ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4268

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

и  мобилизационной  готовности,  о  создании  и  об  использовании 
мобилизационных  ресурсов;

о  планах  строительства  Вооруженных  Сил  Российской  Феде­

рации, других войск Российской Федерации, о направлениях раз­
вития  вооружения  и  военной  техники,  о  содержании  и  результа­
тах  выполнения  целевых  программ,  научно-исследовательских  и 
опытно-конструкторских  работ по созданию  и  модернизации  об­
разцов  вооружения  и  военной  техники;

о разработке, технологии,  производстве,  об объемах производ­

ства, о хранении,  об утилизации ядерных боеприпасов, их состав­
ных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядер­
ных боеприпасах,  о технических средствах и  (или)  методах защи­
ты  ядерных  боеприпасов  от  несанкционированного  применения, 
а также о ядерных энергетических и специальных физических уста­

новках оборонного  значения;

о  тактико-технических  характеристиках  и  возможностях  бое­

вого применения образцов вооружения и военной техники, о свой­
ствах,  рецептурах  или технологиях производства  новых видов ра­

кетного  топлива  или  взрывчатых  веществ  военного  назначения;

о  дислокации,  назначении,  степени  готовности,  защищенно­

сти  режимных  и  особо  важных  объектов,  об  их  проектировании, 
строительстве  и  эксплуатации,  а  также  об  отводе  земель,  недр  и 
акваторий  для  этих  объектов;

о  дислокации,  действительных  наименованиях,  об  организа­

ционной  структуре,  о  вооружении,  численности  войск  и  состоя­
нии  их  боевого  обеспечения,  а  также  о  военно-политической  и 

(или)  оперативной  обстановке;

2) 

сведения  в  области  экономики,  науки  и  техники: 

о  содержании  планов  подготовки  Российской  Федерации  и  ее 

отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобили­

зационных  мощностях  промышленности  по  изготовлению  и  ре­
монту  вооружения  и  военной  техники,  об  объемах  производства, 
поставок,  о  запасах  стратегических  видов  сырья  и  материалов,  а 

также  о  размещении,  фактических  размерах  и  об  использовании 

государственных  материальных  резервов;

об  использовании  инфраструктуры  Российской  Федерации  в 

целях  обеспечения  обороноспособности  и  безопасности  государ­

ства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, пред­

назначении  и  степени  защищенности  объектов  административ­
ного управления, о степени обеспечения безопасности населения, 

о  функционировании  транспорта  и  связи  в  Российской  Федера­

ции  в  целях обеспечения  безопасности  государства;

об  объемах,  о  планах  (заданиях)  государственного  оборонного 

заказа,  о  выпуске  и  поставках  (в денежном  или  натуральном  вы­
ражении) вооружения,  военной техники и другой оборонной про­


background image

дукции,  о  наличии  и  наращивании  мощностей  по  их  выпуску,  о 
связях предприятий  по кооперации, о разработчиках или об изго­

товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо­

ронной  продукции;

о  достижениях  науки  и техники,  о  научно-исследовательских, 

об опытно-конструкторских,  о проектных работах и технологиях, 

имеющих важное  оборонное  или  экономическое  значение,  влия­
ющих  на безопасность  государства;

о  запасах  платины,  металлов  платиновой  группы,  природных 

алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драго­
ценных камней  Российской Федерации,  Центральном банке Рос­
сийской Федерации,  а также  об  объемах  запасов  в  недрах,  добы­
чи,  производства  и  потребления  стратегических  видов  полезных 
ископаемых  Российской  Федерации  (по  списку,  определяемому 
Правительством  Российской  Федерации);

3)  сведения  в  области  внешней  политики  и  экономики:

о  внешнеполитической,  внешнеэкономической  деятельности 

Российской  Федерации,  преждевременное  распространение  ко­

торых может  нанести ущерб  безопасности  государства;

о финансовой политике  в отношении  иностранных государств 

(за исключением обобщенных показателей по внешней задолжен­

ности),  а  также  о  финансовой  или  денежно-кредитной  деятель­
ности,  преждевременное  распространение  которых  может нанес­

ти ущерб  безопасности  государства;

4)  сведения  в  области  разведывательной,  контрразведыватель­

ной  и  оперативно-розыскной деятельности:

о силах,  средствах,  об  источниках,  о методах,  планах и резуль­

татах  разведывательной,  контрразведывательной  и  оперативно­
розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой 

