Файл: Силлабус с колонтитулом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2020

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.7.3 Время консультации преподавателей:

Консультации студентов проводятся дежурным преподавателем в соответствии с графиком консультаций, утвержденным заведующим кафедрой.


2.8. Задания для самостоятельной работы студентов

Тема

Форма проведения


Кредит № 1


1.

История развития предмета патологической анатомии.

Презентация

2.

Смерть, признаки смерти. Танатогенез. Посмертные изменения.

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

3.

Наследственные и приобретенные липидозы.

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

4.

Наследственные и приобретенные гликогенозы.

Реферативное сообщение на тему: «Гликогеноз печени»

5.

Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогенная остеопатия, реальный нанизм, гипервитаминоз Д. Нарушения обмена меди: Гепато-церебральная дистрофия (бо­лезнь Вильсона-Коновалова).

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

6.

Нарушения лимфообращения: недостаточность лимфообразования, лимфедема, лимфостаз, лимфоррея. Нарушение содержания тканевой жидкости: отек, водянка полостей, отек у плода и новорожденного, эксикоз.

Написать учебно- иллюстрированную лекцию по теме

7.

Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Тимомегалия как выражение врожденного иммунного дефицита. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета.

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

8.

Сифилис. Врожденный сифилис (ранний, поздний).

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

9.

Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза.

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

10.

Доброкачественные и злокачественные опухоли органов дыхания.

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

11.

Доброкачественные и злокачественные опухоли органов пищеварения.

Заполнение таблиц дифференциальной диагностики

12.

Доброкачественные и злокачественные опухоли эндокринной системы.

Учебная научная статья.

13

Доброкачественные и злокачественные опухоли мочеполовой системы.

Подготовка и защита реферата


Итого часов:

36


2.9 Литература основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

  1. Струков А.И. Патологическая анатомия: Учебник/А.И.Струков, В.В.Серов.-4-е изд., стереотип. М.:Медицина,1995.- 688с.-(Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

  2. Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.1. Ч.I-М.:Медицина, 2001.-760 с.

  3. Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.2 Ч.I.-М.:Медицина, 2001.-590 с.

  4. Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.2 Ч.II.-М.:Медицина, 2001.-680 с.

  5. Абдуллахождаева М.С. Основы патологии человека. - Ташкент, 1998. – 300с.



Дополнительная литература:

  1. Цинзерлинг А.В., Цинзерлинг В.А. Патологическая анатомия. С.-Пб., Сотис, 1996

  2. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Руководство, т. 1,2. Ред. Т.Е. Ивановская, Л.В. Леонова, М., Медицина, 1986

  3. Краевский Н.А., Смольяников А.В., Саркисов Д.С. Патологическая диагностика опухолей человека. Руководство. М. Медицина 1982


На казахском языке:

Основная:

  1. Струков А.И., Серов В.В. Патологиялыќ анатомия: медициналыќ жоѓары оќу орындарыныњ студенттеріне арналѓан оќулыќ. Орысшадан аударѓан доцент М.Т. Айтќулов\\ Алматы: "Орталық Қазақстан" БПК, "Қазақстан".- 1993.-170 б.

  2. Струков А.И., Серов В.В. Патологиялыќ анатомия: медициналыќ жоѓары оќу орындарыныњ студенттеріне арналѓан оќулыќ. Орысшадан аударѓан доцент М.Т. Айтќулов \\ Алматы, Караѓанды:"Ғылым", "Қазақстан". - 1996.- 2-бµлім, 1-кітап, 175-274 б.

  3. Струков А.И., Серов В.В. Патологиялыќ анатомия: медициналыќ жоѓары оќу орындарыныњ студенттеріне арналѓан оќулыќ. Орысшадан аударѓан доцент М. Айтќулов \\ Алматы, Караѓанды:"Ғылым", "Қазақстан". - 1996.- 2-бµлім, 2-кітап, 275-535 б.

4. Ахметов Ж.В. Патологиялық анатомия. \\ Алматы.- 2003, 393 б.

Дополнительная литература:

    1. Ахметқалиев С.Е., Қамбаров Ж.А. Клиникалық патоморфологияға кiрiспе: Оқу құралы.\\ -Ақтөбе: Ақтөбе медициналық академиясы.-1999. - С.5-34.


