ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4264

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Задача  2.

  Определение  состава  используемой  (полученной) 

информации,  необходимость  защиты  которой  обусловлена  при­

чинами, не зависящими от предприятия. Такая информация вклю­
чает:

— государственную  тайну;

— коммерческую  тайну  контрагентов;
—  служебную  информацию  ограниченного  распространения, 

полученную  от органов государственной  власти  или  других  орга­

низаций;

— персональные данные;
— различные  виды  профессиональных тайн  (врачебную,  нота­

риальную,  адвокатскую  и т.п.);

Задача  3.

  Определение  состава  информации,  необходимость 

защиты которой обусловлена интересами предприятия. Такая ин­
формация  включает:

— коммерческую  тайну  предприятия;

—  служебную  информацию  ограниченного  распространения, 

обладателем  которой  является  предприятие.

4.2.1.  Решение  задачи  1

Решение  сводится  к  вычленению  из  состава  информационных 

ресурсов предприятия информации, ограничение доступа к которой 
запрещают правовые акты  Российской  Федерации,  а именно:

1. 

Постановление  Правительства  РСФСР  от  5  декабря  1991  г. 

№  35  «О перечне сведений,  которые не  могут составлять коммер­
ческую  тайну»  (в  ред.  постановления  Правительства  Российской 

Федерации  от  3  октября  2002  №  731):

«1.  Установить,  что  коммерческую  тайну предприятия  и  пред­

принимателя  не  могут составлять:

учредительные  документы  (решение  о  создании  предприятия 

или договор  учредителей)  и  Устав;

документы,  дающие  право  заниматься  предпринимательской 

деятельностью  (документы,  подтверждающие  факт  внесения  за­

писей  о  юридических  лицах  в  Единый  государственный  реестр 
юридических  лиц,  свидетельства  о  государственной  регистрации 

индивидуальных  предпринимателей,  лицензии,  патенты);

сведения  по установленным  формам отчетности о  финансово­

хозяйственной  деятельности  и  иные  сведения,  необходимые  для 
проверки  правильности  исчисления  и  уплаты  налогов  и  других 

обязательных  платежей  в  государственную  бюджетную  систему 
РСФСР;

документы  о  платежеспособности;

сведения  о  численности,  составе  работающих,  их  заработной 

плате  и  условиях  труда,  а  также  о  наличии  свободных  рабочих 
мест;


background image

документы  об  уплате  налогов  и  обязательных  платежах;

сведения  о  загрязнении  окружающей  среды,  нарушении  анти­

монопольного законодательства, несоблюдении безопасных усло­

вий  труда,  реализации  продукции,  причиняющей  вред  здоровью 
населения,  а также  других  нарушениях  законодательства  РСФСР 
и  размерах  причиненного  при  этом  ущерба;

сведения об участии должностных лиц предприятия в коопера­

тивах,  малых  предприятиях,  товариществах,  акционерных  обще­

ствах, объединениях и других организациях, занимающихся  пред­

принимательской  деятельностью.

2. 

Запретить  государственным  и  муниципальным  предприяти­

ям  до  и  в  процессе  их  приватизации  относить  к  коммерческой 
тайне  данные:

о  размерах  имущества  предприятия  и  его денежных средствах;
о  вложении  средств  в  доходные  активы  (ценные  бумаги)  дру­

гих  предприятий,  в  процентные  облигации  и  займы,  в  уставные 
фонды  совместных  предприятий;

о  кредитных,  торговых  и  иных  обязательствах  предприятия, 

вытекающих  из законодательства  РСФСР  и  заключенных  им  до­

говоров;

о договорах с кооперативами, иными негосударственными пред­

приятиями,  творческими  и  временными  трудовыми  коллектива­

ми,  а  также  отдельными  гражданами».

2

.

