Файл: Mezhdunarodnye_ekonomicheskie_organizatsii_2014_rus-1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 530
Скачиваний: 2
6. Лекционный комплекс (тезисы лекций)
Тема 1. Международные организации: понятие, функции и виды
Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы.
Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции, совещания, конгрессы, осуществляющие свою деятельность в течение ограниченного периода времени.
Способами взаимодействия в международном регулировании являются:
1) директивы и резолюции, принимаемые и разрабатываемые международными организациями. Они являются обязательными для их членов;
2) многосторонние соглашения, которые заключаются на межправительственном уровне;
3) договоренности и соглашения;
4) консультации и сотрудничество на региональном уровне.
Регулирование экономической политики государств происходит как в региональном, так и в международном аспекте и основывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физическими лицами, экономическими объединениями.
Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между определенными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.
Особую роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН.
В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику, но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.
Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации. В основном это объединения предпринимателей:
1) Международная торговая палата;
2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров;
3) фонды развития, создаваемые неправительственными организациями;
4) конференции и круглые столы, проводимые предпринимателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.
На современном этапе основными задачами международного регулирования являются:
1) снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере;
2) формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразных формах; ликвидация дискриминации в торгово-экономических отношениях между странами и группировками;
3) оказание содействия развитию частного предпринимательства;
4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;
5) координация и согласование макроэкономической политики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных регионов.
Международные экономические организации на все стороны межгосударственных экономических отношений оказывают решающее влияние.
Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правового регулирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают такие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государственное законодательство.
Целями и функциями международных экономических организаций являются:
1) исследование и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений;
2) снабжение стабилизации валют;
3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами;
4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу;
5) стимулирование улучшения трудовых отношений и условий труда;
6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регулирования мирохозяйственных связей.
Можно отметить, что Международные межправительственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития международных экономических отношений.
Существуют основные направления Международного регулирования:
1) промышленное и экономическое сотрудничество;
2) сотрудничество в транспортной сфере;
3) сотрудничество в валютно-финансовой системе;
4) сотрудничество в рамках мировой торговли;
5) сотрудничество в системе интеллектуальной собственности;
6) сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;
7) сотрудничество в инвестиционной сфере;
8) научно-техническое сотрудничество;
9) сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.
Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 2. ООН - фундамент глобальной системы
Усиление интернационализации хозяйственной жизни привело к резкому увеличению числа проблем, связанных с мировой экономикой и международными экономическими отношениями. Одновременно с этим усложнился и сам характер вопросов, стоящих перед человечеством. Большинство из них уже не могло быть решено на двусторонней основе, а требовало участия значительного числа государств или даже всех стран мира. Произошедшие изменения обусловили необходимость оперативного решения этих проблем при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные организации, главной из которых по праву можно назвать Организацию Объединенных Наций (ООН). Международные организации, создававшиеся в течение XIX в., в основном решали отдельные задачи, такие, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Например, Международный союз электросвязи был основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз, а Всемирный почтовый союз был создан в 1874 г. В настоящее время они являются специализированными учреждениями ООН. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в XIX в. в таком дипломатическом образовании, как «Европейский концерт» — первой попытке объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами. «Европейский концерт» внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении. В 1899 г. в Гааге состоялась первая Международная мирная конференция по разработке инструментов мирного урегулирования кризисов, предотвращения войн и выработке кодекса законов и обычаев войны. Она приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Международный арбитражный суд, который начал функционировать в 1902 г. Но лишь после Первой мировой войны была создана предшественница Организации Объединенных Наций — многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества — Лига Наций. Лига Наций, зародившаяся во время Первой мировой войны, была учреждена в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором, согласно которому при Лиге Наций была создана также Международная организация труда (МОТ).Целью новой организации стало развитие сотрудничества между народами и достижение мира и безопасности. Несмотря на эти величественные идеалы, Лига Наций в основном была ориентирована на Европу и на Запад в целом, оставляя на заднем плане интересы стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большая часть из которых находилась еще в колониальной зависимости. Лига Наций не смогла предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 г. формально прекратила свое существование. В годы войны главные союзные державы — США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай — предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на совместной борьбе против стран фашистского блока — Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941 г., в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 г. президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию. Название «Объединенные Нации» было предложено Ф. Рузвельтом. Впервые оно встречается в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне 1 января 1942 г. Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре1943 г. заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс, проходившая с 21 августа по 7 октября 1944 г., явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены предложения по созданию Всеобщей международной организации, которые одобрили США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. Большая пятерка держав — США, Великобритания, Франция, Советский Союз и Китай — выработала формулу для разрешения споров. ООН была официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля — 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. На этой конференции был разработан Устав Организации. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза и США в Думбартон-Оксе. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г., после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ1. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 3. Межправительственные организации и учреждения связанные с ООН
Цели, задачи, структура ЮНКТАД. Финансирование Организации. Основные направления деятельности и основные достижения ЮНКТАД. ЮНКТАД и другие организации.
Программы развития ООН (ПРООН). Сферы и направления деятельности. Основные задачи. ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН). Области деятельности. Основные задачи. Цели, задачи и структура ПРООН. Бюджет ПРООН. Основные направления деятельности ПРООН.
Основные направления деятельности ЮНИДО. Цели и задачи. Структура Организации. ЮНИДО и другие международные организации. Резолюция ООН по учреждению ЮНИДО - организации по промышленному развитию. Цель и задачи ЮНИДО. Структура ЮНИДО. Функции. Государства-члены. Программа реформ ЮНИДО. Проекты ЮНИДО. Инвестиционная сеть организации. Совместный проект ЮНИДО и ПРООН.
История создания ФАО. Структура, цели и направления деятельности Механизм осуществления деятельности и финансирования.
Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО — МТЦ (Interna¬ tional Trade Center Unctad/WTO — ITC) является международной межправительственной организацией системы ООН по оказанию технического содействия развивающимся странам и странам с экономикой переходного периода в развитии их экспортного потенциала и международной торговли.
Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on In¬ ternational Trade Law — UNCITRAL) была учреждена в соответствии с резолюцией 2205 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1966 г. ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) — это международное соглашение о контроле за выбросом парниковых газов в 2008—2012 гг. Киотский протокол носит пилотный характер, его цель — в течение пяти лет запустить и наладить принципиально новые экономические механизмы снижения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли — торговлю квотами и проекты совместного осуществления и чистого развития.
ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — UNESCO). Лондонская конференция ООН и учреждение ЮНЕСКО. Устав ЮНЕСКО. Цели и задачи ЮНЕСКО. Членство. Ассоциированные члены. Структура. Генеральная конференция. Исполнительный совет. Национальные комиссии. Региональные структуры. Секретариат. Деятельность ЮНЕСКО. Партнеры ЮНЕСКО. Приоритетные области. Международные комиссии, комитеты и другие партеры ЮНЕСКО. Программы и мероприятия ЮНЕСКО. Ежегодные конференции и встречи ЮНЕСКО. Роль ЮНЕСКО в разработке международных соглашений.
Всемирная туристическая организация — ЮНВТО (United Nations World Tourism Organization — UNWTO) — специализированное учреждение ООН, является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. Она служит в качестве глобального форума в области туристической политики и практического источника туристического ноу-хау.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 4. ВТО и МТП: их роль в регулировании международной торговли.
Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров. Основные итоги Уругвайского раунда. Краткое содержание договоренностей, достигнутых в результате Уругвайского раунда. Всемирная торговая организация (ВТО) — функции, задачи, структура и механизм работы, процедура присоединения к ВТО.Процедура Вступления в организацию и основные этапы переговоров Казахстана и ВТО. Основные этапы переговоров. Современное состояние вступительного процесса. Процедура присоединения к ВТО
Цели и задачи, членство в МТП. Структура Организации. Основные направления деятельности.
Международная торговая палата — МТП (International Chamber of Commerce — ICC) основана в 1919 г. как неправительственная организация. Она объединяет деловые круги во всемирном масштабе и является крупнейшей международной организацией частного предпринимательства. Ее по праву часто называют Всемирной организацией бизнеса.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 5. Направления деятельности ОЭСР.
Конвенция об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Цели ОЭСР. Членство, государства и организации - члены. Страны — члены ОЭСР и дата их вступления в Организацию Структура, процедуры работы и финансирование ОЭСР. Процедура работы ОЭСР. Структура: Совет, Исполнительный комитет. Комитеты, рабочие группы, Международный секретариат, департаменты, Автономные и полуавтономные органы. Деятельность Центра. Рабочая программа для 15 стран. Программа «Партнер на переломе». Роль «Большой семерки».
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 6. Международные финансовые организации.
Всемирный Банк. История Создания. Институты Всемирного Банка. Цель и первоочередные задачи ВБ.
Создание Международного банка Реконструкции и Развития (МБРР). Цели и задачи МБРР. Государства - члены. Структура. Инвестиционная политика МБРР. Международная Ассоциация Развития (МАР) в системе МБРР.
История образования Международного валютного фонда (МВФ). Цели и задачи. Функции. Государства-члены. Структура. Политика и механизмы функционирования МВФ. Обычные механизмы. Специальные механизмы. Техническая помощь.
Образование Международной Финансовой Корпорации (МФК). Цели и задачи МФК. Государства-члены. Структура. Деятельность.
Образование Международного агентства по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Цели и задачи. Государства-члены. Структура. Деятельность.
Образование Международной ассоциации развития (МАР). Цели. Членство. Государства-члены. Структура. Деятельность.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 7. Международная стандартизация и сертификация: ИСО. Всемирная организация интеллектуальной собственности.
ИСО — это сеть национальных институтов по стандартизации из 159 стран мира, основанная по принципу «по одному члену от каждой страны-участницы». ИСО является организацией федеративного типа. В ее состав Основное поле деятельности ИСО — упорядочивание системы мировой торговли и создание стандартов, применимых во всем мире. ИСО является самым крупным разработчиком стандартов в мире. Основной деятельностью этой организации является разработка технических стандартов, эти стандарты находят свое применение еще в экономической и социальной областях. Международные стандарты, разработанные ИСО, пригодны для промышленных и коммерческих предприятий всех типов, для правительственных институтов, для официальных торговых представителей, для производителей и потребителей товаров как в частном, так и в государственном секторе, но в основе своей они предназначаются для конечных потребителей, т.е. для населения.
Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Цели и задачи. ВОИС. Функции. Членство. Структура. Административные советы. Деятельность. Две основные области ВОИС.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 8. МАГАТЭ – международная организация в сфере ядерной энергетики: новые возможности и угрозы.
Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency — IAEA) является ведущей международной организацией научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. Создано в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 г. в качестве автономной организации. Штаб-квартира — Вена. Участниками МАГАТЭ являются 145 государств, включая Россию, США, Китай, Индию, Францию, Великобританию, Иран, Ирак. Агентство также заключило 64 договора с различными международными организациями.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 9. Международные организации в нефте-газовой сфере.
Багдадская конференция и образование Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Принятие Устава ОПЕК на конференции в Каракасе. Цели организации. Членство. Государства-члены. Структура: Конференция, комиссии, Совет управляющих, Экономическая комиссия ОПЕК, Секретариат ОПЕК. Деятельность. Сотрудничество в области обмена информацией с ЕС и Международным энергетическим агентством. Пути предоставления помощи ОПЕК. Другие виды деятельности.
Форум стран — экспортеров газа — ФСЭГ (Gas Exporting Countries Forum — GECF), или, как его еще называют, «газовая ОПЕК» — это международная межправительственная организация, объединяющая крупнейших мировых производителей газа и нацеленная на представление и продвижение взаимных интересов стран-участниц. Впервые идея создания организации, объединяющей стран — экспортеров газа, возникла еще в 70-х годах прошлого века у правительств Ирана, Ирака и Катара. Однако тогда этим желаниям не суждено было сбыться. В начале XXI в. с осознанием производителями газа необходимости координации своих действий и ценовой политики при поставках на внешние рынки произошла реанимация «подзабытой» идеи, и в мае 2001 г. был учрежден Форум стран — экспортеров газа.
Литература: 1 – 27 (см. п.5)
Тема 10. ОБСЕ
Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Деятельность СБСЕ. Белградская встреча и ее решения. Мадридское совещание и ее результаты. Значение Стокгольмской конференции для развития СБСЕ.
Парижская хартия для новой Европы. Создание новых институтов. Роль Берлинской, Пражской, Стокгольмской и Римской встреч в развитии Совета. Хельсинская декларация 1992 г. Венская декларация. Изменение статуса СБСЕ и образование ОБСЕ. Цели и задачи ОБСЕ. Десять принципов. Права (Парижская хартия для новой Европы). Государства-члены. Структура и институты. ОБСЕ и права человека. Механизмы обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения. Стамбульская хартия ОБСЕ.