Файл: РП Международное право для бакалавриата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2814

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51 

 

Занятие 12. Тема 10 (2). Международное право прав человека. Часть 2 

– 

2 часа 

План: 
1. 

Региональные системы защиты прав человека. 

2. 

Европейская  конвенция  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод 

1950 г.: общая характеристика, каталог прав. 

3. Европейский суд по правам человека: состав, структура, компетенция 

4.  Порядок  принятия  и  рассмотрения  индивидуальных  жалоб:  условия 

приемлемости  жалобы,  процедура  Суда,  итоговое  решение  по  существу 

(постановление). 

5. Россия и Европейский суд по правам человека, примеры постановлений 

ЕСПЧ, их влияние на законодательство РФ и практику его применения. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Подготовить  обзор  2  (двух)  постановлений  или  решений  ЕСПЧ

 

в 

соответствии со следующим примерным планом: 

1) 

краткая фабула дела (изложение фактов), не более 2-3х абзацев; 

2) 

установленное Судом нарушение конкретных положений Конвенции с 

изложением  мотивов,  основное  внимание  следует  уделить  толкованию  Судом 

положений Конвенции во взаимосвязи с прецедентной практикой Суда; 

3) 

значение данного постановления для внутригосударственной практики 

(влияние  на  развитие  законодательства,  практику  его  применения  и  другие 

правовые последствия общего характера). 

Общий  объем  конспекта  должен  быть  не  менее  одной  и  не  более  трех 

страниц машинописного текста 12-14 шрифтом полуторным интервалом. 

Одно  постановление  –  по  указанию  преподавателя  из  списка  в  п.  7.2.2. 

настоящей программы. 

Другое  постановление  студент находит  самостоятельно исходя из  своих 

предпочтений, используя следующие ресурсы: 

официальный сайт ЕСПЧ - 

http://www.echr.coe.int

 

Вкладка 

“Case-Law” 

– 

“Case-Law Analysis” - 

http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=caselaw/analysis&c=

 

Далее 

необходимо 

выбрать 

интересующее 

студента 

дело, 

воспользовавшись  либо  Путеводителем  по  судебной  практике  (

Case-law 

guides

),  либо  Отчетом  об  исследовании  практики  (

Case-law  research  reports

), 

либо  перейдя  на  страничку  Тематических  подборок  (

Factsheets

http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=press/factsheets&c=#n1347890855564_
pointer

  


background image

52 

 

В тематических подборках (имеются в том числе на русском) подобраны 

дела в соответствии с тематикой – жизнь, защита данных, высылка, Интернет и 

т.д.  В  подборке  кратко  анонсируются  знаковые  для  прецедентной  практики 

дела,  которые  следует  найти,  воспользовавшись  базой  данных  ЕСПЧ  – 

HUDOC. 

Можно  также  воспользоваться  постатейным  перечнем  наиболее  важных 

дел 

– 

на 

страничке 

Case-law 

Information 

Note

 

http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=echrpublications/other&c=#n134752885
0996_pointer

,  смотреть  нужно 

Indexes

 

за  какой-либо  год,  например,  за  2010  - 

http://www.echr.coe.int/Documents/CLIN_INDEX_2010_ENG_886238.PDF

  

Дополнительно: 

подготовить  решение  задач,  содержащихся  в  п.  5.3. 

настоящей программы к теме 10. 

 

Занятие 13. Тема 11. Право внешних сношений 

– 

2 часа 

План: 
1. 

Право  внешних  сношений:  понятие,  источники.  Венская  конвенция  о 

дипломатических  сношениях  1961  г.  Венская  конвенция  о  консульских 

сношениях 1963 г. Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и др. 

2. 

Внутригосударственные  органы  внешних  сношений:  понятие  и  виды. 

Органы  внешних  сношений  РФ.  Полномочия  Президента,  Федерального 

Собрания,  Правительства,  Министерства  иностранных  дел  РФ  в  области 

внешней политики страны. 

3. 

Зарубежные органы внешних сношений государств, их виды. 

4. 

