ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2020
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
2.7.3 Время консультации преподавателей:
Консультации студентов проводятся дежурным преподавателем в соответствии с графиком консультаций, утвержденным заведующим кафедрой.
2.8. Задания для самостоятельной работы студентов
№ |
Тема |
Форма проведения |
|
Кредит № 1 |
|
1. |
История развития предмета патологической анатомии. |
Презентация |
2. |
Смерть, признаки смерти. Танатогенез. Посмертные изменения. |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
3. |
Наследственные и приобретенные липидозы. |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
4. |
Наследственные и приобретенные гликогенозы. |
Реферативное сообщение на тему: «Гликогеноз печени» |
5. |
Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогенная остеопатия, реальный нанизм, гипервитаминоз Д. Нарушения обмена меди: Гепато-церебральная дистрофия (болезнь Вильсона-Коновалова). |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
6. |
Нарушения лимфообращения: недостаточность лимфообразования, лимфедема, лимфостаз, лимфоррея. Нарушение содержания тканевой жидкости: отек, водянка полостей, отек у плода и новорожденного, эксикоз. |
Написать учебно- иллюстрированную лекцию по теме |
7. |
Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Тимомегалия как выражение врожденного иммунного дефицита. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета. |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
8. |
Сифилис. Врожденный сифилис (ранний, поздний). |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
9. |
Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
10. |
Доброкачественные и злокачественные опухоли органов дыхания. |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
11. |
Доброкачественные и злокачественные опухоли органов пищеварения. |
Заполнение таблиц дифференциальной диагностики |
12. |
Доброкачественные и злокачественные опухоли эндокринной системы. |
Учебная научная статья. |
13 |
Доброкачественные и злокачественные опухоли мочеполовой системы. |
Подготовка и защита реферата |
|
Итого часов: |
36 |
2.9 Литература основная и дополнительная
На русском языке:
Основная:
-
Струков А.И. Патологическая анатомия: Учебник/А.И.Струков, В.В.Серов.-4-е изд., стереотип. М.:Медицина,1995.- 688с.-(Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
-
Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.1. Ч.I-М.:Медицина, 2001.-760 с.
-
Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.2 Ч.I.-М.:Медицина, 2001.-590 с.
-
Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.2 Ч.II.-М.:Медицина, 2001.-680 с.
-
Абдуллахождаева М.С. Основы патологии человека. - Ташкент, 1998. – 300с.
Дополнительная литература:
-
Цинзерлинг А.В., Цинзерлинг В.А. Патологическая анатомия. С.-Пб., Сотис, 1996
-
Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Руководство, т. 1,2. Ред. Т.Е. Ивановская, Л.В. Леонова, М., Медицина, 1986
-
Краевский Н.А., Смольяников А.В., Саркисов Д.С. Патологическая диагностика опухолей человека. Руководство. М. Медицина 1982
На казахском языке:
Основная:
-
Струков А.И., Серов В.В. Патологиялыќ анатомия: медициналыќ жоѓары оќу орындарыныњ студенттеріне арналѓан оќулыќ. Орысшадан аударѓан доцент М.Т. Айтќулов\\ Алматы: "Орталық Қазақстан" БПК, "Қазақстан".- 1993.-170 б.
-
Струков А.И., Серов В.В. Патологиялыќ анатомия: медициналыќ жоѓары оќу орындарыныњ студенттеріне арналѓан оќулыќ. Орысшадан аударѓан доцент М.Т. Айтќулов \\ Алматы, Караѓанды:"Ғылым", "Қазақстан". - 1996.- 2-бµлім, 1-кітап, 175-274 б.
-
Струков А.И., Серов В.В. Патологиялыќ анатомия: медициналыќ жоѓары оќу орындарыныњ студенттеріне арналѓан оќулыќ. Орысшадан аударѓан доцент М. Айтќулов \\ Алматы, Караѓанды:"Ғылым", "Қазақстан". - 1996.- 2-бµлім, 2-кітап, 275-535 б.
4. Ахметов Ж.В. Патологиялық анатомия. \\ Алматы.- 2003, 393 б.
Дополнительная литература:
-
Ахметқалиев С.Е., Қамбаров Ж.А. Клиникалық патоморфологияға кiрiспе: Оқу құралы.\\ -Ақтөбе: Ақтөбе медициналық академиясы.-1999. - С.5-34.
