Файл: по морскому праву-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 1042

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дно Каспийского моря делится между сопредельными и противо­лежащими государствами: Разграничение производится на основе международно-правовых принципов справедливости с использовани­ем метода срединной линии. На разграниченных участках дна прикас­пийские государства обладают суверенными правами на недропользо­вание, но не территориальной юрисдикцией. Большая часть водного пространства Каспия остается в совместном пользовании без гранив по воде (за исключением двух прибрежных зон, одна из которых была бы аналогом территориального моря, а вторая являлась бы рыболов­ной зоной, предусмотренной Договором 1940 г.).

От берега каждого государства должна идти зона пограничного, та­моженного, санитарного и иного контроля (аналог территориальных вод)- Ее можно назвать «контрольной зоной». От береговой линии ус­танавливается прибрежная рыболовная зона шириной до 20 миль, в которой ловят рыбу только суда под флагом прибрежного государства. Далее сохраняются свобода судоходства, общие биологические ресур­сы, согласованные нормы рыболовства, единообразные экологиче­ские стандарты.

В пределах «донных секторов» прибрежные государства осуществ­ляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления минеральными ресурсами дна и недр, т.е. обладают ресурсной юрис­дикцией. В случае прохождения разграничительной линии через угле­водородные структуры и месторождения прибрежные государства имеют исключительное право на их совместную разработку.

Прибрежное государство, чьи физические или юридические лица открыли месторождения углеводородов в районе прохождения разгра­ничительной линии до ее согласования с сопредельным или противо­лежащим государством, обладает приоритетным правом на получение лицензии на разработку с обязательным привлечением представите­лей сопредельного или противолежащего государства.

Данное предложение было отвергнуто Азербайджаном и Казахста­ном. Попытка России, Туркменистана и Ирана создать трехсторон­нюю акционерную компанию для разведки и разработки углеводород­ных ресурсов морского дна также окончилась безрезультатно.

В 1998 г. было принято российско-казахстанское заявление, в кото­ром Россия и Казахстан договорились, что между ними разграничение будет проводиться по срединной линии. В 1998 г. подписано Соглаше­ние о разграничении дна северной части Каспийского моря. Привер­женность основным положениям этого Договора была выражена в российско-казахстанской декларации 2000 г. Статья 5 Соглашения Предусматривает, что хозяйственное использование Каспийского моря, в том числе прокладка подводных трубопроводов, будет урегули­ровано отдельными соглашениями после заключения Конвенции о Правовом статусе Каспия на ее основе.

Если бы все прикаспийские государства согласились с таким под­ходом, это дало бы возможность сохранить на большей части Каспий­ского моря свободу судоходства, согласованные нормы рыболовства и в то же время самостоятельно решать вопросы нефтедобычи в преде­лах «своих» донных секторов. Ни одно из прикаспийских государств не выступило против разграничения дна Каспийского моря. Однако Азербайджан и Туркменистан продолжают настаивать на полномасштабном секторальном разделе Каспия. В 1999 г. в Туркменистане создана Национальная служба по освоению туркменского сектора Каспийского моря, которой даны полномочия регулировать судоходство и лицензировать рыболовство в «туркменском национальном секторе». Россия предупредила Туркменистан, что реализация этих полномочий противоречит сущест­вующему статусу Каспия.


Туркменистан считает, что проблему международно-правового ста­туса Каспия необходимо вынести на обсуждение специального сам­мита прибрежных государств. Необходимо прежде всего подписать «Конвенцию пяти». Туркменистан согласен и с принципом сектораль­ного деления моря, и с принципом кондоминиума с зоной прибреж­ных территориальных вод, разграничением морского дна и общим пользованием серединной частью водной поверхности.

Подход Казахстана: Каспий не может быть признан ни «морем», ни «озером». «Озерный вариант» затрудняет судоходство и рыболовст­во, поскольку это связано с перенесением границ современных госу­дарств. «Морской вариант» способен решить все проблемы междуна­родно-правового статуса Каспия. Казахстан настаивает на разделении Каспийского моря на специальные экономические зоны по принципу срединной линии, в пределах которых каждое государство будет иметь исключительное право на разработку природных ресурсов. Казахстан выступает за раздел дна Каспия и водного пространства.

Иран настаивает на сохранении Каспийского моря в общем поль­зовании и придании ему международно-правового статуса «кондоми­ниума», так как это предполагает совместное владение морем, исполь­зование его ресурсов на равных для всех прикаспийских стран услови­ях в соответствии с принципом справедливости. Одновременно Иран готов согласиться с разделом Каспия на национальные сектора, но при условии, что каждому прибрежному государству будут выделены сектора одинаковой площади (по 20%).

