ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2020
Просмотров: 1464
Скачиваний: 3
В 1960 г. состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву, на которой были предприняты попытки решить наиболее острые спорные проблемы. Работа Конференции не увенчалась успехом, и не удалось принять никаких международных документов.
Третья конференция ООН по морскому праву проходила в 1973— 1982 гг. В ее работе принимали участие представители 164 государств, наблюдатели от государств, органов национально-освободительных движений, несамоуправляющихся территорий, международных организаций. Итогом Конференции стала Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Конвенция по морскому праву является самой масштабной кодификацией в истории международного права вообще (320 статей и 9 приложений). В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако крупные морские государства отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды). Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал, но ратификация была произведена уже Россией в 1997 г.
Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновременно с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. Соглашения и ч. XIКонвенции должны толковаться и применяться как единый акт-Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции» что дало возможность развитым государствам присоединиться к ней-
Многие морские державы (в первую очередь, США) придерживаются концепции, что положения Конвенции 1982 г. (за исключений норм ч. XI и XV) представляют собой кодификацию действующему морского права и обязательны для всех государств независимо от самой Конвенции и участия в ней. Если эта концепция будет официально признана, ее положения приобретут обязательную силу для всех государств как нормы международного обычного права. В 2004 г. администрация США объявила о своем намерении ратифицировать конвенцию 1982 г.
Конвенция 1982 г. подтвердила и дополнила общепризнанные принципы морского права. Подтверждены основные положения Женевских конвенций 1958 г., установлен статус Международного района морского дна и его ресурсов за пределами континентального шельфа, определены статус и правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод, утверждена трактовка прохода судов через международные проливы, предусмотрена новая система урегулирования международных морских споров.
Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.
18.2. Правовой статус внутренних вод
Внутренние морские воды представляют собой водные пространства, расположенные между береговыми и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние воды — это часть территории прибрежного государства, находятся под его суверенитетом. Граница внутренних морских вод устанавливается в национальном законодательстве с учетом Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенции по морскому праву Внешняя граница внутренних морских вод в портах проводится прямым линиям, соединяющим наиболее выступающие в море портовые сооружения.
Составные части внутренних морских вод:
1- Акватории портов, ограниченные линиями, проходящими через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений.
2- Моря, полностью окруженные сухопутной территорией одного государства, и моря, все побережье которых и оба берега естественного входа в них принадлежат одному и тому же государству (Белое море). Воды заливов, бухт, морских губ и лиманов, моря и проливы исторически принадлежащие данному государству, независимо от ширины естественного входа в них (залив Петра Великого, Гудзонов пролив, Карское море). Эти воды традиционно в силу географических исторических особенностей принадлежат данному государству. Такое положение можно квалифицировать как норму международного обычного права.
3- Воды
заливов, морских губ, бухт, лиманов,
берега которых принадлежат
данному государству до линии естественного
входа, если она не
превышает 24 морских миль. Если линия
входа превосходит
24 морские мили, то
по периметру залива с обеих сторон
проводятся 12-мильные
исходные линии.
4- Воды,
расположенные в сторону берега от прямых
исходных линий, принятых для отсчета
ширины территориальных вод, когда
побережье
сильно изрезано или вдоль берега
расположена цепь островов.
Прямые
исходные линии должны быть обозначены
на карте и доведены
до сведения других государств.
Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания и выхода из них. Доступ иностранных судов во внутренние воды и морские порты осуществляется на основе разрешения прибрежного государства. Разрешительный порядок по-разному применяется к военным и невоенным судам.
Невоенные суда пользуются правом свободного захода в порты, объявленные открытыми. Перечень открытых портов устанавливается прибрежным государством (в Российской Федерации — Мурманск, Санкт-Петербург, Находка, Корсаков, Архангельск, Новороссийск, Игарка и др.). Это право прибрежного государства является нормой международно-правового обычая, подтвержденного в Женевской конвенции о режиме морских портов.
Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного государства. На основе принципа взаимности возможен уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется также вынужденный заход иностранных военных судов во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств (несчастный случай, авария, стихийное бедствие-необходимость оказания медицинской помощи, доставка спасенных людей).
В особом порядке производится заход во внутренние морские воды судов с ядерными установками и ядерным оружием на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. Рыболовецкие и иные промыслы утренних водах могут вестись только с разрешения прибрежного государства. Международно-правовое регулирование затрагивает и хозяйственное использование внутренних вод — Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям 2001 г.
Всe иностранные суда и их экипаж во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарному досмотру Военные корабли (исключая перевозимый на них груз) освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможенных пошлин. Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упростила, сократила и облегчила различные формальности и процедуры в отношении захода иностранных судов во внутренние воды и порты.
На иностранные суда во внутренних водах и портах распространяется юрисдикция прибрежного государства. Власти данного государства вправе распространять свою уголовную юрисдикцию, расследовать преступления, совершенные на борту иностранного торгового судна, когда такое судно находится во внутренних морских водах прибрежного государства. В двусторонних международных договорах о морском торговом судоходстве определен перечень случаев применения уголовной юрисдикции прибрежного государства:
1. Правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства.
