ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2020
Просмотров: 1468
Скачиваний: 3
Основой для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории является очевидность интересов данного государства в отношении защиты своих владений от нападения со стороны моря, обеспечения населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилежащих районов.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила прибрежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от режима внутренних вод: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод- 3 морские мили.
В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. 3). Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония и др.). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль: ФРГ — 3 морские мили, Норвегия — 4, Греция — 6. Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола — 20, Сирия — 35). В 80-х гг. XX в. (до вступления в силу Конвенции 1982 г.) Бразилия, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.
Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:
1.От линии наибольшего отлива.
2.От условной линии внутренних вод.
3.От прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Этот метод применяется, если береговая линия глубоко изрезана или вдоль нее расположена цепь островов. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.
Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых «меряется ширина территориальных вод. Разграничение может осуществляться и другими способами. При отсутствии соглашения между государствами их суверенитет не может распространяться за срединную линию.
Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В этой связи в морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Инвенции 1982 г.).
Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из ни(мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в нал водном состоянии.
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства.
Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:
1. Угроза применения силы или ее применение против прибрежного государства.
2. Любые маневры или учения с оружием.
3. Сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства.
4. Подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летательного аппарата или иного военного устройства.
5. Погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в нарушение правил прибрежного государства.
6. Рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу.
7. Создание помех системам связи.
Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображениям безопасности в отдельных районах территориального моря право мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповещением об этом.
В свое время СССР сделал оговорку к ст. 23 Женевской конвенции о территориальном море 1958 г.: прибрежное государство вправе устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военныхкораблей через территориальное море.
Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязан соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нарушения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем досмотр.
Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследование может продолжаться до захода судна-нарушителя в территориальные воды своего или третьего государства. Если преследование началось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в открытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).
Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранными судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода — военное или торговое. Международное право устанавливает иммунитет военных и государственных некоммерческих морских судов: юрисдикция прибрежного государства на них не распространяется.
Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отношению к праву мирного прохода. К Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода регламентируются в ней подробно и детально.
Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства, игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.
В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм международного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены маршруты движения, суда пользуются правом мирного прохода. Эти договоренности были прияты по инициативе США.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвенции 1958 г., ст. 27 Конвенции 1982 г.) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:
1. Последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства.
2. Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море.
3. Капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве.
4. Вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.
Прибрежное государство не должно останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осуществляться только по обязательствам или в силу ответственности, возникших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территориальном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.
СССР сделал оговорку к ст. 20 Женевской конвенции 1958 г. об иммунитете всех государственных судов в территориальном море: применение к ним гражданской юрисдикции прибрежного государства возможно только с согласия государства флага. Оговорка была основана на доктрине абсолютного иммунитета государства. В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Такой подход основан на господствующей в современном мире доктрине функционального иммунитета государства.
18.5. Прилежащие зоны (понятие, виды, правовой режим)
Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого морского пространства, — оно прилегает к территориальному морю прибрежного государства. Установление прилежащих зон в истории морского права связано с определением ширины территориальных вод.
В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ширину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736—1876 гг. — принятие комплекса различных законов «о лавировании»). В XIX в. США принЯЛ1 закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону 12 морских миль в 1909 г.
Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2 определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море.
В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных законов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели:
1. Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море.
2. Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдикции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства.
Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть открытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), некоторые из них, одну или ни одной.
Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так называемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридического обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление прилежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу».
За исключением таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных прав контроля прибрежного государства во всем остальном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.
18.6. Правовой режим континентального шельфа
Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф — это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка.
1. Континентальный шельф — подводное продолжение континента, примыкающее к суше, с постепенным уклонением дна и небольшой глубиной покрывающих его морских вод.
2. Континентальный склон, в который переходит континентальный шельф. Резкий и значительный уклон морского дна.
3. Континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континентального склона.
Континентальный шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100—200 м, иногда 1500—2000 м.
Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значительные залежи минеральных ресурсов. В 1945 г. Президент США издал Прокламацию о юрисдикции за пределами национальных территорий. К 1958 г. более 20 государств приняли национальные законы о континентальном шельфе.
Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксирует определение континентального шельфа — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее пределы зависят от технических возможностей прибрежного государства.
В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер, — если прибрежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких прав без согласия прибрежного государства.