На английском языке:

Основная:

  1. Rоbbins S.W., Kumar V. Basic Pathology. / 6 nd Ed, W.B. Saunders Company. - Philadelphia-London-Toronto-Sydney, 2003. – 158p.

  2. Rоbbins S.W., Kumar V. Basic Pathology. / 6 nd Ed, W.B. Saunders Company. - Philadelphia-London-Toronto-Sydney, 2003. – 158p.


2.10 Методы обучения и преподавания


Лекции: обзорные.

Практические занятия: работа в малых группах, разбор клинического случая, дискуссии, описание макропрепаратов и микропрепаратов, решение тестовых заданий.


Самостоятельная работа студентов: работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное заполнение таблиц дифференциальной диагностики; подготовка рефератов; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.


2.11 КРИТЕРИИ И ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ:

Практические занятия и рубежный контроль:

100 - 95 балов. Ответ исчерпывающий полный, правильный. Студент глубоко изучил основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой. Свободно понимает и оперирует учебным материалом повышенной сложности. Грамотно и осмысленно оперирует основными терминами по дисциплине, использует специфическую терминологию. Умеет интегрировать полученные знания по смежным учебным дисциплинам. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях и правильно их интерпретирует, анализирует и аргументировано делает выводы. Подтверждает свои знания решением более 95% тестовых заданий.

94 - 90 балов. Ответ исчерпывающий полный, правильный. Студент обладает систематическими и глубокими знаниями по учебному программному материалу, глубоко усвоил основную и знаком с дополнительной литературой. Свободно понимает и оперирует учебным материалом повышенной сложности. Грамотно излагает с использованием специфической терминологии. Умеет связывать полученные знания со смежными учебными дисциплинами. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, может проанализировать и сделать аргументированные выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 90-94%.


89 - 85 балов. Ответ достаточно полный. Студент владеет программным материалом, усвоил основную литературу, рекомендованную программой, правильно использует специфическую терминологию. Неуверенно (но правильно) объясняет значимость и роль того или иного патологического процесса. Но в ходе ответа допускает единичные несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, может проанализировать и сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 85-89%.

84 - 80 балов. Ответ полный. Студент владеет программным учебным материалом, усвоил основную литературу, рекомендованную программой. Правильно использует специфическую терминологию, понимает и объясняет специфическую терминологию ход и направление, но допускает несколько несущественных ошибок в знаниях и действиях, которые устраняет при наводящих вопросах преподавателя. Владеет навыками описания изменений в органах и тканях на макроскопическом и микроскопическом уровне, может проанализировать и сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 80-84%.

79 - 75 балов. Ответ правильный, но недостаточно полный. Студент обнаруживает достаточно полное знание учебно- программного материала, усвоил основную литературу, рекомендованную программой, правильно использует специфическую терминологию, понимает и объясняет специфическую терминологию ход и направление, может назвать основные механизмы, но затрудняется в расшифровке. В ответе допускает несколько несущественных ошибок, которые студент исправляет при участии преподавателя. Владеет навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но затрудняется в анализе и интерпретации. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 75-79%.

74 - 70 балов. Ответ неполный, содержит несущественные ошибки, которые студент исправляет при наводящих вопросах преподавателя. Студент владеет знаниями основного учебно- программного материала в объеме необходимом для дальнейшей учебы, усвоил основную литературу, рекомендованную программой. Использует специфическую терминологию, называет основные механизмы, но не может их написать по стадиям, испытывает затруднения в свободном применении знаний на конкретных примерах. Владеет основными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но испытывает затрудняется в анализе и их интерпретации. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 70-74%.

69 - 65 балов. Ответ неполно воспроизводят знания, предусмотренные учебной программой, содержит несущественные и единичные существенные ошибки, которые студент исправляет при наводящих (дополнительных) вопросах преподавателя. Обладает навыками использования специфической терминологии, но затрудняется в определении сложных механизмов. Владеет основными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но не может проанализировать и обобщить результат. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 65-69% .


64 - 60 балов. Неполное воспроизведение программного учебного материала. Студент допускает несущественные и существенные ошибки, часть которых может устранить с помощью преподавателя. Правильно использует специфическую терминологию, но затрудняется в определении основных механизмов. Не всегда может интегрировать свои знания с другими смежными дисциплинами, установить взаимосвязь. Владеет основными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, но не может проанализировать и обобщить результат, сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 60-64%.

