ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2020
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
|
АО «Медицинский университет Астана»
|
Форма № РП-07.1.17 |
|
Дата издания: |
|||
Кафедра патологической анатомии |
Дата ревизии: |
||
Ревизия #: |
Стр
|
CИЛЛАБУС
По патологической анатомии РА – 1 2209
Для специальности 051301 «Общая медицина»
Лекции 18 часов
Практические занятия 54 часов
СРС 36 часов
Экзамен ІV
Всего 108 часов
Курс 2
Семестр ІV
Астана 2011 г.
1.7 Сведенья о преподавателях кафедры:
1. Манекенова Кенжекыз Боранбаевна, заведующая кафедрой патологической анатомии.
Ученая степень – доктор медицинских наук, ученое звание – профессор.
Врач-патологоанатом высшей квалификационной категории.
Стаж научно-педагогической деятельности – 20 лет
Научные интересы: «Экологическая патология», «Морфогенез опухолевого роста», «Судебно-морфологические исследования», «Клеточная трансплантация».
2. Омаров Талгат Маратович, доцент кафедры патологической анатомии
Ученая степень – кандидат медицинских наук
Врач-патологоанатом I категории.
Стаж научно-педагогической деятельности – 11 лет
Читает лекции и ведет практические занятия на казахском, русском и английском языке.
Научные интересы: «Экологическая патология», «Морфогенез опухолевого роста», «Клеточная трансплантация»
3. Смайлова Гульзира Кулыбековна, доцент кафедры патологической анатомии
Ученая степень – кандидат медицинских наук
Стаж научно-педагогической деятельности – 9 лет
Читает лекции и ведет практические занятия на казахском языке.
Научные интересы: «Плацентология»
4. Дукенбаева Бибажар Абаевна, ассистент кафедры патологической анатомии.
Ученая степень – кандидат медицинских наук
Стаж научно-педагогической деятельности – 15 лет
Читает лекции и ведет практические занятия на казахском и русском языке.
Научные интересы: «Морфология скоропостижной смерти»
5. Попова Марина Романовна, ассистент кафедры патологической анатомии.
Стаж научно-педагогической деятельности – 8 лет
Врач-патологоанатом II категории.
Читает лекции и ведет практические занятия на русском языке.
Научные интересы: «Экологическая патология»
6. Досмамбетова Жанара Кудайбергеновна, ассистент кафедры патологической анатомии.
Стаж научно-педагогической деятельности – 8 лет
Читает лекции и ведет практические занятия на казахском и русском языке.
Научные интересы: патоморфологические исследования токсических веществ.
7. Перадзе Манана Николозовна, ассистент кафедры патологической анатомии.
Стаж научно-педагогической деятельности – 5 лет
Читает лекции и ведет практические занятия на русском языке Научные интересы: онкологическая патология.
8. Сулейменова Айгуль Юлдашевна, ассистент кафедры патологической анатомии.
Стаж научно-педагогической деятельности – 16 лет
Врач-патологоанатом II категории.
Читает лекции и ведет практические занятия на казахском и русском языке.
Научные интересы:
9. Сакипова Айнагуль Канапияновна ассистент кафедры патологической анатомии.
Стаж научно-педагогической деятельности – 9 лет
Ведет практические занятия на русском языке и казахском языках.
Научные интересы: онкологическая патология.
1.8 КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
г.Астана
ул.Сары-Арка 95
КазГМА
Кафедра патологической анатомии, тел. 8-7172-237554
Время и место проведения учебной дисциплины
Занятия по патологической анатомии в зависимости от темы проводятся: на базе музея кафедры патологической анатомии, в учебных аудиториях по адресу ул.Сары-Арка 95, 3 этаж, а также на базе ГККП: «Патологоанатомическое бюро г. Астана» и АО «РНЦХ».
1.9. Политика дисциплины:
Общие требования кафедры (политика учебной дисциплины)
-
К первому занятию студент должен иметь 1 общую тетрадь для лекций, альбом для практических занятий, цветные карандаши, халат, медицинскую шапочку, сменную обувь.
-
Одним из основных требований кафедры является систематическое посещение практических занятий и СРСП. Пропущенные без уважительной причины практические занятия отрабатываются на платной основе.
-
Студент, опоздавший к началу занятий более чем на 15 минут – не допускается к занятию, и отрабатывает его как пропущенное по неуважительной причине.
-
При порче имущества академии (аудиторные столы, стулья, макропрепараты, микропрепараты, микроскопы и др.) взимается штраф в соответствующем размере.