деятельности,  если эти данные раскрывают перечисленные сведе­

ния;

о  лицах,  сотрудничающих  или  сотрудничавших  на  конфиден­

циальной  основе  с  органами,  осуществляющими  разведыватель­
ную,  контрразведывательную  и  оперативно-розыскную  деятель­

ность;

об организации, о силах,  средствах и методах обеспечения без­

опасности  объектов  государственной  охраны,  а  также  данные  о 
финансировании  этой  деятельности,  если  эти  данные  раскрыва­
ют  перечисленные  сведения;

о  системе  президентской,  правительственной,  шифрованной, 

в  том  числе  кодированной  и  засекреченной  связи,  о  шифрах,  их 
разработке,  изготовлении  и  обеспечении  ими,  о  методах  и  сред­
ствах  анализа  шифровальных  средств  и  средств  специальной  за­
щиты,  об информационно-аналитических системах специального 
назначения;

о  методах  и  средствах защиты  секретной  информации;


background image

об  организации  и  о  фактическом  состоянии  защиты  государ­

ственной  тайны;

о  защите  Государственной  границы  Российской  Федерации, 

исключительной  экономической  зоны  и  континентального шель­
фа  Российской  Федерации;

о  расходах  федерального  бюджета,  связанных  с  обеспечением 

обороны,  безопасности  государства  и  правоохранительной  дея­

тельности  в  Российской  Федерации;

о  подготовке  кадров,  раскрывающие  мероприятия,  проводи­

мые  в  целях  обеспечения  безопасности  государства.

Анализируя  Перечень,  можно легко увидеть,  что  он  определя­

ет только области деятельности  и  наиболее  общие  категории  све­

дений  в  этих  областях,  которые  могут  составлять  государствен­

ную тайну.  На практике  Перечень в основном используется феде­

ральными  органами  исполнительной  власти,  руководители  кото­
рых  наделены  полномочиями  по  отнесению  сведений  к  государ­
ственной  тайне,  при  подготовке  предложений  в  Перечень,  пред­
усмотренный абзацем четвертым  ст.  9  Закона «О  государственной 
тайне».

Документ,  называемый  «Правила  разработки  перечня  сведе­

ний,  отнесенных  к  государственной  тайне»  (далее  —  Правила), 

утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 
от  23  июля  2005  г.  №  443.

В  соответствии  с  Правилами:

«2.  Органы  государственной власти, руководители которых на­

делены полномочиями по отнесению сведений к государственной 

тайне,  представляют  в  Межведомственную  комиссию  по  защите 

государственной  тайны  предложения  о  включении  сведений  в 
проект  перечня  в  соответствии со  своей  компетенцией,  перечнем 
сведений,  составляющих  государственную  тайну,  предусмотрен­
ным ст.  5 Закона Российской Федерации  «О государственной тай­
не»,  и  методическими  рекомендациями  Межведомственной  ко­
миссии  по  защите  государственной  тайны.

Разработка  указанных  предложений  осуществляется  с  учетом 

экспертной  оценки  экономических  и  иных  последствий  отнесе­
ния  сведений  к  государственной  тайне.

3.  Проект  перечня  формируется  Межведомственной  комисси­

ей  по защите государственной тайны  и вносится  в установленном 

порядке  в  Правительство  Российской  Федерации.  В  проекте  пе­

речня  указываются  органы  государственной  власти,  наделяемые 

полномочиями  по  распоряжению  сведениями,  содержащимися  в 
проекте  перечня.

4.  Межведомственная  комиссия  по  защите  государственной 

тайны  осуществляет координацию деятельности  органов  государ­

ственной  власти  по  подготовке  предложений  о  включении  сведе­
ний  в  проект  перечня».


background image

Форма «Перечня сведений, отнесенных к государственной тай­

не»,  приведена  ниже.

П е р е ч е н ь

 

сведений,  отнесенных  к  государственной  тайне

(утвержден  Указом  Президента  РФ  от  30  ноября  1995  г.  №   1203)

(в  редакции  Указа  Президента  РФ  от  11  февраля  2006  г.  №  90)

Сведения, отнесенные к государственной 

тайне

Государственные органы, 

наделенные полномочиями 

по распоряжению сведениями, 

отнесенными к государствен­

ной тайне

I.  Сведения  в военной  области

1

.