59 - 55 балов. Ответ неполный, много не точностей. Есть существенные и несущественные ошибки. В отдельных случаях студент использует специфическую терминологию, но испытывает затрудняется в указаниях механизмов, не может установить взаимосвязи, не может правильно дать определение основных понятий и терминов по дисциплине. Владеет не полностью навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, не может проанализировать и обобщить результат, сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 55-59% .

54 - 50 балов. Ответ с многочисленными существенными ошибками, которые студент не может устранить даже при наводящих (дополнительных) вопросах преподавателя. Существенные ошибки: неправильно использует терминологию, не умеет давать определения понятий и терминов, формулировки основных положений и процессов, не знает классификации. Студент не понимает сути основных процессов, механизмов, не может изложить материал с применением специфической терминологии, допускает грубые ошибки. Владеет частичными навыками описания макроскопических и микроскопических изменений в органах и тканях, не может проанализировать и обобщить результат, сделать выводы. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет 50-54% .

49 - 0 балов. Отказ студента от ответа либо при попытке ответа на вопрос студент демонстрирует полное отсутствие знаний по учебному материалу. При решении тестовых заданий процент правильных ответов составляет не более 49 % .

Оценка знаний осуществляется по балльно - рейтинговой - буквенной системе предусмотренной согласно Государственному общеобразовательному стандарту образования РК (ГОСО РК 05.03.2006г.). Все формы контроля оценки знаний (текущий, рубежный, СРСП, СРС) оцениваются по 100 бальной шкале.


Алгоритм изучения и описания макропрепарата

1. Указать орган и форму макропрепарата (целый орган, срез, пластинка)

2. Указать морфологические изменения органа:

С поверхности: а) размеры органа

б) его форму (сохранена, деформирована)

в) консистенцию

г) цвет (объяснить)


д) характер поверхности (гладкая, морщинистая, бугристая,

зернистая)

На разрезе: а) вид, сохранность тканевого рисунка (однородный или нет, почему)

Примечание: в полых органах отметить толщину, цвет, консистенцию стенки, форму и размеры полости.

3.Подробно охарактеризовать патологический очаг:

а) его локализацию

б) форму (узел, полость, дефект ткани и прочее)

в) размеры очага в сантиметрах

г) границы (четкие или нет)

д) цвет (объяснить)

е) консистенцию

4. Поставить диагноз (дать полное название патологического процесса или болезни, указав ее форму и стадии)

5. Назвать: а) причины и механизм развития заболевания (процесса)

б) сущность процесса

в) перечислить основные клинические проявления (симптомы

у больного)

г) значение для организма

д) осложнения

е) исходы, причины смерти


Алгоритм изучения и описания микропрепарата

Препарат следует изучать при малом увеличении микроскопа – для общего обзора препарата, а его детали - при большом.

1. Определить орган, ткань, указать метод окраски

2. Найти основные структурные элементы органа (паренхима, строма)

3. Определить патологический процесс (нарушение строения, появление патологических структур, включение и т.д.), сравнив его с нормой.

4. После выявления патологических изменений указать:

а) Изменения паренхиматозных элементов (размеры клеток, особенности цитоплазмы и ядра клеток, наличие патологических включений и т.д.)

б) изменения в строме (состояние волокнистых структур, сосудов – ширина их просвета, толщина стенки, наличие включений и т.д.)

5. Записать в альбом заключение (аннотацию по микропрепарату)

6. В случае если наименование микропрепарата не совпадает с макропрепаратом – назвать этиологию, патогенез, осложнения, исходы, функциональное значение.

Описание микропрепарата дается рядом с его схематическим рисунком, где стрелками или цифрами обозначаются основные изменения.


Самостоятельная работа студента:

Оценка выполнения заданий по заполнению таблиц дифференциальной диагностики:

Балл 100-95 выставляется, если при заполнении таблиц дифференциальной диагностики студент дал исчерпывающий полный, правильный ответ по всем дифференциально-диагностическим признакам. Умеет их правильно интерпретировать и аргументировано делает выводы. Материал излагается последовательно и логично. Представил работу в заданные сроки.

Балл 94-90 выставляется, если при заполнении таблиц дифференциальной диагностики студент дал исчерпывающий полный, правильный ответ по всем дифференциально-диагностическим признакам. Умеет их проанализировать и сделать аргументированные выводы Материал излагается последовательно и логично. Представил работу в заданные сроки.