Файл: по морскому праву-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 1046

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В международном праве действуют специальные соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью: Конвенция по предот­вращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г. Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случае аварии, приведшей к загрязнению моря нефтью, 1969 г. (с Протоко­лом к ней о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения его веществами, иными, чем нефть, 1974 г.), Конвенция по предотвраще­нию загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Прото­колом к ней 1978 г. (составляют единую Конвенцию МАРПОЛ 1973— 1978 гг.).

В региональных соглашениях установлен полный запрет сброса нефти и ее отходов в особых регионах — в Балтийском море и Балтий­ских проливах, в Черном море и Черноморских проливах, в Средизем­ном море.

Обеспечение безопасности мореплавания — один из принципов мор­ского права. Государство флага в открытом море обязано принимать меры, необходимые для безопасности мореплавания:

1.  Контроль за конструкцией и оборудованием судов, их пригодно­стью для мореплавания (Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом к ней 1978 г.).

2.  Контроль за комплектацией экипажа, условиями его труда и обу­чения (Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несу­щих вахту 1978 г.).

3.  Контроль за использованием сигналов и связи, предупреждаю­щих столкновение судов (Конвенция о международных правилах пре­дупреждения столкновения судов в море 1972 г. — МППСС-72).

Женевская конвенция 1958 г. (ст. 12) и Конвенция 1982 г. (ст. 98) ус­танавливают, что каждое государство должно вменить капитану судна, плавающего под его флагом, обязанности по оказанию в открытом море помощи:

1.  Любым лицам, которым угрожает гибель.

2.  Следовать с максимальной скоростью на помощь любому судну, терпящему бедствие.

3.  Оказывать необходимую помощь судам, экипажам, пассажирам в случае столкновения судов.

Конкретные вопросы оказания помощи регламентируются в Кон­венции по поиску и спасанию на море 1979 г. и в Конвенции о спаса­нии 1989 г.

18.9. Правовой статус морского дна за пределами национальной юрисдикции (Международный район морского дна — Район)

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. не содержит спе­циальных положений, регулирующих правовой режим морского Дна, — оно считается частью открытого моря. В целях установления определенного статуса морского дна в 1967 г. был создан специальный Комитет по мирному использованию дна морей и океанов.

Конвенция 1982 г. содержит положения об интернациональное статусе Района (дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции). Часть XI Конвенции «Район» представляет со­бой новеллу международного морского права. Деятельность в Районе понимается как все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов. Ресурсы определяются как все минеральные ресурсы Района: на морском дне или в его недрах (ст. 133).


Район и его ресурсы являются общим наследием человечества (ст. 136), — никакое государство не вправе претендовать на суверени­тет или суверенные права, либо осуществлять их в отношении Района и его ресурсов. Запрещено присвоение частей Района и его ресурсов; любые притязания и присвоения имеют неправомерный характер. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может при­сваивать какую-либо часть Района и его ресурсов (ст. 137).

Правовой режим Района и его ресурсов определяется всеми госу­дарствами совместно. Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества (ст. 140). Конвенция 1982 г. закрепляет право внутриконтинентальных государств на доступ к общему наследию челове­чества и получение выгод от эксплуатации ресурсов Района (ст. 122). Финансовые и экономические выгоды, полученные от деятельности в Международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости, с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, не достигших политической независимости. Та­кое распределение доходов от деятельности в Районе не требует уча­стия в ней не готовых к этому развивающихся стран.

Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от име­ни которого действует Международный орган по морскому дну (Ор­ган — ст. 153). Ресурсы не подлежат отчуждению, полезные ископае­мые могут отчуждаться только в соответствии с положениями Кон­венции 1982 г. (ч. XI) и правилами,. устанавливаемыми Органами Района открыт для использования всеми государствами исключитель­но в мирных целях. Поощряется участие развивающихся стран в дея­тельности по освоению Района и его ресурсов. Особый правовой режим Района не затрагивает статус покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

Добыча ресурсов Района осуществляется Органом через Предпри­ятие. Деятельность в Районе организуется и контролируется Органами. Все государства — участники Конвенции 1982 г. ipso facto являются членами Органа. Предприятие представляет собой своеобразную ПОД' структуру Органа. Конвенция устанавливает параллельную систему разработки ресурсов Района: добыча ресурсов осуществляется Органом через Предприятие, государствами — участниками Конвенции их предприятиями в ассоциации с Органом, физическими и юридиче­ским лицами, имеющими гражданство этих государств или находящи­мися под их контролем. Деятельность государств, их предприятий, физических и юридических лиц осуществляется на основе контрактов с органом.

