ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4267

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

• 

к  секретным  сведениям  следует  относить  все  иные  сведения 

из  числа  сведений,  составляющих государственную  тайну.  Ущер­
бом безопасности  Российской Федерации в этом случае считается 

ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или орга­

низации  в военной,  внешнеполитической,  экономической,  науч­
но-технической,  разведывательной,  контрразведывательной  или 
оперативно-розыскной  области  деятельности.

Разработку  перечня  сведений,  подлежащих  засекречиванию, 

организуют  руководители  органов  государственной  власти,  наде­

ленные  полномочиями  по  отнесению  сведений  к  государствен­

ной тайне.  Они несут персональную ответственность за принятые 

ими  решения  о  целесообразности  отнесения  конкретных  сведе­
ний  к  государственной  тайне.

Для  разработки  проекта  Перечня  создается  экспертная  комис­

сия, в состав которой включаются компетентные специалисты, ра­
ботающие со сведениями, составляющими государственную тайну.

В  ходе  подготовки  проекта  Перечня  экспертные  комиссии  в 

соответствии  с  принципами  засекречивания  сведений,  установ­

ленными  Законом  Российской  Федерации  «О  государственной 
тайне»,  проводят  анализ  всех  видов  деятельности  соответствую­

щих  органов  государственной  власти,  предприятий,  учреждений 
и  организаций  с  целью  определения  сведений,  распространение 
которых может нанести ущерб безопасности  Российской  Федера­

ции.

Перечислим принципы отнесения сведений к государственной 

тайне  и засекречивания.

Законность

 отнесения сведений к государственной тайне и их 

засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых све­

дений  положениям ст.  5  и ст.  7 Закона Российской Федерации «О 

государственной  тайне»  и  законодательству  Российской  Федера­

ции  о  государственной  тайне.

Обоснованность

 отнесения сведений к государственной тайне 

и  их  засекречивание  заключается  в  установлении  путем  эксперт­
ной оценки  целесообразности засекречивания  конкретных сведе­

ний,  вероятных  экономических  и  иных  последствий  этого  акта 
исходя  из  баланса  жизненно  важных  интересов  государства,  об­
щества  и  граждан.

Своевременность

 отнесения  сведений  к государственной тай­

не  и  их засекречивание  заключается  в установлении  ограничений 
на распространение  этих  сведений  с  момента  их  получения  (раз­
работки)  или  заблаговременно.

Обоснование  необходимости  отнесения  сведений  к  государ­

ственной  тайне  с  указанием  соответствующей  степени  секретно­
сти  осуществляется  собственниками  этих сведений  и  оформляет­
ся в виде предложений для включения в проект соответствующего 
перечня.  Степень секретности  сведений,  находящихся  в распоря­


background image

жении  нескольких органов государственной  власти,  устанавлива­

ется  по  взаимному согласованию  между  ними.

В перечень сведений, подлежащих засекречиванию, могут быть 

включены  материалы,  которые  получены  (разработаны)  другими 

органами  государственной  власти, органами местного самоуправ­
ления,  предприятиями,  учреждениями,  организациями  или  граж­
данами,  не состоящими  в отношении  подчиненности к руководи­
телю  органа  государственной  власти,  утверждающему  Перечень. 

Степень секретности таких сведений устанавливается  по согласо­
ванию между органом государственной власти, разрабатывающим 
перечень,  и  собственником  сведений.

Проект Перечня, разработанный экспертной комиссией, пред­

ставляется  на утверждение руководителю органа государственной 

власти,  наделенному  полномочиями  по  отнесению  сведений  к 
государственной  тайне,  который  также  решает  вопрос  о  целесо­
образности  засекречивания  самого  Перечня.  Утвержденные  пе­
речни в целях координации работ по защите государственной тайны 
направляются в  Межведомственную комиссию.

После  утверждения  перечни доводятся:

• до  заинтересованных  органов  государственной  власти  в  пол­

ном  объеме либо  в части,  их  касающейся;

•  предприятий,  учреждений  и  организаций,  действующих  в 

сфере ведения органов государственной власти,  в части,  их каса­
ющейся,  по  решению  должностного  лица,  утвердившего  пере­
чень;

• предприятий, учреждений и организаций, участвующих в про­

ведении  совместных  работ,  в  объеме,  определяемом  заказчиком 
этих  работ.

Перечни  пересматриваются  в  случае  необходимости  (при  из­

менении  международной  обстановки,  заключении  международ­
ных  договоров  Российской  Федерации,  передаче  сведений,  со­

ставляющих  государственную  тайну,  другим  государствам,  появ­

лении новых достижений в области науки и техники и т. п.),  но не 

реже,  чем  через  5 лет.  Пересмотр  перечней  осуществляется  в том 
же  порядке,  что  и  их разработка.

Предложения  по  внесению  в  перечни  дополнений  и  измене­

ний  направляются  руководителям  органов государственной  влас­

ти,  утвердившим  эти  перечни,  которые  обязаны  в  течение  трех 

месяцев организовать проведение экспертизы  поступивших пред­

ложений  и  принять  соответствующее  решение.

Если  принятие  указанных  предложений  влечет за  собой  изме­

нение  Перечня  сведений,  отнесенных  к  государственной  тайне, 
руководители  органов  государственной  власти  направляют  про­
ект соответствующего решения с обоснованием в Межведомствен­

ную  комиссию по защите  государственной тайны для  проведения 

экспертной  оценки  и  принятия  решения.


background image

Таким  образом,  предприятие  при  определении  состава  и  сте­

пени  секретности  сведений,  составляющих государственную тай­
ну,  руководствуются  развернутыми  перечнями  сведений,  подле­

жащих  засекречиванию.  Такие  перечни  или  выписки  из  них  на­

правляются  на  предприятие  органами  государственной  власти,  в 

интересах  которых  предприятие  выполняет  работы.

Особенности засекречивания сведений, составляющих государ­

ственную  тайну,  определяются  Инструкцией,  утвержденной  по­
становлением  Правительства  Российской  Федерации  от  5  января 
2004  г.  №  3-1,  содержание  которой  в  книге  рассматриваться  не 
будет.

Определение  состава  информации,  составляющей  коммер­

ческую тайну контрагентов,

 является тривиальной задачей, так 

как в соответствии с п.  5 части первой ст.  10 Федерального закона 
от 29 июля 2004 г.  №  98-ФЗ «О коммерческой тайне»  [46]  матери­
альные  носители  (документы),  содержащие  такую  информацию, 

должны обозначаться грифом  «Коммерческая тайна»  с указанием 
обладателя  этой  информации  (для  юридических  лиц  —  полное 
наименование  и  место  нахождения,  для  индивидуальных  пред­
принимателей  —  фамилия,  имя,  отчество  гражданина,  являюще­
гося  индивидуальным  предпринимателем,  и  место  жительства). 

Аналогично,  носители  служебной  информации  ограниченного 

распространения  (СИОР),  полученные  от  органов  государствен­
ной  власти или других организаций, имеют пометку «Для служеб­
ного  пользования».

Различные виды 

профессиональной  тайны,

  доступ к которым 

ограничен  в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федера­
ции,  относятся  к  наиболее  неопределенной  части  информации, 

которая  может  быть  отнесена  к  составу  защищаемой.  Необходи­

мые  нормативно-правовые акты,  регламентирующие порядок об­

ращения с такой  информацией,  в  настоящее  время  только  разра­

батываются.  По  всей  видимости,  по  аналогии  с  другими  видами 
информации  ограниченного  доступа  меры  по  ее  защите  должны 
определяться  собственником  (владельцем)  таких  информацион­

ных  ресурсов,  который,  передавая  информацию  контрагентам, 

должен  соответствующим  образом  ее  обозначать.

4.2.3.  Определение  состава защищаемой

 

информации,  отнесенной  к коммерческой тайне

 

предприятия

Определение  осуществляется  в  соответствии  с  федеральным 

законом  исходя  из  следующих  критериев:

•  информация  не  является  общеизвестной;
• информация не запрещена к отнесению к коммерческой тайне;


background image

•  информация  получена  правомерно;
• информация  имеет действительную или  потенциальную цен­

ность  (позволяет  получить  или  увеличить  доход,  избежать  убыт­
ков,  сохранить  положение  на  рынке,  избежать  конкуренции);

• средства,  необходимые  на защиту информации,  не  превыша­

ют  реально  возможного  дохода.

Примерные разделы перечня информации, составляющей ком­

мерческую  тайну  предприятия:

•  производственно-техническая  и  технологическая  информа­

ция;

•  информация  о  научно-исследовательской  и  опытно-конст­

рукторской  деятельности;

•  планово-организационная  и  управленческая  информация;
•  финансовая  информация;

•  информация  о  системе,  применяемых  методах  и  средствах 

защиты  коммерческой  тайны;

•  информация  об  организации  хранения  и доставки  финансо­

вых  и  материальных  средств;

•  информация  о  системе  коммуникаций  предприятия;
•  информация  о  детективной  и  охранной  деятельности  пред­

приятия.

