Файл: okaz_prav_pomoschi_v_ramkakh_SNG.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.

Положения в области оказания правовой по­мощи установлены специальным многосторонним соглашением в этой сфере стран СНГ—Минской конвенцией 1993 г. В изъятие из общепринятого порядка сношения между органами юстиции по дипломатическим каналам или через посредство центральных органов юстиции в силу Протокола к Минской конвенции 1993 г. стран СНГ, подписанного 28 марта 1997 г., допускается возмож­ность сношения через территориальные и другие органы (ст. 5), что, безусловно, значительно упрощает процедуры оказания правовой помощи и осуществления конкретных юридических актов.

Согласно положениям Минской конвенции правовая помощь оказывается в следующем объеме: выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, составление и пересылка документов, пересылка и выдача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос сторон, свидетелей, экспертов и т. п. в целях обеспечения признания и исполнения судебных решений по гражданским де, лам и т. п., исполнительных надписей, а также вручения документов.

Общим правилом, является положение о том, что порядок и форма совершения процессуального действия по запросу суда или иного органа иностранного государства определяются законом государства, на территории которого совершается процессуальное дейст­вие. Вместе с тем могут быть допущены и исключения, в силу которых, если это не противоречит публичному порядку страны, исполняющей иностранное судебное поручение, будут соблюдать­ся требования к форме согласно законодательству запрашивающе­го государства. Так, согласно ст. 8 Минской конвенции «по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить про­цессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Сторо­ны». Необходимо учитывать, что п. 5 Киевского соглашения стран СНГ предусмотрен особый порядок выполнения судебных пору­чений в рамках разрешения хозяйственных споров, направляемых в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, в силу которого судебные поручения посылаются в названные страны почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.

В ряде случаев договоры предусматривают предоставление по запросу помощи в установлении места работы и размера доходов ответчика, если в суде одной из сторон предъявлен иск о взыска­нии алиментов с лица, находящегося на территории другого дого­варивающегося государства (ст. 14 Российско-польского договора 1996 г.). Договаривающиеся государства принимают на себя обя­зательства по взаимному удовлетворению просьб по пересылке друг другу в дипломатическом порядке без перевода на язык другой стороны и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и иные документы, которые касаются личных прав и инте­ресов граждан другой договаривающейся стороны. Отказ в оказа­нии правовой помощи может иметь место только в случае, если это наносит ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам запрашиваемой стороны.


Важным аспектом предоставления государствами правовой помощи друг другу выступает признание документов, выданных ор­ганами одной страны, на территории другой. Весьма распростра­ненным ныне конвенционным принципом в этом отношении яв­ляется положение о том, что в подобных случаях для признания так называемого экстерриториального действия национальных до­кументов одного государства в пределах юрисдикции другого не требуется их официальной легализации: будучи снабженными го­сударственными "печатями и надлежащими подписями должност­ных лиц, такие документы должны приниматься на территории другой страны - участницы договора без дополнительных требова­ний по их удостоверению или легализации. В свете этого к доку­ментам, происходящим из стран, с которыми Россия заключила договоры о правовой помощи, предусматривающим освобождение от легализации, не может быть предъявлено требование об апо-стиле (проставлении особого штампа на самом документе или от­дельном листе, скрепляемом с ним), установленном Гаагской кон­венцией, отменяющей требование легализации иностранных офи­циальных документов, от 5 октября 1961 г.

Для эффективного и правильного обращения к нормам меж­дународных соглашений в области оказания правовой помощи в РФ разработан и действует ряд нормативных актов, принятых в целях облегчения задач компетентных органов по правоприменению (судов, органов нотариата, ЗАГСа и т. п.). В их числе следует прежде всего назвать Закон «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполне­нии в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г., постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де­лам» от 21 июня 1988 г., постановление Пленума Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. №8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса». Последний из перечисленных документов обращает на себя внимание тем, в частности, что, говоря об исполнении судебных поручений иностранных судов, он предусматривает возможность направления судебного поручения в порядке и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора о правовой помощи (п. 19).