Правовой режим Района основан на требовании развивающихся государств, не принимающих на себя никаких обязательств, оказы­вать им помощь за счет естественных богатств Района. Эта цель дости­гается через Предприятие, которое представляет собой основную структуру для подготовки развивающихся стран к эксплуатации мор­ских ресурсов и получению выгод от их освоения.


Основные положения ч. XI Конвенции 1982 г.:

1.  Обязанность государств-участников выделять один из зарезер­вированных за ним участков Района для организации там совместно с 
Предприятием производства, которое финансируется этим государ­ством.

2.  Обязанность государств сотрудничать в целях передачи разви­вающимся государствам и Предприятию новых технологий и секретов производства, относящихся к деятельности в Районе, чтобы все госу­дарства могли получать выгоды от этого (ст. 144).

3.  Деятельность по эксплуатации ресурсов Района должна осуще­ствляться с учетом интересов стран-экспортеров (развивающихся стран), добывающих на суше те виды полезных ископаемых, которые будут извлечены в Районе. Предприятие устанавливает выплату ком­пенсаций тем государствам, экономике которых может быть нанесен
ущерб в результате интенсивной добычи полезных ископаемых в Рай­оне, что вызовет падение их рыночных цен.

4.  Не допускается монополизация ресурсов Района: число участни­ков деятельности в Районе от каждого государства ограничено, уста­новлен максимальный уровень добычи полезных ископаемых Района.

Все эти положения были закреплены в Конвенции по настоянию Развивающихся государств и в результате их численного преимущест­ва при голосовании. В Конвенции 1982 г. установлен такой правовой Режим Района, который создал неоправданные преграды для разра­ботки глубоководных ресурсов. В итоге подавляющее большинство Развитых государств (США, Япония, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция, ФРГ, Дания и др.) отказались от участия в Конвенции.

СССР исходя из политических соображений (солидарность со странами третьего мира и в противовес «давлению со стороны импе­риалистических держав») подписал Конвенцию 1982 г., хотя с эконо­мической точки зрения ее положения не были приемлемы для СССР как развитой морской державы. Однако Конвенция не была ратифицирована СССР, и долгое время ее нормы не имели для нашей юридической силы.

Без финансово-экономического участия развитых государств создание Органа и его деятельность были невозможны. В 1990—1994 гг. Генеральный секретарь ООН организовал неофициальные консульта­ции государств в рамках ООН с целью достижения всеобщего участия в Конвенции по морскому праву.

В 1994 г. было заключено Соглашение об осуществлении ч. XI Кон­венции 1982 г. Соглашение имеет официальный статус документа ООН. Оно вступило в силу на временной основе одновременно с Кон­венцией 1982 г. При несоответствии положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г. преимущественную силу имеют нормы Согла­шения.

Соглашение 1994 г. внесло серьезные изменения в положения ч. XI Конвенции:

1.   Отмена всех преимуществ и льгот для Предприятия.

2.   Предприятие может функционировать только в рамках совмест­ного предпринимательства на одинаковой с другими контракторамиоснове.


3.   Упразднение обязанностей государств-участников финансиро­вать для Предприятия добычу ресурсов на одном из зарезервирован­ных за ними участков.

4.   Государства-участники не несут никаких обязанностей по фи­нансированию каких-либо операций на участках Предприятия ни в рамках каких-либо организаций, ни при совместном предпринима­тельстве.

5.   Предприятие может приобретать технологии для деятельности в Районе на справедливых и разумных коммерческих условиях на от­крытых рынках или через посредников при совместном предприни­мательстве.

6.   Вся добыча глубоководных морских ресурсов осуществляется на коммерческой основе. Не применяются положения ч. XI Конвенции о запрещении монополизации добычи ресурсов Района.

