ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4267
Скачиваний: 25
•
к секретным сведениям следует относить все иные сведения
из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущер
бом безопасности Российской Федерации в этом случае считается
ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или орга
низации в военной, внешнеполитической, экономической, науч
но-технической, разведывательной, контрразведывательной или
оперативно-розыскной области деятельности.
Разработку перечня сведений, подлежащих засекречиванию,
организуют руководители органов государственной власти, наде
ленные полномочиями по отнесению сведений к государствен
ной тайне. Они несут персональную ответственность за принятые
ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведе
ний к государственной тайне.
Для разработки проекта Перечня создается экспертная комис
сия, в состав которой включаются компетентные специалисты, ра
ботающие со сведениями, составляющими государственную тайну.
В ходе подготовки проекта Перечня экспертные комиссии в
соответствии с принципами засекречивания сведений, установ
ленными Законом Российской Федерации «О государственной
тайне», проводят анализ всех видов деятельности соответствую
щих органов государственной власти, предприятий, учреждений
и организаций с целью определения сведений, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федера
ции.
Перечислим принципы отнесения сведений к государственной
тайне и засекречивания.
Законность
отнесения сведений к государственной тайне и их
засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых све
дений положениям ст. 5 и ст. 7 Закона Российской Федерации «О
государственной тайне» и законодательству Российской Федера
ции о государственной тайне.
Обоснованность
отнесения сведений к государственной тайне
и их засекречивание заключается в установлении путем эксперт
ной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведе
ний, вероятных экономических и иных последствий этого акта
исходя из баланса жизненно важных интересов государства, об
щества и граждан.
Своевременность
отнесения сведений к государственной тай
не и их засекречивание заключается в установлении ограничений
на распространение этих сведений с момента их получения (раз
работки) или заблаговременно.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государ
ственной тайне с указанием соответствующей степени секретно
сти осуществляется собственниками этих сведений и оформляет
ся в виде предложений для включения в проект соответствующего
перечня. Степень секретности сведений, находящихся в распоря
жении нескольких органов государственной власти, устанавлива
ется по взаимному согласованию между ними.
В перечень сведений, подлежащих засекречиванию, могут быть
включены материалы, которые получены (разработаны) другими
органами государственной власти, органами местного самоуправ
ления, предприятиями, учреждениями, организациями или граж
данами, не состоящими в отношении подчиненности к руководи
телю органа государственной власти, утверждающему Перечень.
Степень секретности таких сведений устанавливается по согласо
ванию между органом государственной власти, разрабатывающим
перечень, и собственником сведений.
Проект Перечня, разработанный экспертной комиссией, пред
ставляется на утверждение руководителю органа государственной
власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне, который также решает вопрос о целесо
образности засекречивания самого Перечня. Утвержденные пе
речни в целях координации работ по защите государственной тайны
направляются в Межведомственную комиссию.
После утверждения перечни доводятся:
• до заинтересованных органов государственной власти в пол
ном объеме либо в части, их касающейся;
• предприятий, учреждений и организаций, действующих в
сфере ведения органов государственной власти, в части, их каса
ющейся, по решению должностного лица, утвердившего пере
чень;
• предприятий, учреждений и организаций, участвующих в про
ведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком
этих работ.
Перечни пересматриваются в случае необходимости (при из
менении международной обстановки, заключении международ
ных договоров Российской Федерации, передаче сведений, со
ставляющих государственную тайну, другим государствам, появ
лении новых достижений в области науки и техники и т. п.), но не
реже, чем через 5 лет. Пересмотр перечней осуществляется в том
же порядке, что и их разработка.
Предложения по внесению в перечни дополнений и измене
ний направляются руководителям органов государственной влас
ти, утвердившим эти перечни, которые обязаны в течение трех
месяцев организовать проведение экспертизы поступивших пред
ложений и принять соответствующее решение.
Если принятие указанных предложений влечет за собой изме
нение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне,
руководители органов государственной власти направляют про
ект соответствующего решения с обоснованием в Межведомствен
ную комиссию по защите государственной тайны для проведения
экспертной оценки и принятия решения.
Таким образом, предприятие при определении состава и сте
пени секретности сведений, составляющих государственную тай
ну, руководствуются развернутыми перечнями сведений, подле
жащих засекречиванию. Такие перечни или выписки из них на
правляются на предприятие органами государственной власти, в
интересах которых предприятие выполняет работы.
Особенности засекречивания сведений, составляющих государ
ственную тайну, определяются Инструкцией, утвержденной по
становлением Правительства Российской Федерации от 5 января
2004 г. № 3-1, содержание которой в книге рассматриваться не
будет.