  Федеральный  закон  от  27  июля  2006  г.  №  149-ФЗ  «Об  ин­

формации,  информационных  технологиях  и  о  защите  информа­
ции»  [45]:

«4.  Не  может быть  ограничен доступ  к:

1)  нормативным  правовым  актам,  затрагивающим  права,  сво­

боды и обязанности человека и гражданина,  а также устанавлива­
ющим  правовое  положение  организаций  и  полномочия  государ­

ственных органов,  органов  местного  самоуправления;

2)  информации  о  состоянии  окружающей  среды;
3)  информации о деятельности  государственных органов  и ор­

ганов  местного  самоуправления,  а  также  об  использовании  бюд­
жетных  средств  (за  исключением  сведений,  составляющих  госу­

дарственную  или  служебную  тайну);

4)  информации,  накапливаемой  в  открытых  фондах  библио­

тек,  музеев  и  архивов,  а  также  в  государственных,  муниципаль­

ных  и  иных  информационных системах,  созданных или  предназ­
наченных для обеспечения граждан  (физических лиц)  и организа­
ций  такой  информацией;

5)  иной  информации,  недопустимость  ограничения доступа  к 

которой  установлена  федеральными  законами».  (Статья  8.  Право 
на доступ  к  информации).

3

.

  Закон  Российской  Федерации  от  21  июля  1993  г.  №  5485-1 

«О  государственной  тайне»:


background image

«Не  подлежат  отнесению  к  государственной  тайне  и  засекре­

чиванию  сведения:

о  чрезвычайных  происшествиях  и  катастрофах,  угрожающих 

безопасности  и  здоровью  граждан,  и  их  последствиях,  а  также  о 
стихийных  бедствиях,  их  официальных  прогнозах  и  последст­
виях;

о  состоянии  экологии,  здравоохранения,  санитарии,  демогра­

фии,  образования,  культуры,  сельского  хозяйства,  а  также  о  со­
стоянии  преступности;

о  привилегиях,  компенсациях и социальных гарантиях,  предо­

ставляемых  государством  гражданам,  должностным  лицам,  пред­
приятиям,  учреждениям  и  организациям;

о  фактах  нарушения  прав  и  свобод  человека  и  гражданина; 

о размерах золотого запаса и государственных валютных резер­

вах  Российской  Федерации;

о  состоянии  здоровья  высших  должностных  лиц  Российской 

Федерации;

о  фактах  нарушения  законности  органами  государственной 

власти  и  их  должностными  лицами».  (Статья  7.  Сведения,  не 

подлежащие  отнесению  к государственной тайне  и  засекречива­
нию.)

4

Федеральный закон  Российской Федерации от 29 июля 2004 г. 

№  98-ФЗ  «О  коммерческой  тайне»  [46]:

«Режим  коммерческой тайны  не  может быть установлен лица­

ми,  осуществляющими  предпринимательскую деятельность,  в от­
ношении  следующих  сведений:

1)  содержащихся  в  учредительных  документах  юридического 

лица, документах,  подтверждающих факт внесения записей о юри­
дических лицах  и  об  индивидуальных  предпринимателях  в  соот­

ветствующие  государственные  реестры;

2)  содержащихся  в документах,  дающих  право  на  осуществле­

ние  предпринимательской  деятельности;

3)  о составе  имущества государственного  или  муниципального 

унитарного  предприятия,  государственного  учреждения  и  об  ис­

пользовании  ими  средств  соответствующих бюджетов;

4)  о  загрязнении  окружающей  среды,  состоянии  противопо­

жарной  безопасности,  санитарно-эпидемиологической  и  радиа­
ционной  обстановке,  безопасности  пищевых  продуктов  и  других 
факторах,  оказывающих  негативное  воздействие  на  обеспечение 
безопасного функционирования производственных объектов, без­
опасности  каждого  гражданина  и  безопасности  населения  в  це­

лом;

5)  о численности,  о составе работников,  о системе оплаты тру­

да,  об условиях труда,  в том  числе  об охране труда,  о  показателях 

производственного  травматизма  и  профессиональной  заболевае­
мости  и  о  наличии  свободных рабочих  мест;


background image

6)  о задолженности  работодателей  по выплате  заработной  пла­

ты  и  по  иным  социальным  выплатам;

7)  о  нарушениях  законодательства  Российской  Федерации  и 

фактах привлечения  к ответственности  за  совершение  этих  нару­

шений;

8)  об  условиях  конкурсов  или  аукционов  по  приватизации 

объектов  государственной  или  муниципальной  собственности;

9)  о  размерах  и  структуре  доходов  некоммерческих  организа­

ций,  о  размерах  и  составе  их  имущества,  об  их  расходах,  о  чис­

ленности и об оплате труда их работников, об использовании без­

возмездного труда  граждан  в деятельности  некоммерческой  орга­
низации;

10)  о перечне лиц,  имеющих право действовать без доверенно­

сти  от  имени  юридического лица;

11)  обязательность  раскрытия  которых  или  недопустимость 

ограничения доступа к которым установлена иными федеральны­

ми  законами».  (Статья  5.  Сведения,  которые  не  могут составлять 
коммерческую  тайну).