Вместо компенсационной системы предусмотрено оказание по­мощи странам-экспортерам, экономика которых может испытывать затруднения от падения цен или уменьшения объемов экспорта из-за деятельности в Районе. Эта помощь оказывается через специальный фонд за счет платежей контакторов и добровольных взносов госу­дарств. Решение об оказании помощи принимается на основе консен­суса. Финансовый комитет принимает рекомендации посредство
принципа единогласия. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения ч. XI Конвенции по морскому праву в пользу индустриальных держав, по­зволило им подписать и ратифицировать ее. В 1994 г. Конвенция 1982 г. вступила в силу.

18.10. Закрытые и полузакрытые (замкнутые и полузамкнутые) моря; международно-правовой статус Каспийского моря

Закрытые или полузакрытые моря омывают берега нескольких го­сударств и по своему географическому положению не могут быть ис­пользованы для транзитного прохода через них в другие моря и океан­ские пространства. Доставка из открытых морей в закрытые осущест­вляется по узким морским путям (проливам, каналам и рекам), ведущим только к побережью государств, расположенных вокруг за­крытого моря.

Сущность концепции закрытых морей, разработанная в XVIII— XIX вв., заключается в том, что в таких пространствах в полном объе­ме не могут применяться свободы открытого моря: в закрытые моря ограничен доступ военных морских судов неприбрежных государств. Эта концепция является общепризнанной, поскольку соответствует интересам безопасности прибрежных государств. В настоящее время концепция закрытых морей используется в целях установления спе­циальных правил правовой защиты морской среды, правового регули­рования рыболовства.

Конвенция 1982 г. содержит определение замкнутых или полузамк­нутых морей (ст. 122) — это заливы, бассейны или моря, окруженные двумя или более государствами и сообщающиеся с другими морями или океанами через узкий проход, либо состоящие главным образом или полностью из территориального моря и исключительной эконо­мической зоны прибрежных государств.


Конвенция не определяет правового режима закрытых морей, но Устанавливает приоритетные права прибрежных государств на управ­ление живыми ресурсами, защиту и сохранение морской среды, коор­динацию научных исследований.

Черное и Балтийское моря — это полузакрытые (региональные) Моря. Их правовой режим отделен от статуса Черноморских или Бал­тийских проливов.

Каспийское море, не имеющее естественного соединения с Миро­вым океаном, является замкнутым водоемом, пограничным морем-озером. Каспий представляет собой международный водоем: при­лежными странами долгое время являлись два государства — Россия (СССР) и Персия (Иран); по Каспию осуществляется международное судоходство.   Правовой   режим   Каспийского   моря   установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. (формально юридически действуют) и предусматривает общее владение и совместное ис­пользование Каспия. Договоры регулируют вопросы мореплавания (1921) и рыболовства (1940), но не касаются недропользования.

После распада СССР появились три новых государства — Азербай­джан, Казахстан и Туркменистан, которые приступили к хозяйствен­ной деятельности на каспийском шельфе, разделив его на «нацио­нальные сектора». Иран выступил с осуждением действий бывших советских республик, обвинив их в нарушении правового статуса Кас­пия, установленного советско-иранскими договорами.

В 1992 г. начались переговоры о правовом статусе Каспийского мо­ря. Попытки России и Ирана распространить на минеральные ресур­сы его дна режим общего владения и совместного пользования успеха не имели. Азербайджан выступил за раздел Каспия (дна, воды и воз­душного пространства со всеми их природными ресурсами) на нацио­нальные сектора. Казахстан предложил применять к Каспийскому морю нормы Конвенции ООН по морскому праву, поделив море на территориальные воды и исключительные экономические зоны. Турк­менистан заявил, что до выработки нового правового статуса будет придерживаться как советско-иранских договоров, так и секторально­го деления.

Россия предложила принять на основе консенсуса Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Проект Конвенции был предло­жен российской делегацией в 1996 г. на встрече министров иностран­ных дел прикаспийских государств.

Суть российского Проекта: в 45-мильной прибрежной зоне каждое государство должно обладать исключительными суверенными права­ми на минеральные ресурсы морского дна. Там, где. морская добыча уже велась прибрежным государством за пределами 45-мильной зоны, такое государство обладает «точечной» ресурсной юрисдикцией на со­ответствующие месторождения. Центральная часть моря остается в общем владении, а ее углеводородные ресурсы разрабатываются со­вместной акционерной компанией прикаспийских государств.