Файл: по морскому праву.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2020

Просмотров: 1431

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СССР сделал на Третьей конференции заявление, что ИЭЗ сохра­няет статус открытого моря за исключением отдельных прав прибрежного государства, прямо закрепленных в Конвенции. В 1996 г. после­довало заявление МИД РФ: один из фундаментальных принципов международного права — это свобода открытого моря, частью которого является ИЭЗ, поэтому военные корабли и торговые суда всех госу­дарств пользуются в ее пределах свободой судоходства и подчиняются юрисдикции государства флага.

18.8. Открытое море (понятие и международно-правовой режим)

При определении понятия «открытое море» учитываются два при­знака — географический и юридический. Открытое море — это водная часть морских пространств (за исключением морского дна, которое имеет особый правовой статус), находящаяся за пределами нацио­нальных юрисдикции, открытая для использования всем государст­вам на основе норм международного права.

Основой правового режима открытого моря является принцип его свободы, выдвинутый Г. Гроцием в 1609 г. в трактате «О свободе мо­рей». В то время Великобритания, претендовавшая на роль «владычи­цы морей», пыталась воспрепятствовать утверждению этого принципа в международном праве. Россия провозгласила свободу мореплавания еще в XVI в. В XIX в. принцип свободы открытого моря получил все­общее признание.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. определяет откры­тое море как все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства (ст. 1), т.е. это пространство, расположенное за внешней границей территориально- -го моря, открытое для общего и равного пользования всеми нациями без распространения на него суверенитета какого-либо государства.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Закреплен усложненный пространственный признак: положения Конвенции, относящиеся к открытому морю, при­меняются ко всем частям моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в тер­риториальное море (ст. 86). Морские пространства, за пределами ко­торых находится открытое море, можно обозначить как территории, на которые распространяется юрисдикция (суверенитет) прибрежно­го государства в полном объеме (внутренние, архипелажные и терри­ториальные воды), либо в объеме, установленном международным правом (континентальный шельф и ИЭЗ).

И Женевская конвенция об открытом море, и Конвенция по мор­скому праву закрепляют принцип свободы открытого моря для всех государств — прибрежных и внутриконтинентальных. Внутриконтинентальные государства должны иметь доступ к открытому морю; они имеют безусловное право на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море. В этих целях внутриконтинентальные страны заключают с прибрежными государствами соглашения о транзите через  территорию, доступе к морским портам и возможности их использования (например, Чехия на основе соглашения для выхода в открыто море использует польский порт Щецин). В таких соглашениях одно­временно решается вопрос о транзитном сообщении между неприбрежным государством и морским портом.


Ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Женевская конвенция об открытом море закрепила перечень сво­бод открытого моря:

1.   Свобода судоходства.

2.   Свобода полетов.

3.   Свобода рыболовства.

4.   Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

5.   Свобода возводить искусственные острова и другие установки.

6.   Свобода научных исследований.

7.   Свобода разведки и разработки естественных ресурсов (имеет
определенные ограничения; требует особого режима).

Перечень свобод является открытым, неисчерпывающим, а сами свободы не имеют абсолютного характера.

Свобода судоходства предполагает право всех государств на то, что­бы суда под их флагами ходили в открытом море. Судно имеет нацио­нальность того государства, под флагом которого оно вправе ходить, и является условной территорией данного государства. И в Женевской конвенции 1958 г., и в Конвенции 1982 г. содержится требование, что­бы между судном и флагом существовала реальная связь (государство флага должно эффективно осуществлять юрисдикцию, администра­тивный, технический и социальный контроль над судном). Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произ­вольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в другом государстве.

Требование реальной связи представляет собой попытку ограни­чить использование «удобных флагов» (судно, принадлежащее компа­нии одного государства, регистрируется в морском офшоре, предоставляющем упрощенный и льготный режим регистрации, предостав­ления флага и эксплуатации судна). Известными морскими офшорами являются Мальта, Панама, Греция, Кипр. Осенью 2003 г. Монголия объявила свою территорию морским офшором. В 2003 г. наибольшее число судов в мире ходило под флагами Панамы — 486U, Китая - 1480, Либерии — 1454, Мальты — 1258, Кипра — 1157, Багамских островов — 1036. В целях борьбы с практикой «удобных флагов» в 1986 г. была принята Конвенция об условиях регистрации морских судов.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавливают принцип исключительной юрисдикции государства флага в открытом море. Этот принцип был признан в 1927 г. на основе решения Посто­янной палаты международного правосудия по делу турецкого судна «Лотус». Государство по всем вопросам осуществляет юрисдикцию и контроль в отношении судна, его капитана и экипажа. При столкно­вении или ином происшествии с судном в открытом море уголовное, административное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства флага или государства граж­данства виновных лиц. Арест и задержание судна в открытом море мо­гут быть произведены только по распоряжению властей государства флага.


Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:

1.  Право военных кораблей останавливать и осматривать в откры­том море суда других государств, подозреваемых в разрыве или повре­ждении подводных кабелей и трубопроводов. Военный корабль впра­ве проверить национальную принадлежность судна и составить про­токол о нарушении. Протокол должен быть передан государству флага судна.

2.  Военный корабль в открытом море вправе остановить и произве­сти осмотр судна, если есть основания подозревать его в занятии пи­ратством. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море или другом пространстве за
пределами национальной юрисдикции, арестовать находящихся на пиратском судне лиц и захватить имущество. Судебные власти госу­дарства, осуществившего захват, могут вынести постановление о при­
влечении к судебной ответственности, наложении наказания и опре­делить его меры.

3.  Военный корабль в открытом море вправе остановить и осмот­реть судно, если есть основания полагать, что судно занимается рабо­торговлей.

4.  Военный корабль вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что это судно не имеет национальности, ли­бо в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства, или судно вообще отказывается поднимать флаг.

5.  Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконно­го оборота наркотиков и психотропных веществ. Если у государства есть основания подозревать, что какое-либо судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками, такое государство может обратиться с просьбой к другому государству об оказании в открытом море помощи по пресечению преступной деятель­ности.

6.Если судно занимается несанкционированным теле- или радио­вещанием (пиратским радиовещанием), то лица, виновные в совер­шении этого преступления, могут быть привлечены к ответственности в судах государства флага; государства регистрации установки; госу­дарства гражданства виновных лиц; государства, на территории кото­рого могут приниматься передачи; государства, теле- и радиовещанию которого наносятся помехи. Передача сигналов бедствия не является несанкционированным вещанием.

Если военный корабль в открытом море остановил и осмотрел иностранное судно по одному из перечисленных оснований, но по­дозрения оказались ложными, судну должны быть возмещены причи­ненный ущерб и убытки.

Исключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования по горячим следам (hot pursuit). Это право может осуществлять только военный корабль (военный ле­тательный аппарат) или иные суда и аппараты, состоящие на прави­тельственной службе и имеющие соответствующие полномочия.


Преследование может быть начато, если иностранное судно нахо­дится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне (Женевская конвенция 1958 г.), водах континентального шельфа либо исключительной экономической зоны прибрежного государства (Конвенция 1982 г.). Прибрежное государство должно иметь достаточ­ные основания полагать, что иностранное судно нарушило его зако­ны. Если преследование начато в прилежащей зоне, то оно может иметь место только за нарушение тех правил, для защиты которых зо­на установлена.

Преследование по горячим следам должно быть непрерывным. Ес­ли преследуемое судно не будет задержано в открытом море, то при за­ходе судна-нарушителя в территориальные воды своего или другого государства преследование прекращается. Продолжение преследова­ния в чужом территориальном море несовместимо с принципом суве­ренитета государства, которому принадлежат эти воды.

Свобода полетов означает, что воздушные суда всех государств име­ют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над откры­тым морем. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы е создавать помех судоходству или использованию моря в иных

целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов провозглашена в Женев­ской конвенции 1958 г., однако Конвенция 1982 г. ограничивает эту свободу: она распространяется только на дно открытого моря за пре­делами континентального шельфа. При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже про­ложенные и не создавать препятствий для реализации свободы откры­того моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов осуществ­ляется и в водных частях открытого моря, и на его дне. Запрещено возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения. Такая деятельность несовместима с нормами Договора о запрещении разме­щения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

Свобода рыболовства (право промысла) предоставляется всем госу­дарствам в открытом море при условии соблюдения международных обязательств, в том числе в отношении прав прибрежных государств (воды исключительной экономической зоны). Свобода рыболовства предполагает различные виды промысла живых ресурсов.

Конвенция 1982 г. подчеркивает связь права государства на промы­сел с его обязанностями принимать меры по регулированию промыс­ла в целях сохранению морских живых ресурсов. Государства обязанысотрудничать в сфере охраны живых ресурсов моря.

Международное право предусматривает комплекс мер по регули­рованию промысла и сохранения живых ресурсов открытого моря:


1.  Определение допустимого улова (обязанность государств заклю­чать соглашения по регулированию промысла).

2.  Регулирование промысла в определенных участках открытого моря — Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ре­сурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г.

3.  Регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов — Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов 1966 г.

        Соглашение 1995 г. об осуществлении положений Конвенции 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запа­сов и запасов далеко мигрирующих видов рыб, обязывает государства Принимать меры для сохранения этих ресурсов. Государства обязаны сотрудничать в рамках региональных или субрегиональных организа­ций по рыболовству.  Международные организации в области рыболовства: Организация по рыболовству в северо-западной Атлантике, Организация дрыболовству в северо-восточной Атлантике, Международная комис­сия в юго-восточной Атлантике, комиссии по рыболовству в Тихом океане, Балтийском море и др. Эти организации могут принимать ре­комендации только на основе соглашения с прибрежными государст­вами.

Свобода морских научных исследований является одной из новых свобод открытого моря: она установлена в Конвенции 1982 г. (ст. 238) Все государства независимо от их географического положения, и ком­петентные международные организации вправе проводить морские научные исследования. В водах исключительной экономической зоны эта свобода ограничена суверенными правами прибрежных госу­дарств.

Использование морского пространства в мирных целях — в Конвен­ции 1982 г. закреплено, что морские воды за пределами территориаль­ного моря и Международный район морского дна зарезервированы для использования исключительно в мирных целях. Этот принцип регламентируется широким конвенционным механизмом: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о запрещении размещения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов 1971 г. и др.

Кроме комплекса многосторонних конвенций действует система двусторонних соглашений между Россией, США, Великобританией, Италией, Грецией, Францией, Японией, Канадой и другими государ­ствами о предотвращении инцидентов на море за пределами террито­риальных вод, определяющие поведение военных судов в открытом море.

Охрана морской среды — в Конвенции 1982 г. закреплены обязанно­сти государств по предотвращению и сокращению загрязнения мор­ской среды из источников, находящихся на 'суше; в результате дея­тельности на морском дне; по загрязнению с морских судов; по захо­ронению вредных, токсичных, ядовитых отходов; по загрязнению из атмосферы.