ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 1046
Скачиваний: 1
В международном праве действуют специальные соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г. Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случае аварии, приведшей к загрязнению моря нефтью, 1969 г. (с Протоколом к ней о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения его веществами, иными, чем нефть, 1974 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом к ней 1978 г. (составляют единую Конвенцию МАРПОЛ 1973— 1978 гг.).
В региональных соглашениях установлен полный запрет сброса нефти и ее отходов в особых регионах — в Балтийском море и Балтийских проливах, в Черном море и Черноморских проливах, в Средиземном море.
Обеспечение безопасности мореплавания — один из принципов морского права. Государство флага в открытом море обязано принимать меры, необходимые для безопасности мореплавания:
1. Контроль за конструкцией и оборудованием судов, их пригодностью для мореплавания (Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом к ней 1978 г.).
2. Контроль за комплектацией экипажа, условиями его труда и обучения (Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несущих вахту 1978 г.).
3. Контроль за использованием сигналов и связи, предупреждающих столкновение судов (Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г. — МППСС-72).
Женевская конвенция 1958 г. (ст. 12) и Конвенция 1982 г. (ст. 98) устанавливают, что каждое государство должно вменить капитану судна, плавающего под его флагом, обязанности по оказанию в открытом море помощи:
1. Любым лицам, которым угрожает гибель.
2. Следовать с максимальной скоростью на помощь любому судну, терпящему бедствие.
3. Оказывать необходимую помощь судам, экипажам, пассажирам в случае столкновения судов.
Конкретные вопросы оказания помощи регламентируются в Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. и в Конвенции о спасании 1989 г.
18.9. Правовой статус морского дна за пределами национальной юрисдикции (Международный район морского дна — Район)
Женевская конвенция об открытом море 1958 г. не содержит специальных положений, регулирующих правовой режим морского Дна, — оно считается частью открытого моря. В целях установления определенного статуса морского дна в 1967 г. был создан специальный Комитет по мирному использованию дна морей и океанов.
Конвенция 1982 г. содержит положения об интернациональное статусе Района (дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции). Часть XI Конвенции «Район» представляет собой новеллу международного морского права. Деятельность в Районе понимается как все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов. Ресурсы определяются как все минеральные ресурсы Района: на морском дне или в его недрах (ст. 133).
Район и его ресурсы являются общим наследием человечества (ст. 136), — никакое государство не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права, либо осуществлять их в отношении Района и его ресурсов. Запрещено присвоение частей Района и его ресурсов; любые притязания и присвоения имеют неправомерный характер. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо часть Района и его ресурсов (ст. 137).
Правовой режим Района и его ресурсов определяется всеми государствами совместно. Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества (ст. 140). Конвенция 1982 г. закрепляет право внутриконтинентальных государств на доступ к общему наследию человечества и получение выгод от эксплуатации ресурсов Района (ст. 122). Финансовые и экономические выгоды, полученные от деятельности в Международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости, с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, не достигших политической независимости. Такое распределение доходов от деятельности в Районе не требует участия в ней не готовых к этому развивающихся стран.
Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган — ст. 153). Ресурсы не подлежат отчуждению, полезные ископаемые могут отчуждаться только в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. (ч. XI) и правилами,. устанавливаемыми Органами Района открыт для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Поощряется участие развивающихся стран в деятельности по освоению Района и его ресурсов. Особый правовой режим Района не затрагивает статус покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.
Добыча ресурсов Района осуществляется Органом через Предприятие. Деятельность в Районе организуется и контролируется Органами. Все государства — участники Конвенции 1982 г. ipso facto являются членами Органа. Предприятие представляет собой своеобразную ПОД' структуру Органа. Конвенция устанавливает параллельную систему разработки ресурсов Района: добыча ресурсов осуществляется Органом через Предприятие, государствами — участниками Конвенции их предприятиями в ассоциации с Органом, физическими и юридическим лицами, имеющими гражданство этих государств или находящимися под их контролем. Деятельность государств, их предприятий, физических и юридических лиц осуществляется на основе контрактов с органом.
