Файл: obychai_i_obyknov_mezhd_torgovli_printsipy_UNIDRU.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31. Обычаи и обыкновения международной торговли. Принципы УНИДРУА: значение, общая характеристика.

Обычаи международной торговли

Одной из особенностей регулирования отношений в сфере международной торговли является широко распространение обычаев международной торговли, под которым понимаются единообразные устойчивые правила, сложившие в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Исходя из строго формальной юридической терминологии данное определение относится не к обычаям, а к обыкновениям, так как под обычаем в юридической науке понимается тоже единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но обладающее обязательной юридической силой.

Различие между двумя понятиями в юридической природе: обычай — это юридическая норма, а обыкновение —неюридическая норма.

Однако в мировой торговой практике термин обычаи международной торговли» используют для обозначения сложившихся в практике устойчивых правил, не являющихся юридическими нормами. Когда же нужно подчеркнуть, что при­меняемое правило является юридически обязательным, говорят о «правовом обычае».

Термин «обычаи международной торговли» — обобщающий. Он охватывает все применяемые в международной торговле правила неюридического характера. Но они не однозначны. В зависимо­сти от их значимости, уровня применения выделяют три группы подобных правил.

Первая группа: правила общего характера, наиболее значимые; правила, которые могут применяться к любым видам внешнеэкономических сделок. Их, собственно, и называют обы­чаем.

Вторая группа: правила, применяемые в отдельных областях международного делового сотрудничества, в торговом обмене оп­ределенными группами товаров. Их часто называют обыкнове­ниями. Например, существуют комплексы обычных правил, при­меняемых в торговле зерном, кофе и прочим или в строительстве промышленных объектов. В свою очередь, и обычаи, и обыкнове­ния могут быть универсальными, т. е. применяться в любой части света, региональными — применяться в конкретном регионе (на­пример, в период существования СССР и других социалистиче­ских стран сложились комплексы обычных правил, применяемых в отношениях с партнерами из этих стран), или локальными (например, обычаи одного морского порта).

Третья группа: заведенный порядок. Это обычные правила, сложившиеся между конкретными партнерами в определенной сфере международного предпринимательства.

Главная трудность в применении торговых обычаев заключается в том что они неписаные. Чтобы их применять, они должны быть из­вестны предпринимателям - участникам международного делового оборота. Но одни и те же правила воспринимаются участниками неодинаково в разных регионах и странах. Разная интерпретация одинаковых по наименованию правил приводит к недоразумени­ям и спорам между участниками торговой операции. Для предотвращения подобных проблем в мировом сообществе получила распространение неофициальная кодификация или унифика­ция обычаев международного делового оборота. Она представляет со­бой деятельность по изучению, обобщению обычных правил и публикации их в документированном виде, что способствует их единообразному восприятию и применению. Такой деятельностью занимаются многие организации: международные — как правитель­ственные, так и неправительственные — и национальные организа­ции предпринимателей в разных странах.


Издаваемые ими документы имеют разные названия (унифициро­ванные правила, общие условия, руководства, типовые контракты или проформы и пр.), характеризуются разной степенью обобщения (одни имеют четко выраженный нормативный характер и представ­ляют собой комплексы правил поведения сторон, другие формули­руются в виде руководящих указаний) и разной степенью применимо­сти (одни формулируют правила общего характера, применяемые во всей сфере или в значительной сфере международного делового со­трудничества; другие — правила, применяемые в торговле отдельны­ми видами товаров или в отдельных сферах делового сотрудничест­ва; третьи — правила, применяемые в отношениях конкретных парт­неров, составляющие их заведенный порядок). Но все документы характеризуются одним общим принципиальным качеством: они не об­ладают юридической силой и применяются только в силу прямо выра­женной воли сторон конкретной внешнеэкономической сделки.

УНИДРУА

Комиссия ООН по праву ме­ждународной торговли и Международный институт по унификации частного права занимаются главным образом унификацией правовых норм. Но одновременно в них проводится работа и по унификации торговых обычаев. В 1976 г. был одобрен Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, а в 1980 г. – Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ. Получили большую из­вестность подготовленные УНИДРУА и опубликованные в 1994 г. Принципы международных коммерческих контрактов.

Из национальных организаций часто отмечается деятельность Ассоциации по торговле зерном и кормами (Лондон), в которой участвуют фирмы из многих стран. Разработанные ею более 70 типовых контрактов отражают особенности торговли в зависи­мости от вида товара, места его происхождения, места назначе­ния и т. д. и применяются в торговле повсеместно.

Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА).

Документ состоит из преамбулы, семи глав, разделенных на разделы и статьи, и комментариев к ним. Согласно преамбуле Принципы устанавливают «общие нормы для международных коммерческих контрактов». В официальном комментарии отмеча­ются два подхода (критерия), которые были использованы при включении тех или иных положений в кодификационный акт: во-первых, он содержит принципы, которые являются общими для всех (или в значительной степени) правовых систем, иначе говоря, являются общими принципами права; во-вторых, в него вошли принципы, которые наиболее приспособлены или лучше всего отвечают особым потребностям международных коммерче­ских сделок. Вместе с тем Принципы представляют собой набор достаточно гибких правил, учитывающих все разнообразие между­народной торговой практики, что делает возможным их широкое применение в разнообразных ситуациях.

Принципы предназначены для участников международной торговли с целью использования их в договорной практике. Они не являются международным договором, поэтому не обращены к государствам и не предполагают какого-либо одобрения с их стороны, не обладают юридической силой и не обязательны для сторон внешнеэкономических сделок.


Не обладая обязательной юридической силой, Принципы широко применяются на практике.

Можно выделить несколько аспектов применения Принципов:

1) для регулирования отношений сторон по внешнеэкономиче­ской сделке, когда стороны на них сослались;

2) в качестве дока­зательства всеобщей практики, когда невозможно установить при­менимое право или когда избранное право не содержит ответа на искомый вопрос;

3) для толкования и восполнения положений международных унификационных актов в области международной торговли;

4) использование в процессе развития национального права или в процессе международной унификации.

В главе первой «Общие положения» закреплены принципы международных коммерческих договоров, большая часть которых являются общими принципами права: принцип свободы договора (свобода вступать в договор, устанавливать его содержание, одна­ко свобода формы договора не является общепризнанной), прин­цип обязательности договоров, добросовестности.

Вопросы заключения договора являются основополагающими для договорных обязательств. Принципы уделили им значитель­ное место (22 статьи во главе второй «Заключение договора»). Наряду с традиционными вопросами, связанными с офертой и акцептом, сформулированы принципиальные положения по ряду специфических условий Международных коммерческих дого­воров, достижение согласия по которым влияет на их заключе­ние Принципы содержат основополагающие правила о действи­тельности договоров, их содержании и толковании.

Обязательства могут быть прямыми и подразумеваемыми. Последние вытекают из характера и цели договора, практики, которую стороны уста­новили в своих взаимоотношениях, добросовестности и честной деловой практики и из разумности (ст. 5.1—5.2). Принципы уста­навливают общие правила для определения качества исполнения, цены, прекращения договора, заключенного на определенный срок, если эти вопросы не решены в договоре (кстати, эти пра­вила совпадают с соответствующими нормами Венской конвен­ции 1980 г.).

Значительное внимание уделено принципам исполнения и по­следствий неисполнения договоров. На практике достаточно сложно решаются вопросы штрафных санкций, возмещения убытков, взы­скания процентов с неуплаченной суммы. В Принципах даются особенно подробные правила их решения. Остальные статьи содержат правила, уста­навливающие порядок исчисления убытков как реальных, так и упущенной выгоды.