На английском языке:
Основная:
-
Rоbbins S.W., Kumar V. Basic Pathology. / 6 nd Ed, W.B. Saunders Company. - Philadelphia-London-Toronto-Sydney, 2003. – 158p.
-
Rоbbins S.W., Kumar V. Basic Pathology. / 6 nd Ed, W.B. Saunders Company. - Philadelphia-London-Toronto-Sydney, 2003. – 158p.
2.10 Методы обучения и преподавания
Лекции: обзорные.
Практические занятия: работа в малых группах, разбор клинического случая, дискуссии, описание макропрепаратов и микропрепаратов, решение тестовых заданий.
Самостоятельная работа студентов: работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное заполнение таблиц дифференциальной диагностики; подготовка рефератов; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
2.11 КРИТЕРИИ И ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ:
Практические занятия и рубежный контроль:
100 - 95 балов. Ответ исчерпывающий полный, правильный. Студент глубоко изучил основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой. Свободно понимает и оперирует учебным материалом повышенной сложности. Грамотно и осмысленно оперирует основными терминами по дисциплине, использует специфическую терминологию. Умеет интегрировать полученные знания по смежным учебным дисциплинам. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях и правильно их интерпретирует, анализирует и аргументировано делает выводы. Подтверждает свои знания решением более 95% тестовых заданий.
94 - 90 балов. Ответ исчерпывающий полный, правильный. Студент обладает систематическими и глубокими знаниями по учебному программному материалу, глубоко усвоил основную и знаком с дополнительной литературой. Свободно понимает и оперирует учебным материалом повышенной сложности. Грамотно излагает с использованием специфической терминологии. Умеет связывать полученные знания со смежными учебными дисциплинами. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, может проанализировать и сделать аргументированные выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 90-94%.
89 - 85 балов. Ответ достаточно полный. Студент владеет программным материалом, усвоил основную литературу, рекомендованную программой, правильно использует специфическую терминологию. Неуверенно (но правильно) объясняет значимость и роль того или иного патологического процесса. Но в ходе ответа допускает единичные несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, может проанализировать и сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 85-89%.
84 - 80 балов. Ответ полный. Студент владеет программным учебным материалом, усвоил основную литературу, рекомендованную программой. Правильно использует специфическую терминологию, понимает и объясняет специфическую терминологию ход и направление, но допускает несколько несущественных ошибок в знаниях и действиях, которые устраняет при наводящих вопросах преподавателя. Владеет навыками описания изменений в органах и тканях на макроскопическом и микроскопическом уровне, может проанализировать и сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 80-84%.
79 - 75 балов. Ответ правильный, но недостаточно полный. Студент обнаруживает достаточно полное знание учебно- программного материала, усвоил основную литературу, рекомендованную программой, правильно использует специфическую терминологию, понимает и объясняет специфическую терминологию ход и направление, может назвать основные механизмы, но затрудняется в расшифровке. В ответе допускает несколько несущественных ошибок, которые студент исправляет при участии преподавателя. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но затрудняется в анализе и интерпретации. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 75-79%.
74 - 70 балов. Ответ неполный, содержит несущественные ошибки, которые студент исправляет при наводящих вопросах преподавателя. Студент владеет знаниями основного учебно- программного материала в объеме необходимом для дальнейшей учебы, усвоил основную литературу, рекомендованную программой. Использует специфическую терминологию, называет основные механизмы, но не может их написать по стадиям, испытывает затруднения в свободном применении знаний на конкретных примерах. Владеет основными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но испытывает затрудняется в анализе и их интерпретации. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 70-74%.
69 - 65 балов. Ответ неполно воспроизводят знания, предусмотренные учебной программой, содержит несущественные и единичные существенные ошибки, которые студент исправляет при наводящих (дополнительных) вопросах преподавателя. Обладает навыками использования специфической терминологии, но затрудняется в определении сложных механизмов. Владеет основными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но не может проанализировать и обобщить результат. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 65-69% .
64 - 60 балов. Неполное воспроизведение программного учебного материала. Студент допускает несущественные и существенные ошибки, часть которых может устранить с помощью преподавателя. Правильно использует специфическую терминологию, но затрудняется в определении основных механизмов. Не всегда может интегрировать свои знания с другими смежными дисциплинами, установить взаимосвязь. Владеет основными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но не может проанализировать и обобщить результат, сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 60-64%.