Секторальная делимитация невыгодна Ирану: он может получить всего лишь 14%-ную долю Каспия, а в недрах его части практически нет нефти. В 2000 г. Иран подтвердил неизменность своего курса.

В последние годы в Каспийском регионе сложилась критическая экологическая ситуация, вызванная подъемом уровня Каспийского моря и активизацией нефтегазодобывающей деятельности. Критиче­ская ситуация складывается с каспийскими осетровыми. Из-за браконьерства и превышения допустимых уловов их запасы сокрушаются и через пять лет могут полностью иссякнуть. Положение еще    ЖН пасти, если немедленно подписать Соглашение о сохранении и ис­пользовании биологических ресурсов Каспийского моря.

Раздел Каспия на национальные сектора порождает новые пробле­мы, в первую очередь, территориальные споры. В случае националь­но сектора речь пойдет о разграничении территориальной юрисдик­ции, а территориальные споры решать гораздо сложнее, чем споры о ресурсной юрисдикции, где многие проблемы решаются через доле­вое участие. Национальные сектора позволят также их «владельцам» ограничивать свободу судоходства под предлогом обеспечения нацио­нальной безопасности или беспрепятственно прокладывать транскас­пийские трубопроводы, таящие в себе экологическую опасность из-за активной геодинамики в этом районе.


Хозяйственная деятельность на Каспии сталкивается с серьезными препятствиями не по вине России. У российской стороны нет спор­ных месторождений. В урегулировании правового статуса Каспия заинтересованы прежде всего Азербайджан, Иран и Туркменистан, отношения между которыми в конце 2000 г. обострились из-за проти­воречий по поводу принадлежности нескольких нефтяных месторож­дений.

Азербайджано-туркменские разногласия начались в 1994 г., когда после подписания Азербайджаном контракта о разработке месторождений «Азери» и «Чираг» последовали претензии на эти месторожде­ния со стороны Туркменистана. В 2000 г. представитель Президента Туркменистана по вопросам Каспия потребовал от Азербайджана «от­казаться от самозахвата месторождений, которые в условиях секто­рального раздела Каспийского моря находятся в зоне туркменской юрисдикции». Туркменистан выразил готовность обратиться за помо­щью к прибрежным государствам, в ООН и Международный Суд.

Азербайджано-иранские разногласия также связаны со взаимными претензиями обоих государств на «спорные» месторождения. В 1998 г. МИД Азербайджана распространил в качестве документа Генеральной Ассамблеи ООН заявление о незаконности подписания Ираном со­глашения на проведение геологоразведки в «азербайджанском» секторе Каспийского моря. В 2000 г. иранские суда предприняли попытки снять пограничные буи на бывшей советско-иранской границе. Иран заявил о незаконности разработки минеральных ресурсов Каспия до определения его правового статуса.

В 2001 г. в южной части Каспийского моря произошел вооружен­ный инцидент. Два реактивных самолета ВВС Ирана вынудили иссле­довательское судно, принадлежащее компании «BP-Amoko», покинуть район месторождений Араз-Алов-Шираг, расположенный севернее иранских территориальных вод. Одновременно с этим иранские вооруженные силы начали сосредоточиваться на границе с Азербайджаном. Только ценой усилий дипломатов России, США и других стран этот инцидент удалось замять.

Военные группировки в регионе наращивают и Россия, и Казахстан, и Туркменистан. Россия пополнила ее новыми кораблями самолетами-амфибиями, патрульными вертолетами, бригадой морских катеров и морской пехоты. Вооруженные силы Казахстана и Каспии составляют три тысячи военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Официально отказавшийся иметь см военно-морские силы Туркменистан закупил 20 быстроходных судоцвооруженных крупнокалиберными пулеметами. После распада Союза в Туркменистане осталась самая крупная в Средней Азии авиационная группировка, а вооруженные силы Азербайджана после раздела Советской армии получили 25% вооружения Каспийской флотилии Можно утверждать, что этот взрывоопасный регион напичкан оружием. Достаточно только небольшого повода, чтобы разразился круши» масштабный военный конфликт.


В 1999 г. комитеты Государственной Думы РФ провели парламентские слушания, посвященные ситуации на Каспии, а Президент РФ утвердил Программу действий по обеспечению стратегических инте­ресов России в Каспийском регионе. В 2000 г. решением Совета Безопасности РФ был учрежден пост представителя Президента России МО Каспийскому морю.

Современная российская концепция Каспия:

1.   Прибрежным государствам необходимо сосредоточить внима­ние на проблеме спорных нефтяных месторождений; предлагается использовать принцип «50 на 50», когда вторая из претендующих на залежи нефти стран компенсирует половину затрат соседнему государству, которое раньше занялось разработкой и добычей углеводородом со дна Каспия.