Дипломатические представительства: понятие, виды, состав, функции, 

полномочия.  Классы  глав  дипломатических  представительств.  Ранги 

дипломатов.  Порядок  назначения  и  отозвания  глав  дипломатических 

представительств.  Агреман.  Верительные  грамоты.  Дипломатический  корпус. 

Дуайен. 

5. 

Дипломатические  привилегии  и  иммунитеты  дипломатических 

представительств и дипломатов: понятие, виды, содержание. 

6. 

Консульские  учреждения:  понятие,  виды,  состав,  функции, 

полномочия.  Классы  глав  консульских  учреждений.  Консульский  округ. 

Почетный  консул.  Порядок  назначения  и  отозвания  глав  консульских 

учреждений. Консульский патент и экзекватура. 

7. 

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и консулов. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 


background image

53 

 

4. 

Ознакомиться  с  Венской  конвенцией  о  дипломатических  сношениях 

1961  г.  и  Венской  конвенцией  о  консульских  сношениях  1963  г.  Указанные 

акты необходимо иметь на семинаре. 

5. 

На  основе  ознакомления  с  указанной  литературой  и  международно-

правовыми  актами  подготовить  письменный  конспект  по  плану  семинарского 

занятия. 

6. 

Подготовить  схему  органов  внешних  сношений  государства  (на 

примере Российской Федерации). 

7. 

Определить  отличия  функций  и  полномочий  дипломатического 

представительства от функций и полномочий консульского учреждения. 

8. 

Сравнить 

порядок 

назначения 

главы 

дипломатического 

представительства и главы консульского учреждения. 

9. 

Чем  отличаются  иммунитеты  и  привилегии  дипломатов  от 

иммунитетов и привилегий консулов? 

10. Подготовить решение задач 1 – 3, содержащихся в п. 5.3. настоящей 

программы к теме 11. 

Дополнительно: 

подготовить  решение  задачи  №4,  указанной  в  п.  5.3. 

настоящей программы к теме 11. 

 

Занятие 14. Тема 12. Право международной безопасности 

– 

2 часа 

План: 
1. 

Право международной безопасности: понятие и принципы. 

2. 

Виды  международной  безопасности.  Система  коллективной 

безопасности: универсальная и региональная. 

3. 

ООН  и  ее  роль  в  создании  всеобъемлющей  системы  международной 

безопасности. Полномочия Совета Безопасности ООН. 

4. 

Правовые  основы  обеспечения  коллективной  безопасности  в  рамках 

региональных  международных  организаций  (ОБСЕ,  СНГ,  ШОС,  НАТО). 

Необходимость  повышения  эффективности  деятельности  ОБСЕ.  Инициативы 

России по подготовке и принятию Договора о европейской безопасности. 

5. 

Международно-правовое 

запрещение 

бактериологического 

(биологического)  оружия  и  химического  оружия.  Конвенция  о  запрещении 

разработки, производства, накопления  и применения химического  оружия и о 

его  уничтожении  1993  г.  Порядок  осуществления  государствами  обязательств 

по уничтожению химического оружия. 

6. 

Договор  о  нераспространении  ядерного  оружия  1968  г.:  краткая 

характеристика.  Полномочия  МАГАТЭ  в  области  поддержания  режима 

нераспространения ядерного оружия. 

6. 

Международно-правовые  основы  запрещения  испытаний  ядерного 

оружия. Международные договоры о запрещении испытаний ядерного оружия 

в трех средах 1963 г. и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 

г. Безъядерные зоны. 


background image

54 

 

7. 

Договоры между СССР, РФ и США по ограничению ракетно-ядерных 

вооружений.  Содержание и  значение Договора  между  РФ  и  США о  мерах по 

дальнейшему  сокращению  и  ограничению  стратегических  наступательных 

вооружений от 8 апреля 2010 г. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Является  ли  с  точки  зрения  современного  международного  права 

правомерным  применение  государством  ядерного  оружия?  Ознакомиться  с 

текстом  консультативного  заключения  Международного  суда  ООН  1996  г.  о 

правомерности применения ядерного оружия (

см. список нормативных актов

). 