5. 

Положение  о  порядке  обращения  со  служебной  информа­

цией ограниченного распространения в федеральных органах испол­
нительной  власти,  утвержденное  постановлением  Правительства 

РФ  от  3  ноября  1994  г.  №  1233  «Об  утверждении  положения  о 
порядке  обращения  со  служебной  информацией  ограниченного 

распространения  в  федеральных  органах  исполнительной  власти 

[31]:

«1.3.  Не  могут  быть отнесены  к служебной  информации  огра­

ниченного  распространения:

акты  законодательства,  устанавливающие  правовой  статус  го­

сударственных органов, организаций, общественных объединений, 
а  также  права,  свободы  и  обязанности  граждан,  порядок  их  реа­

лизации;

сведения  о  чрезвычайных  ситуациях,  опасных  природных  яв­

лениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гид­

рогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая 
и другая  информация,  необходимая для обеспечения безопасного 
существования  населенных  пунктов,  граждан  и  населения  в  це­

лом,  а также  производственных объектов;

описание  структуры  органа  исполнительной  власти,  его  функ­

ций,  направлений  и  форм деятельности,  а также  его  адрес;

порядок рассмотрения и разрешения  заявлений,  а также  обра­

щений  граждан  и  юридических лиц;

решения  по  заявлениям  и  обращениям  граждан  и  юридиче­

ских лиц,  рассмотренным  в установленном  порядке;

сведения  об  исполнении  бюджета  и  использовании  других  го­

сударственных ресурсов,  о  состоянии  экономики  и  потребностей 

населения;


background image

документы,  накапливаемые  в  открытых  фондах  библиотек  и 

архивов,  информационных  системах  организаций,  необходимые 

для  реализации  прав,  свобод  и  обязанностей  граждан».

4.2.2.  Решение задачи  2

Информация,  составляющая  государственную  тайну  (далее 

употребляется  термин,  принятый  в  законодательстве  о  государ­
ственной  тайне  —  «сведения,  составляющие  государственную 

тайну»),  на  предприятии  может  быть  условно  разделена  на  две 

группы:

первая группа — сведения, составляющие государственную тай­

ну,  полученные от других предприятий  (органов  государственной 
власти);

вторая группа — сведения, составляющие государственную тай­

ну,  полученные  в  результате  управленческой,  производственной, 
научной  и  иных  видов деятельности  предприятия.

Определение  сведений,  относящихся  к первой  группе,  затруд­

нений не вызывает, так как носители таких сведений соответству­
ющим  образом  обозначены  в  тех  организациях,  от  которых  они 
получены.  Исключение составляют случаи,  когда степень секрет­
ности  полученных  носителей  сведений  определена  неверно.  По­

рядок действий в таких случаях определен правовыми актами Рос­
сийской  Федерации,  которые  в  нашем учебнике  рассматриваться 

не  будут.

Что касается  второй  группы,  то  их определение  осуществляет­

ся  на  предприятии  на  основе  развернутых  перечней  сведений, 
подлежащих засекречиванию,  предусмотренных ст.  9 Закона  Рос­

сийской  Федерации  «О  государственной  тайне».

Участие  предприятия  в  формировании  развернутых  перечней 

сведений,  подлежащих засекречиванию,  ограничено подготовкой 
предложений  по  их  содержанию.  Рассмотрим  систему  законода­

тельных  актов  Российской  Федерации,  регламентирующих  эту 
работу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 

четвертая ст.  29)  перечень сведений,  отнесенных к государствен­
ной  тайне  (далее  —  Перечень),  определяется  Федеральным  за­
коном  от  21  июля  1993  г.  №  5485-1  «О  государственной  тайне» 

(ст.  5).  Согласно  Перечню,  государственную  тайну составляют:

1)  сведения  в  военной  области:

о содержании стратегических и оперативных планов, докумен­

тов  боевого  управления  по  подготовке  и  проведению  операций, 
стратегическому,  оперативному  и  мобилизационному  разверты­
ванию  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других  войск, 
воинских формирований  и  органов,  предусмотренных  Федераль­
ным законом  Российской Федерации  «Об обороне»,  об их боевой