59 - 55 балов. Ответ неполный, много не точностей. Есть существенные и несущественные ошибки. В отдельных случаях студент использует специфическую терминологию, но испытывает затрудняется в указаниях механизмов, не может установить взаимосвязи, не может правильно дать определение основных понятий и терминов по дисциплине. Владеет не полностью навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, не может проанализировать и обобщить результат, сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 55-59% .
54 - 50 балов. Ответ с многочисленными существенными ошибками, которые студент не может устранить даже при наводящих (дополнительных) вопросах преподавателя. Существенные ошибки: неправильно использует терминологию, не умеет давать определения понятий и терминов, формулировки основных положений и процессов, не знает классификации. Студент не понимает сути основных процессов, механизмов, не может изложить материал с применением специфической терминологии, допускает грубые ошибки. Владеет частичными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, не может проанализировать и обобщить результат, сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 50-54% .
49 - 0 балов. Отказ студента от ответа либо при попытке ответа на вопрос студент демонстрирует полное отсутствие знаний по учебному материалу. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет не более 49 % .
Оценка знаний осуществляется по балльно - рейтинговой - буквенной системе предусмотренной согласно Государственному общеобразовательному стандарту образования РК (ГОСО РК 05.03.2006г.). Все формы контроля оценки знаний (текущий, рубежный, СРСП, СРС) оцениваются по 100 бальной шкале.
Алгоритм изучения и описания макропрепарата
1. Указать орган и форму макропрепарата (целый орган, срез, пластинка)
2. Указать морфологические изменения органа:
С поверхности: а) размеры органа
б) его форму (сохранена, деформирована)
в) консистенцию
г) цвет (объяснить)
д) характер поверхности (гладкая, морщинистая, бугристая,
зернистая)
На разрезе: а) вид, сохранность тканевого рисунка (однородный или нет, почему)
Примечание: в полых органах отметить толщину, цвет, консистенцию стенки, форму и размеры полости.
3.Подробно охарактеризовать патологический очаг:
а) его локализацию
б) форму (узел, полость, дефект ткани и прочее)
в) размеры очага в сантиметрах
г) границы (четкие или нет)
д) цвет (объяснить)
е) консистенцию
4. Поставить диагноз (дать полное название патологического процесса или болезни, указав ее форму и стадии)
5. Назвать: а) причины и механизм развития заболевания (процесса)
б) сущность процесса
в) перечислить основные клинические проявления (симптомы
у больного)
г) значение для организма
д) осложнения
е) исходы, причины смерти
Алгоритм изучения и описания микропрепарата
Препарат следует изучать при малом увеличении микроскопа – для общего обзора препарата, а его детали - при большом.
1. Определить орган, ткань, указать метод окраски
2. Найти основные структурные элементы органа (паренхима, строма)
3. Определить патологический процесс (нарушение строения, появление патологических структур, включение и т.д.), сравнив его с нормой.
4. После выявления патологических изменений указать:
а) Изменения паренхиматозных элементов (размеры клеток, особенности цитоплазмы и ядра клеток, наличие патологических включений и т.д.)
б) изменения в строме (состояние волокнистых структур, сосудов – ширина их просвета, толщина стенки, наличие включений и т.д.)
5. Записать в альбом заключение (аннотацию по микропрепарату)
6. В случае если наименование микропрепарата не совпадает с макропрепаратом – назвать этиологию, патогенез, осложнения, исходы, функциональное значение.
Описание микропрепарата дается рядом с его схематическим рисунком, где стрелками или цифрами обозначаются основные изменения.
Самостоятельная работа студента:
Оценка выполнения заданий по заполнению таблиц дифференциальной диагностики:
Балл 100-95 выставляется, если при заполнении таблиц дифференциальной диагностики студент дал исчерпывающий полный, правильный ответ по всем дифференциально-диагностическим признакам. Умеет их правильно интерпретировать и аргументировано делает выводы. Материал излагается последовательно и логично. Представил работу в заданные сроки.
Балл 94-90 выставляется, если при заполнении таблиц дифференциальной диагностики студент дал исчерпывающий полный, правильный ответ по всем дифференциально-диагностическим признакам. Умеет их проанализировать и сделать аргументированные выводы Материал излагается последовательно и логично. Представил работу в заданные сроки.