2. Последствия правонарушения распространяются на территорию прибрежного государства.
3. Капитан судна или консул обращаются с просьбой об оказании помощи.
4. Преследование со стороны властей прибрежного государства необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Власти прибрежного государства вправе проводить расследование, обыск, арест, передавать дело в суд. Власти обязаны известить о принимаемых мерах консула государства флага судна. На практике, зафиксированной в двусторонних международных соглашениях, прибрежное государство воздерживается от осуществления уголовной Юрисдикции в следующих ситуациях:
1. Преступление не затрагивает интересов прибрежного государства и не распространяется на его территорию.
2. Преступление затрагивает интересы только членов экипажа данного судна.
3.Вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства.
4. Дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.
Распространение гражданской юрисдикции прибрежного государства предполагает право судебных органов рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе случаи загрязнения окружающей среды, и выносить по ним решения. В качестве меры предварительного обеспечения иска возможны арест и задержание иностранного судна. Экипаж такого судна должен быть доставлен в государство флага (Конвенция МОТ о репатриации моряков для случаев ареста судов в иностранном порту 1987 г.).
На практике государства воздерживаются от осуществления гражданской юрисдикции и рассмотрения исков к иностранным торговым судам, если они никак не связаны с прибрежным государством, его физическими и юридическими лицами.
Капитан судна и экипаж могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства.
Распространение административной юрисдикции прибрежного государства означает, что иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море. В случае нарушения к иностранным судам могут быть применены меры административного принуждения.
Государственные некоммерческие и военные суда в иностранных внутренних водах и портах пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. Военные суда обязаны соблюдать законы прибрежного государства и нормы международного права. В случае нарушения военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.
Женевские конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море и Конвенция по морскому праву признают иммунитет только государственных некоммерческих и военных морских судов. Иммунитет от юрисдикции прибрежного государства торговых и других невоенных судов является обычной нормой международного права.
18.3. Понятие и правовой режим архипелажных вод
В 60-х гг. XX в. появилось довольно большое количество государств-архипелагов (Индонезия, Фиджи, острова Зеленого мыса, Багамские острова, Филиппины и др.). Территории этих государств полностью состоят только из островов. Конвенция по морскому прав> 1982 г. ввела в международный оборот новое понятие — архипелажные воды, режим которых применим только к водам государств-архипелагов; и неприменим к водам архипелагов или островов, являющихся частью территории прибрежного государства.
Режим архипелажных вод, установленный в Конвенции, прежде его направлен на решение проблемы международного судоходства через проливы, которые находятся в пределах архипелажных вод.
Архипелажные воды ограничены прямыми исходными архипелажными линиями, которые соединяют наиболее выступающие в море точки самых удаленных островов и рифов архипелагов. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипелага и превышать определенную в Конвенции длину. От этих линий производится отсчет ширины территориального моря, вод прилежащей зоны и т.д. Длина исходных линий не должна превышать 100 морских миль; 3% их общего количества могут иметь длину 125 морских миль.
Соотношение между площадью воды и площадью суши должно составлять от 1:1 до 9:1, поэтому не все государства, целиком состоящие из островов, считаются государствами-архипелагами. Например, территория Японии состоит из почти 4 тыс. островов, но Япония — это островное государство, а не государство-архипелаг (как и Великобритания, Исландия, Мадагаскар и т.п.).
Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, их дно, недра и ресурсы. Суверенитет осуществляется на условиях, предусмотренных в Конвенции 1982 г.
В Конвенции установлены два вида прохода иностранных судов через архипелажные воды — мирный и архипелажный. Правом мирного прохода пользуются суда всех без исключения стран. Мирный проход через архипелажные воды осуществляется на условиях, определенных для мирного прохода через территориальное море (ст. 52). Право архипелажного прохода применяется к находящимся в архипелажных водах морским путям, используемым для международного судоходства (ст. 53).
Архипелажный проход через воды и проливы государства-архипелага обеспечивает интересы международного судоходства и должен осуществляться с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Для архипелажного прохода через свои воды и проливы государство-архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной до 50 морских миль. Эти коридоры пересекают архипелажные воды и включают в себя все обычные морские пути, используемые для международного судоходства и полетов над ними. Такие пути включают в себя все обычные судоходные фарватеры.
Если государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям обычно используемым для международного судоходства.
К режиму архипелажного прохода mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к транзитному проходу через проливы, используемые для судоходства. Эти постановления определяют обязанности судов, осуществляющих проход, и государств, граничащих с проливами, включая их обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать его остановки.
18.4. Правовой статус территориальных вод (моря)
Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажным) водам государства. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.
Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового статуса территориального моря. Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря по своему национальному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница — это государственная граница прибрежного государства на море.