ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2020

Просмотров: 852

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, каждой социальной позиции соответствуют определенные права и обязанности. Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям других статусов. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей. Обязанности строго регламентированы, они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны, так что одно предполагает другое.

Каждый человек занимает несколько позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Таким образом, он обладает несколькими статусами. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, составляет статусный набор. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе. Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы ( профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Прирожденный статус – это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения. (пол, национальность, раса). Приписываемый статус – это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано таковым обществом или группой. Приписываемый статус очень часто напоминает прирожденный, однако имеет отличия, главное из которых состоит в том, что приписываемый статус является социально приобретенным. Достигаемый статус – это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению. Достигаемый статус строго находится под контролем человека и не связан с фактом его рождения.

В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности носителей которых трудно определить ( статусы участника толпы, читателя, телезрителя и т.д.).

В общественном мнении вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества, в этом случае она называется межгрупповой; и между индивидами в рамках одной группы


( внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Социальная роль – это ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом. Она представляет собой модель, стандарт поведения, ориентированный на конкретный статус. Если статус – это совокупность прав, привилегий и обязанностей, то роль – это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. Статусные права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

В совокупности статусные права, обязанности, символы и роль составляют статусный имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Каждый статус включает множество ролей. Совокупность всех ролей, закрепленных за одним статусом, называется ролевым набором. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и формирует свой тип социальных отношений.

Самая общая характеристика современного постсоветского общества – это ценностная и практическая переориентация. Постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая – усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание («каждый сам за себя»). Вторая – усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных. Третья- усиление стихийного процесса социального сравнения, в результате чего возникают особенно агрессивные типы поведения. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственного положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслуженное улучшение положения других.

Стремительно изменившаяся ситуация ставит перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обладая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность к построению альтернатив жизненного выбора и готовность к наибольшему числу вариантов развития событий, когнитивный плюрализм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабильность прежней системы и породила те социальные деформации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.


Основная литература:

  1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.163-170

  2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.254-266

  3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.119-266.

Дополнительная литература:

  1. А.А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.

  2. Ж. Т. Тощенко. Социология. Москва. 1996 г.

  3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

  4. К. Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

Лекция 7. Социология семьи

  1. Брак и семья как социальные институты.

  2. Основные функции семьи.

  3. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

  1. Брак и семья как социальные институты. Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных обществ Центральной Африки, народов Севера семья является единственным реально функционирующим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Наиболее древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.

Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.

Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.

В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.


Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

В социологии выделяются три основных типа семьи:

  1. Традиционная ( патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей

(муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

  1. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

  2. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем ( так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака –добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.


Напротив, существуют противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.

Для большинства современных обществ существует только одна форма супружества – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока.

  1. Основные функции семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и репродуктивная.

Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился количество детей в каждой семье должно быть не менее двух.

В 90–х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально- экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье « стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).

Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Если к этому прибавить угрозу безработицы, рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотносимый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бесплатного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти катастрофическими. Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое – выше фактического. При этом с увеличением возраста опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.