-
Ликвидация академической задолженности по практическим занятиям и рубежному контролю, пропущенных по уважительной причине производится в течении 4-х недель, по неуважительной причине – в течении 2-х недель.
-
На лекциях и практических занятиях запрещаются: пользование сотовыми телефонами, разговоры на посторонние темы.
-
К итоговой оценке знаний в виде экзамена допускаются студенты, окончившие 2 кредита и не имеющие задолженностей по практическим занятиям, в том числе СРСП и СРС.
Штрафные меры:
-
Итоговый рейтинговый балл студента снижается на 1% за каждый случай несвоевременной сдачи рубежного контроля или за каждое пропущенное практическое занятие.
-
Если рейтинг допуска студента к итоговому контролю составляет менее 50%, студент не допускается к сдаче экзамена по дисциплине и проходит повторный курс обучения на платной основе.
-
В случаях, когда в связи с неудовлетворительной экзаменационной оценкой итоговый уровень учебных достижений обучающегося не достигает оценки «удовлетворительно», студент также проходит повторный курс обучения на платной основе, как имеющий академическую задолженность по дисциплине.
2.1 Ведение
Патологическая анатомия изучает структурные (материальные) основы болезни. Она служит как теории медицины, так и клинической практике, поэтому патологическая анатомия – дисциплина клинического профиля.
Теоретическое и научное значение патологической анатомии наиболее полно раскрывается при изучении общих закономерностей развития повреждения клетки и межклеточного вещества, стереотипных патологических процессов, составляющих морфологический субстрат болезней, т.е. общей патологии человека, что является содержанием патологической анатомии-1.
Прогресс патологической анатомии определяется современными достижениями гистологии, биохимии, нормальной физиологии, анатомии человека, микробиологии, физики, математики и информатики. Патологическая анатомия является фундаментом при изучении клинических дисциплин, ибо без знания основ общепатологических процессов невозможно правильное представление о болезни, ее проявлениях, исходе и значении для жизнедеятельности целостного макроорганизма.
2.2 Цель дисциплины
Формирование у студентов знаний о структурных основах, морфогенетических механизмах развития, классификации, морфологических проявлениях, осложнениях, исходах и дифференциальной диагностике стереотипных общих для всех болезней патологических процессов с учетом возрастных особенностей.
2.3 Задачи обучения
-
Научить распознавать структурные проявления общепатологических процессов: повреждение (альтерация), адаптация, расстройства крово- и лимфообращения, воспаления, иммуннопатологических и опухолевых процессов;
-
Сформировать знание о причинах и механизмах развития структурных изменений при общепатологических процессах в динамике (морфогенез);
-
Обучить распознаванию дифференциальных признаков структурных проявлений патологических процессов, их осложнений и исходов;
-
Формировать навыки и умения макро- и микроскопического исследования препаратов с морфологическими признаками повреждения (альтерации), адаптации, расстройств крово- и лимфообращения, воспаления, иммуннопатологических и опухолевых процессов.
2.4 КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Студент должен:
Знать:
-
структурные проявления при общепатологических процессах;
-
причины и механизм и патогенез структурных изменений общепатологических процессов, динамику их развития (морфогенез), исходы;
-
основые морфологические дифференциальные признаки различных видов повреждения (альтерации, адаптации, расстройств крово- и лимфообращения, воспаления, иммуннопатологических и опухолевых процессов).
Уметь:
-
диагностировать на основании макроскопических изменений в органах и тканях патологический процесс, его стадии и формы.
-
описывать и правильно интерпретировать микроскопическую картину органов и тканей при таких общепатологических процессах как:
-
дистрофия,
-
некроз,
-
нарушения крово- и лимфообращения,
-
воспаление,
-
адаптация и компенсация,
-
иммуннопатологические процессы,
-
опухоли;
-
-
проводить дифференциальную диагностику между различными патологическими процессами;
-
определять по совокупности патоморфологических изменений, развившихся в органах и тканях характер возможных осложнений и исходов.
Владеть навыками:
-
макроскопического исследования и описания патологических изменений в органах и тканях;
-
микроскопирования и описания гистологических препаратов при различных патологических процессах;
-
сопоставления морфологических изменений с типичными клинико-функциональными проявлениями патологических процессов.
2.5 Пререквизиты
Философия, экология, молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, микробиология, анатомия-1, гистология-1, физиология-1, введение в клинику-1.
2.5 Постреквезиты
Патологическая анатомия 2, патологическая физиология-2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия, введение в клинику-2, общая иммунология.