Правовой режим Района основан на требовании развивающихся государств, не принимающих на себя никаких обязательств, оказывать им помощь за счет естественных богатств Района. Эта цель достигается через Предприятие, которое представляет собой основную структуру для подготовки развивающихся стран к эксплуатации морских ресурсов и получению выгод от их освоения.
Основные положения ч. XI Конвенции 1982 г.:
1. Обязанность
государств-участников выделять один
из зарезервированных
за ним участков Района для организации
там совместно с
Предприятием
производства, которое финансируется
этим государством.
2. Обязанность государств сотрудничать в целях передачи развивающимся государствам и Предприятию новых технологий и секретов производства, относящихся к деятельности в Районе, чтобы все государства могли получать выгоды от этого (ст. 144).
3. Деятельность
по эксплуатации ресурсов Района должна
осуществляться
с учетом интересов стран-экспортеров
(развивающихся стран),
добывающих на суше те виды полезных
ископаемых, которые будут
извлечены в Районе. Предприятие
устанавливает выплату компенсаций
тем государствам, экономике которых
может быть нанесен
ущерб
в результате интенсивной добычи полезных
ископаемых в Районе,
что вызовет падение их рыночных цен.
4. Не допускается монополизация ресурсов Района: число участников деятельности в Районе от каждого государства ограничено, установлен максимальный уровень добычи полезных ископаемых Района.
Все эти положения были закреплены в Конвенции по настоянию Развивающихся государств и в результате их численного преимущества при голосовании. В Конвенции 1982 г. установлен такой правовой Режим Района, который создал неоправданные преграды для разработки глубоководных ресурсов. В итоге подавляющее большинство Развитых государств (США, Япония, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция, ФРГ, Дания и др.) отказались от участия в Конвенции.
СССР исходя из политических соображений (солидарность со странами третьего мира и в противовес «давлению со стороны империалистических держав») подписал Конвенцию 1982 г., хотя с экономической точки зрения ее положения не были приемлемы для СССР как развитой морской державы. Однако Конвенция не была ратифицирована СССР, и долгое время ее нормы не имели для нашей юридической силы.
Без финансово-экономического участия развитых государств создание Органа и его деятельность были невозможны. В 1990—1994 гг. Генеральный секретарь ООН организовал неофициальные консультации государств в рамках ООН с целью достижения всеобщего участия в Конвенции по морскому праву.
В 1994 г. было заключено Соглашение об осуществлении ч. XI Конвенции 1982 г. Соглашение имеет официальный статус документа ООН. Оно вступило в силу на временной основе одновременно с Конвенцией 1982 г. При несоответствии положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г. преимущественную силу имеют нормы Соглашения.
Соглашение 1994 г. внесло серьезные изменения в положения ч. XI Конвенции:
1. Отмена всех преимуществ и льгот для Предприятия.
2. Предприятие может функционировать только в рамках совместного предпринимательства на одинаковой с другими контракторамиоснове.
3. Упразднение обязанностей государств-участников финансировать для Предприятия добычу ресурсов на одном из зарезервированных за ними участков.
4. Государства-участники не несут никаких обязанностей по финансированию каких-либо операций на участках Предприятия ни в рамках каких-либо организаций, ни при совместном предпринимательстве.
5. Предприятие может приобретать технологии для деятельности в Районе на справедливых и разумных коммерческих условиях на открытых рынках или через посредников при совместном предпринимательстве.
6. Вся добыча глубоководных морских ресурсов осуществляется на коммерческой основе. Не применяются положения ч. XI Конвенции о запрещении монополизации добычи ресурсов Района.
Вместо
компенсационной системы предусмотрено
оказание помощи
странам-экспортерам, экономика которых
может испытывать затруднения
от падения цен или уменьшения объемов
экспорта из-за деятельности
в Районе. Эта помощь оказывается через
специальный фонд
за счет платежей контакторов и добровольных
взносов государств.
