Файл: РП Международное право для бакалавриата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2827

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61 

 

3. 

Виды  вооруженных  конфликтов,  их  характеристика.  Правовые 

последствия начала войны. 

4. 

Участники вооруженных конфликтов, их правовой статус. 

5. 

Методы  и  средства  ведения  войны:  международно-правовая 

регламентация. 

6. 

Международно-правовая  защита  гражданского  населения.  Особая 

защита женщин и детей. 

7. 

Международно-правовая защита гражданских объектов. Особая защита 

культурных ценностей. 

8. 

Деятельность  Международного  Комитета  Красного  Креста  по  защите 

жертв вооруженных конфликтов. 

9. 

Окончание войны и его правовые последствия. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. 

Подготовить  конспект  по  основным  понятиям  МГП  (вооруженный 

конфликт,  военная  оккупация,  военная  необходимость,  военный  объект, 

гражданский объект и др.). 

4.  Подготовить  перечень  запрещенных  средств  ведения  войны  (оружия) 

со ссылками на соответствующие международно-правовые акты. 

5. 

Подготовить  сравнительную  таблицу  различий  в  правовом 

регулировании  международных  вооруженных  конфликтов  и  вооруженных 

конфликтов  немеждународного  характера  (последние  –  отдельно  по  ст.  3 

Женевских конвенций и Дополнительному протоколу №2). 

6.  Укажите  основные  различия  в  правовом  положении  комбатантов  и 

некомбатантов. 

7. 

Подготовить  перечень  действий,  которые  квалифицируются  как 

«военные преступления» в соответствии с Римским статутом Международного 

уголовного суда. 

8

.  Ознакомьтесь  с  практикой  Международного  уголовного  суда,  какие 

дела,  связанные  с  нарушением  международного  гуманитарного  права, 

рассматривались в Международном уголовном суде? 

9

.  Дайте  в  письменной  форме  характеристику  деятельности  МККК  в 

условиях  вооруженных  конфликтов  и  в  мирное  время  (можно  составить 

таблицу). 

Дополнительно: 

подготовить  задания,  указанные  в  п.  5.3.  настоящей 

программы к теме 19. 

 

Занятие 22. Тема 20. Международное экологическое право 

– 

2 часа 

План: 
1. 

Понятие и принципы международного экологического права. 


background image

62 

 

2. 

Роль  международных  организации  в  решении  проблем  охраны 

окружающей среды. 

3. 

Международно-правовая охрана Мирового океана. 

4. 

Международно-правовая охрана биоразнообразия. 

5. 

Международно-правовая  охрана  атмосферного  воздуха,  защита 

озонового слоя и борьба с изменением климата. 

6. Международно-правовое регулирование предотвращения и возмещения 

трансграничного ущерба окружающей среде. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Подготовить  определение  объектов  окружающей  среды  на  основе 

международных договоров. 

5. 

С  какими  отраслями  МЭП  взаимодействует  наиболее  тесно  и  в  чем 

проявляется такое взаимодействие? 

6. 

Проанализируйте 

соотношение 

принципа 

суверенитета 

над 

природными  ресурсами  и  непричинения  вреда  за  пределами  национальной 

юрисдикции. Подготовьте письменный ответ с указанием норм международных 

договоров и резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. 

7.  Проанализируйте  взаимодействие  принципов  «загрязнитель  платит», 

принципа предосторожного подхода, принципа ответственности за загрязнение 

окружающей среды. 

8.  Какие  экологические  аспекты  имеет  концепция  общего  наследия 

человечества? 

9. Что такое разделяемые ресурсы? 
10. 

Проведите  сравнительный  анализ  принципов,  изложенных  в 

Стокгольмской  декларации  по  окружающей  человека  среде,  1972  г.  и 

принципов Декларации по окружающей среде и развитию, 1992 г. 

Дополнительно: 

подготовить  задания,  указанные  в  п.  5.3.  настоящей 

программы к теме 20. 

 

Занятие 23. Тема 21. Международное процессуальное право 

– 

2 часа 

План: 

1.  Международное  процессуальное  право:  понятие,  становление, 

развитие. 

2. Процессуальные нормы в международных договорах. 
3. 

Третейской (арбитражное) разбирательство: понятие, история развития. 

Постоянная палата третейского суда в Гааге: создание, состав, деятельность. 

4. 

Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, 

юрисдикция.  Разрешение  межгосударственных  споров  и  консультативные 


background image

63 

 

заключения  Суда.  Случаи  обязательной  юрисдикции  Международного  суда 

ООН.  Примеры  решений  и  консультативных  заключений  Суда.  Статут 

Международного суда ООН 1945 г. 

5. 

Международный  трибунал  по  морскому  праву:  создание,  состав, 

полномочия, деятельность. 

6. 

Процедура  разрешения  споров  в  ООН.  Роль  Генеральной  Ассамблеи, 

Совета  Безопасности,  Международного  суда,  Генерального  секретаря  в 

разрешении споров. 

7. 

Разрешение  споров  в  рамках  ОБСЕ.  Суд  ОБСЕ  по  примирению  и 

арбитражу: полномочия, процедура, правовая основа. 

8. 

Разрешение  межгосударственных  споров  Европейским  Судом  по 

правам человека. 

9. 

Разрешение межгосударственных экономических споров. Механизмы и 

институты  разрешения  споров  в  рамках  Всемирной  торговой  организации. 

Экономический суд СНГ. 