Правомерно  ли  ставить  вопрос  и  добиваться  запрещения  производства  и 

уничтожения ядерного оружия всеми государствами? Какова позиция ядерных 

и неядерных государств по этому вопросу? 

5. 

Указать  на  политической  карте  мира  безъядерные  зоны.  В  чем 

заключаются  особенности  правового  режима  указанных  территорий?  - 

http://www.opanal.org/NWFZ/nwfz.htm

  

6. 

Наибольшее  продвижение  по  пути  создания  системы  коллективной 

безопасности  достигнуто  в  Европе.  Какие  усилия  предпринимает  Россия  в 

данном направлении? Что мешает этому процессу? 

7. 

Можно  ли  считать  НАТО  организацией,  препятствующей  созданию 

коллективной  безопасности  в  Европе,  или,  наоборот,  данный  альянс  вносит 

существенный вклад в обеспечение коллективной безопасности в Европе? 

Дополнительно: 

подготовить  разбор  ситуаций,  указанных  в  п.  5.3. 

настоящей программы к теме 12. 

 

Занятие 15. Тема 13. Международное экономическое право 

– 

2 часа 

План: 
1. 

Международное  экономическое  право:  понятие,  субъекты,  предмет  и 

место в международном праве. Система МЭП. 

2. 

Источники  международного  экономического  права.  Классификация  и 

виды международных экономических договоров. 

3. 

Принципы  МЭП.  Принцип  национального  режима  и  принцип  режима 

наибольшего благоприятствования. 

4. 

Международное  торговое  право:  понятие,  становление,  принципы. 

Всемирная  торговая  организация  (ВТО):  создание,  структура,  «пакет 

соглашений ВТО». Россия и ВТО. Механизм разрешения споров в рамках ВТО. 

5. 

Международное  финансовое  право:  понятие,  источники,  принципы. 

Международный  валютный  фонд:  создание,  структура,  деятельность.  Участие 


background image

55 

 

РФ.  Международный  банк  реконструкции  и  развития:  создание,  структура, 

деятельность. Участие РФ. 

6. 

Особенности  международного  инвестиционного  права.  Регулирование 

инвестиций  на  двустороннем,  региональном,  межрегиональном  и 

универсальном  уровнях.  Разработка  многостороннего  международного 

соглашения  по  инвестициям.  Кодекс  поведения  ТНК.  МАГИ,  МЦУИС. 

Разрешение международных инвестиционных споров. 

7.  Сотрудничество  государств  по  вопросам  налогообложения. 

Соглашения об избежании двойного налогообложения. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 

4.  Приведите  примеры  действия  принципа  национального  режима  и 

исключения  из  него.  Приведите  примеры  действия  режима  наибольшего 

благоприятствования. 

5.  Укажите  особенности  международной  ответственности  за  нарушение 

права ВТО. 

6.  Разграничьте  цели  и  задачи  МВФ,  МБРР,  МАР,  МФК  и  МАГИ. 

Необходимо определить, какая организация чем занимается, не дублируются ли 

их функции. 

7. Приведите примеры определения понятия «иностранные инвестиции» 

их международных соглашений, практики МЦУИС. 

8.  Проанализируйте  одно  из  соглашений  РФ  об  избежании  двойного 

налогообложения. 

Дополнительно: 

1. 

Дайте  краткую  характеристику  международным  соглашениям  по 

ограничению «оффшорного» бизнеса. 

2

.  Подвергните  анализу  положения  конкретных  двусторонних 

международных  торговых  соглашений  (по  выбору)  в  части  их  положений  о 

разрешении споров. 

3. 

Выберете одно из интеграционных образований и дайте квалификацию 

организационно-правовой формы, в которую облечено данное международное 

интеграционное образование, предварительно ознакомившись с теоретическим 

материалом по данному вопросу. 

4

.  Проанализируйте  признаки  соответствующей  организационно-

правовой  формы  интеграции  у  Евразийского  Экономического  Союза, 

руководствуясь нормами ГАТТ. 

 

Занятие 16. Тема 14. Международное морское право 

– 

часа 

План: