ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 2922
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5
Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15
Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29
Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60
Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93
Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103
Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133
Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200
Лекция 2. Система международного публичного права.
Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.
Формы участия международных организаций в правотворческом процессе весьма разнообразны. В процессе работы международных организаций происходит процесс согласования воль государств, выяснения потребностей и возможностей создания новых норм, в том числе и путем заключения многосторонних договоров. Подготавливается почва для начала процесса нормотворчества. Нередко в своих резолюциях организации определяют также принципы и нормы, подлежащие воплощению в договорах.
Вспомогательные источники международного не могут рассматриваться как формы нормотворчества в области общего права.
Резолюции международных организаций подразделяются с точки зрения процесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением , например, ратификацией (Всемирный почтовый союз).
Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права, о чем говорилось выше. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции ГА ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека, Договора о нераспространении ядерного оружия и т.д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т.д.
К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что права человека впервые были сформулированы в национальных документах, а в последствии, как один из самых ценных институтов перекочевал в общее международное право. В данном случае национальное право выступило в качестве первичного источника. В дальнейшем институт прав человека трансформировался в практике ООН. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т.д.), которые не являясь источником международного права (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.
Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного права признаются в англоязычных государствах. Однако, как вспомогательный источник права, решения Международного Суда ООН, имеют важное значение прежде всего по причине выше упомянутой конкретизации обычных норм. Кроме того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания обычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняются важные принципы, регулирующие международные отношения.
Особое место в международно-правовой системе принадлежит в доктринам международного права. Теория всегда играла существенную роль в юриспруденции. Достаточно хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстиниана представляли собой свод выдержек из трудов римских юристов. В формировании международного права труды юристов имели очень большое значение. Именно в этих трудах была высказана сама идея его сознания. Тем не менее исторически доктрины международного права всегда страдали национализмом и только в последнее время усиливается процесс интернационализации международно-правовой теории. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, созданная в 1873 г. (штаб-квартира в Лондоне), Института международного права (учрежден в 1873 г. в Брюсселе) и т.д. Тем не менее, доктрина, согласно российской теории права, - только вспомогательное средство для определения норм.
Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:
* установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
* изменением или пересмотром устаревших норм;
* разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
* закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях), либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).
Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она началась во второй половине прошлого века и целиком была вначале посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая создала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).
Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевских конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.
Вопросы самоконтроля знаний.
-
Дайте определение категорий «система права» и «правовая система»
-
Охарактеризуйте международное право как систему права.
-
Дайте определение нормы международного права.
-
Сформулируйте отличия норм международного и национального права.
-
Определите понятие «институт международного права»
-
Приведите примеры институтов международного права.
-
Определите понятие «отрасль международного права»
-
По каким основаниям классифицируются нормы международного права?
-
Назовите отличия и приведите примеры универсальных, региональных, локальные норм.
-
Определите отличия императивных и диспозитивных норм международного права.
-
Определите особенности норм «мягкого права» в МПП
-
Назовите отличия обычных и договорных норм.
-
Назовите международный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в современном международном праве.
-
Назовите международно-правовой акт, являющийся «источником источников» современного международного права.
-
Дайте определение источника международного права
-
Назовите основные источники международного права.
-
Определите понятие и содержание международного договора как источника международного права
-
Какую роль играет в современном международном праве международный обычай?
-
Являются ли источниками международного права акты международных совещаний, межгосударственных организаций и их органов.
-
Какие международные органы обеспечивают кодификацию международного права?
Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.
1. Периодизация международного права. Международные отношения в Древнем мире и в период средневековья.
2. Возникновение международного права на рубеже средневековья и Нового времени.
3. Классическое международное право.
4. Переход к современному международному праву.
1. Периодизация международного права. Международные отношения в Древнем мире и в период средневековья.
Одной из важнейших проблем истории международного права является проблема его возникновения и периодизации.
Долгое время доминирующим было утверждение, что международное право возникло вместе с возникновением государств, т.е. еще в Древнем мире.
Другой точкой зрения является убеждение в том, что международное право может возникнуть лишь тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой.. С этой точки зрения время возникновения международного права следует отнести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедительной.
На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных отношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на новый качественный уровень - уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.
В доктрине международного права можно выделить два основных подхода: «исторические» концепции генезиса международного права, которые можно подразделить на формационный и цивилизационный подходы и основанные на них периодизации развития международного права; «историко-правовые» концепции, рассматривающие развитие международного права как относительно автономного социально-правового феномена.
Представляется в целом наиболее предпочтительной периодизацией истории международного права периодизация, предложенная И.И.Лукашуком, которая основана на втором – историко-правовом концептуальном подходе:
- предыстория международного права (с древних веков до конца средневековья) - эпоха совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене;
- классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций) - возникновение и развитие права Нового времени;
- переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН) - понимание государствами необходимости создания новых механизмов регулирования международных отношений после первой мировой войны;
- современное международное право - право Устава ООН.
Международные отношения в Древнем мире выработали целый комплекс традиций, которые впоследствии были либо отвергнуты в межгосударственных контактах как противоречащие задачам самосохранения человеческого рода (война), либо возведены в ранг норм международного права (добрососедство).
В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве партнеров. На первом месте стояли военные цели, “свое” постоянно противопоставлялось “чужому”. Так, например, в древнеиндийских Законах Ману говорилось: “враг - это ваш сосед”, а грек Демосфен доказывал, что варвары (чужеземцы) предназначены природой быть рабами греков. В древних обществах процветала ненависть к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), а между государствами отношения строились исключительно с позиции силы. Великие государства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. Более того у войны появились различного рода первые морально-этические и даже философские обоснования. Так, например, римляне были уверены, что римский народ (государство) не может вести несправедливые войны. Им казалось, что все войны, которые они ведут справедливы по причине господствовавшей доктрине, согласно которой все полезное для Рима угодно богам. Существовало два основных варианта определения субъекта международных отношений. В древневосточных деспотиях субъектом выступал правитель (царь, фараон, раджа, ван и т.д.). В греческом и особенно в римском мире понимание субъекта было более формализовано: полис (свободные граждане государства) или populus romanus (римский народ).
В такой системе международных отношений договор выступал как второстепенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя примерно равными государствами, поскольку война может ослабить друг друга привести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны. Древнейшим из известных международных договоров является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э. Особенно показательным был договор около 1300 г. до н.э. между фараоном Египта и царем хеттов, который по существу стал договором о разделе сфер влияния между двумя великими державами того времени. В нем, в частности, говорилось: “Впредь и до конца вечности, в соответствии с замыслами великого правителя Египта, равно как великого князя страны хеттов, бог не даст благодаря договору случиться вражде между ними... И вовек не вступит великий князь страны хеттов на землю египетскую, чтобы захватить имущество ее, и вовек не вступит Рамсес II, великий правитель Египта на землю (хеттскую, чтобы захватить имущество) ее.” У римлян, если война не оканчивалась дебелляцией (покорением) народа, который считался римлянами варварским но все же римской победой, ее результатом мог стать мирный договор, облеченный форму договора о союзе, а на деле - неравноправный договор о “покровительстве” (побежденная сторона выдавала на безраздельное усмотрение Рима территорию, подданных и богов, но оставался субъектом международных отношений).