2.   Поверхность Каспия остается в общем использовании, на национальные сектора делится только дно.

3.   Учреждение Стратегического центра по проблемам Каспия. В задачи Центра должны входить мониторинг бассейна Каспийского море анализ геоинформации, выявление источников загрязнения, координация природоохранной деятельности, судоходства и рыболовства.

С 2002 г. переговорный процесс между прикаспийскими государст­вами активизировался. В 2002 г. подписано Соглашение между Россией и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков л пиКаспийского моря. Разграничение было произведено на основе принципа срединных линий. В настоящее время северная часть Каспия открыта для бизнеса и имеет правовую защищенность.

Долгое время переговорный процесс тормозился главным образом  из-за жесткой позиции Ирана. После того, как Россия внесла предло­жение делить дно не по процентному, а по ресурсному принципу впервые с иранской стороны появились позитивные оценки российских предложений. Помимо замены процентного принципа на ресурсный иранцев заинтересовали совместные разработки туркменского шельфа. Российские нефтяные компании создали совместное предприятие с Туркменскими партнерами для разработки туркменского шельфа. Эти компании предложили Ирану участвовать в проекте.

 В 2004 г. представители пяти прикаспийских стран приступили к Обсуждению проекта Конвенции о статусе Каспийского моря. Из 23 статей проекта Конвенции уже полностью согласованы восемь и частично еще восемь статей, а также Преамбула. Самые сложные вопросы — разграничение дна моря и прокладка транскаспийских трубопроводов.

 Для прикаспийских государств представляется целесообразным принять следующие положения:

1. Признать Каспийское море пограничным озером, т.е. водным бассейном, не имеющим естественного соединения с Мировым океаном.

2.Делимитировать Каспий на основе срединной линии между прибрежными государствами, прежде всего по дну, а затем и по водной поверхности. Образованные сектора должны рассматриваться как на­циональные территории, обладающие суверенитетом. Это необходи­мо для того, чтобы определить пределы суверенитета и объем собст­венности прибрежных государств, сферы их совместной деятельности судоходство, рыболовство, экологическая защита, добыча минеральных ресурсов, строительство искусственных островов, научные исследования).


3. Необходимо принять конвенции об охране биоресурсов и экологической безопасности.

4.До определения статуса Каспия следует приветствовать двусторенную договорную практику. Необходимо поддержать инициативу России, которая считает, что на пятистороннюю конвенцию о статусе Каспия нужно выйти через двусторонние договоры.

5.Превратить Каспий в демилитаризованный регион.

6.Все споры прикаспийские государства должны решать мирным путем, на основе международного права, в соответствии с обычными нормами и договорной практикой по другим пограничным озерам.

Признание верховенства права приведет прикаспийские государства к необходимости создания Каспийского международного суда либо ар­битража.

 

18.11. Правовой режим международных проливов

Проливы представляют собой естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же территориального моря или отдельных морей и океана. Международные проливы — это проливы, используемые для международного судоходства. При уста­новлении правового режима морских проливов особую роль играют два фактора: географическое положение и значение для международного судоходства.

Не являются международными проливы, представляющие собой проход во внутренние воды государства (Ирбенский пролив) или не используемые для международного судоходства и в силу исторических причин составляющие внутренние морские пути (пролив Лаптевых, Лонг-Айлендский пролив). Правовой режим таких проливов устанав­ливается в национальном законодательстве прибрежного государства.

Основа правового режима международных проливов — сочетание интересов прибрежных (припроливных) государств и государств, пользующихся этими проливами. Принципом морского права являет­ся свобода прохода через международные проливы. Этот принцип был сформулирован во второй половине XIX в. и закреплен в решении Международного суда ООН 1949 г. по поводу инцидента в проливе Корфу. Договорное закрепление международной обычной нормы о свободе прохода через проливы — Женевская конвенция и территори­альном море и прилежащей зоне 1958 г.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. понятие международных проливов расширено. Понятие «проливы, используемые для междуна­родного судоходства» не применяется к проливам, если через них про­ходит удобный с точки зрения навигации путь в открытое море или исключительную экономическую зону. Использование подобных путей осуществляется на основе принципа свободы судоходства и по­летов.

При определении правового режима международных проливов учитываются специфические интересы припроливных государств в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, установ­ления санитарных, таможенных и фискальных правил.

До принятия Конвенции 1982 г. правовой режим большинства ме­ждународных проливов и критерии для отнесения проливов к между­народным определялись на основе обычной нормы, подтвержденной решением Международного суда ООН в 1949 г. Женевская конвенция 1958 г. содержит только положение о недопустимости приостановления мирного прохода иностранных судов через проливы, используется для международного судоходства.