ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2828
Скачиваний: 8
56
1.
Международное морское право: понятие, принципы, институты.
2.
Источники международного морского права. Конвенция ООН по
морскому праву 1982 г.: разработка, принятие, структура, значение, новые
институты отрасли.
3.
Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, состав,
правовой режим, примеры. Правовой режим портов. Законодательство РФ.
4.
Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим, право
мирного прохода. Законодательство РФ.
5.
Прилежащая зона.
6.
Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой
режим, суверенные права и юрисдикция прибрежных государств.
Законодательство РФ.
7.
Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим,
суверенные права прибрежных государств. Законодательство РФ
8.
Открытое море: понятие, свобода открытого моря, права и обязанности
государства флага, преследование «по горячим следам».
9.
Правовой режим Международного района морского дна. Порядок
освоения ресурсов Района. Международный орган по морскому дну.
10.
Международно-правовая борьба с пиратством.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Составьте схему расположения морских пространств в зависимости от
их правового режима. Где проходит государственная граница на море?
5.
Какие морские пространства входят в состав государственной
территории?
6.
Определите отличия правового режима внутренних морских вод и
территориального моря.
7. Одним из вопросов, обсуждавшимся на Третьей конференции ООН по
морскому праву (1973-1982) был вопрос о максимальной ширине
территориального моря. Как известно, в принятой по результатам конференции
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. этот предел был закреплен на
расстоянии не деле 12 морских миль от исходный линий. В результате какого
компромисса была достигнута указанная договоренность, если учесть, что к
моменту принятия конвенции многие государства «закрепили» за собой
территориальные моря, значительно превышающие указанный предел? Какие
появились новые институту международного морского права?
8.
В чем отличия между морским пиратством и вооруженным разбоем на
море?
9.
Составьте схему определения границ континентального шельфа.
57
10.
На основе ознакомления с сайтом Комиссии по границам
континентального шельфа проанализируйте одну из заявок на расширенный
континентальный шельф (например, Австралии, Новой Зеландии). В чем
заключаются проблемы российской заявки на континентальный шельф в
Северном Ледовитом океане и каковы ее перспективы?
11.
По материалам сайта Международного органа по морскому дну
приведите примеры контрактов на разведку и/или разработку ресурсов Района.
Дополнительно:
подготовить решение задач, указанных в п. 5.3.
настоящей программы к теме 14.
Занятие 17. Тема 15. Территория в международном праве
–
2 часа
План:
1.
Территория в международном праве: понятие, значение, виды.
2.
Государственные территории, территории с международным режимом
(открытое море, международный район морского дна, космическое
пространство и небесные тела, международное воздушное пространство,
Антарктика), территории со смешанным режимом (континентальный шельф,
прилежащая зона, исключительная экономическая зона).
3.
Государственная территория: понятие, составные части, режим.
Проблемы разграничения государственных территорий. Территориальное
разграничение в Баренцевом, Беринговом и Каспийском морях. Вопрос о
Курильских островах, позиция России.
4.
Международные реки: понятие и правовой режим. Конвенция о режиме
Дуная 1948 г.
5.
Арктика: понятие, правовой режим. Арктический континентальный
шельф. Законодательство России и иных арктических государств об
арктических пространствах. Северный морской путь.
6.
Международно-правовой режим Антарктики: понятие, принципы.
Договор об Антарктике 1959 г. и его система. Освоение минеральных ресурсов
Антарктики. Защита живых ресурсов. Консультативные совещания.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Определите порядок прохождения государственных границ на суше, по
озерам, рекам, водохранилищам. Где проходит граница государственного
воздушного пространства? В чем заключаются проблемы с разграничением
недр?
5.
В чем заключается проблема разграничения в Каспийском море? Какие
существуют предложения на этот счет?
6.
Приведите примеры нерешенных территориальных проблем в мире.
58
7.
В чем заключатся смысл «секторной теории» в Арктике? Какие страны
ее придерживаются. Какова, на ваш взгляд, ее дальнейшая судьба?
8.
Какие существуют проблемы международно-правового режима
Антарктики?
Дополнительно:
подготовить задание, указанное в п. 5.3. настоящей
программы к теме 15.
Занятие 18. Тема 16. Международное космическое право
–
2 часа
План:
1.
Международное космическое право: понятие, становление, развитие,
предмет, субъекты. Роль России.
2.
Специальные принципы международного космического права.
3.
Источники международного космического права.
4.
Правовой режим космического пространства и небесных тел. Проблема
высотной границы государственного суверенитета.
