмечается,  что  факторинг 
позволяет  гибко  и  оперативно  решить  главную  про-
блему  быстро  развивающихся  малых  и  средних  ком-
паний  −  проблему  дефицита  оборотных  средств  без 
увеличения  кредиторской  задолженности  компаний. 
При  международных  факторинговых  сделках  постав-
щик снимает с себя валютные риски. Он получает зна-
чительную  часть  от  стоимости  поставки  сразу  же  по-
сле  отгрузки  и  таким  образом  защищает  себя  от  воз-
можных  последующих  колебаний  валютного  курса. 
Кроме  того,  расширение  участия  российских  банков  в 
предэкспортном  финансировании  резидентов  −  экс-
портеров  создаст  реальные  условия  для  повышения 
конкурентоспособности  российских  банков  на  рынке 
банковских услуг

14

Отдельное  внимание  при  присоединении  к  Конвен-

ции  следует  также  уделить  изменениям,  которым  бу-
дут  подвергнуты  отдельные  законодательные  акты 
РФ,  в  той  или  иной  мере  затрагивающие  регулирова-
ние  факторинговых  операций.  В  частности  изменения 
должны коснуться валютного законодательства.  

Следует отметить, что в настоящее время услуги по 

международному  факторингу  российским  потребите-
лям российскими факторинговыми компаниями факти-
чески  не  предоставляются  в  связи  с  ограничениями, 
предусмотренными  в  ст.  9  Федерального  закона  «О 
валютном  регулировании  и  валютном  контроле»

15

Так,  валютные  операции  между  резидентами  запре-
щены,  за  исключением  определенных  Федеральным 
законом операций. При этом к разрешенным операци-
ям  не отнесены  валютные  операции  между  факторин-
говыми  компаниями  и  их  клиентами  резидентами-
экспортерами.  

В  то  же  время  в  лучших  условиях  оказываются  ино-

странные  банки  и  финансовые  компании,  так  как  при 
заключении с ними договора факторинга выручка фак-
тически  будет  поступать  от  нерезидента,  что  соответ-
ствует  требованиям  валютного  законодательства  Рос-
сийской Федерации.  

Таким образом, участие российских уполномоченных 

банков  и  факторинговых  компаний  в  предоставлении 
российским предприятиям финансирования по догово-
ру  факторинга  является  невозможным,  что  ущемляет 
их права и создает неоправданные конкурентные пре-
имущества  иностранным  банкам  и  финансовым  ком-
паниям.  Внесение  соответствующих  изменений  спо-
собствовало  бы  развитию  операций  по  финансирова-
нию  российского  экспорта  и  поставило  бы  российские 
уполномоченные  банки  и  факторинговые  компании  в 
равные условия с иностранными. 

Помимо  этого,  в  Государственную  Думу  был  также 

внесен  законопроект  «О  внесении  изменений  в  Граж-
данский  кодекс  Российской  Федерации  и  отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации  в  части 

                                                           

13

Пояснительная записка по проекту федерального закона «О 

присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по 
международным факторинговым операциям». С текстом законо-
проекта можно ознакомиться на сайте − < 
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?Open 
Agent&RN=448334-6&02> (последнее посещение – 04 апреля 
2014 г.). 

14

 Там же. 

15

 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 

12.03.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле» // 
СЗ РФ 2003. № 50. ст. 4859. 

осуществления  факторинговых  операций»

16

,  который 

наряду  с  вышеуказанными  изменениями,  содержит 
также  предложения  по  модернизации  гражданского 
законодательства  в  данной  сфере.  В  частности  пред-
лагается  дополнить  главу  43  части  второй  ГК  РФ 
статьей  833.1  «Факторинг».  В  статье  дается  понятие 
договора Факторинга, определяется порядок финанси-
рования  таких  отношений,  уведомления  о  передаче 
денежного  требования,  права  и  обязанности  участни-
ков по договору и т.д.  

Подводя  итог  вышеизложенному,  отметим  необхо-

димость включения в отечественное законодательство 
норм  посвящённых  регулированию  международного 
факторинга.  На  сегодняшний  день  данный  вид  сделок 
является  одной  из  основных  форм  финансирования 
внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Воз-
никающие споры, ввиду отсутствия специальных норм, 
разрешаются  судами  при  помощи  аналогии,  что  не 
всегда  приводит  к  справедливому  решению  по  делу. 
Наличие  соответствующего  законодательства  могло 
бы  в  значительной  степени  упростить  и  увеличить 
объем факторинговых операций.  

 

Список литературы: 

1.  Алексанова  Ю.  А.  Российское  законодательство  о  фи-
нансировании  под  уступку  денежного  требования  и  нормы 
международного  права,  регулирующие  подобные  операции 
// Международное публичное и частное право. 2003. № 4. С. 
8-22. 
2.  Глинавос  И.  Введение  в  сферу  международных  факто-
ринговых  операций  и  проектного  финансирования.  Универ-
ситет Кета и Кетенбери. 2002. Работа № 854. − 33 С. 
3.  Лазарева  Т.  Нетрадиционные  формы  кредитования 
внешнеэкономической  деятельности  //  Право  и  экономика. 
2001. № 2. С. 54 − 57. 
4. Овсейко С. Факторинг: сравнительный анализ российско-
го,  зарубежного  и  международного  законодательства  и 
практики // Внешнеторговое право. 2007. № 1. С. 11 – 22. 
5.  Приходько  А.А.  Договор  международного  факторинга  в 
международном  частном  праве.  Диссертация  на  соиск.  уч. 
степ. к. ю. н. М. 2005. − 234 C. 
6. Рудых С. Н. Институт факторинга в гражданском законо-
дательстве  России  и  зарубежных  стран:  История  и  совре-
менность // История Государства и права. 2007. № 16. С. 10 
− 11.  
7.  Феррари  Ф.  Общие  принципы  и  Международные  Едино-
образные  торговые  Конвенции: Исследование  Конвенции  о 
международной купле-продаже товаров 1980 г. и Конвенций 
УНИДРУА  о  международном  факторинге  и  международном 
лизинге 1988 г. // Пейс Итернешнл Ло Ревью. 1998. Выпуск 
1. Статья 6. С. 127- 185.  
 