Определение состава информации, составляющей коммер
ческую тайну контрагентов,
является тривиальной задачей, так
как в соответствии с п. 5 части первой ст. 10 Федерального закона
от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [46] матери
альные носители (документы), содержащие такую информацию,
должны обозначаться грифом «Коммерческая тайна» с указанием
обладателя этой информации (для юридических лиц — полное
наименование и место нахождения, для индивидуальных пред
принимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являюще
гося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Аналогично, носители служебной информации ограниченного
распространения (СИОР), полученные от органов государствен
ной власти или других организаций, имеют пометку «Для служеб
ного пользования».
Различные виды
профессиональной тайны,
доступ к которым
ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федера
ции, относятся к наиболее неопределенной части информации,
которая может быть отнесена к составу защищаемой. Необходи
мые нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок об
ращения с такой информацией, в настоящее время только разра
батываются. По всей видимости, по аналогии с другими видами
информации ограниченного доступа меры по ее защите должны
определяться собственником (владельцем) таких информацион
ных ресурсов, который, передавая информацию контрагентам,
должен соответствующим образом ее обозначать.
4.2.3. Определение состава защищаемой
информации, отнесенной к коммерческой тайне
предприятия
Определение осуществляется в соответствии с федеральным
законом исходя из следующих критериев:
• информация не является общеизвестной;
• информация не запрещена к отнесению к коммерческой тайне;
• информация получена правомерно;
• информация имеет действительную или потенциальную цен
ность (позволяет получить или увеличить доход, избежать убыт
ков, сохранить положение на рынке, избежать конкуренции);
• средства, необходимые на защиту информации, не превыша
ют реально возможного дохода.
Примерные разделы перечня информации, составляющей ком
мерческую тайну предприятия:
• производственно-техническая и технологическая информа
ция;
• информация о научно-исследовательской и опытно-конст
рукторской деятельности;
• планово-организационная и управленческая информация;
• финансовая информация;
• информация о системе, применяемых методах и средствах
защиты коммерческой тайны;
• информация об организации хранения и доставки финансо
вых и материальных средств;
• информация о системе коммуникаций предприятия;
• информация о детективной и охранной деятельности пред
приятия.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федера
ции «информация составляет служебную или коммерческую тай
ну в случае, когда информация имеет действительную или потен
циальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее треть
им лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании,
и обладатель информации принимает меры к охране ее конфи
денциальности. Сведения, которые не могут составлять служеб
ную или коммерческую тайну, определяются законом и иными
правовыми актами».
Отнесение информации к
служебной информации ограничен
ного распространения
(СИОР) регламентировано «Положением
о порядке обращения со служебной информацией ограниченного
распространения в федеральных органах исполнительной власти»
(далее — Положение), утвержденным постановлением Правитель
ства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 [31].
В соответствии с п. 1.2 Положения к служебной информации
ограниченного распространения относится несекретная инфор
мация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на
распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Согласно п. 1.5 Положения, перечень должностных лиц, име
ющих право относить информацию к СИОР, определяется руко
водителем федерального органа исполнительной власти. Таким
образом, отнесение информации к СИОР на предприятии может
осуществляться только в случае, если предприятие входит в струк
туру какого-либо ФОИВ и его руководитель наделил руководите
ля предприятия соответствующими правами. Примером такого
случая может служить приказ Министра обороны Российской
Федерации 1999 г. № 170, в котором такие права предоставлены
командирам воинских частей и руководителям организаций Мин
обороны России.
4 .3 . Методика определения состава
защищаемой информации
В предыдущих разделах гл. 4 было кратко рассмотрено содер
жание нормативно-правовых актов, на основе которых информа
ция может быть отнесена к защищаемой. С учетом выводов по
предыдущим разделам рассмотрим методику формирования Пе
речня сведений, составляющих коммерческую тайну (далее —
Перечень).
1. При решении проблемы определения круга сведений, со
ставляющих коммерческую тайну, а также возможного распреде
ления их по категориям важности в зависимости от их ценности
для предприятия, характера и размера ущерба, который может
быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений, не
обходимо учитывать, что упущенные из внимания сведения могут
привести к снижению эффективности всей системы защиты ком
мерческой тайны, а избыточные меры по ограничению доступа к
информации осложнят работу и приведут к неоправданным эко
номическим издержкам. Правильное определение информации,
составляющей КТ, должно способствовать прибыльности пред
приятия и не накладывать неоправданные ограничения на его де
ятельность.
2
.
Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия,
отражаются в Перечне. При его разработке необходимо учиты
вать перечисленные в разделе 4.2.1 ограничения на отнесение све
дений к коммерческой тайне, а также материалы, открытые для
ознакомления акционеров в соответствии с Федеральным зако
ном от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обще
ствах»:
«3. К информации (материалам), подлежащей предоставлению
лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционе
ров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров
общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том чис
ле заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ре
визора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской
отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные
органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) об
щества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную