Файл: Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo_Kurs_lektsiy_V_G-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 2923

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное публичное право

Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5

Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права………………………………………………………………………………...22

Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29

Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60

Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93

Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103

Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133

Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 2. Система международного публичного права.

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.

3. Основания международно-правовой ответственности

Уставные цели Совета Европы - защита прав человека и плюралистической демократии; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Вопросы самоконтроля знаний

Согласно законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться.

Контрибуции могут взиматься лишь на основании письменного распоряжения начальствующего командира, и по каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка. Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участие в военных действиях против своего отечества.

Армия, занимающая ту или иную область, может завладеть движимой собственностью вражеского государства, способной служить для военных действий, включая деньги, фонды и долговые требования. Оккупирующее государство обязано сохранять основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий.

Преднамеренный захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений, как частных, так и государственных, равно как и исторических памятников, художественных и научных произведений, воспрещаются и подлежат преследованию.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 года является запрет угона и депортирования гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещения части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Допускается, однако, полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Привлечение жителей оккупированной территории к принудительному труду допускается только для нужд оккупационной армии или местного населения. При этом оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах. Если снабжение населения недостаточно, оккупирующая держава должна согласиться на мероприятия по оказанию гуманитарной помощи со стороны третьих государств, Международного комитета Красного Креста и других беспристрастных организаций.

Уголовное законодательство должно в принципе оставаться таким, каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют собой угрозу безопасности оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

5.Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны.

Окончание военных действий и состояния войны — это акты, отличающиеся один от другого как по способамих юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.


Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.

В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже в крайнем случае немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.


Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 — 1920 годов, которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров. После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Практике известны и другие способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г.

Состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации. Например, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией «прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские, дружественные отношения».

Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией — ее расколом на два государства, а с Японией — существованием неурегулированного территориального вопроса.





Вопросы самоконтроля знаний.



1. Какие нормы права действуют в период вооруженных конфликтов?

2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны?

3. Каковы права и обязанности нейтральных государств?

  1. Каково правовое положение участников вооруженных конфликтов?

  2. Назовите основные принципы и нормы международно-правовой регламентации ведения военных действий.

  3. Каковы правовые последствия военной оккупации?

  4. Определите содержание понятия «жертвы войны».

  5. Назовите основные источники, содержащие нормы, относящиеся к защите жертв войны.

  6. Каков правовой статус гражданского населения и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.

  7. Назовите основные принципы и нормы международно-правовой регламентации окончания военных действий и состояния войны.






Источники и литература

Источники:

  1. Устав ООН // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.1.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

  2. Статут Международного Суда // Там же.

  3. Положение О Комиссии международного права. // Там же.

  4. О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН: Декларация ООН от 24 октября 1970 г. // Там же.

  5. Итоговый документ Венской встречи 1986-1989 гг. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, от 15 января 1989 г. // Там же.

  6. Венская конвенция о праве международных договоров, от 23 мая 1969 г. // Там же.

  7. Устав Совета Европы, от 5 мая 1949 г. // Там же.

  8. О правопреемстве государств в отношении международных договоров: Венская конвенция от 23 августа 1978 г. // Там же

  9. О правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов: Венская конвенция от 8 апреля 1983 г. // Там же.

  10. Решение Совета глав государств СНГ, от 21 декабря 1991 г. // Там же.

  11. О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР: Договор от 4 декабря 1991 г. // Там же.

  12. О дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР: Соглашение от 13 марта 1992 г. // Там же.

  13. О распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом: Соглашение от 6 июля 1992 г. // Там же.

  14. О правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР: Соглашение от 6 июля 1992 г. // Там же.

  15. О совместных мерах в отношении ядерного оружия: Соглашение от 21 декабря 1991 г. // Там же.

  16. Устав СНГ от 22 января 1993 г. // Там же.

  17. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, от 1 августа 1975 г. // Там же.

  18. Парижская хартия для новой Европы, от 21 ноября 1990 г. // Там же.

  19. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, от 15 ноября 1982 г. // Там же.

  20. Декларация об укреплении международной безопасности, от 16 декабря 1970 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.2.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

  21. Определение агрессии: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. // Там же.

  22. Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала. // Международное публичное право. Сборник документов. Т.2. - М.: Издательство БЕК,1996.

  23. Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.3.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

  24. Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенного на территории бывшей Югославии с 1991 года // Международное публичное право. Сборник документов. Т.2. - М.: Издательство БЕК,1996.

  25. Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г. // Там же.

  26. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998.

  27. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Там же.

  28. Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. // Там же.

  29. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. // Там же.

  30. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // Там же.

  31. Конвенция о рабстве. // Там же.

  32. Учредительные документы СНГ // Международное публичное право. Сборник документов. Том 2.- М.: Издательство БЕК,1996.

  33. Венская конвенция о дипломатических сношениях, от 18 апреля 1961 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.1.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

  34. Устав Организации американских государств 1948 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.2.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

  35. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // Там же

  36. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1998.

  37. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой от 14 декабря 1974 г. // Там же.

  38. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Там же, т.2.

  39. Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на боту воздушного судна от 14 сентября 1963 г. // Там же.

  40. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами // Там же.

  41. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Народная газета.-11.12.99г., №244

  42. Европейская конвенция о защите прав человека и осн. свобод. - М.: РАН, 1997


Учебники и учебные пособия:

  1. Лукашук И. Международное право. Общая часть. М.: БЕК, 1996.

  2. Международное публичное право / Под ред. Ю.М. Колосова. М., 1996.

  3. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999.

  4. Бирюков П.Н. Международное право. М.: Юрист, 1998.

  5. Права человека: Учебник/ Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999

  6. Заплаткин Ю. М., Севостьянов Н.В. Экзамен по международному публичному праву. Уч. пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 1998

  7. Моисеев Е.Г. Международные правовые основы сотрудничества стран СНГ. Уч. пособие-М., : Юрист,1994

  8. Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. Уч. пособие - М.: Юрист, 1995

Литература

Блищенко И.П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. - М.: Изд-во МНИМП, 1999

Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 1994.

Международные организации системы ООН. Справочник. М., 1990.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Дело, 1998

Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.

Черниченко С.В. Теория международного права: В 2-х т. : Современные теоретические проблемы. - М.: Изд-во НИМП, 1999
























Отпечатано на множительной технике Витебского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

г. Витебск, ул. «Правды» 8а. Лицензия ЛВ № 153


Тираж 120 экз.