ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2020
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
11. А. А. Фет. Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения (по выбору).
Он писал о любви и природе. Любовь и природа, ее восхваление - главные в лирике Фета. Любимые его мотивы: ночь ("Какая ночь!...", "Майская ночь", "Тихая, звездная ночь..."), осень ("Осень", "Непогода-осень"), весна ("Весенние мысли", "Весна на дворе"), о звездах ("Тихая, звездная ночь...", "Я долго стоял неподвижно...").
Самый яркий и любимый образ - это образ весны. Это не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни. Связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»1850 г.
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. |
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, |
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. |
Тема любви и природы: ночью свидание в саду, влюблённые встречают рассвет. Эпитеты, олицетворения, одушевление природы. Нет ни одного глагола, а существительные показывают волшебство ночи, красоту, тишину, счастье. Несмотря на то, что стихотворение является классикой русской литературы, на поэта обрушился шквал негативных отзывов: Л. Толстой, и М. Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в беспредметности. Однако от этого стихотворения не утрачивает своего романтизма и очарования, утонченности и изящества, элегантности и аристократизма, которые свойственны произведениям Афанасия Фета.
12. Петербург Достоевского (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. Петербург Достоевского — среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Родион Раскольников живет в каморке, “которая походила более на шкаф, чем на квартиру”. И, лежа там часами, он постепенно приходит к мысли об убийстве. Грязно-желтый цвет — символ болезни, нищеты. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтым от постоянного пьянства стало лицо Мармеладова, желтый — это цвет сумасшествия. Человек в Петербурге одинок. В Петербурге нет покоя душе человека. Это город “маленького человека” Мармеладова. В пьянстве он пытается утопить реальность жизни. Трагедия Мармеладова — трагедия и окружающих его людей.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
13. Л.Н.Толстой «Война и мир» - роман-эпопея.
«Война и мир»(1863-1869 г.) по жанру роман-эпопея, т.к. в нем отражены судьбоносные исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, примерно 559 участников – реальных исторических и вымышленных персонажей. Показаны все соц. слои России того времени: высший свет, дворянство, армия, купечество, крестьянство. Сложная, многоуровневая композиция, множество сюжетных линий. Образы Кутузова и Наполеона –– основная нравственная антитеза романа. Кутузов – выразитель патриотического духа. Смысл его военной стратегии не в том, чтобы «убивать и истреблять людей», а в том, чтобы «спасать и жалеть их». Наполеон. – «антигерой» истории. В центре романа стоят 3 семьи – Ростовы, Болконские, Курагины.
Именно в создании семьи герои Т. обретают смысл жизни. Идеал семьи - Ростовы.
В эпопее огромное значение играет образ автора, его философские отступления связаны с историческими событиями, военными действиями. Автор оценивает причины сражения, дает его предысторию, делает выводы. «В. и м.» - исследование национального характера, его силы в переломные моменты истории.
Переплетаются исторические события и индивидуальные судьбы. Любимые герои автора: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
Отечественная война 1812 года сблизила их с народом, его величием и правдой. До сегодняшнего дня еще не создано более широкого по масштабу и глубокого по эмоциональным переживаниям романа-эпопеи, чем «Война и мир». Поистине это наша национальная гордость.
14. Духовный путь исканий князя Андрея в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В начале романа князь Андрей – дворянин, аристократ собирается на войну 1805г., ему надоела суета и лицемерие высшего света, он мечтает совершить подвиг и прославиться. И вот Аустерлиц! Видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд. Подхватив знамя из рук убитого, он пытается остановить бегущих и ведёт их в бой. Его ранят в голову, он падает, видит над собой небо ( символ божественного, великого, вечного). Он понял, что жизнь, само существование человека гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний. Все прежние стремления кажутся ничтожными. После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события — рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных — единственно возможное существование. Но такое существование не возможно для деятельного, умного человека, офицера, патриота.
Вернуться к жизни помогла Андрею любовь к Наташе. Но счастье оказалось недолгим. 1812 год круто меняет все. Главное— защита Родины. Личная боль отступает. Он погиб от ранения в живот разорвавшимся ядром. В последние дни за раненым ухаживает Наташа, он любит её по-прежнему, перед смертью приходит к вере в Бога. В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Оцениваются они с позиции долга, душевной простоты, связи с народом. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л. И. Толстого, одним из которых является князь Андрей Болконский. В его образе показаны лучшие черты русского офицера: честь, патриотизм, мужество, забота о солдатах.
15. А.П.Чехов. «Вишневый сад». Жанровое и художественное своеобразие.
Пьеса написана в 1903 г. Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской. Она разорена, промотала состояние, имение с прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Купец Лопахин (любит Раневскую с юности) предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам, чтобы спасти от продажи. Любовь Андреевна не может представить, как можно вырубить вишневый сад и пустить дачников-арендаторов на землю, где она выросла, где были её молодость и счастье. Лето проходит в бездействии. В конце Ермолай Лопахин покупает имение с аукциона. Он счастлив, т.к. его отец и дед были крепостными в этом имении, а он теперь богатый купец и владелец прекрасного поместья. Прежние хозяева (Раневская и Гаев – брат и сестра) уезжают доживать в бедности. Они забыли!!! в опустевшем доме старика – слугу Фирса. Тема пьесы – смена хозяев жизни в России, а не только хозяев имения. Пьеса - трагическое жизнеописание умирающей эпохи. “Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму?” — говорил Чехов. В пьесе много и юмора, и иронии, часто встречается ремарка “все смеются”. Финал же пьесы двойствен. С одной стороны, наполнены оптимизмом, верой в новую жизнь молодые герои, с которыми связаны авторские надежды на будущее. С другой — Фирс забыт, сад рубят — печальным звуком лопнувшей струны и ударами топора заканчивается пьеса. Комедия? Трагедия? Не дать однозначного ответа, в этом и есть жанровое своеобразие произведения.
16. Трилогия о футлярной жизни. Анализ рассказов А.П. Чехова
В «маленькую трилогию» вошли 3 рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Они объединены сюжетно, композиционно, идейно. А.П.Чехов затрагивает здесь проблему футлярной жизни. Само слово «футляр» символично. Оно олицетворяет не только конкретный предмет, но и узкий, закрытый, разрушительный образ жизни. Человек при этом может даже не догадываться о том, что существует в футляре, пытается закрыться от большого внешнего мира, уходит от реальной жизни.
Каждый из трех персонажей рассказывает 1 историю. Учитель Буркин рассказывает о сослуживце Беликове («Человек в футляре»). Беликов все время боялся нарушить какой-либо запрет, предписание и всех этим терроризировал. Все свои вещи Беликов прятал в футляр. Однажды ему понравилась Варенька Коваленко, сестра учителя географии, но увидев ее на велосипеде, Беликов негодовал. Для него это была неслыханная дерзость. После того, как героя спустили с лестницы, Беликов лег в постель и больше не встал. Только теперь на его лице обозначилось подобие улыбки. Этот образ обрисован гротескно, символично. Только в смерти Беликов, наконец, обретает свой вечный футляр. Поразительно, как такой ничтожный человек мог держать в страхе весь город?! Почему все остальные потворствовали его страхам, не сопротивлялись? Решение этого вопроса кроется в общественной атмосфере насилия того времени.
Иван Иванович рассказывает о своем брате, («Крыжовник») который потратил жизнь, чтобы купить маленькое имение. Помещик Алёхин говорит о своей несостоявшейся любви из-за условностей общества( «О любви).
Все рассказы вместе объединены проблемой «футлярности» (замкнутость, страх).