5.
Правовой режим искусственных космических объектов.
6.
Правовой статус космонавтов.
7.
Коммерческо-правовые
аспекты
использования
космического
пространства.
8.
Международно-правовая
ответственность
за
космическую
деятельность.
9.
Россия и международное космическое право.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
В чем заключаются особенности международной ответственности за
космическую деятельность?
5. Укажите актуальные проблемы международного космического права.
6.
Ситуация для разбора на занятии (подготовиться письменно):
В сети Интернет сейчас можно легко найти массу предложений купить
участок на Луне и других небесных телах, а также присвоить имя звезде.
Проанализируйте указанные предложения (отдельно по покупке участков на
Луне и отдельно для присвоения названий звездам), самостоятельно
ознакомившись с ними с использованием поисковых систем, укажите, что
именно предлагается, какая правовая база подводится под эти предложения, и
проведите их юридическую экспертизу с точки зрения международного права.
Для анализа предложений по звездам можно использовать материалы сайта
Международного астрономического союза (www.iau.org).
Дополнительно:
подготовить задание, указанное в п. 5.3. настоящей
программы к теме 16.
59
Занятие 19. Тема 17. Международное воздушное право
–
2 часа
План:
1.
Международное воздушное право: понятие, принципы. Признание
полного и исключительного суверенитета государства на его воздушное
пространство.
2.
Источники международного воздушного права. Чикагская конвенция о
международной гражданской авиации 1944 г.
3.
Международные полеты и режим воздушного пространства. Правила
полетов в воздушном пространстве государств и в международном воздушном
пространстве.
4.
Роль международных организаций в регулировании деятельности
международной гражданской авиации. ИКАО: создание, структура, органы,
правила и стандарты, деятельность, участие РФ.
5. Международно-правовое регулирование ответственности воздушного
перевозчика.
6.
Режим воздушного пространства РФ. Воздушный кодекс РФ.
Авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ 2002 г.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4
. Раскрыть содержание принципа свободы полетов в международном
воздушном пространстве, привести возможные ограничения.
5.
Приведите примеры имплементации правил и стандартов ИКАО в
законодательстве российской Федерации.
6
. Проведите сравнительный анализ ответственности воздушного
перевозчика по Варшавской конвенции 1929 г. и Монреальской конвенции 1999
г. (см. ниже).
7
. По материалам сайта Международного Суда ООН подготовьте
краткий обзор дел, предметом которых были авиационные инциденты (aerial
incident) -
http://www.icj-cij.org/docket/index.php?p1=3&p2=2
Дополнительно:
подготовить решение задачи, указанной в п. 5.3.
настоящей программы к теме 17.
Занятие 20. Тема 18. Международное уголовное право
–
2 часа
План:
1.
Международное уголовное право: понятие, становление, источники,
принципы.
2.
Международные преступления и преступления международного
характера: сравнительная характеристика.
60
3.
Международные преступления: понятие и виды. Геноцид, военные
преступления, преступления против человечности.
4.
Международная уголовная юстиция: Международные военные
трибуналы, Трибуналы по Югославии и Руанде, Международный уголовный
суд.
5.
Преступления международного характера и сотрудничество государств
по их пресечению и наказанию преступников.
6.
Международный терроризм: понятие, виды и формы сотрудничества
государств в борьбе с терроризмом.
7.
Интерпол: устав, цели, задачи, деятельность. НЦБ Интерпола в России.
8.
Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников: понятие,
условия, основания отказа в выдаче.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Составить сравнительную таблицу международных преступлений и
преступлений международного характера.
5.
Письменно подготовить характеристику элементов состава одного из
международных преступлений.
6. Приведите примеры по каждому из международных преступлений –
желательно, со ссылкой на соответствующие приговоры.
7. Сравните предметную, персональную, территориальную и временную
юрисдикции международных уголовных трибуналов (можно составить
таблицу).
8.
В чем заключаются отличия красного и зеленого циркуляра
Интерпола?
9.
Раскройте понятия «экстрадиционность преступления», «двойная
криминальность», «правило конкретности».
10.
Подготовить краткий обзор одного из дел, находящегося в
производстве Международного уголовного суда.
Дополнительно:
подготовить решение задач, указанных в п. 5.3.
настоящей программы к теме 18.
Занятие 21. Тема 19. Международное гуманитарное право
–
2 часа
План:
1.
Концепции
международного
гуманитарного
права,
предмет
регулирования, источники и принципы.
2. Система международного гуманитарного права: «право Женевы» и
«право Гааги».