2.6 Краткое содержание дисциплины
Патологическая анатомия является одной из базовых дисциплин подготовки врачей в медицинских вузах. Вне зависимости от сферы профессиональной деятельности врач должен обладать достаточными знаниями о морфогенезе и патоморфологических проявлениях патологических состояний и болезней на организменном, органном и клеточном уровнях.
2.7 Тематический план
-
Тематический план лекций
№ |
Тема |
Форма проведения |
К-во часов |
1. |
Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Патологоанатомическая служба, её роль и место в системе здравоохранения. |
Обзорная лекция |
1 |
2. |
Повреждение (альтерация). Дистрофия. Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины развития дистрофий. Морфогенетические механизмы. Классификация. Возрастные особенности. |
Обзорная лекция |
1 |
3. |
Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы, липидозы, гликогенозы. |
Обзорная лекция |
1 |
4. |
Стромально-сосудистые дистрофии (диспротеинозы). Морфология прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани. Амилоидоз. |
Обзорная лекция |
1 |
5. |
Смешанные дистрофии. Общие закономерности развития. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика эндогенных пигментаций. |
Обзорная лекция |
1 |
6. |
Некроз. Апоптоз. Сущность понятий. Морфогенез. Классификация. |
Обзорная лекция |
1 |
7. |
Нарушения кровообращения. Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация. Морфология острой и хронической недостаточности. |
Обзорная лекция |
1 |
8. |
Тромбоэмболический синдром. Шок. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Причины, виды, морфологическая характеристика, исходы и значение. |
Обзорная лекция |
1 |
9. |
Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления. Приспособительные реакции. Клинико-морфологическая характеристика, значение. |
Обзорная лекция |
1 |
10. |
Регенерация. Сущность и биологическое значение. Клеточная и внутриклеточная формы регенерации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. |
Обзорная лекция |
1 |
11. |
Воспаление. Определение. Сущность и биологическое значение воспаления, закономерности развития. Морфология кинетики воспалительной реакции. Воспаление и иммунитет. Возрастные особенности. |
Обзорная лекция |
1 |
12. |
Пролиферативное (продуктивное) воспаление. Определение. Виды пролиферативного воспаления. Клинико-морфологическая характеристика. |
Обзорная лекция |
1 |
13. |
Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные синдромы первичные и вторичные. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция. Морфологическая характеристика. |
Обзорная лекция |
1 |
14. |
Общая морфология инфекционного процесса. Биологические и социальные факторы в развитии инфекционных болезней. Принципы классификации инфекционных заболеваний. Патоморфоз инфекционных заболеваний. Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва. |
Обзорная лекция |
1 |
15. |
Сепсис как особая форма инфекции. Классификация сепсиса. Пупочный сепсис. |
Обзорная лекция |
1 |
16. |
Общее учение об опухолях. Морфогенез и гистогенез опухолей. Свойства опухолевой клетки. |
Обзорная лекция |
1 |
17. |
Опухоли. Определение и сущность опухолевого процесса. Современные теории канцерогенеза. Современные теории опухолевого роста. Понятие опухолевой прогрессии. Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения. Дисплазия и рак. |
Обзорная лекция |
1 |
18. |
Строение опухоли. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. |
Обзорная лекция |
1 |
|
Всего часов: |
|
18 |
2.7.2. Тематический план практических занятий
№ |
Тема |
Форма проведения |
К-во часов |
1. |
Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие. |
Демонстрационное вскрытие. |
3 |
2. |
Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы). |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
3. |
Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилоидоз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
4. |
Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Нарушения обмена протеиногенных пигментов. Нарушение обмена липидогенных пигментов. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
5. |
Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
6. |
Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
7. |
Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
8. |
Тромбоз. Эмболия. Инфаркт. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
9. |
Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перестройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
10. |
Рубежный контроль. |
1. Тестовые задания 2.Ситуационные задачи |
3 |
11. |
Экссудативное воспаление. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
12. |
Пролиферативное воспаление: межуточное (интерстициальное), воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
13. |
Пролиферативное гранулематозное воспаление. Кинетика гранулемы. Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный третичный периоды. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
14. |
Сепсис как особая форма инфекции. Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бактериальный) эндокардит, хрониосепсис. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
15. |
Гистогенетическая классификация опухолей. Органонеспецифические и органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
16. |
Мезенхимальные опухоли. Опухоли детского возраста. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
17. |
Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланинобразующей ткани. |
1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов |
3 |
18. |
Рубежный контроль. |
1. Тестовые задания 2.Ситуационные задачи |
3 |
19. |
Итоговая консультация (перед экзаменом) |
|
|
|
Всего часов: |
|
54 |