ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2020
Просмотров: 854
Скачиваний: 1
Каждая из подсистем общества (экономическая, политическая, социальная и культурная) не просто удовлетворяют потребности индивидов, социальных отношений, но и реализуют конкретные функции, позволяющие обеспечивать жизнедеятельность системы в целом.
Для своего существования и поддержания жизнеспособности общество как социальная система должно разрешать возникающие проблемы. Способность общества как системы к саморазвитию обеспечивает механизм функционирования, действие которого основано на принципе «стимул-реакция».
В качестве стимула выступают импульсы, идущие из внешней среды или от составных частей системы. Они могут приобретать характер требований (повышение заработной платы – социальная система).
«Реакция» представляет собой действия подсистемы как ответ на внешние и внутренние раздражители. Реакция может принимать форму действий правительства, нормативно- правовых актов законодательного собрания. Для реагирования на возникающие проблемы общества как система должна обладать ресурсами: экономическими, финансовыми, информационными, правовыми и иными возможностями.
Механизм адаптации общества как системы формируется благодаря тому, что как сама система, так и ее подсистемы находятся в состоянии постоянного взаимообмена ресурсами. Существуют два взгляда на источники ресурсов. Один из них связан с рассмотрением общества в качестве составной части более глобальной системы (природы, цивилизации) и выявлением характера ее связей с внешней средой (экологической, международной). Второй обусловлен пониманием того, каким образом обеспечиваются целостность, устойчивость и равновесие внутри самой системы, изначально расчлененной на подсистемы, которые вовлечены в процесс взаимообмена по принципу: «затраты» (ресурсы) – «выпуск»(продукты).
Физическая (природная) среда имеет для общества важное значение, поскольку является непосредственным источником производственных, технических и экономических ресурсов. Именно из нее общество извлекает различные виды энергии, полезные ископаемые. Важное значение имеет и международная подсистема, обладающая финансовыми, технологическими, информационными ресурсами. Однако следует помнить, что эти отношения носят взаимообусловленный характер (пр. повышение или понижение мировых цен на энергоносители заметно влияет на экономическую ситуацию в стране, которая занимается их экспортом).
Будучи системой открытой, то есть взаимодействующей с другими системами, общество обладает известной автономией, самодостаточностью. Оно развивается не только путем реагирования на внешние импульсы, но и на сигналы изнутри. Общество как самодостаточная система представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных волей и сознанием и преследующих цель удовлетворения собственных интересов.
Адаптация общества как системы может приспосабливаться к меняющимся условиям благодаря внутренней упорядоченности, согласованности взаимоотношений групп, социальных институтов и норм, составляющих социальную структуру. Понятие социальная «структура» отражает определенную форму устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов. Именно структура определяет устойчивость и стабильность общества как системы.
В основе социального взаимодействия людей лежат потребности и интересы. Они выступают мотивами деятельности, то есть тем, что побуждает человека к социальному действию.
Потребности могут носить индивидуальный характер, их реализация осуществляется самим индивидом. Существуют и общезначимые потребности, которые он не в состоянии реализовать в одиночку. Они являются общими для множества людей. Для их удовлетворения индивид объединяется, кооперируется с другими индивидами и создает социальные группы. Социальная группа- совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы обладают сплоченностью, стабильностью, устойчивостью, однородностью.
К социальным группам относятся: половозрастные группы, национальные, профессиональные, религиозные, политические, территориальные.
Потребности социальных групп характеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, сопряженностью (т.е. удовлетворение одних потребностей влечет за собой целый комплекс других потребностей). Среди общезначимых (фундаментальных) отмечаются такие как:
потребность в производстве и распределении товаров, услуг и информации, необходимых для выживания членов общества;
в нормальном психофизиологическом жизнеобеспечении;
саморазвитии и познании;
коммуникации между членами общества;
демографическом воспроизводстве;
воспитании и обучении детей;
контроле за поведением членов общества;
обеспечении безопасности.
Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты. Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество. ( брак и семья, государство, право, религия и т.д.)
Социальные институты объединяют совместные усилия людей, сводят их социальное поведение к определенным образцам и стандартам. Их называют социальными ролями. Социальная роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями (статусом).
Упорядоченность социальных связей и взаимодействий в обществе в значительной мере обусловлена наличием в нем социальных норм и ценностей. Культура посредством ценностей, верований, норм, правил, идеалов в определяющей мере регулирует поведение людей, отбирает те образцы и стандарты поведения, которые разделяются большинством общества.
Этот отбор осуществляется на основе социальных ценностей. Ценностями являются общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь. Ценности обобщаются в морали, религии.
На основе ценностей формируются социальные нормы (правила). Социальные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры. Соблюдение этих правил обеспечивается путем применения поощрений и наказаний.
Наиболее важное значение в механизме регуляции взаимодействий между людьми имеют правовые нормы и нормы морали.
3.Типология и типы общества. На развитие общества оказывают воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т.д. Это приводит к многообразию его конкретно-исторических, национально- культурных и политико- правовых форм существования.
Отличающиеся друг от друга общества обладают набором сходных признаков, что позволяет их типологизировать. Тип общества- это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов. Типология как логический прием позволяет более глубоко проникать в сущность общества, видеть многообразие путей его развития, преимущества и недостатки конкретных способов изменения различных сторон.
Примером простой типологии является одна из самых ранних классификаций общества амер. этнографа 18 века Льюиса Генри Моргана - эпоха дикости, варварства и цивилизации. В основу классификации общества были положены способы получения средств к существованию человека, которые были различными в эти три периода. Эпоха дикости – время присваивающего собирательства и охотничье – рыболоведческого хозяйства. Эпоха варварства- время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства, эпоха цивилизации- изобретение буквенного алфавита, появление классов, государства и права.
Г. Ленски и Дж. Ленски – способ производства средств к жизни + социальная структура, образ жизни. В соответствии с этим выделили следующие типы общества:
общества, живущие собирательством и охотой
садоводческие общества ( зародились на Ближнем Востоке в 4 тыс. до н.э.)
аграрные общества возникли в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне.
Промышленные общества возникли в конце 18 века в Европе.
Амер.исследователь Д.Белл выделял доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальное общества. Он классифицирует общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.
Согласно теории «общества изобилия» известного экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта, критерием классификации обществ также является уровень потребления. «Обществом изобилия» он называет промышленно развитые страны, в которых большинство населения уже не терпит нужду и привыкло к довольно высокому уровню жизни. Тем не менее здесь производство товаров растет от год в год и потому требует агрессивной рекламы, создания новых товаров и в конечном счете искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужных вещей и услуг исключительно ради поддержания своего социального статуса. Поэтому те ресурсы, которые можно было бы использовать на общие нужды, переходят на покрытие губительного потребления. «Общество изобилия» - это сочетание потребления и общей нищеты вокруг.
Основная литература:
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.73-139.
В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003г. С. 132-148.
Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г.С. 58-94.
Дополнительная литература:
А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы, 1997 г.
Лекция 5. Социальное неравенство. Социально – классовая структура общества
1. Социальная структура общества и ее элементы.
2. Социальные отношения и типы социальных структур.
3. Социальные группы. Социальная мобильность.
4. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества.
1. Социальная структура общества и ее элементы. Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально – экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.
Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.
В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.
Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.
Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально – экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.
На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган – Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально – экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:
классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально – демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).
Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.
Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.
Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.
Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда.