ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4268
Скачиваний: 25
и мобилизационной готовности, о создании и об использовании
мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Феде
рации, других войск Российской Федерации, о направлениях раз
вития вооружения и военной техники, о содержании и результа
тах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации об
разцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производ
ства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их состав
ных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядер
ных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защи
ты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения,
а также о ядерных энергетических и специальных физических уста
новках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях бое
вого применения образцов вооружения и военной техники, о свой
ствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ра
кетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенно
сти режимных и особо важных объектов, об их проектировании,
строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и
акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организа
ционной структуре, о вооружении, численности войск и состоя
нии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и
(или) оперативной обстановке;
2)
сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее
отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобили
зационных мощностях промышленности по изготовлению и ре
монту вооружения и военной техники, об объемах производства,
поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а
также о размещении, фактических размерах и об использовании
государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в
целях обеспечения обороноспособности и безопасности государ
ства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, пред
назначении и степени защищенности объектов административ
ного управления, о степени обеспечения безопасности населения,
о функционировании транспорта и связи в Российской Федера
ции в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного
заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном вы
ражении) вооружения, военной техники и другой оборонной про
дукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о
связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изго
товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо
ронной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских,
об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях,
имеющих важное оборонное или экономическое значение, влия
ющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных
алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драго
ценных камней Российской Федерации, Центральном банке Рос
сийской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добы
чи, производства и потребления стратегических видов полезных
ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому
Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации, преждевременное распространение ко
торых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств
(за исключением обобщенных показателей по внешней задолжен
ности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятель
ности, преждевременное распространение которых может нанес
ти ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведыватель
ной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и резуль
татах разведывательной, контрразведывательной и оперативно
розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой
деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведе
ния;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиден
циальной основе с органами, осуществляющими разведыватель
ную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятель
ность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения без
опасности объектов государственной охраны, а также данные о
финансировании этой деятельности, если эти данные раскрыва
ют перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной,
в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, их
разработке, изготовлении и обеспечении ими, о методах и сред
ствах анализа шифровальных средств и средств специальной за
щиты, об информационно-аналитических системах специального
назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государ
ственной тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации,
исключительной экономической зоны и континентального шель
фа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением
обороны, безопасности государства и правоохранительной дея
тельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводи
мые в целях обеспечения безопасности государства.
Анализируя Перечень, можно легко увидеть, что он определя
ет только области деятельности и наиболее общие категории све
дений в этих областях, которые могут составлять государствен
ную тайну. На практике Перечень в основном используется феде
ральными органами исполнительной власти, руководители кото
рых наделены полномочиями по отнесению сведений к государ
ственной тайне, при подготовке предложений в Перечень, пред
усмотренный абзацем четвертым ст. 9 Закона «О государственной
тайне».
Документ, называемый «Правила разработки перечня сведе
ний, отнесенных к государственной тайне» (далее — Правила),
утвержден постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 июля 2005 г. № 443.
В соответствии с Правилами:
«2. Органы государственной власти, руководители которых на
делены полномочиями по отнесению сведений к государственной
тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите
государственной тайны предложения о включении сведений в
проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем
сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен
ным ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тай
не», и методическими рекомендациями Межведомственной ко
миссии по защите государственной тайны.
Разработка указанных предложений осуществляется с учетом
экспертной оценки экономических и иных последствий отнесе
ния сведений к государственной тайне.
3. Проект перечня формируется Межведомственной комисси
ей по защите государственной тайны и вносится в установленном
порядке в Правительство Российской Федерации. В проекте пе
речня указываются органы государственной власти, наделяемые
полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в
проекте перечня.
4. Межведомственная комиссия по защите государственной
тайны осуществляет координацию деятельности органов государ
ственной власти по подготовке предложений о включении сведе
ний в проект перечня».
Форма «Перечня сведений, отнесенных к государственной тай
не», приведена ниже.
П е р е ч е н ь
сведений, отнесенных к государственной тайне
(утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203)
(в редакции Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90)
Сведения, отнесенные к государственной
тайне
Государственные органы,
наделенные полномочиями
по распоряжению сведениями,
отнесенными к государствен
ной тайне
I. Сведения в военной области
1
.
Сведения, раскрывающие план
применения Вооруженных Сил
Российской Федерации, оператив
ные планы применения (планы
боевого применения) войск, со
держание мероприятий, касающих
ся военных действий и их обеспе
чения, боевого управления или пе
ревода с мирного на военное время
а также боевые задачи носителям
ядерного оружия
МВД России
МЧС России
Минобороны России
ФСБ России
ФСО России
На основе Перечня органы государственной власти, руководи
тели которых наделены полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни све
дений, подлежащих засекречиванию. В них включаются сведе
ния, полномочиями по распоряжению которыми наделены ука
занные органы, и устанавливается степень их секретности. В рам
ках целевых программ по разработке и модернизации образцов
вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и науч
но-исследовательских работ по решению заказчиков указанных
образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни све
дений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подле
жащих засекречиванию, утверждаются соответствующими руко
водителями органов государственной власти.
Немаловажным вопросом формирования перечней сведений,
подлежащих засекречиванию, является установление степени сек
ретности конкретных сведений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 1995 г. № 870 утверждены «Правила отнесения сведе
ний, составляющих государственную тайну, к различным степе
ням секретности». Правила разработаны в соответствии с Зако
ном Российской Федерации «О государственной тайне» и явля
ются обязательными для исполнения органами государственной
власти, руководители которых наделены полномочиями по отне
сению сведений к государственной тайне, при разработке ими
перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими
органами государственной власти, органами местного самоуправ
ления, предприятиями, учреждениями и организациями при под
готовке предложений о включении в перечень сведений, собствен
никами которых они являются.
В соответствии с Правилами:
• перечни сведений, подлежащих засекречиванию, должны опре
делять степень секретности конкретных сведений (группы сведе
ний), а его структура — учитывать ведомственную или отрасле
вую специфику;
• степень секретности сведений, составляющих государствен
ную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, ко
торый может быть нанесен безопасности Российской Федерации
вследствие распространения указанных сведений;
• количественные и качественные показатели ущерба безопас
ности Российской Федерации определяются в соответствии с нор
мативно-методическими документами, утверждаемыми руководи
телями органов государственной власти, которые наделены пол
номочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и
согласованными с Межведомственной комиссией по защите госу
дарственной тайны (на момент написания учебника такие пока
затели не были разработаны ни в одном из органов государствен
ной власти);
• разграничение полномочий по распоряжению сведениями,
составляющими государственную тайну, между органами государ
ственной власти определяется Перечнем сведений, отнесенных к
государственной тайне, опубликованным в открытой печати;
• сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени
секретности подразделяются на сведения особой важности, со
вершенно секретные и секретные;
• к сведениям особой важности следует относить сведения в
области военной, внешнеполитической, экономической, научно-
технической, разведывательной, контрразведывательной и опера
тивно-розыскной деятельности, распространение которых может
нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или
нескольких из перечисленных областей;
• к совершенно секретным сведениям следует относить сведе
ния в области военной, внешнеполитической, экономической,
научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых
может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или
отрасли экономики Российской Федерации в одной или несколь
ких из перечисленных областей;