Reference list: 

1.  Alexanova  Y.  A.  Russian  Legislation  on  Financing  under 
money cession and international law norms related to these op-
erations // International public and private law. 2003. № 4. P. 8-
22. 
2.  Glinavos  I.  An  Introduction  to  International  Factoring  and 
Project  Finance.  University  of  Kent  and  Canterbury.  2002.  Pa-
per № 854. P. 7. 
3.  Lazareva  T.  Unconventional  forms  of  international  business 
financing // Law and Economics. 2001. № 2. P. 54 − 57. 

                                                           

16

 Проект федерального закона «О внесении изменений в Гра-

жданский кодекс Российской Федерации и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации в части осуществления 
международных факторинговых операций». С текстом проекта 
можно ознакомиться на сайте − < 
http://regulation.gov.ru/project/6531.html?point=view_project&stage=3
&stage_id=6426 > (последнее посещение – 04 апреля 2014 г.).  


background image

 

 

Пузырёва Е. Н. 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА  

МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА 

 
 

143

 

4.  Ovseyko  S.  Factoring:  comparative  analysis  of  the  Russian, 
Foreign  and  international  legislature  and  practice  //  Foreign 
trade Law. 2007. № 1. P. 11 – 22. 
5.  Prihodko  A.A.  International  factoring  Agreement  in  Private 
international Law. Ph.D. thesis in Law. M. 2005. – 234 P. 
6. Rudih S. N. Factoring in the Russian and foreign civil legisla-
ture: History and Modern age // The history of Government and 
Law. 2007. № 16. P. 10 − 11. 
7.  Ferrari  F.  General  Principles  and  International  Uniform 
Commercial Law Conventions: A study of the 1980 Viena Sales 
Convention  and  the  1988  UNIDROIT  Conventions  on  Interna-
tional Factoring and Leasing // Pace International Law Review. 
1998. Issue 1. Article 6. P. 127- 185. 
 

РЕЦЕНЗИЯ 

на статью Пузырёвой Евгении Николаевны «Правовое ре-

гулирование договора международного факторинга» 

На современном этапе перед российской экономикой остро 

стоит  проблема  выхода  на  международные  рынки.  Активно 
развивается  внешняя  торговля.  В  данной  ситуации  необхо-
димы  финансовые  инструменты,  способные  в  полной  мере 
удовлетворять  финансовые  и  управленческие  потребности 
участников  внешнеэкономической  деятельности,  и,  адапти-
рованные  к  практике  зарубежных  стран  торговых  партнеров 
России. В настоящее время одним из подобных инструментов 
является факторинг. 

Факторинг  в  мире  стал  общепризнанным  финансовым  ин-

струментом  для  среднего  и  малого  бизнеса,  который  имеет 
огромную  поддержку  со  стороны  государств  и  центральных 
банков  по  всему  миру.  Все  большее  количество  экспортеров 
в  мире  начинают  осознавать,  что  международный  факторинг 
может помочь им стать более конкурентоспособными. 

В  статье  изучено  отечественное  и  зарубежное  законода-

тельство  о  факторинге,  а  также  положения  основных  между-
народных документов, принятых в данной сфере. Произведён 
анализ  данного  явления  и  исследованы  основные  подходы  к 
определению правовой природы факторинга. Изучив положе-
ния  отечественного  и  зарубежного  права,  автор  приходит  к 
выводу о необходимости выработки и закрепления в отечест-
венном  законодательстве  специальных  норм,  которые  могли 
бы регулировать соответствующие отношения. В частности, в 
работе  подробно  анализируется  переданный  на  рассмотре-
ние в Государственную Думу проект федерального закона «О 
присоединении  Российской  Федерации  к  Конвенции  УНИД-
РУА по международным факторинговым операциям», а также 
проект федерального закона «О внесении изменений в Граж-
данский  кодекс  Российской  Федерации  и  отдельные  законо-
дательные  акты  Российской  Федерации  в  части  осуществле-
ния факторинговых операций». 

Исследовав  современное  состояние  правовой  системы,  Е. 

Н.  Пузырева  делает  вывод  о  необходимости  дальнейшего 
совершенствования  законодательства  о  международном 
факторинге.  Свою  позицию  автор  подкрепляет  положениями 
иностранных  нормативноправовых  источников,  а  также  при-
мерами из судебной практики. 

Научная  статья  Е.Н.  Пузырёвой  «Правовое  регулирование 

договора  международного  факторинга»  соответствует  всем 
требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная 
статья может быть рекомендована к публикации. 

 
Заведующий кафедрой 
Международного частного права, 
Доктор юридических наук, 
профессор 

Дмитриева Галина Кирилловна