В  соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской  Федера­

ции  «информация  составляет служебную  или  коммерческую тай­

ну в случае,  когда информация  имеет действительную  или  потен­
циальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее треть­
им лицам,  к ней  нет свободного доступа на законном  основании, 
и  обладатель  информации  принимает  меры  к  охране  ее  конфи­

денциальности.  Сведения,  которые  не  могут  составлять  служеб­

ную  или  коммерческую  тайну,  определяются  законом  и  иными 
правовыми  актами».

Отнесение  информации к 

служебной информации  ограничен­

ного распространения

  (СИОР)  регламентировано  «Положением 

о порядке  обращения со служебной  информацией  ограниченного 
распространения  в федеральных органах исполнительной  власти» 

(далее —  Положение), утвержденным постановлением  Правитель­

ства  Российской  Федерации  от  3  ноября  1994  г.  №  1233  [31].

В  соответствии  с  п.  1.2  Положения  к  служебной  информации 

ограниченного  распространения  относится  несекретная  инфор­

мация,  касающаяся  деятельности  организаций,  ограничения  на 

распространение  которой диктуются служебной  необходимостью.

Согласно  п.  1.5  Положения,  перечень должностных лиц,  име­

ющих  право  относить  информацию  к  СИОР,  определяется  руко­
водителем  федерального  органа  исполнительной  власти.  Таким 

образом,  отнесение  информации  к  СИОР  на  предприятии  может 
осуществляться только в случае, если предприятие входит в струк­
туру какого-либо ФОИВ  и его руководитель наделил  руководите­


background image

ля  предприятия  соответствующими  правами.  Примером  такого 
случая  может  служить  приказ  Министра  обороны  Российской 

Федерации  1999  г.  №  170,  в  котором  такие  права  предоставлены 
командирам воинских частей и руководителям организаций Мин­

обороны  России.

4 .3 .  Методика  определения  состава

 

защищаемой  информации

В  предыдущих разделах  гл.  4  было  кратко рассмотрено  содер­

жание  нормативно-правовых актов,  на основе  которых информа­

ция  может  быть  отнесена  к  защищаемой.  С  учетом  выводов  по 
предыдущим  разделам  рассмотрим  методику  формирования  Пе­
речня  сведений,  составляющих  коммерческую  тайну  (далее  — 
Перечень).

1.  При  решении  проблемы  определения  круга  сведений,  со­

ставляющих  коммерческую тайну,  а также  возможного  распреде­

ления  их  по  категориям  важности  в  зависимости  от  их  ценности 

для  предприятия,  характера  и  размера  ущерба,  который  может 

быть  нанесен  предприятию  при  разглашении  этих  сведений,  не­
обходимо учитывать, что упущенные из внимания сведения могут 
привести к снижению эффективности  всей системы защиты  ком­
мерческой тайны,  а  избыточные  меры  по  ограничению доступа к 
информации  осложнят  работу  и  приведут  к  неоправданным  эко­
номическим  издержкам.  Правильное  определение  информации, 
составляющей  КТ,  должно  способствовать  прибыльности  пред­
приятия и  не накладывать неоправданные ограничения на его де­

ятельность.

2

.

 Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, 

отражаются  в  Перечне.  При  его  разработке  необходимо  учиты­

вать перечисленные в разделе 4.2.1  ограничения на отнесение све­

дений  к  коммерческой  тайне,  а  также  материалы,  открытые  для 

ознакомления  акционеров  в  соответствии  с  Федеральным  зако­
ном  от  26  декабря  1995  г.  №  208-ФЗ  «Об  акционерных  обще­
ствах»:

«3.  К информации  (материалам),  подлежащей предоставлению 

лицам,  имеющим  право  на  участие  в  общем  собрании  акционе­
ров,  при  подготовке  к  проведению  общего  собрания  акционеров 
общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность,  в том чис­
ле  заключение  аудитора,  заключение ревизионной  комиссии  (ре­
визора) общества по результатам  проверки годовой бухгалтерской 
отчетности,  сведения о кандидате  (кандидатах)  в исполнительные 
органы  общества,  совет директоров  (наблюдательный  совет)  об­
щества,  ревизионную  комиссию  (ревизоры)  общества,  счетную