Сведения,  раскрывающие план 
применения  Вооруженных Сил 
Российской  Федерации,  оператив­
ные  планы  применения  (планы 

боевого  применения)  войск,  со­

держание мероприятий,  касающих­

ся военных действий  и  их обеспе­
чения,  боевого управления  или  пе­

ревода с мирного на военное время 
а также боевые задачи  носителям 
ядерного оружия

МВД  России 
МЧС  России 
Минобороны  России 

ФСБ  России 
ФСО  России

На основе  Перечня органы государственной власти,  руководи­

тели  которых наделены  полномочиями  по  отнесению сведений  к 

государственной  тайне,  разрабатывают развернутые  перечни  све­

дений,  подлежащих  засекречиванию.  В  них  включаются  сведе­

ния,  полномочиями  по  распоряжению  которыми  наделены  ука­
занные органы,  и устанавливается степень их секретности.  В рам­
ках  целевых  программ  по  разработке  и  модернизации  образцов 
вооружения и военной техники,  опытно-конструкторских и науч­
но-исследовательских  работ  по  решению  заказчиков  указанных 
образцов  и  работ  могут  разрабатываться  отдельные  перечни  све­

дений,  подлежащих  засекречиванию.  Перечни  сведений,  подле­
жащих  засекречиванию,  утверждаются  соответствующими  руко­

водителями  органов  государственной  власти.

Немаловажным  вопросом  формирования  перечней  сведений, 

подлежащих засекречиванию, является установление степени сек­

ретности  конкретных  сведений.

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 

4  сентября  1995  г.  №  870  утверждены  «Правила  отнесения  сведе­

ний,  составляющих  государственную  тайну,  к  различным  степе­

ням  секретности».  Правила  разработаны  в  соответствии  с  Зако­
ном  Российской  Федерации  «О  государственной  тайне»  и  явля­


background image

ются  обязательными  для  исполнения  органами  государственной 
власти,  руководители  которых  наделены  полномочиями  по  отне­
сению  сведений  к  государственной  тайне,  при  разработке  ими 
перечня сведений,  подлежащих засекречиванию,  а также другими 
органами государственной власти,  органами местного самоуправ­

ления,  предприятиями,  учреждениями и организациями  при  под­

готовке предложений о включении в перечень сведений, собствен­
никами  которых  они  являются.

В  соответствии  с  Правилами:

• перечни сведений, подлежащих засекречиванию, должны опре­

делять  степень секретности  конкретных  сведений  (группы  сведе­

ний),  а  его  структура  —  учитывать  ведомственную  или  отрасле­
вую  специфику;

•  степень  секретности  сведений,  составляющих  государствен­

ную  тайну,  должна  соответствовать  степени  тяжести  ущерба,  ко­

торый  может  быть  нанесен  безопасности  Российской  Федерации 

вследствие  распространения указанных  сведений;

•  количественные  и  качественные  показатели  ущерба  безопас­

ности Российской Федерации определяются в соответствии с нор­
мативно-методическими документами, утверждаемыми руководи­

телями  органов  государственной  власти,  которые  наделены  пол­

номочиями  по  отнесению  сведений  к  государственной  тайне,  и 
согласованными с Межведомственной комиссией по защите госу­

дарственной  тайны  (на  момент  написания  учебника  такие  пока­

затели не были разработаны ни в одном из органов государствен­
ной  власти);

•  разграничение  полномочий  по  распоряжению  сведениями, 

составляющими государственную тайну,  между органами государ­
ственной  власти  определяется  Перечнем  сведений,  отнесенных  к 
государственной  тайне,  опубликованным  в  открытой  печати;

•  сведения,  отнесенные  к  государственной  тайне,  по  степени 

секретности  подразделяются  на  сведения  особой  важности,  со­

вершенно  секретные  и  секретные;

•  к  сведениям  особой  важности  следует  относить  сведения  в 

области  военной,  внешнеполитической,  экономической,  научно- 
технической,  разведывательной,  контрразведывательной  и опера­
тивно-розыскной  деятельности,  распространение  которых  может 

нанести  ущерб  интересам  Российской  Федерации  в  одной  или 
нескольких  из  перечисленных областей;

•  к  совершенно  секретным  сведениям  следует  относить  сведе­

ния  в  области  военной,  внешнеполитической,  экономической, 
научно-технической,  разведывательной, контрразведывательной и 
оперативно-розыскной  деятельности,  распространение  которых 
может  нанести  ущерб  интересам  министерства  (ведомства)  или 
отрасли экономики  Российской Федерации в одной  или  несколь­

ких  из  перечисленных областей;