Решение об оказании помощи принимается
на основе консенсуса.
Финансовый комитет принимает рекомендации
посредство
принципа
единогласия. Соглашение
1994 г. принципиально изменило положения
ч. XI Конвенции
по морскому праву в пользу индустриальных
держав, позволило
им подписать и ратифицировать ее. В 1994
г. Конвенция 1982 г. вступила в силу.
18.10. Закрытые и полузакрытые (замкнутые и полузамкнутые) моря; международно-правовой статус Каспийского моря
Закрытые или полузакрытые моря омывают берега нескольких государств и по своему географическому положению не могут быть использованы для транзитного прохода через них в другие моря и океанские пространства. Доставка из открытых морей в закрытые осуществляется по узким морским путям (проливам, каналам и рекам), ведущим только к побережью государств, расположенных вокруг закрытого моря.
Сущность концепции закрытых морей, разработанная в XVIII— XIX вв., заключается в том, что в таких пространствах в полном объеме не могут применяться свободы открытого моря: в закрытые моря ограничен доступ военных морских судов неприбрежных государств. Эта концепция является общепризнанной, поскольку соответствует интересам безопасности прибрежных государств. В настоящее время концепция закрытых морей используется в целях установления специальных правил правовой защиты морской среды, правового регулирования рыболовства.
Конвенция 1982 г. содержит определение замкнутых или полузамкнутых морей (ст. 122) — это заливы, бассейны или моря, окруженные двумя или более государствами и сообщающиеся с другими морями или океанами через узкий проход, либо состоящие главным образом или полностью из территориального моря и исключительной экономической зоны прибрежных государств.
Конвенция не определяет правового режима закрытых морей, но Устанавливает приоритетные права прибрежных государств на управление живыми ресурсами, защиту и сохранение морской среды, координацию научных исследований.
Черное и Балтийское моря — это полузакрытые (региональные) Моря. Их правовой режим отделен от статуса Черноморских или Балтийских проливов.
Каспийское море, не имеющее естественного соединения с Мировым океаном, является замкнутым водоемом, пограничным морем-озером. Каспий представляет собой международный водоем: прилежными странами долгое время являлись два государства — Россия (СССР) и Персия (Иран); по Каспию осуществляется международное судоходство. Правовой режим Каспийского моря установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. (формально юридически действуют) и предусматривает общее владение и совместное использование Каспия. Договоры регулируют вопросы мореплавания (1921) и рыболовства (1940), но не касаются недропользования.
После распада СССР появились три новых государства — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, которые приступили к хозяйственной деятельности на каспийском шельфе, разделив его на «национальные сектора». Иран выступил с осуждением действий бывших советских республик, обвинив их в нарушении правового статуса Каспия, установленного советско-иранскими договорами.
В 1992 г. начались переговоры о правовом статусе Каспийского моря. Попытки России и Ирана распространить на минеральные ресурсы его дна режим общего владения и совместного пользования успеха не имели. Азербайджан выступил за раздел Каспия (дна, воды и воздушного пространства со всеми их природными ресурсами) на национальные сектора. Казахстан предложил применять к Каспийскому морю нормы Конвенции ООН по морскому праву, поделив море на территориальные воды и исключительные экономические зоны. Туркменистан заявил, что до выработки нового правового статуса будет придерживаться как советско-иранских договоров, так и секторального деления.
Россия предложила принять на основе консенсуса Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Проект Конвенции был предложен российской делегацией в 1996 г. на встрече министров иностранных дел прикаспийских государств.
Суть российского Проекта: в 45-мильной прибрежной зоне каждое государство должно обладать исключительными суверенными правами на минеральные ресурсы морского дна. Там, где. морская добыча уже велась прибрежным государством за пределами 45-мильной зоны, такое государство обладает «точечной» ресурсной юрисдикцией на соответствующие месторождения. Центральная часть моря остается в общем владении, а ее углеводородные ресурсы разрабатываются совместной акционерной компанией прикаспийских государств.