10. Международные трибуналы по бывшей Югославии, Руанде. 

11.  Международный  уголовный  суд:  создание,  структура,  компетенция, 

деятельность. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 

Вариант проведения семинарского занятия №22 – деловая игра. 

Условия и фабулу деловой игры см. в п. 5.3. настоящей программы к теме 

21. 

 

3.3

.2. Практические занятия для очно-заочной формы обучения 

 

Занятие  1.

 

Тема  1.  Понятие,  предмет,  система  и  источники 

международного права

 

– 

1 час

Тема 2. Взаимодействие международного и 

внутригосударственного права

 

– 

1 час

 

План: 
1. 

Понятие международного права. 

2. 

Предмет  и  особенности  международного  права.  Международное  и 

международное частное право. 

3. 

Система международного права: отрасли и институты. 

4. 

Источники  международного  права:  международный  договор, 

международный 

обычай, 

решения 

международных 

организаций, 

вспомогательные  средства  для  определения  правовых  норм.  Кодификация  в 

международном праве. 


background image

64 

 

5. 

Международное и внутригосударственное право: основные концепции 

соотношения и взаимодействия, монистическая и дуалистическая теории. 

6. 

Конституция  РФ  о  международном  праве.  Место  международного 

договора в правовой системе РФ. 

7

.  Применение  судами  общей  юрисдикции  и  арбитражными  судами  РФ 

международных договоров РФ. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2. 

Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Привести  конкретные  примеры  отношений,  выходящих  за  пределы 

компетенции одного государства. 

5. 

Изучить  особенности  международного  права  по  сравнению  с  правом 

внутригосударственным  (по  предмету,  по  субъектам,  по  порядку 

нормообразования, по источникам, по порядку осуществления принуждения и 

др.). 

6. 

Составить  сравнительную  таблицу  международного  договора  и 

международного обычая. 

7. 

Какой  подход  (монистический  или  дуалистический),  по  мнению 

студента, отражен в части 4 статьи 15 Конституции РФ? Почему? 

8. 

Построить  иерархию  источников  российского  по  права  по  их 

юридической  силе.  Определить  место  международного  договора  РФ  в  этой 

системе.  Определить  правила  разрешения  коллизий  между  международных 

договоров  РФ  (с  учетом  их  видов)  с  различными  источниками  российского 

права. 

9. 

Повторить  содержание  и  иметь  на  семинаре

 

следующие  акты  (см.  п. 

7.2.2. программы, тема 2): 

Конституция России 1993 г. 

Федеральный закон «О международных договорах РФ» 1995 г. 

Постановление  Пленума  Верховного  Суда  РФ  «О  применении  судами 

общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права 

и международных договоров Российской Федерации» №5 от 10.10.2003 г. № 5 

Постановление  Пленума  Верховного  Суда  РФ  от  27.06.2013  №  21  "О 

применении  судами  общей  юрисдикции  Конвенции о  защите прав  человека и 

основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней". 

Постановление  Большой  Палаты  ЕСПЧ  от  22.03.2012  по  делу 

«Константин Маркин против России», № 30078/06. 

Постановление  Конституционного  Суда  РФ  от  06.12.2013  N  27-П  "По 

делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части 

четвертой  статьи  392  Гражданского  процессуального  кодекса  Российской 


background image

65 

 

Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного 

суда". 

Постановление Конституционного Суда  РФ №21-П от  14.07.2015  г. по 

делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона 

«О  ратификации  Конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод  и 

Протоколов  к  ней»,  пунктов  1  и  2  статьи  32  Федерального  закона  «О 

международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой 

статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального 

кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 

311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 

4  статьи  15,  пункта  4  части  1  статьи  350  Кодекса  административного 

судопроизводства  Российской  Федерации  и  пункта  2  части  четвертой  статьи 

413  Уголовно-процессуального  кодекса  Российской  Федерации  в  связи  с 

запросом группы депутатов Государственной Думы. 

Дополнительно: 

подготовить  задания,  указанные  в  п.  5.3.  настоящей 

программы к теме 1 и к теме 2. 

 

Занятие  2.

 

Тема  5.  Основные  принципы  международного  права

 

–  2 

часа

 

См. план занятия и задания для подготовки к семинару в плане студентов 

очной формы обучения (п. 3.3.1. настоящей программы). 

 

Занятие 3.

 

Тема 6. Право международных договоров

 

– 

2 часа

 

См. план занятия и задания для подготовки к семинару в плане студентов 

очной формы обучения (п. 3.3.1. настоящей программы). 

 

Занятие 4.

 

Тема 7. Право международных организаций

 

– 

2 часа

 

План: 
1. 

Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль 

и значение. 

2. 

Краткая история создания ООН: разработка, подписание и вступление 

в силу Устава ООН, цели и принципы. 

3. 

Система 

ООН: 

главные 

и 

вспомогательные 

органы, 

специализированные учреждения ООН, иные связанные с ООН организации. 

4. 

Генеральная  Ассамблея  ООН:  компетенция,  порядок  работы, 

резолюции и решения, статус и функции; вспомогательные органы. 

5. 

Совет  Безопасности  ООН:  состав,  компетенция,  действия  по 

поддержанию  мира,  порядок  работы,  решения  и  постановления, 

вспомогательные органы, миротворчество и поддержание мира. 

6. 

Экономический  и  Социальный  совет  ООН:  состав,  компетенция, 

порядок работы, вспомогательные органы, связь с другими организациями.